Реформирование правоохранительной системы Казахстана
У. Байжанов,
ректор Академии правоохранительных органов при
Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
Журнал "Законность", N 4, апрель 2017 г., с. 25-28.
Сегодня в Республике Казахстан проходят глубокие преобразования, направленные на формирование новой модели государственного управления, создание профессионального государственного аппарата.
Ставя задачу вхождения Казахстана в число тридцати самых развитых стран мира, глава государства в качестве стратегического приоритета выдвинул необходимость проведения институциональных реформ. План нации "100 конкретных шагов" охватывает реформирование всех сторон государственного развития и общественных отношений.
Ключевым вектором реформ определена задача формирования профессионального государственного аппарата. Фундаментом его станет кардинальная модернизация госслужбы, основанная на принципах меритократии и компетентностного подхода, что позволит отбирать самых талантливых и способных специалистов.
В этом контексте объективно возрастает роль органов правопорядка. От эффективности правоохранительной системы зависит отношение граждан к правовой политике государства, уровень доверия к власти. Поэтому государство сегодня нуждается в эффективной системе защиты прав личности, интересов общества и государства. Чтобы достойно ответить на современные глобальные вызовы и угрозы, стране нужны сильные правоохранительные органы и профессионалы высокого класса - образованные, высоконравственные, вызывающие доверие у людей. Создать правоохранительную систему, отвечающую ожиданиям общества и высоким международным стандартам, - такую задачу поставил Президент страны.
Потребность в высококвалифицированных сотрудниках остро поставила вопрос о необходимости внедрения прогрессивных кадровых технологий, на основе которых будет формироваться профессиональный кадровый потенциал.
Основой для этого стала Концепция кадровой политики правоохранительных органов, разработанная в 2013 г. по поручению главы государства.
В рамках её реализации воплощены в жизнь многие инновационные идеи, которые уже демонстрируют свою эффективность. Сегодня практически создана новая система кадрового обеспечения органов прокуратуры. Внедрены современные инструменты оценки и отбора кандидатов, развития профессиональных компетенций. Это позволяет привлекать к работе наиболее способных специалистов, подтвердивших свою профессиональную состоятельность и высокий личностный потенциал.
Важным этапом проводимой работы стало создание Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан. Это научно-образовательное учреждение с особым статусом, призванное обеспечить подготовку юристов новой генерации. Главная задача, стоящая перед Академией, - кардинальное реформирование системы профильного образования, подготовка конкурентоспособных специалистов с хорошими знаниями и профессиональными навыками.
Чем была продиктована необходимость создания специализированного учреждения? Сегодня в стране при явном избытке дипломированных юристов наблюдается дефицит грамотных специалистов. Качество подготовки юристов вызывает нарекания.
Это показал и последний конкурс в прокуратуру. На первом же этапе тестирования отсеялось 75% кандидатов. Претенденты не смогли продемонстрировать знания, которые вуз должен был гарантировать обладателю диплома.
Сегодня в Республике Казахстан проходят глубокие преобразования, направленные на формирование новой модели государственного управления, создание профессионального государственного аппарата.
Проблему существующего колоссального разрыва между качеством вузовского образования, потребностями практики и современными требованиями правоохранительной службы без кардинальных и системных мер не решить.
Именно поэтому в основе образовательной концепции Академии лежит интеграция науки, образования и практики. Специфика работы силовых структур диктует необходимость постоянного ориентирования обучения на актуальные запросы. Это и определяет содержание учебных программ, которые сформированы исходя из потребностей правоохранительной деятельности. Важно, чтобы наши слушатели получали не только теоретические знания, но и максимально овладевали основными практическими навыками работы юриста. Такая специализированная подготовка призвана пополнить багаж знаний молодого специалиста, обеспечить профессиональную адаптацию и помочь ему эффективно трудиться.
В этом формате в настоящее время проходят обучение молодые сотрудники службы экономических расследований, антикоррупционной службы и прокуратуры. После своего назначения они проходят в Академии специальные курсы с использованием передовых образовательных технологий. По итогам обучения на каждого слушателя составляется подробная характеристика, которая даёт объективную оценку потенциалу специалиста. Подразделения, в которые пойдут работать выпускники, получат ясное представление о подготовке и квалификации молодого специалиста, его профессиональных возможностях.
Совсем недавно мы напутствовали слушателей очередных курсов профессиональной подготовки. Это были 64 начинающих сотрудника прокуратуры, которые первыми прошли серьёзный конкурс по новой системе отбора и были отобраны из более чем тысячи трёхсот претендентов. Это действительно грамотные, подготовленные, социально активные ребята, которые, уверен, достойно пополнят прокурорские ряды.
Ещё одно важное направление деятельности Академии - повышение профессионального уровня сотрудников правоохранительных органов, состоящих в Президентском резерве кадров. Это будут руководители новой формации. Поэтому обучение нацелено на развитие и совершенствование необходимых управленческих компетенций, личной эффективности руководителя, его способности реагировать на нестандартные ситуации и принимать правильное решение. Большинство занятий проводятся в форме тренингов, на которых слушатели разрешают практические задания и составляют собственные проекты, максимально приближенные к их работе.
