1. Необходимо ли проведение СОУТ при изменении названия структурного подразделения (должности и фактические рабочие места остались без изменений)? 2. Необходимо ли проведение СОУТ при изменении квалификационной категории или разряда (инженер-конструктор 3 категории - инженер-конструктор 2 категории, слесарь-ремонтник 4 разряда - слесарь-ремонтник 5 разряда)? 3. Считается ли введение новой должности в штатное расписание введением в эксплуатацию нового рабочего места? С какого момента (с момента введения должности в штатное расписание или с момента приема на эту должность работника) даются 12 месяцев для проведения СОУТ? 4. СОУТ 01.02.2017 г. установила по должности обязательное прохождение периодических медосмотров 1 раз в 2 года. В какой срок необходимо направить работника на медосмотр?
Если условия труда на рабочих местах, определенные по результатам проведенной до 31 декабря 2013 г. аттестации рабочих мест (с 1 января 2014 г. по результатам специальной оценки условий труда), не изменились при изменении наименования структурного подразделения, то внеплановая специальная оценка условий труда на таких рабочих местах может не проводиться.
Также не является основанием для проведения специальной оценки условий труда переименование должности (изменение квалификационной категории), при условии сохранения условий труда на рабочих местах.
При этом условием проведения внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе является ввод в эксплуатацию вновь организованных мест. Следовательно, при введении в штатное расписание новой должности необходимо проводить специальную оценку условий труда. Данная оценка должна быть проведена в течение двенадцати месяцев со дня утверждения нового штатного расписания (изменений в штатном расписании).
Действующее законодательство не устанавливает срока для направления работников на медицинский осмотр по результатам проведения специальной оценки условий труда. При этом работодатель обязан обеспечить проведение медицинских осмотров работников с установленной периодичностью.
Правовое обоснование:
Одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда является проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ), согласно которому специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона N 426-ФЗ).
Согласно ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:
1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований названного Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;
3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 указанной статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в пунктах 2, 4-7 части 1 названой статьи.
В случае реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных пунктами 3-5 и 7 части 1 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться.
Статья 213 ТК РФ устанавливает, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 426-ФЗ результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.