Глава V. Гарантии исполнения фондом обязательств
Статья 20. Формирование страхового резерва
1. Страховой резерв фонда представляет собой средства, входящие в состав его пенсионного резерва и предназначенные для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками. Формирование страхового резерва является обязанностью фонда, а не его правом.
Пенсионные резервы состоят из резервов покрытия пенсионных обязательств и страхового резерва. Средства резервов покрытия пенсионных обязательств предназначены для финансирования выплат вкладчикам, участникам и их правопреемникам в соответствии с пенсионными договорами. Средства страхового резерва используются для финансирования указанных выплат только в случае недостаточности резервов покрытия пенсионных обязательств.
На средства страхового резерва, как на средства пенсионных резервов, не может быть обращено взыскание по долгам фонда (за исключением долгов фонда перед его участниками), вкладчиков, страхователей, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников. К указанным средствам не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.
Формирование, использование и размещение страхового резерва фонда происходит с учетом требованиями комментируемого закона и нормативных правовых актов ФСФР России и в соответствии с политикой формирования и использования страхового резерва, утверждаемой внутренним распорядительным документом фонда. Политика определяет источники формирования страхового резерва, порядок обеспечения устойчивости исполнения обязательств фонда перед участниками по каждой применяемой пенсионной схеме, порядок восстановления страхового резерва в случае его недостаточности и др. В соответствии с политикой Советом фонда утверждается положение о страховом резерве.
Страховой резерв формируется после формирования в полном объеме резервов покрытия пенсионных обязательств и предназначен для обеспечения платежеспособности и финансовой устойчивости при выполнении обязательств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения. Размер страхового резерва определяется фондом самостоятельно на основании рекомендаций актуария, изложенными в актуарном заключении по итогам ежегодного актуарного оценивания
2. Порядок формирования, использования страхового резерва, а также его нормативный размер устанавливается нормативными правовыми актами ФСРФ России. На текущий момент действует постановление Министерства труда и социального развития РФ от 26.04.2004 г. N 55 "Об утверждении Положения о нормативном размере страхового резерва и порядке его формирования и использования" (далее - действующее Положение). В 2008 году ФСФР России утвердила новое Положение о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда (приказ ФСФР России от 18.03.2008 г. N 08-11/пз-н), которое вступит в силу со дня прекращения действия постановления Министерства труда и социального развития РФ от 26.04.2004 г. N 55 (далее - новое Положение).
Согласно действующему положению страховой резерв формируется за счет следующих средств:
- части дохода от размещения пенсионных резервов;
- целевых поступлений на формирование страхового резерва;
- средств для обеспечения уставной деятельности фонда;
- остатков денежных средств на пенсионных счетах вкладчиков (участников) фонда, образовавшиеся после осуществления выплаты выкупной суммы.
Доходы от размещения пенсионных резервов складываются из доходов по ценным бумагам (дивиденды и проценты), по банковским депозитам, а также из других видов доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистого финансового результата от реализации активов и чистого финансового результата, отражающего изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату. Решение о направлении части дохода от размещения пенсионных резервов принимается Советом фонда по итогам деятельности фонда за отчетный год. Отчисление части дохода от размещения средств пенсионных резервов в страховой резерв осуществляется на основании внутреннего распорядительного документа фонда путем проведения записей по соответствующим счетам бухгалтерского учета целевых средств и пенсионных резервов фонда по правилам ведения бухгалтерского учета.
Формирование страхового резерва допускается формировать за счет целевых поступлений. П. 2 ст. 251 НК РФ определяет целевые поступления как средства, получаемые из бюджета бюджетополучателям, а также получаемые некоммерческими организациями на их содержание и ведение ими уставной деятельности. Целевые поступления обладают следующими отличительными признаками:
- поступают от других организаций и (или) физических лиц безвозмездно;
- используются по назначению в соответствии с целью, определенной плательщиком целевых поступлений. Если использование целевого поступления в соответствии с указанным назначением становится вследствие изменившихся обстоятельств невозможным, они могут быть использованы по другому назначению лишь с согласия плательщика. Срок использования целевых поступлений законодательством не ограничивается.
