Полномочия прокурора по защите избирательных прав граждан в административном судопроизводстве
О. Байдина,
доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин
Академии Генеральной прокуратуры РФ
Журнал "Законность", N 4, апрель 2017 г., с. 10-12.
Органы судебной власти занимают центральное место в государственной защите избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса с учётом обязательности судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц; неукоснительности их исполнения на всей территории РФ; невозможности пересмотра судебных решений иными органами государственной власти. При этом решения суда обязательны для исполнения избирательными комиссиями.
Перечень обладающих правом на обращение в суд общей юрисдикции за защитой избирательных прав содержится в п. 10 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 239 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС) и включает следующих субъектов: избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.
Прокурор, в соответствии с ч. 6 ст. 239 КАС, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных ст. 239 КАС, ч. 1 ст. 39 КАС, в защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.
Нормативной базой, регламентирующей участие прокурора в судопроизводстве, в первую очередь, является п. 3 ст. 1 Закона о прокуратуре РФ, согласно которому прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов, а также положения ст. 39 КАС и Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ наряду с иными категориями дел, предусмотренных КАС, являются обязательными для участия прокурора.
Прокурор, согласно ст. 39 КАС, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением или вступить в дело на любой стадии процесса.
Таким образом, форма участия прокурора в административном судопроизводстве не претерпела существенных изменений в связи с принятием КАС - это обращение в суд в качестве процессуального истца и дача заключения по делам определённых КАС категорий.
Содержание же полномочий прокурора в административном судопроизводстве по защите избирательных прав граждан имеет существенные особенности.
Эти особенности регламентированы, в первую очередь, ст. 239 КАС, которая предусматривает два правовых основания участия прокурора в избирательных правоотношениях: на основании указанной нормы и на основании ст. 39 КАС.
Часть 1 ст. 39 КАС наделяет прокурора правом обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов РФ, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Второе основание на обращение прокурора в суд с административным заявлением в защиту избирательных прав граждан напрямую установлено нормой закона. В этой ситуации прокурор имеет безусловное право на обращение в суд в порядке административного судопроизводства, поскольку здесь нет необходимости, в отличие от обращения в защиту прав граждан, неопределённого круга лиц, интересов публичных образований, обосновывать наличие интереса в возбуждении дела прокурором.
Так, положениями ст. 239 КАС установлено право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением:
- об определении срока, не позднее которого уполномоченный орган, должностное лицо или избирательная комиссия должны назначить выборы (за исключением выборов Президента РФ и выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ);
- о назначении местного референдума;
- об оспаривании решения о проведении местного референдума, решения, принятого на местном референдуме;
- об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов;
- об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.
На основании обращения прокурора в суд с административным заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов, как представляется, необходимо остановиться более подробно.
В соответствии с ч. 11 ст. 239 КАС с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
Такие случаи предусмотрены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
1) содержание в предвыборных программах кандидатов, избирательных объединений, иных агитационных материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определённым кругом лиц, включая сеть "Интернет"), выступлениях кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определённым кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывов к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо побуждение к таким деяниям, а также обоснование или оправдание экстремизма;
2) проведение агитации, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающей национальное достоинство, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитации, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
3) использование кандидатом в целях достижения определённого результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышен предельный размер расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
4) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
5) установление факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
6) установление факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;
7) использование избирательным объединением в целях достижения определённого результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышение предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
8) неоднократное использование руководителем избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения;
9) установление факта подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Учитывая, что перечень оснований для отмены регистрации кандидата или списка кандидатов, предусмотренный ч. 7 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" значительно шире, можно сделать вывод, что в отличие от других субъектов прокурор может реализовать право на защиту избирательных прав граждан только при наступлении определённых обстоятельств, являющихся основанием для отмены регистрации, прямо предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Представляется, что это ограничение полномочий прокурора исходит из конституционно закреплённого принципа невмешательства в деятельность избирательных комиссий со стороны органов государственной власти и, как следствие, отсутствия избирательных комиссий различных уровней в перечне объектов прокурорского надзора. Кроме того, о целесообразности этого ограничения свидетельствует ничтожно малое количество подобных административных заявлений, инициированных прокурорскими работниками с момента вступления в силу КАС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Байдина О.Ю. Полномочия прокурора по защите избирательных прав граждан в административном судопроизводстве
Baidina O.Y. Powers of a public prosecutor for protection of electoral rights of citizens in administrative proceedings
О.Ю. Байдина - доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Академии Генеральной прокуратуры РФ
O.Y. Baidina - Associate Professor, Department of Civil Law Disciplines, Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation
В статье раскрываются полномочия прокурора по участию в судопроизводстве по защите избирательных прав граждан в связи с принятием Кодекса административного судопроизводства РФ.
This article describes the powers of the prosecutor to participate in proceedings for the protection of citizens' electoral rights in connection with the adoption of the Code of Administrative Procedure Code.
Ключевые слова: прокурор; защита избирательных прав; терроризм; экстремизм; судопроизводство.
Keywords: prosecutor; protection of electoral rights; terrorism; extremism trial; court.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.