Организация турпоходов образовательными учреждениями: планирование и учет расходов
Л. Ларцева,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 30-40.
Туристические походы являются важной формой гуманистического, патриотического воспитания, расширения знаний, оздоровления и физического развития детей и молодежи. В путешествиях юные туристы изучают родной край, страну - Российскую Федерацию; ведут работу по охране природы, памятников истории и культуры; выполняют задания учебно-воспитательных, научных и других учреждений. Вместе с тем с организацией турпоходов связано и немало затрат: приобретение снаряжения, расходы на питание, транспорт и т.д. Как учесть такие расходы, рассмотрим в данной статье.
Обычно образовательные учреждения, организующие туристические походы, самостоятельно разрабатывают инструкции, в которых прописываются основные правила проведения таких походов. В частности, устанавливаются требования:
- к комплектованию группы;
- к выбору и разработке маршрута;
- к снаряжению;
- к питанию в походе;
- к безопасности походов.
При разработке таких инструкций необходимо опираться на следующие документы:
1) Инструкцию по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации, утвержденную Приказом Минобразования РСФСР от 13.07.1992 N 293;
2) Положение об инструкторе детско-юношеского туризма, утвержденное Приказом Минобразования РФ от 23.03.1998 N 769;
3) ГОСТ Р 54605-2011. Национальный стандарт Российской Федерации "Туристские услуги. Услуги детского и юношеского туризма. Общие требования", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 N 739-ст;
4) Общие требования к туристским маршрутам (другим маршрутам передвижения) для прохождения организованными группами детей и порядку организации их прохождения детьми, находящимися в организациях отдыха детей и их оздоровления, либо являющимися членами организованной группы несовершеннолетних туристов, а также к порядку уведомления уполномоченных органов государственной власти о месте, сроках и длительности прохождения таких маршрутов (проект Приказа Минкультуры РФ, размещенный на сайте regulation.gov.ru 10.03.2017;
5) Нормы расходов на питание в туристических мероприятиях (доведены Письмом Минобразования РФ от 11.01.1993 N 9/32-Ф);
6) Инструкцию о порядке учета средств и составления отчетности по туристским многодневным походам, экскурсиям, экспедициям и туристским лагерям учащихся (далее - Инструкция) (утверждена Минобразования РФ 16.04.1997, направлена Письмом Минобразования РФ от 10.06.1997 N 21-54-33ин/03);
7) Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 07.04.1999 N 7.
Планирование расходов на организацию турпоходов и финансовая отчетность
При организации туристических мероприятий руководителем группы составляется смета, которая утверждается руководителем учреждения. В данной смете отражаются статьи расходов, определяется доля финансирования учреждением и родительские средства. Также указывается количество участников мероприятия (п. 1 Инструкции).
При необходимости может быть проведен сбор родительских средств руководителем группы по ведомости с распиской родителей (учащихся) о внесении платы. В этом случае родительские средства в срок сдаются руководителем группы в кассу учреждения или централизованной бухгалтерии с последующей сдачей их в банк.
К сведению. Внесение родительских средств осуществляется исключительно в добровольном порядке.
По заявке руководителя группы часть денежных средств перечисляется в организации для оплаты расходов, связанных с проведением туристического мероприятия, а оставшаяся сумма выдается руководителю группы под отчет для подготовки и проведения мероприятия (п. 3 Инструкции).
По окончании туристического мероприятия руководитель группы своевременно в трехдневный срок представляет в бухгалтерию учреждения авансовый отчет об израсходовании полученной под отчет суммы. Остаток неизрасходованных средств подлежит возврату в кассу по месту получения аванса.
Согласно п. 6, 7 Инструкции оправдательным документом на приобретение за наличный и безналичный расчет и расходование продуктов питания в период проведения многодневного туристического мероприятия является ведомость о приобретенных и израсходованных продуктах (приведена в приложении 1 к Инструкции).
При отсутствии проездных документов составляется маршрутный лист на внутримаршрутные переезды (приведен в приложении 2 к Инструкции).