Фонд, как получатель целевых средств, ведет отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. При направлении целевых взносов в платежных документах фонда должно быть прямое указание о назначении платежа. Не допускается зачисление в страховой резерв взносов, направляемых на формирование резервов покрытия пенсионных обязательств. Примерами целевых поступлений, которые могут быть направлены на формирование страхового резерва фонда, являются:
- целевые взносы вкладчиков, учредителей фонда, иных лиц, благотворительные взносы;
- имущество, переходящее фонду по завещанию в порядке наследования;
- суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на формирование страхового резерва фонда;
- часть пенсионных взносов, направляемых в соответствии с пенсионными правилами фонда на формирование страхового резерва фонда.
Страховой резерв может формироваться за счет средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности фонда в части дохода, полученного в результате инвестирования средств для обеспечения уставной деятельности в соответствии с решением Совета фонда. Отчисление в страховой резерв указанных средств осуществляется путем внесения записей по соответствующим счетам бухгалтерского учета по правилам ведения бухгалтерского учета. Формирование страхового резерва за счет средств совокупного вклада учредителей фонда не допускается.
В страховой резерв могут направляться денежные средства, оставшиеся после выплаты фондом выкупной суммы. Выкупная сумма подлежит выплате вкладчику, участнику или их правопреемникам либо переводу в другой фонд при прекращении пенсионного договора в случае, если это предусмотрено пенсионными правилами фонда.
Новое Положение изменило список допустимых источников формирования страхового резерва фонда. Остаток денежных средств на пенсионных счетах вкладчиков (участников) фонда, образовавшийся после осуществления выплаты выкупной суммы, исключен из перечня разрешенных источников формирования страхового резерва. Отчисление в страховой резерв дохода (части дохода), полученного от размещения имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, отнесено к целевым поступлениям. Добавлен новый источник - часть пенсионных взносов. Часть пенсионного взноса может быть направлена на формирование страхового резерва, если правилами фонда и пенсионным договором предусмотрено право фонда производить такие отчисления, и в нем установлен размер отчисляемой части пенсионного взноса, но не более 3% от суммы пенсионных взносов.
Таким образом, новое Положение к перечню разрешенных источников формирования страхового резерва относит следующие:
- часть дохода от размещения средств пенсионных резервов;
- целевые поступления на формирование страхового резерва;
- часть пенсионных взносов.
Порядок использования страхового резерва согласно действующему Положению основывается на необходимости покрытия пенсионных обязательств при осуществлении пенсионных выплат. Обоснование использования фондом страхового резерва в течение года должно быть подтверждено в актуарном заключении, представляемом фондом в уполномоченный федеральный орган (ФСФР России).
Новое Положение допускает использование страховых резервов для следующих целей:
- пополнения резерва покрытия пенсионных обязательств в целях обеспечения соответствия резерва покрытия пенсионных обязательств обязательствам фонда по выплате пенсий и выкупных сумм участникам;
- пополнения резерва покрытия пенсионных обязательств по рекомендациям актуария, изложенным в актуарном заключении в части корректировки актуарных предположений, использованных фондом.
- восстановления резерва покрытия пенсионных обязательств фонда в случае уменьшения средств пенсионных резервов в результате их размещения.
Размер страхового резерва устанавливается фондом самостоятельно, исходя из потребности обеспечения устойчивости исполнения обязательств по пенсионным договорам. Нормативным правовым актом уполномоченного органа могут быть установлены минимальный и максимальный размеры страхового резерва.
Действующее постановление определяет обязанность фонда определять размер страхового резерва на основании рекомендаций актуария, изложенных в актуарном заключении по итогам ежегодного актуарного оценивания, но не менее 5% от величины резервов покрытия пенсионных обязательств и не более величины резерва покрытия пенсионных обязательств.
Новое постановление снимает ограничение верхнего предела страхового резерва и устанавливает допустимый минимальный размер, равный 5% меньшей из следующих величин:
- размера резервов покрытия пенсионных обязательств по состоянию на начало отчетного года;
- размера резервов покрытия пенсионных обязательств по состоянию на конец отчетного года.
Ограничение максимальной величины страхового резерва отменено.
3. Размещение средств страхового резерва производится в соответствии с порядком, устанавливаемым для размещения средств пенсионных резервов в соответствии с правилами размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2007 г. N 63. Инвестирование средств страховых резервов основывается на принципах сохранения и прироста указанных средств.
Размещение средств страхового резерва возможно как фондом самостоятельно, так и через управляющую компанию на основании договора доверительного управления.