На Институт послевузовского обучения и повышения профессионального уровня Академии возложена задача обеспечить профильное специализированное обучение. На его базе ведётся подготовка специалистов по программам магистратуры и докторантуры.
Реализуя поставленную главой государства задачу повышения качества человеческого капитала на основе внедрения стандартов стран ОЭСР, мы разработали проект "Путёвка в профессию". Это концептуально новая образовательная модель, которая позволит получить максимально подготовленных к условиям несения службы специалистов для прокуратуры, службы экономических расследований и антикоррупционной службы. Главная цель - выпускать специалистов, обладающих фундаментальными знаниями и профессиональной компетенцией, высоким уровнем правовой культуры и правосознания.
Программа обучения рассчитана на два года. Первый год будет посвящён специальным дисциплинам, второй - практике непосредственно в прокуратуре, Службе экономических расследований и Нацбюро. При этом преследуются две главные цели - восполнение профессиональных знаний и развитие личностной компетенции, привитие коммуникативных навыков. В образовательном процессе предпочтение отдано исключительно интерактивным методам: будут практиковаться дискуссии, тренинги, публичные выступления, мастер-классы, аналитические отчёты.
Для обеспечения высокого уровня учебного процесса к занятиям привлекаются опытные, квалифицированные практики, в том числе руководители госорганов.
По окончании обучения выпускник получает паспорт компетенции в качестве обязательного компонента к диплому. Документ будет содержать подробную оценку профессионального потенциала специалиста, его готовности к службе.
По замыслу, реализация проекта позволит за пять лет сформировать корпус квалифицированных сотрудников с высоким уровнем профессиональной подготовки. В перспективе проект станет основой будущей системы подготовки кадров для всех правоохранительных органов.
Сегодня в правоохранительной системе ощущается острая нехватка квалифицированных кадров с качественным зарубежным образованием. Профильным министерством потребности правоохранительных органов при направлении сотрудников на обучение за рубеж не учитываются. Мы намерены восполнить этот пробел. И в будущем году планируем запуск пилотного проекта "Болашак".
Особую роль в структуре Академии играет межведомственный научно-исследовательский институт, на который возложены задачи по формированию единой научно-исследовательской политики в сфере правоохранительной деятельности. Актуальность этой работы многократно возрастает в условиях реформирования законодательства и модернизации правовой системы.
На базе института уже сегодня проводятся серьёзные научные разработки фундаментального и прикладного характера по актуальным проблемам общественной безопасности, глобального прогнозирования преступности и её профилактики. Результаты исследований могут эффективно внедряться в практическую и законопроектную работу. Также в портфеле института актуальные исследования по проблемам противодействия экстремизму и терроризму, формирования "нулевой терпимости" к правонарушениям, борьбы с торговлей людьми и др.
Так, с участием экспертов из государственных органов и неправительственного сектора институтом проделана кропотливая работа по углублённому исследованию причин ДТП, изучению мирового опыта в обеспечении дорожной безопасности. Результатом проведённых исследований стала разработка национальной концепции безопасности дорожного движения. Главная задача её реализации - снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий.
Высокий травматизм и гибель людей на дорогах - животрепещущая социальная проблема. К сожалению, принимаемые государством меры по снижению смертности на дорогах всё ещё недостаточны. Дорожные аварии ежегодно уносят тысячи жизней, десятки тысяч получают увечья и остаются инвалидами.
В ходе исследования причин дорожных происшествий мы постоянно обращались к мировому опыту. К примеру, в Швеции принята доктрина нулевого уровня смертности на дорогах. Во главу её поставлен тезис - аварии есть неизбежное зло, но нельзя мириться со смертью на дорогах. И он сработал. Шведам удалось существенно снизить количество умерших и пострадавших, достигнув рекордного уровня (на 100 тыс. населения погибает 3 человека). На дорогах Казахстана погибает 15 человек на 100 тыс. жителей. Речь идёт о людях, погибших на месте происшествия. Тех, кто умирает в больницах, ещё больше.
Мы решили использовать этот опыт. Практически каждое ДТП совершается по вине участников дорожного движения. Поэтому в первую очередь требуют своего решения вопросы формирования культуры поведения на дорогах, корпоративной солидарности и взаимоуважения участников движения.
Другая причина аварий - плохое качество дорог. Из-за этого погибает более половины жертв ДТП. Из 20 тыс. км дорог в стране стандартам безопасности отвечает только треть. К тому же стандарты по проектированию часто включают минимальные требования к безопасности дорожного движения. Зачастую это связано с экономией бюджетных средств. Но такая экономия ведёт к огромным потерям государства. Поэтому мы предлагаем внедрить аудит безопасности и инспектирование на всех стадиях жизненного цикла дороги.
