14.06.2016 года вступил в силу Приказ Минтранса России от 28.09.2015 N 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом". Согласно этому приказу Профессиональные и квалификационные требования предъявляются в том числе и к работникам, которые работают в нашей организации: - диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта; - контролер технического состояния автотранспортных средств; - специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения. Когда мы принимали работников на вышеперечисленные должности, требования к образованию законом не были установлены. Согласно ст. 12.31.1 КоАП РФ - за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых к работникам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей. Ст. 84 ТК РФ предусматривает прекращение трудового договора, если отсутствует соответствующий документ об образовании. Однако данное основание нельзя применять ко всем работникам. При заключении трудового договора документ об образовании согласно ст. 65 ТК предъявляется только в тех случаях, когда работа, на которую претендует работник, требует специальных знаний или специальной подготовки. В нашем случае эти требования установлены Приказом Минтранса России от 28.09.2015 N 287 "Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", требования которого мы должны исполнять, так как осуществляем перевозку не для собственных нужд, что у нас указано в Уставе. Вопросы: 1) Правомерно ли будет увольнение вышеперечисленных работников по ст. 84 ТК РФс выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка если работодателя нет возможности предложить им другую работу? 2) Обязан ли работодатель в данной ситуации обучить работников за свой счет? Учитывая, что речь идет не о профессиональной подготовки, а об образование средне профессиональном, так как у работников только среднее, а по приказу N 287 требуется не ниже средне-специального? 3) То есть как все-таки работодатель обязан поступить - уволить или обучить, еще раз акцентирую внимание на то, что речь идет об обучении за счет средств работодателя средне-профессиональному образованию, а не про повышении квалификации и краткосрочных курсов. 4) И если их работодатель не обязан обучать работников за свой счет, но имеет на это право, но не хочет их обучать, а уволить их не может, что тогда делать работодателю? Или он все-таки имеет право их уволить?
Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников.
Увольнение работников, с которыми заключены трудовые договоры до вступления в силу обязательных профессиональных стандартов, по п. 3 ч. 1 ст. 84 ТК РФ будет неправомерным, т.к. в данном случае не будет иметь места нарушение правил заключения трудового договора.
Действующее законодательство не устанавливает обязанности работодателя за свой счет обеспечить получение работником образования, соответствующего требованиям обязательного профессионального стандарта.
При этом в ходе аттестации работодатель вправе проверить квалификацию работника в соответствии с теми требованиями, которые установлены в конкретном профстандарте. В случае обнаружения несоответствия сотрудника этим требованиям работодатель получает право прекратить с ним трудовой договор по своей инициативе по указанному выше основанию (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Правовое обоснование:
Статья 195.3 ТК РФ устанавливает, что если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Согласно статье 196 ТК РФ необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 ТК РФ), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в следующих случае отсутствия соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Трудовым кодексом РФ предусмотрено в качестве основания прекращения трудового договора по инициативе работодателя несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Увольнение по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (в т.ч. вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Также работодатель обязан предлагать сотруднику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, только если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", май 2017 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.