За остальные произведенные в турпоходах расходы руководитель группы отчитывается перед бухгалтерией счетами, квитанциями или билетами. Если нет возможности их получить, то составляется ведомость по форме согласно приложению 3 к Инструкции.
К авансовому отчету по проведенному туристическому мероприятию прилагаются командировочные удостоверения руководителя группы (его заместителя) и маршрутный лист с контрольными отметками в пути (п. 9 Инструкции).
Учет основных расходов на организацию турпоходов
Расходы на приобретение туристического снаряжения
Снаряжение условно делится на три вида:
- личное снаряжение - это носильные вещи, спальные и умывальные принадлежности и некоторые другие предметы индивидуального пользования (кружка, миска, ложка, рюкзак и т.д.);
- групповое снаряжение - палатки, топоры, посуда для варки пищи, маршрутные материалы (карты, компасы) и другие предметы коллективного пользования;
- специальное снаряжение, к которому относятся предметы как группового, так и личного пользования, необходимость которых вызывается спецификой того или иного маршрута: спасательные жилеты, веревки, накомарники и т.п. Специальное снаряжение используется при проведении походов высоких категорий сложности, в которых, как правило, юные туристы не участвуют.
Наличие и состояние личного снаряжения проверяется перед началом турпохода руководителем группы (или иным уполномоченным лицом).
Приобретение необходимого группового снаряжения осуществляется на основании составленной сметы расходов и заявки руководителя группы.
Бухгалтерский учет туристического снаряжения. Исходя из того, что групповое снаряжение используется не один туристический сезон и не один год, в бухгалтерском учете приобретаемые объекты снаряжения отражаются в составе основных средств.
Согласно ОКОФ в основном предметы туристического снаряжения включаются в группу "Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты", к примеру:
- компасы для определения направления, прочие навигационные инструменты и приборы (код 330.26.51.11 ОКОФ);
- спасательные жилеты (код 330.13.92.29 ОКОФ).
Согласно Указаниям N 65н*(1) расходы на приобретение туристического снаряжения отражаются по коду вида расходов (КВР) 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" и статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ.
В бухгалтерском учете предметы группового туристического снаряжения следует отражать на счете 0 101 36 000 "Производственный и хозяйственный инвентарь - иное движимое имущество учреждения" или на счете 0 101 26 000 "Производственный и хозяйственный инвентарь - особо ценное движимое имущество учреждения".
Корреспонденции счетов по отражению операций приобретения снаряжения приведены ниже.
Казенное учреждение (Инструкция N 162н*) | Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н**) | Автономное учреждение (Инструкция N 183н***) | ||||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
Перечисление с лицевого счета аванса на приобретение туристического снаряжения | ||||||
1206 31 560 | 1304 05 310 | 0 206 31 560 | 0 201 11 610 | 0 206 31 000 | 0 201 11000 | |
Выдача денежных средств из кассы под отчет на приобретение снаряжения | ||||||
1208 31 560 | 1201 34 610 | 0 208 31 560 | 0 201 34 610 | 0 208 31 000 | 0201 34 000 | |
Начисление расходов на приобретение снаряжения | ||||||
1106 31 310 | 1302 31 730 | 0 106 31 310 | 0 302 31 730 | 0 106 31 000 | 0 302 31 000 | |
Зачет ранее перечисленного аванса | ||||||
1302 31 830 | 1206 31 660 | 0 302 31 830 | 0 206 31 660 | 0 302 31 000 | 0 206 31 000 | |
Окончательный расчет с поставщиком | ||||||
1302 31 830 | 1304 05 310 | 0 302 31 830 | 0 201 11 610 | 0 302 31 000 | 0 201 11 000 | |
Принятие к учету приобретенного снаряжения | ||||||
1101 36 310 | 1106 31 310 | 0 101 26 310 | 0 106 21 310 | 0 10126 000 | 0 106 21 000 | |
* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н. ** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 N 174н. *** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 N 183н. |
Пример 1
Государственный университет (бюджетное учреждение) в целях организации турпохода со студентами естественно-географического отделения (кафедра ботаники) закупил за счет средств субсидии на выполнение госзадания пять палаток на общую сумму 10 000 руб. и два котелка на сумму 4 000 руб. Условиями договора, заключенного с поставщиком, предусмотрен аванс в размере 30% от общей стоимости туристического снаряжения. Приобретенное снаряжение отнесено к иному движимому имуществу учреждения.