Что касается инфраструктурных решений, то изучение международного опыта показывает, что даже незатратные, но наукоёмкие изменения дорожной инфраструктуры могут существенно снизить как возможность аварии, так и тяжесть её последствий. Словом, планировать и строить дороги надо так, чтобы водителям было неудобно превышать скорость.
Эффективной мерой также признано ограничение порога скорости вокруг мест массового скопления людей (детсады, школы и развлекательные центры). К сожалению, эта идея, заложенная нами в концепции, вызвала неадекватную реакцию в СМИ и социальных сетях.
Но стоило бы знать, что такой подход давно применяется во всём мире и оправдал себя. Он позволяет добиться реального повышения безопасности людей.
Важный инновационный проект Академии - создание Регионального хаба противодействия глобальным угрозам. Мы позиционируем его как международный исследовательский и обучающий центр. Наша задача - сосредоточить и использовать потенциал научно-образовательной сферы как инструмент для решения региональных проблем. Консолидация международного академического сообщества и внедрение передового опыта и методов обучения даст возможность равноправно участвовать в выработке общей стратегии государств Центральной Азии и СНГ в борьбе с глобальными угрозами. В качестве партнёров ожидается участие некоторых других стран и международных организаций. К примеру, уже сейчас свою заинтересованность в проекте выразили Великобритания, Израиль, США, Турция, ООН, ОБСЕ.
Расширение деловых связей с зарубежными партнёрами служит хорошим подспорьем для интеграции Академии в мировое научно-образовательное пространство. Специализация учебного заведения привлекает партнёров, заинтересованных не только в разовых акциях взаимодействия, но и в долгосрочной стратегической реализации совместных инициатив, направленных на усиление защиты граждан от внутренних и внешних угроз.
Наши усилия направлены на активное наращивание правового сотрудничества с авторитетными международными организациями и дипломатическими миссиями. И мы с удовлетворением отмечаем возрастающую эффективность этого взаимодействия, которое сегодня выходит на качественно новый уровень.
Несомненно, эффективность правоохранительной системы во многом определяют морально-нравственные качества сотрудников. Именно они играют решающую роль в формировании в обществе образа прокурора или полицейского. Это тем более важно, что они находятся в непосредственном контакте с населением. Именно поэтому повышение требовательности к личностному потенциалу сотрудников является вполне оправданным.
Важно, чтобы каждый сотрудник осознавал общественную значимость своей профессии, ответственность за собственную репутацию, за поддержание высокого авторитета ведомства.
Разрабатывается Концепция внедрения морально-этических стандартов поведения сотрудников Академии. Документ устанавливает основные требования к морально-этическому облику сотрудника, формированию высоких стандартов поведения. В пилотном режиме Концепцию апробируем у себя. Если будут положительные результаты, доработаем и в перспективе предложим для всей правоохранительной системы.
В идеале Концепция не просто должна быть красивой декларацией, а и стать реальной, действующей ценностью, по которой будут сверять свои слова и поступки все члены профессионального сообщества.
Вносить свой вклад в укрепление государственности, быть ответственными за построение сильного и процветающего Казахстана - во имя этой благородной цели должен трудиться каждый сотрудник прокуратуры. Мы всемерно должны содействовать тому, чтобы предложенные главой государства 100 шагов по реализации институциональных реформ полноценно претворились в жизнь и стали реальными шагами на этом ответственном пути. И задачи на ближайшее будущее видятся в том, чтобы сделать правоохранительную систему более эффективной, согласующейся с принципами нового политического курса страны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Байжанов У.С. Реформирование правоохранительной системы Казахстана
Baizhanov U.S. Reforming the law-enforcement system of Kazakhstan
У.С. Байжанов - ректор Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан
U.S. Baizhanov - Rector, AcademyofLaw-Enforcement Authorities under the Prosecutor General's Office of the Republic of Kazakhstan
В статье отражены концептуальные направления совершенствования правоохранительных структур в контексте происходящего в Казахстане реформирования государственного аппарата. Автор знакомит читателей с результатами проведённых исследований, в том числе в области обеспечения дорожной безопасности, юридического образования и по другим не менее актуальным темам. Сформулированы предложения, цель которых - качественное преобразование системы отбора и подготовки кадров для правоохранительных органов.
This publication reflects the conceptual directions of improvement of law enforcement structures in the context of ongoing reform of Kazakhstan state apparatus. The author introduces readers to the results of the research, including the field of road safety, legal education and other important topics. Proposals aimed at qualitative transformation of the system of selection and training officers for law enforcement agencies.
Ключевые слова: правоохранительная деятельность; прокуратура; образовательная концепция; интеграция науки, образования и практики; повышение профессионального уровня; инновационный проект; интеграция Академии в мировое научно-образовательное пространство.
Keywords: law enforcement; prosecutors; e-ducational concept; the integration of science, education and practice; professional development; innovative project; the integration of the Academy into the scientificworld and educational field.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.