Средства страхового резерва могут быть инвестированы в активы, разрешенные для размещения средств пенсионных резервов, соответствующие требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности. К таким активам относятся:
- денежные средства, включая иностранную валюту, размещенные на банковских счетах и в банковских депозитах;
- государственные ценные бумаги Российской Федерации;
- государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
- муниципальные облигации, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
- депозитные сертификаты российских банков;
- акции российских открытых акционерных обществ, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
- облигации российских хозяйственных обществ, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
- ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах и допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
- инвестиционные паи открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, допущенные к торгам российскими организаторами торговли на рынке ценных бумаг;
- ценные бумаги правительств иностранных государств;
- ценные бумаги международных финансовых организаций, включенные в перечень, утвержденный ФСФР России;
- акции иностранных акционерных обществ и облигации иностранных коммерческих организаций;
- акции (паи, доли) иностранных инвестиционных фондов;
- нежилые здания, нежилые помещения, строения и сооружения, находящиеся на территории Российской Федерации и введенные в эксплуатацию в установленном порядке, земельные участки, занятые указанными зданиями, строениями и сооружениями.
Осуществляя управление средствами страхового резерва фонд (управляющая компания) должны соблюдать установленные нормативными правовыми актами ФСФР России требования, направленные на снижение рисков, связанных с размещением указанных средств, а также иных нормативных правовых актов, пенсионных правил фонда и договора доверительного управления (см. комментарий к ст. 18 настоящего закона).
Статья 21. Актуарное оценивание деятельности фонда
1. Под актуарной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов актуарной деятельности, направленная на проведение актуарных расчетов в отношение объекта актуарной оценки.
Объектом актуарного оценивания в отношении негосударственных пенсионных фондов является деятельность негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию с целью оценивания способности фонда отвечать по своим обязательствам перед участниками, вкладчиками и застрахованными лицами. В основе актуарного оценивания лежат актуарные расчеты, производимые с помощью математических функций и методов теории вероятности и статистики.
Основной задачей проведения актуарных расчетов является определение размеров пенсионных взносов, средств пенсионных накоплений, для обеспечения стабильного выполнения обязательств перед участниками фонда. Эти показатели определяются на основании исходных данных (актуарного базиса) и предположений о будущем доходе, полученном от инвестирования пенсионных взносов. В основе актуарных расчетов лежат математические модели теории вероятности и статистики. Существуют два основных метода анализа платежеспособности пенсионных схем:
- метод "закрытого фонда",
- метод "открытого фонда".
При первом методе пенсионная схема условно закрывается для заключения новых пенсионных договоров и рассматривается достаточность имеющихся резервов и будущих поступлений для выполнения взятых на себя обязательств. При методе "открытого фонда" учитывается также будущие новые участники фонда, заключившие пенсионные договоры в пользу новых участников.
Актуарному оцениванию подлежат обязательства фонда в целом и финансовая устойчивость каждой пенсионной схемы. Каждая пенсионная схема содержит методику актуарных расчетов.
Актуарное оценивание бывает плановым и внеплановым, обязательным и необязательным. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию подлежит обязательному ежегодному (плановому) актуарному оцениванию по итогам финансового года. В случае реорганизации или ликвидации фонда проводится обязательное внеплановое оценивание фонда. По желанию фонда могут проводиться дополнительные (необязательные) актуарные оценивания.
Деятельность фонда подлежит обязательному ежегодному актуарному оцениванию. При проведении актуарного оценивания проверяется достоверность специальной отчетности фондов, установленной ФСФР России. На основании данных специальной отчетности сравнивается объем обязательств фонда (сумму пенсионных активов, отраженную по всей совокупности пенсионных счетов НПФ) с рыночной стоимостью активов, в которые размещены пенсионные резервы, т.е. составляется актуарный баланс, состоящий из двух разделов - актуарные пассивы и актуарные активы. Актуарные пассивы представляют собой актуарную оценку величины обязательств фонда на заданную дату, т.е.:
- стоимость пенсионных обязательств по каждой из пенсионных схем с учетом будущих взносов;
- кредиторская задолженность, нераспределенная прибыль;
- страховой резерв;
- размер оплаченного фонда для обеспечения уставной деятельности (включая совокупный вклад учредителей).
Активы фонда - это стоимость всего имущества фонда, включая нематериальные активы и дебиторскую задолженность. Актуарное оценивание активов производится исходя из дохода, который они приносят в предположении нормальной работы фонда. В состав актуарных активов не включаются основные средства фонда. При составлении активов фонда, средства пенсионного резерва оцениваются отдельно от средств для обеспечения уставной деятельности.
