Разъяснения ФАС относительно реализации лекарственного препарата в случае изменения зарегистрированной цены
М.Р. Зарипова,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2017 г., с. 68-70.
В N 2, 2017 мы рассматривали вопрос, касающийся применения торговых наценок к цене производителя, которая была снижена после ее последующей перерегистрации*(1). В феврале текущего года ФАС выпустила Письмо от 22.02.2017 N АК/10696/17, в котором изложила свою точку зрения на данную проблему.
В письме сообщается, что формирование отпускной цены на лекарственный препарат, включенный в Перечень ЖНВЛП*(2), поставлено в зависимость от фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов, а также от размера оптовых надбавок, примененных предшествующими организациями оптовой торговли, участвующими в цепи реализации соответствующего лекарственного препарата.
Так, согласно ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями осуществляется исходя:
- из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену;
- из оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте РФ.
В связи с изложенным процесс реализации лекарственного препарата, включенного в Перечень ЖНВЛП, следует рассматривать как единое правоотношение, начинающееся с реализации производителем лекарственного препарата, включенного в названный перечень, и заканчивающееся реализацией этого лекарственного препарата конечному потребителю.
Исходя из общеправового принципа действия закона во времени правовые нормы распространяются на правоотношения, возникшие после введения в действие таких норм. К правоотношениям, возникшим до введения правовой нормы в действие, соответствующая норма не применяется.
Следовательно, в контексте рассмотрения указанного вопроса на процесс реализации лекарственного препарата, включенного в Перечень ЖНВЛП, распространяются правовые нормы, действующие в момент начала данного процесса, а именно в момент реализации лекарственного препарата, включенного в Перечень ЖНВЛП, производителем.
По мнению ФАС, при формировании отпускной цены на лекарственный препарат, приобретенный у производителя до внесения изменений в реестр цен в части снижения предельной отпускной цены на соответствующий лекарственный препарат, организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, учитывается фактическая отпускная цена производителя.
По вопросу определения срока, с которого цена на лекарственный препарат, включенный в Перечень ЖНВЛП, считается измененной, ФАС сообщает вот что.
В силу ч. 4 ст. 61 Федерального закона N 61-ФЗ не допускаются реализация и отпуск лекарственных препаратов, которые включены в Перечень ЖНВЛП и на которые производителями лекарственных препаратов не зарегистрирована предельная отпускная цена, а также реализация и отпуск производителями лекарственных препаратов по ценам, превышающим зарегистрированные предельные отпускные цены на лекарственные препараты.
Согласно п. 3 Правил N 865*(3) Минздрав осуществляет регистрацию предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат, ее перерегистрацию, внесение указанной зарегистрированной (перерегистрированной) предельной отпускной цены в реестр. Он выдает держателю или владельцу регистрационного удостоверения лекарственного препарата выписку из приказа Минздрава о государственной регистрации (перерегистрации) предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат.
Таким образом, предельная отпускная цена производителя на лекарственный препарат, включенный в Перечень ЖНВЛП, считается измененной (в случае снижения цены) после внесения соответствующей записи в реестр цен.
По мнению ФАС, допускается включение дополнительных сведений в протокол согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, которые учитывают особенности приобретения лекарственного препарата и позволяют отслеживать правильность формирования отпускной цены на лекарственный препарат - при условии обязательного сохранения и заполнения уже имеющихся граф.
* * *
Организации оптовой торговли и аптечные организации для расчета торговой наценки применяют фактическую цену производителя до даты внесения изменений в реестр цен. После внесения изменений торговую оптовую и розничную наценки следует определять исходя из новой величины зарегистрированной цены независимо от того, какая цена указана в протоколе производителем. При этом допускается включение дополнительных сведений в протокол согласования цен поставки лекарственных препаратов при условии обязательного сохранения и заполнения уже имеющихся граф.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью "Реализация лекарственного препарата из Перечня ЖНВЛП в случае изменения зарегистрированной цены".
*(2) В 2017 году действует перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 N 2885-р (документ применяется с 28.12.2016).
*(3) Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень ЖНВЛП, в субъектах РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"