Какие сведения должно содержать положение о закупках бюджетного учреждения?
А. Павелин,
эксперт журнала "Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности
государственных (муниципальных) учреждений"
Журнал "Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 5, май 2017 г., с. 68-72.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения ее процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки. Следовательно, учреждение самостоятельно определяет способы закупки товаров, работ, услуг, порядок подготовки и проведения которых должен быть установлен в положении о закупке.
Обоснование. Напомним, что бюджетные учреждения могут применять положения Федерального закона N 223-ФЗ*(1) в случаях, установленных ст. 15 Закона о контрактной системе*(2). С этой целью они должны разработать и утвердить положение о закупках и опубликовать его до начала года на официальном сайте РФ для размещения информации о заказах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, если заказчиком выступает государственное или муниципальное бюджетное учреждение. Порядок утверждения и согласования положения о закупке устанавливает учредитель.
Принятое решение об осуществлении закупок на основании разработанного и размещенного на официальном сайте положения о закупках или Закона о контрактной системе не может быть изменено в текущем году.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения ее процедур (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные положения, связанные с обеспечением закупки. В частности, указанное положение может содержать следующие разделы:
1. Общие сведения. В данном разделе необходимо отразить общие правила, касающиеся порядка организации закупок в бюджетном учреждении, а именно принципы закупок, лиц, на которых положение распространяется, а также отношения, которые оно регулирует.
2. Порядок подготовки процедур закупки. Здесь указываются особенности формирования плана закупок, порядок создания и полномочия комиссии по осуществлению закупки. Напомним, что согласно требованиям ч. 2, 3 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ учреждения размещают в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается в единой информационной системе на период от пяти до семи лет.
При описании порядка формирования комиссии следует указать, что в ее состав не могут включаться лица, лично заинтересованные в результатах закупки (представители лиц, подавших заявки на участие в процедуре закупки, состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо лица, на которых способны оказывать влияние участники закупки (в том числе лица, являющиеся участниками или акционерами этих организаций, членами их органов управления, их кредиторами). В случае выявления таких лиц в составе комиссии заказчик вправе принять решение о внесении изменений в ее состав. Член комиссии, обнаруживший после подачи заявок свою личную заинтересованность в результатах закупки, должен незамедлительно сообщить об этом председателю комиссии или лицу, его замещающему, а также иному лицу, которые в подобном случае могут принять решение о принудительном отводе члена комиссии.
3. Способы закупки и условия их использования. В данном разделе необходимо указать способы, которыми будут осуществляться закупки, а также порядок их применения. Напомним, что в соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. К таким способам можно отнести:
- закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- запрос цен;
- запрос предложений;
- аукцион;
- конкурс.
При этом учреждение обязано установить и порядок закупки указанными способами.
Следует учитывать, что положение о закупке должно содержать исчерпывающий перечень применяемых способов закупок. Для повышения прозрачности проводимых закупок учреждению нужно установить в положении критерии выбора способа закупки товаров, работ, услуг в зависимости от предмета договора и или цены договора.
Необходимо отметить, что в силу ч. 4 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ заказчик обязан осуществлять в электронной форме закупки товаров, работ, услуг, входящих в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616.
Таким образом, в случае закупки товаров, работ, услуг, перечисленных в перечне, утвержденном вышеназванным постановлением, учреждение должно проводить закупку в электронной форме. При этом способ осуществления данной закупки (конкурс, аукцион, запрос предложения и иные), порядок закупки указанным способом заказчик определяет самостоятельно в положении о закупке. Если товар, работа, услуга не включены в указанный перечень, заказчик не обязан, но может проводить закупку обозначенных товаров, работ, услуг в электронной форме.
Еще в положении о закупке целесообразно предусмотреть обязанность обосновывать необходимость заключения заказчиком договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), начальную (максимальную) цену договора и выбор им конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым заключается такой договор.
4. Установление требований к участникам закупки, к составу заявки, а также исчерпывающего перечня оснований для отказа в допуске к участию в закупке. Отметим, что учреждение самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия всем требованиям, с учетом положений действующего законодательства РФ.
Для обеспечения равного доступа заинтересованных лиц к проведению закупок в положении о закупке, в документации о закупке целесообразно устанавливать исчерпывающий перечень требований к участнику закупки и к представляемым в составе заявки документам и информации.
С целью расширения числа участников закупок при установлении требований к участнику закупки надо указывать вид подлежащего представлению в составе заявки документа, в том числе подтверждающего общую, специальную правоспособность, качество поставляемого товара, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг.
Кроме того, в случае необходимости описания участником закупки в заявке условий исполнения договора документация о закупке должна содержать исчерпывающий перечень сведений, которые подлежат описанию, а также конкретные разделы документации, которые используются участником при описании предмета договора.
К тому же в документации о закупке нужно определить форму представляемых в составе заявки документов (например, приложить их к документации) и регламентировать порядок их оформления (в том числе проставления подписей, печатей, сшивки, нумерации, заверения). При этом в документации о закупке рекомендуется конкретизировать положения документации, нарушение которых является основанием для отказа в допуске участнику закупки.
Следует также обратить внимание на то, что при установлении в положении о закупке возможности проведения предквалификационного отбора заказчики должны соблюдать ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством. В положении о закупке указываются случаи проведения предквалификационного отбора, требования к участнику закупки и необходимым для представления документам. При этом данные требования должны быть связаны с предметом закупки и не должны приводить к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Кроме того, при закупке заказчики должны указывать в документации о закупке сведения, определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.
5. Порядок заключения договора. Порядок заключения и исполнения договора регулируется Гражданским кодексом, иными нормативными правовыми актами РФ, локальными актами заказчика с учетом положения о закупке.
1 мая 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
*(2) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"