Актуарный баланс признается практически выдержанным, если размер актуарных активов меньше размера актуарных пассивов, но больше суммы стоимостей пенсионных обязательств по каждой из пенсионных схем с учетом будущих взносов, кредиторской задолженности и нераспределенной прибыли. В случае если размер актуарных активов меньше указанной суммы, то фонд имеет актуарный дефицит. Фонд имеет актуарный профицит, если размер актуарных активов фонда превышает размер актуарных пассивов фонда.
Отсутствие актуарного дефицита говорит о финансовой устойчивости фонда, о возможности осуществления фондом своих обязательств по пенсионным договорам в полном объеме.
Актуарное оценивание проводится на основании договора, заключаемого между негосударственным пенсионным фондом и актуарием. Предметом этого договора является оказание услуг по актуарному оцениванию деятельности фонда. Договор является двусторонним, возмездным, консенсуальным, каузальным.
Договор заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Существенными условиями оказания услуг актуарного обследования договора являются: объект или объекты актуарной оценки и размер денежного вознаграждения актуария.
2. Актуарное оценивание осуществляется актуарием. Актуарием является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом. Актуарий вправе осуществлять актуарное оценивание в качестве работника организации, имеющей право на проведение актуарной деятельности, или в качестве лица, привлекаемого такой организацией к работе на основании гражданско-правового договора. Актуарий должен являться членом саморегулируемой организации актуариев.
При осуществлении актуарного оценивания деятельности фонда актуарий имеет право:
- требовать от заказчика обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления актуарных расчетов в отношение объекта актуарной оценки;
- получать от заказчика разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления актуарных расчетов в отношение объекта актуарной оценки;
- запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения актуарных расчетов в отношение объекта актуарной оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность результатов актуарных расчетов в отношение объекта актуарной оценки, актуарий указывает это актуарном заключении;
- отказаться от проведения актуарных расчетов в отношение объекта актуарной оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте актуарной оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;
- и иные права, предусмотренные договором об оказании услуг по актуарному оцениванию.
Актуарий, проводящий актуарное оценивание, обязан:
- соблюдать при осуществлении актуарной деятельности требования законодательства Российской Федерации, федеральные стандарты актуарной деятельности, а также стандарты и правила актуарной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией актуариев, членом которой он является;
- соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией актуариев (далее - правила деловой и профессиональной этики), членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные такой саморегулируемой организацией актуариев;
- обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика в ходе проведения актуарных расчетов в отношение объекта актуарной оценки;
- не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения актуарных расчетов в отношение объекта актуарной оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- выполнять иные обязанности, предусмотренные договором об оказании услуг по актуарному оцениванию.
3. Актуарное заключение включает в себя результаты актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, а также результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.
Актуарное заключение содержит следующие сведения:
- название фонда, номер лицензии и дата ее выдачи.
- причина проведения оценивания (ежегодное обязательное, обязательное при реорганизации фонда, иная причина).
- дата, по состоянию на которую проводилось актуарное оценивание,
- показатель дефицита (профицита) на отчетную дату,
- показатель ликвидности активов,
- актуарные предположения, используемые при актуарном оценивании,
- количество используемых фондом пенсионных схем,
- комментарии актуария.
Отчет об актуарном оценивании деятельности фонда имеет следующую структуру:
- введение (наименование фонда, номер лицензии, дата составления заключения, информация об актуарии);
- выводы и рекомендации (общая оценка финансового состояния фонда и рекомендации актуария по корректировке пенсионных схем, по изменению структуры капиталовложений, по ликвидации актуарного дефицита с оценкой возможных последствий);
- пенсионные схемы (указываются все используемые фондом пенсионные схемы в соответствии с принятой актуарной классификацией);
- участники и вкладчики фонда (указываются сведения по вкладчикам и участникам фонда, которые необходимы для расчета размера обязательств фонда);
- актуарные предположения;
- оценивание актуарных активов фонда;
- оценивание актуарных пассивов;
- актуарный баланс;
- ликвидность (рыночная стоимость всех ликвидных активов Фонда сравнивается с размером всех выкупных сумм при единовременном расторжении всех пенсионных договоров фонда).