В бухгалтерском учете учреждения указанные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. |
Перечислен аванс поставщику (14 000 руб. x 30%) | 07060000000000244 4 206 31 560 | 07060000000000000 4 201 11610 | 4 200 |
Забалансовый счет 18 (КВР 244/статья 310 КОСГУ) | |||
Отражена поставка снаряжения | 07060000000000244 4 106 31310 | 07060000000000244 4 302 31730 | 14 000 |
Зачтен ранее перечисленный аванс | 07060000000000244 4 302 31 830 | 07060000000000244 4 206 31660 | 4 200 |
Произведен окончательный расчет с поставщиком (14 000 - 4 200) руб. | 07060000000000244 4 302 31 830 | 07060000000000000 4 201 11610 | 9 800 |
Забалансовый счет 18 (КВР 244/статья 310 КОСГУ) | |||
Приняты в состав основных средств объекты снаряжения | 07060000000000 000 410136 310 | 07060000000000244 4 106 31310 | 14 000 |
Расходы на питание
Еще одной из основных статей затрат на организацию турпоходов являются расходы на планирование и закупку необходимого объема продуктов питания с учетом установленных норм расхода.
Примерный перечень продуктов питания, рекомендуемых при составлении суточного рациона юного туриста в походах и путешествиях, доведен Письмом Минобразования РФ от 11.01.1993 N 9/32-Ф. В данный перечень включаются следующие продукты:
N п/п | Наименование продуктов | Вес, г |
1 | Хлеб черный и белый | 500 |
Сухари, печенье, хлебцы хрустящие, мука | 200 | |
2 | Крупы, макаронные изделия, готовые концентраты каш | 100-200 |
Концентраты супов в пакетах | 50 | |
3 | Масло сливочное, топленое, растительное | 50-60 |
4 | Мясо тушеное, фарш, паштет, печеночный паштет | 150 |
Мясо сублимированное | 50 | |
5 | Сахар | 80-100 |
Конфеты, шоколад, халва, мед | 70-100 | |
6 | Колбаса сырокопченая, грудинка, корейка, сало-шпиг, ветчина, сосиски консервированные | 50 |
7 | Рыбопродукты, рыба соленая, консервированная в масле, томате, вяленая, холодного и горячего копчения | 50 |
8 | Овощи свежие | 100 |
Овощи сухие, сублимированные | 50 | |
9 | Молоко сухое, сливки сухие | 25-35 |
Молоко сгущенное | 50 | |
Яичный порошок | 5 | |
10 | Сыр, сыр плавленый, брынза, творог сублимированный | 20-40 |
11 | Фрукты свежие | 100 |
Сухофрукты разные, концентрированные кисели, орехи, сухой ягодный сок | 30 | |
12 | Кофе | 3 |
Какао-порошок | 10 | |
Чай | 4 | |
13 | Специи: перец, горчица, лавровый лист, томат (паста, соус), лук, чеснок, лимонная кислота, крахмал, желатин | 30-40 |
14 | Витамины, глюкоза | 3 |
15 | Соль | 10-12 |
Установлено, что в случае отсутствия некоторых продуктов разрешается замена продуктами других наименований с увеличением их количества.
Бухгалтерский учет продуктов питания. В соответствии с п. 118 Инструкции N 157н*(2) продукты питания отражаются в бухгалтерском учете в составе материальных запасов на счете 105 02 с одноименным названием.
Исходя из изложенного в соответствии с Указаниями N 65н расходы на приобретение продуктов питания следует учитывать по КВР 244 и статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Приведем корреспонденции счетов по отражению операций приобретения продуктов питания.
