Финансовый орган субъекта РФ на основании поправок, внесенных в закон о региональном бюджете на текущий год, урезает органу, выполняющему функции и полномочия учредителя автономного учреждения, финансирование, предусмотренное для перечисления субсидий на государственные задания. В связи с этим финансовый орган требует уменьшить суммы, установленные в соглашениях о предоставлении субсидий учреждениям, объемы услуг, оказываемых ими в рамках заданий, и показатели планов финансово-хозяйственной деятельности. Специфика услуг нашего учреждения такова, что их объем напрямую влияет на количество работников АУ, то есть уменьшение объема задания приведет к сокращению штата. Правомерны ли требования финансового органа?
К.Г. Чагин,
консультант по социальной политике Института экономики города
Журнал "Руководитель автономного учреждения", N 4, апрель 2017 г., с. 9-11.
В федеральном законодательстве об автономных учреждениях предусматривается возможность уменьшения объема субсидии, предоставленной учреждению на выполнение государственного или муниципального задания. Правда, допускается это только при условии соответствующего изменения задания*(1). Но в ситуации, описанной в вопросе, объем финансирования задания как раз и уменьшается одновременно с уменьшением объема задания. Поэтому действия финансового органа, вызванные возникшим дефицитом регионального бюджета, в данном случае, в принципе, вполне правомерны. Если учреждению не удастся обеспечить финансирование зарплаты сотрудников, ставших "лишними", за счет средств из других источников (например, от оказания платных услуг), придется сокращать штатное расписание. Отметим, что утверждение штатного расписания (а следовательно, и внесение в него изменений) в силу федерального законодательства об автономных учреждениях относится к полномочиям руководителя АУ (ч. 2 ст. 13 Закона N 174-ФЗ).
Однако чтобы дать полный ответ на заданный вопрос, следует дополнительно свериться с нормативно-правовой базой конкретного субъекта РФ. Согласно п. 2 ч. 5 ст. 4 Закона N 174-ФЗ порядок финансового обеспечения выполнения заданий государственными автономными учреждениями субъекта РФ устанавливается высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ. Поэтому в соответствующем региональном нормативном правовом акте необходимо найти конкретные основания для изменения объема предоставленной субсидии. Например, в Ярославской области одним из таких оснований оказалось уменьшение объемов ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение оказания государственных услуг (выполнения работ) в областном бюджете*(2).
Если аналогичный пункт присутствует и в нормативно-правовой базе того региона, в ведении которого находится задавшее вопрос учреждение, действия финансового органа соответствуют нормам не только федерального законодательства, но и региональной правовой базы. Если названное основание отсутствует, учреждение через своего учредителя может попробовать указать финансовому органу на несоответствие его требований региональной нормативно-правовой базе. Хотя успешность такой попытки, конечно же, вызывает большие сомнения.
1 апреля 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Часть 2.2 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
*(2) Постановление правительства Ярославской области от 09.11.2015 N 1197-п "О формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и финансовом обеспечении его выполнения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"