4. Актуарий, осуществляющий актуарное оценивание деятельности фонда, не может являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария, т.е. не допустимо проведение независимого актуарного оценивания актуарием, который способен оказывать влияние на деятельность фонда, управляющих компаний, специализированного депозитария. (Подробнее об аффилированных лицах говорится в комментарии к ст. 7 настоящего закона).
5. Установление требований к квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности фондов, отнесено к компетенции ФСФР России. Нормативные правовые акты ФСФР России, определяющее соответствие актуариев требованиям к их квалификации должны предусматривать:
- порядок проверки соответствия квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов, установленным требованиям;
- порядок выдачи документов, подтверждающих соответствие квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов, установленным требованиям, а также основания для отказа в выдаче таких документов;
- порядок ведения реестра документов, подтверждающих соответствие квалификации актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов, установленным требованиям.
6. Актуарное заключение о деятельности негосударственного пенсионного фонда составляется ежегодно в трех экземплярах, которые должны быть удостоверены подписью актуария и его личной печатью (или печатью актуарной фирмы для юридического лица). Первый экземпляр представляется в ФСФР России не позднее 30 июля года, следующего за отчетным годом, второй - в негосударственный пенсионный фонд, третий остается у актуария. Отчет об актуарном оценивании деятельности негосударственного пенсионного фонда составляется в двух экземплярах. Один хранится в негосударственном пенсионном фонде, другой - у актуария, проводившего оценивание. В случае если актуарное заключение содержит вывод о невозможности выполнения фондом своих обязательств, одновременно с актуарным заключением представляется и отчет об актуарном оценивании деятельности фонда.
Статья 22. Аудиторская проверка
1. Аудиторской деятельностью (аудитом) называется предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемые лица). Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Аудиторскую проверку осуществляет аудитор, т.е. физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Квалификационный аттестат выдается сдавшим квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью согласно программе, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 12.09.2002 г. N 93н "Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации". Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. К аттестации допускаются лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, либо имеющие документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании; а также стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет из последних пяти на территории Российской Федерации (либо в российских или совместных с российскими организациях и учреждениях на территории иностранных государств).
Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица. Аудитор не имеет права совмещать аудиторскую деятельность с осуществлением иных видов предпринимательской деятельности, кроме оказания сопутствующих аудиту услуг. К таким услугам относятся:
- постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
- управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций;
- правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;
- автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
- оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имущественных комплексов, а также предпринимательских рисков;
- разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
- проведение маркетинговых исследований;
- проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
- обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью;
- оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.
Аудиторская деятельность до 2008 г. относилась к лицензируемому виду деятельности. Начиная с 1 января 2008 года, лицензирование указанного вида деятельности отменено.
Аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов. Не менее 50% кадрового состава аудиторской организации должно состоять из граждан Российской Федерации, постоянно проживающие на ее территории, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%.
2. Фонд обязан ежегодно по итогам финансового года проводить независимую аудиторскую проверку. Для этого фонд заключает договор оказания аудиторских услуг. Этот договор относится к договорам возмездного оказания услуг и заключается в соответствии с требованиями главы 39 ГК РФ. Предметом этого договора является оказание аудиторских услуг в соответствии с федеральными законами, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами. Договор является двусторонним, возмездным, консенсуальным, каузальным.
Договор заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Существенными условиями договора оказания аудиторских услуг являются: объект или объекты аудиторской проверки и размер денежного вознаграждения аудитора. Согласно договору ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возлагается на аудируемое лицо. Ответственность аудитора заключается только в выражении на основании проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
Ежегодному аудиту подлежат:
- ведение бухгалтерского учета,
- пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии,
- ведение бухгалтерской отчетности фондов,
- осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий,
- ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений.
Обязательное проведение аудиторской проверки предполагается при реорганизации и ликвидации фонда.
3. Аудитор, осуществляющий поверку деятельности фонда, не может являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария, т.е. недопустимо проведение проверки аудитором, который способен оказывать влияние на деятельность фонда, управляющих компаний, специализированного депозитария. Подробнее об аффилированных лицах говорится в комментарии к ст. 7 настоящего закона.
Аудиторская проверка не может осуществляться следующими аудиторами:
- аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);
- аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками), в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками), в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
- аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудиторской проверки, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности физическим и юридическим лицам, - в отношении этих лиц.
4. Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении фонда и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Аудиторское заключение, как документ, имеет структуру:
а) наименование документа;
б) указание адресата;
в) следующие сведения об аудиторе:
- организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица;
- место нахождения;
- номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
- членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;
г) следующие сведения об аудируемом лице:
- наименование и организационно-правовая форма;
- место нахождения;
- номер и дата свидетельства о государственной регистрации;
- номер и дата лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;
д) вводную часть, в которой перечисляются проверенные финансовые (бухгалтерские) отчеты аудируемого лица, их состав;
е) часть, описывающую объем аудита. Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности. Это необходимо для получения пользователем уверенности в том, что аудит был проведен в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, правилами и стандартами;
ж) часть, содержащую мнение аудитора;
з) дату аудиторского заключения;
и) подпись аудитора.
Аудиторское заключение составляется в письменной форме, подписывается руководителем аудитора или уполномоченным руководителем лицом и лицом, проводившим аудит (лицом, возглавлявшим проверку), с указанием номера и срока действия его квалификационного аттестата. Эти подписи должны быть скреплены печатью. В случае если аудит осуществлялся индивидуальным аудитором, который самостоятельно проводил аудиторскую проверку, аудиторское заключение может быть подписано только этим аудитором. К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение и которая датирована, подписана и скреплена печатью аудируемого лица.
Аудиторское заключение и указанная отчетность должны быть сброшюрованы в единый пакет, листы пронумерованы, прошнурованы, опечатаны печатью аудитора с указанием общего количества листов в пакете.
Аудиторское заключение на деятельность фонда составляется в трех экземплярах. Первый экземпляр представляется в ФСФР России не позднее 30 июня года, следующего за отчетным годом, второй - в негосударственный пенсионный фонд, третий остается у аудитора. По согласованию с фондом аудитор может изготовить дополнительное количество аудиторских заключений.
Статья 23. Объединенные гарантийные фонды и страхование
1. В целях обеспечения исполнения обязательств перед участниками и застрахованными лицами фонды вправе создавать на добровольной основе объединенные гарантийные фонды.
Фонды вправе выступить учредителями нового юридического лица, целью деятельности которого будет обеспечение обязательств перед участниками и застрахованными лицами этих фондов. Комментируемая статья называет такие организации объединенными гарантийными фондами. В случае создания в соответствии со ст.ст. 36.26 комментируемого закона саморегулируемой организации фондов и организаций, которые по договорам с фондами осуществляют ведение пенсионных счетов, обеспечение формирования гарантийного фонда ее членами относится к ее ведению. Тогда объединенный гарантийный фонд может быть просто финансовым ресурсом, формируемым за счет средств членов саморегулируемой организации, с целевым назначением. В этом случае средства объединенного гарантийного фонда, очевидно, являются собственностью саморегулируемой организации, обеспечивающей ведение отдельного учета указанных средств. Порядок формирования и использования объединенного гарантийного фонда определяется внутренними документами саморегулируемой организации в соответствии с ее уставом.
2. Фонды, не являющиеся членами саморегулируемой организации, имеют право создать объединенный гарантийный фонд, т.е. учреждать новое юридическое лицо с целью обеспечения исполнения обязательств перед участниками и застрахованными лицами. Вновь созданная организация не может быть коммерческой, т.к. целью ее деятельности не является извлечение прибыли и разделение ее между учредителями.
Объединенный гарантийный фонд может создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях": фонд, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Выбор организационно-правовой формы осуществляется учредителями объединенного гарантийного фонда.
Объединенный гарантийный фонд должен иметь в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, формируемое за счет отчислений фондов-участников и доходов от их инвестирования.
Имущество фондов состоит из трех частей - имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, а также пенсионных резервов и пенсионных накоплений. Средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений имеют строго целевой характер и могут быть использованы на цели, определенные комментируемым законом. Пенсионные резервы фонд формирует для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками, а пенсионные накопления - перед застрахованными лицами. Размещение указанных средств производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников, а средств пенсионных накоплений в интересах застрахованных лиц. Инвестирование средств пенсионных накоплений и размещение пенсионных резервов возможно в объекты, разрешенные законодательством Российской Федерации для этой цели. Совершение сделок по безвозмездному отчуждению активов, составляющих пенсионные резервы и (или) пенсионные накопления фонда запрещаются. Таким образом, объединенный гарантийный фонд может быть сформирован только за счет отчислений средств из имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фондов.
