Закупки в автономных учреждениях в 2017 году
Т. Шадрина,
эксперт журнала "Автономные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 69-78.
При осуществлении закупок в 2017 году автономные учреждения, как и прежде, руководствуются двумя законами: от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - законы N 44-ФЗ, 223-ФЗ). Основным, конечно же, остается последний закон. Напомним важные нюансы осуществления закупок и по тому, и по другому закону.
Когда какой закон использовать?
До сих пор АУ по сравнению с казенными и бюджетными учреждениями находятся в более "либеральных" условиях - их закупки регулируются Законом N 223-ФЗ. Об этом говорится в ч. 2 ст. 1 данного закона. Регулирование закупочной деятельности Законом N 223-ФЗ связано с тем, что финансируются автономные учреждения за счет как бюджетных субсидий, так и других источников. Минэкономразвития в Письме от 23.11.2016 N Д28и-3092 уточняло, что закупки АУ за счет субсидий, несмотря на то, что это бюджетные средства, производятся по Закону N 223-ФЗ.
Однако АУ обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в следующих случаях:
закупки производятся за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). К закупкам не применяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся особенностей исполнения контрактов (ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
государственные или муниципальные заказчики передали АУ свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
В обоих случаях с 01.01.2017 по закупкам с начальной максимальной ценой контракта более 1 млрд. руб. согласно Постановлению Правительства РФ от 22.08.2016 N 835 АУ обязаны проводить обязательное общественное обсуждение.
Для осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ у АУ должно быть разработанное, утвержденное и размещенное на сайте Единой информационной системы (ЕИС) положение о закупках. Напомним: это документ, регламентирующий закупочную деятельность, содержащий требования к закупкам, порядок подготовки и проведения закупочных процедур, условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров и иные положения. А для работы по Закону N 44-ФЗ такого положения утверждать не надо - надо четко соблюдать требования закона.
Обратите внимание, что, если АУ не опубликует в ЕИС утвержденное положение о закупке, оно будет обязано применять нормы Закона N 44-ФЗ.
К сведению. В случае осуществления АУ закупок от лица органов, указанных в ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, учреждению придется соблюдать объемы закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций - 15% от годового объема всех закупок (Письмо Минэкономразвития РФ от 08.11.2016 N Д28и-3087).
Закупаем товары, работы и услуги по Закону N 44-ФЗ
Первым делом необходимо изучить Закон N 44-ФЗ, чтобы применять его положения. Если автономному учреждению выделены средства на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности, можно не учитывать положения, касающиеся особенностей исполнения контрактов. Но если государственные или муниципальные заказчики передали автономным учреждениям свои полномочия на осуществление закупок - тут нормы Закона N 44-ФЗ распространяются в полном объеме.
Какой способ закупки выбрать
Итак, в отличие от Закона N 223-ФЗ, дающего некоторую свободу заказчикам, позволяя в положении самостоятельно определить виды закупок и правила их осуществления, Закон N 44-ФЗ гораздо жестче - необходимо четко понимать, в каком случае каким образом можно провести закупку и соблюдать положения этого закона о порядке проведения той или иной процедуры.
Статья 24 Закона N 44-ФЗ установила способы закупок:
конкурс (открытый, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный, закрытый, закрытый с ограниченным участием, закрытый двухэтапный);
аукцион (в электронной форме, закрытый);
запрос котировок или запрос предложений;
закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Повторимся, что условия использования того или иного способа закупок четко прописаны в Законе N 44-ФЗ и за неправильный выбор АУ может грозить штраф по ст. 7.32.3 КоАП РФ. Например, согласно ч. 1 данной статьи за проведение закупки в иной форме, притом что в силу законодательства она должна была быть проведена в электронной форме, должностное лицо может получить штраф до 30 тыс. руб., а АУ - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.
Комиссия по осуществлению закупок и контрактный управляющий
Если совокупный годовой объем закупок заказчика превышает 100 млн. руб., создается контрактная служба (создание специального структурного подразделения не является обязательным). Если же не превышает - назначается контрактный управляющий (ст. 38 Закона N 44-ФЗ). Причем совсем не обязательно это должен быть специально выделенный сотрудник: функции управляющего работник может выполнять в порядке совмещения должностей, расширения зон обслуживания или совместительства.