Казенное учреждение (Инструкция N 162н) | Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н) | Автономное учреждение (Инструкция N 183н) | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Перечисление с лицевого счета аванса на приобретение продуктов питания | |||||
120634560 | 1 304 05 340 | 0 206 34 560 | 0201 11 610 | 0 206 34 000 | 0 201 11000 |
Выдача денежных средств из кассы под отчет на приобретение продуктов питания | |||||
1 208 34 560 | 120134 610 | 0 208 34 560 | 020134 610 | 0 208 34 000 | 0201 34000 |
Принятие к учету приобретенных продуктов питания | |||||
1 10532340 | 1302 34 730 | 0 105 32 340 | 0 302 34 730 | 0 105 32 000 | 0 302 34 000 |
1208 34 660 | 0 105 22 340 | 0 208 34 660 | 0 105 22 000 | 0 208 34 000 | |
Зачет ранее перечисленного аванса | |||||
1 302 34 830 | 1206 34 660 | 0 302 34 830 | 0 206 34 660 | 0 302 34 000 | 0 206 34 000 |
Окончательный расчет с поставщиком | |||||
1302 34 830 | 1304 05 340 | 0 302 34 830 | 0 201 11610 | 0 302 34 000 | 0 201 11000 |
Списание израсходованных в турпоходе продуктов | |||||
140120272 | 1 105 32 440 | 0 40120 272 | 0 105 22 440 | 040120272 | 0 105 22 000 |
0 109 xx 272 | 0 105 32 440 | 0 109 xx 272 | 0 105 32 000 |
Пример 2
Автономное учреждение дополнительного образования детей "Центр детско-юношеского туризма и отдыха" организует двухдневный турпоход среди детей старше 15 лет. Руководителю туристической группы из кассы были выданы средства под отчет на приобретение продуктов питания в сумме 5 000 руб. Согласно приложенным к авансовому отчету кассовым чекам продукты питания (иное движимое имущество) закуплены на сумму 4 750 руб. Остаток - 250 руб. возвращен в кассу учреждения. Все приобретенные продукты были израсходованы. Затраты отнесены на себестоимость оказываемых учреждением услуг. Операции осуществляются в рамках деятельности, приносящей доход.
В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | ||||
Выданы средства под отчет | 07030000000000244 2 208 34 000 | 07030000000000000 220134000 | 5 000 | ||||
Забалансовый счет 18 (КВР 244/статья 340 КОСГУ) | |||||||
Приняты к учету приобретенные продукты питания | 07030000000000 000 2 105 32 000 | 07030000000000244 2 208 34 000 | 4 750 | ||||
Остаток средств возращен подотчетным лицом в кассу | 07030000000000 000 2 20134 000 | 07030000000000244 2 208 34 000 | 250 | ||||
Забалансовый счет 18 (КВР 244/статья 340 КОСГУ) | |||||||
Списаны израсходованные продукты питания | 07030000000000 000 2 109 60 272 | 07030000000000000 2 105 32 000 | 4 750 |
Расходы на транспорт
При направлении в турпоходы в места, находящиеся в значительном удалении от места отправки юных туристов, возникают расходы на проезд туристической группы до места назначения.
В случае если в учреждении есть собственный автобус, выделяются средства на приобретение ГСМ. Если собственного транспорта нет, учреждение может воспользоваться услугами сторонней организации. В случае проезда детей на железнодорожном транспорте возмещается стоимость проездных билетов.
При организованной перевозке детей автобусами необходимо соблюдать правила, установленные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177. В частности, в них предъявляются следующие требования к организованной перевозке детей:
1) обязательное оснащение автобуса, осуществляющего перевозку детей, тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. При этом автобус должен быть нестарым (не более 10 лет с даты выпуска);
2) наличие сопровождающего (сопровождающих лиц) в зависимости от числа перевозимых детей;
3) наличие медицинского работника, если длительность поездки составляет более 12 часов;
4) наличие квалифицированного водителя, допущенного к управлению автобусом, прошедшего предрейсовый инструктаж и медицинский осмотр, за которым не числится каких-либо правонарушений в области дорожного движения;
5) обязательное уведомление о перевозке детей подразделения Госавтоинспекции за два дня до начала перевозки;
6) наличие программы маршрута, а также документа, устанавливающего порядок посадки детей в автобусы.