Любое юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации. Органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, является ФНС. Однако решение о государственной регистрации некоммерческих организаций принимается федеральной регистрационной службой (ее территориальными органами). Объединенный гарантийный фонд проходит государственную регистрацию в порядке, предусмотренном для государственной регистрации некоммерческих организаций (см. комментарий к ст. 5 комментируемого закона). С момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц саморегулируемая организация считается созданной, т.е. приобретает полную правоспособность. С этого момента объединенный гарантийный фонд вправе открывать счета в банках или кредитных организациях, а также имеет печать с полным наименованием некоммерческой организации на русском языке.
Учредительными документами объединенного гарантийного фонда являются устав и учредительный договор. В учредительных документах организации должны содержаться следующие сведения:
- наименование, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,
- место нахождения,
- порядок управления деятельностью,
- предмет и цели деятельности,
- сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов,
- условия и порядок приема в члены организации и выхода из нее,
- источники формирования имущества,
- порядок внесения изменений в учредительные документы,
- порядок использования имущества в случае ликвидации,
- состав и компетенция их органов управления,
- порядок принятия решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов.
Таким образом, порядок управления объединенным гарантийным фондом определяется входящими в них фондами в принимаемых ими учредительных документах.
Объединенный гарантийный фонд осуществляет свои полномочия через органы управления. Высшим органом управления является общее собрание ее участников организации. Основной функцией, осуществляемой высшим органом управления, является обеспечение соблюдения организацией целей, в интересах которых она была создана. К компетенции общего собрания участников организации относится решение следующих вопросов:
- изменение устава некоммерческой организации;
- определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
- образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;
- утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
- утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;
- создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;
- участие в других организациях;
- реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (за исключением ликвидации фонда).
Учредительными документами может быть предусмотрено создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение части вопросов, указанных выше, а также исполнительный орган, который может быть коллегиальным и (или) единоличным. Исполнительный орган создается с целью осуществление текущего руководства деятельностью организации. Исполнительный орган подотчетен общему собранию участников.
Органы управления объединенного гарантийного фонда очевидно должны решить ряд вопросов, связанных с деятельностью гарантийного фонда. Например, определить порядок внесения взносов участников гарантийного фонда, размер взносов, определить принципы управления сформированными средствами, а также политику по их инвестированию, порядок использования сформированных средств и др.
При создании объединенных гарантийных фондов негосударственные пенсионные фонды сталкиваются с проблемой отсутствия нормативной базы, регулирующей формирование, управление и использование указанного фонда.
3. В целях обеспечения дополнительных гарантий исполнения обязательств перед участниками фонд вправе участвовать в обществах взаимного страхования.
Общества взаимного страхования являются основанными на членстве некоммерческими организациями. Они могут быть созданы по инициативе не менее чем трех, но не более чем пятисот юридических лиц, созвавших общее собрание, на котором принимается устав общества, формируются органы управления общества и орган контроля общества. Число членов общества ограничено - не менее чем три и не более чем пятьсот юридических лиц. Общество может быть создано также в результате реорганизации существующего общества взаимного страхования, потребительского кооператива или некоммерческого партнерства. Наименование общества должно содержать слова "некоммерческая организация" и "взаимное страхование".
Общество имеет право на осуществление взаимного страхования с момента получения лицензии на осуществление взаимного страхования в соответствии с Законом Российской Федерации от 27.11.1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Для страхования членов обществом не требуется заключения договора страхования, если иное не предусмотрено учредительными документами общества. Общество обязуется при наступлении страхового случая произвести страховую выплату члену общества, уплатившему страховые взносы, в порядке и в сроки, которые установлены уставом общества или договором страхования.
Взаимному страхованию, осуществляемому непосредственно на основании устава общества, подлежат только имущественные интересы членов общества:
- владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);
- обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);
- осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).
Риск страховой выплаты (страхового возмещения), принятый на себя обществом, может быть застрахован у страховщика, имеющего лицензию на осуществление перестрахования. При этом указанный страховщик не может быть членом данного общества.