К сведению. Контрактная служба действует на основании положения, разработанного АУ согласно Типовому положению, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 N 631.
В силу ст. 39 Закона N 44-ФЗ для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) АУ должно создать комиссию по осуществлению закупок. Решение о создании такой комиссии принимается руководством учреждения до начала проведения закупки. При этом определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии.
Отметим, что АУ может создать как единую комиссию, которая будет осуществлять все виды закупок учреждения по Закону N 44-ФЗ, так и комиссию под конкретный вид закупки (аукционная, конкурсная, котировочная и пр.).
Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее пяти человек, а котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений - не менее трех.
Обратите внимание! До 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим могло быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Теперь же работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).
Документационное обеспечение закупок
Для проведения закупки АУ должно разработать закупочную документацию: при проведении конкурса - конкурсную, при проведении аукциона - аукционную и т.д. Отметим, что содержание такой документации четко регламентировано нормами Закона N 44-ФЗ и должно включать в себя информацию:
- о возможности изменения условий контракта;
- о критериях оценки заявок;
- о размере обеспечения заявки на участие;
- о требованиях к качеству, срокам работ;
- иные сведения.
Одной из составляющих закупочной документации является извещение о проведении закупки. Сведения, подлежащие включению в него, тоже определены Законом N 44-ФЗ. Кроме того, в случае с извещением нужно четко соблюдать сроки его размещения в ЕИС. Например, если закупка будет проводиться в форме открытого конкурса, извещение о ней размещается в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками, а если электронный аукцион с начальной максимальной ценой контракта не более 3 млн. руб. - не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Примечание. Документация о закупке публикуется в ЕИС одновременно с размещением извещения о закупке.
Конечно же, это не единственные документы, которые должны сопровождать закупку: в ходе нее составляются протоколы рассмотрения заявок и определения победителей, разъяснения по запросам участников, проект контракта, акт приемки выполненных работ, документы об экспертизе и т.д.
Коротко рассмотрим контракт. Во-первых, содержание контракта должно соответствовать требованиям ГК РФ. Во-вторых, в него должны быть включены обязательные условия, названные в ст. 34 Закона N 44-ФЗ. В-третьих, если в ЕИС размещены типовые контракты или типовые условия контрактов, необходимо использовать именно их.
Контракты заключаются в простой письменной форме путем составления единого документа, подписываемого сторонами. По результатам электронного аукциона контракт заключается в форме электронного документа (ч. 2-8 ст. 70 Закона N 44-ФЗ). Но в некоторых случаях контракт может быть заключен и в устной форме (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Исполняться и расторгаться контракт может только по правилам, установленным Законом N 44-ФЗ.
Немаловажные документы - планы закупок и планы-графики закупок. Первые формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ (ст. 17 Закона N 44-ФЗ).
При составлении плана закупок АУ нужно руководствоваться:
- Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 552*(1) (федеральным АУ);
- Постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 (АУ субъекта РФ и муниципальным АУ).
Утвержденные планы закупок размещаются в ЕИС в течение трех рабочих дней со дня утверждения в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1168.
В соответствии с планами закупок разрабатываются планы-графики, которые содержат перечень закупок товаров, работ, услуг на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок (ст. 21 Закона N 44-ФЗ).
Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок определен:
- Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 553 (для федеральных АУ);
- Постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 N 554 (для АУ субъекта РФ или муниципальных АУ).
Отметим, что на основании ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ с 01.01.2017 закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть проведены.
Осуществление закупок согласно Закону N 223-ФЗ
Сам по себе Закон N 223-ФЗ содержит всего восемь статей. И по большому счету работу по этому закону регламентирует положение о закупках, которое заказчик создает сам. Однако нормы данного локального акта не должны противоречить Закону N 223-ФЗ и принятым в его исполнение нормативным актам.
Положение о закупке
Одно из главных требований Закона N 223-ФЗ состоит в том, что заказчик должен утвердить и разместить на сайте ЕИС положение о закупке, утвержденное для организации в установленном порядке. В частности, в АУ положение утверждается не руководителем учреждения, а наблюдательным советом. Если же наблюдательный совет был упразднен, положение о закупке должно утверждаться учредителем АУ (Письмо Минэкономразвития РФ от 29.02.2016 N ОГ-Д28-2561).
Единых требований к разработке положения о закупке нет - каждое АУ составляет его самостоятельно с учетом особенностей своей деятельности.
Положение или изменения в него должны быть размещены в ЕИС не позднее 15 дней с момента его утверждения. Нарушение этого срока влечет для должностных лиц наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для юридических лиц - от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Способы закупки
Основными процедурами закупок согласно Закону N 223-ФЗ являются конкурс и аукцион. Их исключение из положения о закупке недопустимо. Однако помимо этих процедур заказчик может осуществлять закупки иными способами, определенными в положении, - запрос котировок, конкурентные переговоры и пр.
Отметим, что Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616 был утвержден перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме. Соответственно, при разработке положения о закупках заказчикам необходимо предусматривать проведение закупок в электронной форме в отношении продукции, поименованной в указанном перечне.
За осуществление закупки, которая должна проводиться в электронной форме, в иной форме предусмотрена административная ответственность по ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Документация по закупкам
Объем документации, сопровождающей каждую процедуру, определяется в положении о закупке. Однако не стоит забывать, что в Законе N 223-ФЗ обязанность по составлению тех или иных документов все-таки присутствует.
Во-первых, АУ обязательно должно размещать в ЕИС извещение о проведении конкурса или аукциона не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие. Кроме того, в силу ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в ЕИС при закупке должны размещаться:
документация о закупке;
проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке;
изменения, вносимые в извещение и документацию;
разъяснения документации;
протоколы, составляемые в ходе закупки;
иная информация, размещение которой предусмотрено Законом N 223-ФЗ и положением о закупке.
Отметим, что п. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ позволяет не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ или услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. Если годовая выручка АУ за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд. руб., можно не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб.
Во-вторых, в ЕИС необходимо размещать планы закупок, причем на срок не менее одного года. Порядок формирования плана закупки, порядок и сроки его размещения в ЕИС, требования к форме утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932.
В-третьих, нужно помнить о протоколах, составляемых в ходе закупки, и размещать их в ЕИС не позднее чем через три дня со дня подписания.
Примечание. План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается в ЕИС на период от пяти до семи лет.
Особенности осуществления закупок
АУ в определенных случаях обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП). Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема.
Годовой объем данных закупок установлен в размере не менее чем 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.
Обратите внимание! С 2017 года вступила в силу ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, согласно которой АУ придется руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ, если они не выполнили обязанность по осуществлению закупок у СМП в течение календарного года в установленном объеме, разместили недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП, не разместили отчет об объеме закупок у СМП в ЕИС.
В названных случаях будет считаться, что заказчик с 1 февраля очередного года и до завершения такого года не разместил положение о закупках, следовательно, не может руководствоваться Законом N 223-ФЗ.
Отчетность
АУ обязаны не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным, размещать в ЕИС:
сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ;
сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у СМП, с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством РФ, инновационной, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме.
При этом информация о годовом объеме закупок, которые заказчики обязаны осуществить у СМП, размещается в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.
Обратите внимание! В сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, включается информация обо всех договорах, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в том числе стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. (Письмо Минэкономразвития РФ от 14.09.2016 N Д28и-2362).
За несоблюдение сроков размещения отчетов должностные лица АУ могут подвергнуться административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ - штраф от 2 тыс. до 5 тыс. руб., а само АУ - от 10 тыс. до 30 тыс. руб.
Если отчеты не разместить вовсе, ответственность по существеннее: размер штрафа для должностных лиц составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для учреждения - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Подведем итог
Итак, по общему правилу АУ при осуществлении закупок руководствуются Законом N 223-ФЗ. Этот закон предоставляет достаточную свободу АУ в выборе процедур и порядка совершения закупок, если оно пропишет все в своем положении о закупках. Однако ему придется производить закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ, если:
1. Закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
2. Государственные или муниципальные заказчики передали АУ свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе в силу соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
3. Учреждение не выполнило обязанность по осуществлению закупок у СМП в течение календарного года в установленном объеме, разместило недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП, не разместило отчет об объеме закупок у СМП в ЕИС.
4. Учреждение не разместило положение о закупке в ЕИС.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) "Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд" (далее Постановление N 552).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"