Бухгалтерский учет транспортных услуг. В соответствии с Указаниями N 65н расходы на приобретение ГСМ для перевозки детей собственным транспортом отражаются по КВР 244 и статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ; расходы на оплату транспортных услуг, предоставленных сторонней организацией, - по КВР 244 и подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ; расходы на возмещение стоимости проездных билетов - по КВР 113 "Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий" и статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Казенное учреждение (Инструкция N 162н) | Бюджетное учреждение (Инструкция N 174н) | Автономное учреждение (Инструкция N 183н) | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
Перечисление (выдача) аванса на приобретение ГСМ | |||||
1 206 34 560 | 1 304 05 340 | 0 206 34 560 | 0 201 11 610 | 0 206 34 000 | 0 201 11 000 |
Принятие к учету приобретенных ГСМ | |||||
1 105 33 340 | 1 302 34 730 | 0 105 33 340 | 0 302 34 730 | 0 105 33 000 | 0 302 34 000 |
Зачет ранее перечисленного аванса | |||||
1 302 34 830 | 1 206 34 660 | 0 302 34 830 | 0 206 34 660 | 030234000 | 0 206 34 000 |
Окончательный расчет с поставщиком | |||||
1 302 34 830 | 1 304 05 340 | 0 302 34 830 | 0 201 11 610 | 0 302 34 000 | 0 201 11 000 |
Списание израсходованных ГСМ | |||||
1 401 20 272 | 1 105 32 440 | 0 401 20 272 | 0 105 23 440 | 0 40120 272 | 0 105 23 000 |
Перечисление аванса на оплату транспортных услуг по организованной перевозке детей | |||||
1 206 22 560 | 1 304 05 222 | 0 206 22 560 | 0201 11 610 | 0 206 22 000 | 0 201 11 000 |
Начисление транспортных расходов на основании подписанного акта оказанных услуг | |||||
1401 20 222 | 1 302 22 730 | 0 401 20 222 | 0 201 11610 | 040120222 | 0 201 11 000 |
Зачет предоплаты транспортных услуг | |||||
1 302 22 830 | 1 206 22 660 | 0 302 22 830 | 0 206 22 660 | 0 302 22 000 | 0 206 22 000 |
Окончательный расчет с транспортной компанией | |||||
1 302 22 830 | 1 304 05 222 | 0 302 22 830 | 0 201 11 610 | 0 302 22 000 | 0 201 11 000 |
Выдача руководителю группы денежных средств на оплату проездных билетов | |||||
1 208 91 560 | 1 201 34 610 | 0 208 91 560 | 0 201 34 610 | 0 208 91000 | 0 20134 000 |
Начисление расходов на оплату проездных билетов | |||||
1 401 20 290 | 1 302 91 730 | 0 401 20 290 | 0 201 11 610 | 0 40120 290 | 0 201 11000 |
Пример 3
Общеобразовательная школа (бюджетное учреждение) заключила договор с транспортной компанией на перевозку детей до места начала туристического маршрута. Общая стоимость услуг по договору составила 7 000 руб., размер аванса - 2 100 руб. Оплата транспортных услуг осуществляется за счет добровольно внесенных средств родителей*. Расходы на оплату транспортных услуг списаны на финансовый результат.
В бухгалтерском учете указанные операции отразятся следующим образом:
* * *
При организации образовательными учреждениями турпоходов необходимо соблюдать установленные законодательством требования.
Основная ответственность в части проведения турпохода, финансового планирования и отчетности ложится на плечи руководителя организованной группы детей, который действует на основании доверенности от родителей несовершеннолетних туристов или их законных представителей.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"