Учредительным документом общества является устав. Он утверждается общим собранием членов общества и его требования обязательны для исполнения обществом и его членами. Устав общества должен содержать следующие сведения:
- полное и сокращенное наименование общества на русском языке;
- место нахождения общества;
- предмет и цели деятельности общества;
- вид или виды страхования, осуществляемые обществом;
- порядок управления обществом, состав и компетенция органов управления общества и органа контроля общества, порядок их создания и порядок принятия ими решений;
- условия и порядок приема в члены общества, основания исключения из общества и порядок прекращения членства в обществе;
- права и обязанности общества перед членами общества;
- права и обязанности членов общества;
- порядок внесения вступительного взноса и его размер, условия и порядок внесения иных взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению указанных взносов;
- условия ответственности по страховым обязательствам общества и порядок несения членами общества такой ответственности;
- источники формирования имущества общества и порядок распоряжения имуществом общества;
- порядок внесения изменений в устав общества;
- порядок реорганизации и ликвидации общества;
- определение порядка рассмотрения споров между обществом и его членами;
- правила страхования в случае осуществления взаимного страхования обществом на основании устава;
- иные не противоречащие законодательству Российской Федерации сведения.
Общество может иметь в собственности здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, денежные средства в рублях и иностранной валюте, ценные бумаги и иное не запрещенное законодательством Российской Федерации имущество. Источниками формирования имущества общества являются:
- вступительный взнос;
- страховая премия (страховые взносы);
- дополнительный взнос;
- добровольные денежные и иные имущественные взносы и пожертвования;
- доходы, получаемые от инвестирования и размещения временно свободных средств страховых резервов и иных средств;
- заемные средства;
- взносы на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью общества;
- иные не запрещенные законодательством Российской Федерации поступления.
Для обеспечения исполнения обязательств по взаимному страхованию общество формирует страховые резервы, размещение которых может осуществляться только на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Средства страховых резервов используются исключительно для страховых выплат.
Не являясь участником общества взаимного страхования, фонд правомочен заключать договоры страхования, обеспечивающие дополнительные гарантии исполнения обязательств фондов перед участниками.
По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки, в связи с иными имущественными интересами страхователями (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Страховая сумма - денежная сумма, которая установлена федеральным законом и (или) определена договором страхования, и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая. При осуществлении страхования имущества страховая сумма не может превышать его действительную стоимость (страховую стоимость) на момент заключения договора страхования. Страховая выплата - денежная сумма, установленная федеральным законом и (или) договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю при наступлении страхового случая.
Страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном законодательством порядке. Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного Законом РФ от 27.11.1992 г. N 4016-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" минимального размера уставного капитала. Минимальный размер уставного капитала определяется на основе базового размера, равного 30 миллионам рублей, и коэффициентов, определяемых в соответствии с указанным законом.
Сотрудники страховой компании должны удовлетворять предъявляемым законодательством требованиям:
- руководителем (в том числе единоличный исполнительный орган) может быть лицо, постоянно проживающее на территории Российской Федерации, с высшим экономическим или финансовым образованием, со стажем работы в сфере страхового дела и (или) финансов не менее двух лет;
- главным бухгалтером может быть лицо, постоянно проживающее на территории Российской Федерации, с высшим экономическим или финансовым образованием, со стажем работы по специальности не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации и (или) брокерской организации, зарегистрированных на территории Российской Федерации;
- страховым актуарием может быть лицо с высшим математическим (техническим) или экономическим образованием при наличии квалификационного аттестата, подтверждающего знания в области актуарных расчетов.
Договор страхования заключается в письменной форме путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на основании его письменного или устного заявления страхового полиса (свидетельства, сертификата, квитанции), подписанного страховщиком. В последнем случае согласие страхователя заключить договор на предложенных страховщиком условиях подтверждается принятием от страховщика указанных документов.
Существенными условиями договора страхования являются следующие условия:
- об определенном имуществе либо ином имущественном интересе, являющегося объектом страхования;
- о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страховой случай);
- о размере страховой суммы;
- о сроке действия договора.
4. Гарантийные фонды, созданные в форме некоммерческой организации, общества взаимного страхования являются самостоятельными субъектами гражданских правоотношений и отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом и не отвечают по обязательствам своих членов. На средства гарантийных фондов или имущество общества взаимного страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам фондов, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением предусмотренной настоящим законом деятельности.
5. Контроль за деятельностью объединенных гарантийных фондов осуществляется уполномоченным федеральным органом. Согласно постановлению Правительства РФ от 04.11.2003 г. N 669 таким уполномоченным органом является ФСФР России. Предметом контроля за деятельностью гарантийных фондов является соблюдение ими требований законодательства Российской Федерации.
Осуществление ФСФР России контроля происходит в порядке, определенном приказом ФСФР России от 13.11.2007 г. N 07-107/пз-н "Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора".