Государственная аккредитация образовательной деятельности
В. Куницына,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 11-19.
Государственные образовательные учреждения обязаны проводить государственную аккредитацию реализуемых образовательных программ. Она осуществляется с целью подтверждения соответствия образовательной деятельности федеральным государственным образовательным стандартам по основным образовательным программам и программам подготовки обучающихся в образовательных организациях (п. 2 ст. 92 Закона об образовании*(1)). Каков порядок ее проведения, рассмотрим в статье.
Наличие государственной аккредитации у образовательной организации дает ей право выдавать документы об образовании (об образовании и о квалификации) установленного образца.
Основные нормативные документы, в соответствии с которыми осуществляется государственная аккредитация образовательной деятельности, следующие:
а) Закон об образовании (ст. 92);
б) Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1039 (далее - Положение N 1039);
в) Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 16.09.2014 N 1227;
г) Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденный Приказом Минобрнауки РФ от 29.10.2014 N 1398;
д) Приказ Минобрнауки РФ от 18.03.2014 N 193.
Государственную аккредитацию образовательной деятельности проводят:
- в отношении учреждений ВПО и федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сфере обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.05.2013 N 437, - Рособрнадзор;
- в отношении организаций, ведущих образовательную деятельность на территории субъекта РФ, - органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования.
Заявление о государственной аккредитации
Для проведения аккредитации образовательное учреждение должно направить в орган, уполномоченный на ее осуществление, заявление и следующие документы (п. 8 Положения N 1039):
- копию документа о государственной регистрации организации, ведущей образовательную деятельность;
- доверенность или иной документ, который подтверждает право уполномоченного лица организации, осуществляющей образовательную деятельность, направившего заявление и прилагаемые документы, действовать от имени этой организации;
- сведения о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, по формам, утверждаемым Минобрнауки;
- копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенного в соответствии со ст. 15 Закона об образовании (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а также копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы);
- копию договора о создании в образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, соответствующих лабораторий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);
- копию договора о создании образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, занимающихся образовательной деятельностью (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);
- копию договора о создании профессиональной образовательной организацией или образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена) (в случае заключения такого договора);
- сведения о наличии (отсутствии) общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях и (или) профессионально-общественной аккредитации;
- опись представленных документов.
Заявление и прилагаемые документы могут быть представлены в аккредитационный орган одним из следующих способов (п. 15 Положения N 1039):
1) на бумажном носителе - через уполномоченного представителя организации или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
2) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - через Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Аккредитационная экспертиза
В соответствии с п. 11 ст. 92 Закона об образовании государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы, которая основана на принципах объективности и ответственности экспертов за качество ее проведения.
Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам. При проведении аккредитационной экспертизы образовательной деятельности по образовательным программам, которые обеспечивают реализацию образовательных стандартов, аккредитационная экспертиза в части содержания подготовки обучающихся не осуществляется (п. 12 ст. 92 Закона об образовании, п. 25 Положения N 1039).
Аккредитационная экспертиза проводится отдельно в отношении образовательных программ, реализуемых в самом учреждении и в каждом его филиале.
В экспертизе участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных к государственной аккредитации образовательных программ, и (или) экспертные организации (п. 27 Положения N 1039).
Аккредитационная экспертиза обычно проводится с выездом экспертной группы в учреждение или его филиал (п. 33 Положения N 1039).
Порядок работы экспертной группы установлен Приказом Минобрнауки РФ от 09.11.2016 N 1386. Согласно данному порядку в ходе аккредитационной экспертизы экспертная группа использует:
- документы и материалы, размещенные организацией или ее филиалом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- документы и материалы, полученные по ее запросу от организации в соответствии с перечнем, установленным Приказом Минобрнауки РФ от 09.11.2016 N 1385, в бумажном и (или) электронном виде.
Такие перечни приведены в шести приложениях к данному приказу. Они похожи и включают в себя:
а) основную образовательную программу, содержащую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, а также иные компоненты, обеспечивающие воспитание и обучение учащихся, воспитанников;
б) расписания учебных занятий;
в) документы, содержащие информацию об индивидуальном учете результатов освоения обучающимися образовательной программы, предусмотренные локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (классные журналы; журналы факультативных и элективных учебных предметов и иные документы);
г) индивидуальные учебные планы обучающихся (при наличии);
д) результаты государственной итоговой аттестации (итоговой аттестации) (при наличии);
е) программы практик;
ж) локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие:
- режим занятий обучающихся;
- формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся;
- хранение в архивах информации о результатах освоения обучающимися образовательных программ и поощрениях обучающихся на бумажных и (или) электронных носителях;
- порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, в пределах осваиваемых образовательных программ;
- функционирование внутренней системы оценки качества образования;
з) штатное расписание, сведения об уровне профессионального образования педагогических работников и общем стаже педагогической работы, копии трудовых договоров (служебных контрактов) с педагогическими работниками, трудовых книжек, документов об образовании и (или) о квалификации, решений аттестационной комиссии об установлении первой (высшей) квалификационной категории по должностям педагогических работников;
и) документы, подтверждающие наличие в библиотечном фонде организации, осуществляющей образовательную деятельность, учебников из числа входящих в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;
к) документы, подтверждающие наличие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, необходимых материально-технических условий реализации образовательной программы, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС);
л) договоры о сетевой форме реализации образовательных программ (при наличии);
м) документы, подтверждающие общественную аккредитацию организации, осуществляющей образовательную деятельность, в российских, иностранных и международных организациях (при наличии);
н) распорядительные акты:
- о приеме лиц на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность;
- об обучении по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренном обучении, в пределах осваиваемой обучающимся образовательной программы (при наличии);
- о зачислении в качестве экстернов в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе лиц, осваивающих соответствующую образовательную программу в форме самообразования, семейного образования (если ФГОС допускается получение образования по соответствующей образовательной программе в форме самообразования, семейного образования), а также лиц, обучавшихся по соответствующей не имеющей государственной аккредитации образовательной программе (при наличии);
- о допуске обучающихся к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (при наличии);
- об отчислении обучающихся по образовательной программе из организации, осуществляющей образовательную деятельность (при наличии).
Итоги государственной аккредитации
В соответствии с п. 41 Положения N 1039 по окончании аккредитационной экспертизы члены экспертной группы готовят отчеты.
В случае выявления несоответствия образовательной программы ФГОС к отчету об аккредитационной экспертизе прилагаются заверенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, копии документов, подтверждающих указанное несоответствие.
Аккредитационный орган в течение трех рабочих дней со дня получения заключения экспертной группы направляет его копию в учреждение или вручает под подпись уполномоченному представителю (п. 43 Положения N 1039).
При рассмотрении заключения экспертной группы указанный орган принимает решение о соответствии или несоответствии содержания и качества подготовки обучающихся в учреждении, в том числе в каждом его филиале, ФГОС в части каждого уровня образования, укрупненной группы профессий, специальности и направления подготовки, к которым относятся заявленные к государственной аккредитации образовательные программы (п. 49 Положения N 1039).
На основании представленного заключения принимается решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации. Соответствующее решение оформляется распорядительным актом аккредитационного органа (п. 59 Положения N 1039).
При принятии решения о государственной аккредитации аккредитационный орган в силу п. 19 ст. 92 Закона об образовании выдает организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет (п. 63 Положения N 1039):
- 6 лет - для организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации основных профессиональных образовательных программ;
- 12 лет - для организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ.
Согласно п. 66 Положения N 1039 продление срока действия свидетельства не допускается.
Лишение государственной аккредитации
В соответствии с п. 24 ст. 92 Закона об образовании аккредитационный орган вправе лишить образовательную организацию государственной аккредитации. Основанием является:
Разъяснения специалиста
- повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;
- истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).
После отказа в государственной аккредитации или лишения государственной аккредитации образовательное учреждение вправе подать заявление о ее проведении не ранее чем через один год (п. 26 ст. 92 Закона об образовании).
Государственная пошлина за аккредитацию
Государственная аккредитация проводится в рамках оказания государственной услуги, за которую уплачивается государственная пошлина в размере, установленном пп. 77, 127, 129-131 п. 1 ст. 333.33 НК РФ. Ее размеры составляют:
а) за выдачу дубликата свидетельства о государственной аккредитации - 350 руб.;
б) за выдачу свидетельства о государственной аккредитации:
- по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования - 15 000 руб.;
- по основным образовательным программам среднего профессионального образования - 35 000 руб. за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу профессий и специальностей;
- по основным образовательным программам высшего образования - 100 000 руб. за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу специальностей и направлений подготовки;
в) за переоформление свидетельства о государственной аккредитации в связи с государственной аккредитацией в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ:
- основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования - 15 000 руб.;
- каждой укрупненной группы профессий и специальностей среднего профессионального образования - 35 000 руб.;
- каждой укрупненной группы специальностей и направлений подготовки высшего образования - 100 000 руб.;
г) за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности в других случаях - 3 000 руб.;
д) за выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации - 3 000 руб.
Государственная пошлина за предоставление государственной услуги уплачивается заявителем.
Госпошлина не уплачивается при внесении изменений в документ, выданный в результате предоставления государственной услуги, направленной на исправление ошибок, допущенных по вине Рособрнадзора.
Госпошлина уплачивается заявителем до вручения (направления) ему Рособрнадзором свидетельства (временного свидетельства, дубликата свидетельства) о государственной аккредитации и (или) приложения (приложений) к нему.
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, расходы учреждений на оплату госпошлины относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ по коду вида расходов 852 "Уплата прочих налогов, сборов".
* * *
Для полноценного ведения образовательной деятельности программы, реализуемые образовательным учреждением, должны пройти государственную аккредитацию. Порядок ее проведения установлен рядом нормативных документов. Государственная аккредитация проводится за плату. Результатом аккредитационной экспертизы является либо выдача свидетельства, либо отказ в аккредитации. Повторно подать заявление на аккредитацию можно только через год.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"