Организация управления правами на РИД, создаваемые в процессе формирования и реализации ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.
Н. Шабликов,
директор Департамента судостроительной
промышленности и морской техники
Минпромторга России (г. Москва)
Журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" N 5, май 2017 г., с. 5-15.
Принципиально важным элементом перестройки экономики в соответствии с рыночными условиями хозяйствования являлось введение результатов интеллектуальной собственности (РИД) в состав имущественного комплекса хозяйствующих субъектов и возложение на государственных заказчиков функций управления этой собственностью, когда она создается за счет средств федерального бюджета.
Примечание. Нормативно-методическая база, разработанная ФГУП "КГНЦ", и деятельность Отраслевого центра интеллектуальной собственности и трансфера технологий как специализированного подразделения ФГУП "КГНЦ" создали условия для выполнения функций Департамента судостроительной промышленности и морской техники в области управления правами на РИД.
Реализация функций государственного заказчика по управлению правами на РИД была сформулирована в распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 1607-р [1]. Данная работа и в настоящее время приводит к появлению новых постановлений правительства Российской Федерации, направленных на ее совершенствование.
Не менее сложным является процесс, а главное, его последствия, введения РИД в состав имущественного комплекса, как для министерств - государственных заказчиков, так и для акционерных обществ, особенно при передаче этого имущества от государственного заказчика хозяйствующим субъектам для последующей реализации в производственной деятельности.
Нормативно-методическая база по этому направлению начала формироваться после выхода постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 [2]. К 2000 г. в стране сложилась определенная система финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) за счет федерального бюджета, которая осуществлялась в промышленности в основном через систему федеральных целевых программ (ФЦП). По разным оценкам, через эту систему до настоящего времени выполняется 70-90% всех НИОКР в стране.
Принимая во внимание вышеизложенное, представляет интерес практика управления правами на РИД со стороны государственного заказчика на примере завершенной ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.
При формировании основ политики по управлению интеллектуальной собственностью госзаказчик исходил из следующих принципиальных положений:
1. Инновационный путь развития экономики страны предусматривает расширение и ускорение внедрения в производство достижений науки.
2. Важнейшим ресурсом при этом в рыночных условиях функционирования сферы науки и технологий становится интеллектуальная собственность. Этот ресурс стал необходим для современной экономики в той же мере, как финансовый или кадровый.
3. Институт интеллектуальной собственности сформировался к настоящему времени как легальный механизм, имеющий юридическую, экономическую и инженерную составляющие, для воплощения научных достижений в производство, создания инновационной продукции и реализации ее на рынках сбыта.
4. В настоящее время в стране сложилась система финансирования научных и научно-технических исследований.
Важным звеном этой системы стали ФЦП, а в последние годы и государственные программы Российской Федерации (ГП). Ответственность за их реализацию возлагается на федеральные органы исполнительной власти, определяемые постановлениями Правительства Российской Федерации, в которых они именуются "государственными заказчиками". В рамках указанных программ проводятся НИОКР, в процессе исполнения которых создаются РИД.
В соответствии с действующими законодательными и нормативными правовыми актами институт интеллектуальной собственности в процессе инновационного развития экономики проходит, как правило, пять этапов.
Первый этап - использование института интеллектуальной собственности и формирование требований к условиям выполнения ФЦП и ГП в части НИОКР. Это относится к установлению целевых индикаторов (показателей) самой ФЦП и ГП, а также к формированию требований к условиям проведения НИОКР (выбор тематики, формирование конкурсных требований), а также к условиям приемки результатов НИОКР.
Второй этап - внесение интеллектуальных результатов НИОКР в виде интеллектуальной собственности в имущественный комплекс министерства, когда права на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) принадлежат государственному заказчику или предприятию - исполнителю НИОКР. В первом случае еще требуется внести ОИС в реестр федеральной собственности в соответствии с условиями действующих нормативных актов.
Третий этап - передача прав на ОИС для их внедрения в производство в соответствии с условиями действующих нормативных актов.
Важнейшим нормативным актом, регламентирующим передачу прав на ОИС, принадлежащих Российской Федерации в лице конкретного государственного заказчика, хозяйствующим субъектам, является постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 233 [3].
Четвертый этап - организация процесса внедрения интеллектуальных результатов НИОКР (интеллектуальной собственности) в производство, когда осуществляется разработка конструкции и типовой рабочей технологии изготовления инновационной продукции на базе разработанных ОИС.
Пятый этап - реализация института интеллектуальной собственности при осуществлении внешнеэкономической деятельности, в том числе в рамках научно-технического сотрудничества с зарубежными партнерами.
Примечание. Разработанные ФГУП "КГНЦ" нормативно-методические документы находят применение в специализированных организациях Департамента авиационной промышленности и Департамента промышленности обычных вооружений и спецхимии Минпромторга России.
При выполнении работ по первому этапу государственный заказчик осуществляет:
1. Установление целевых индикаторов (показателей), отражающих результативность создания и использования РИД при формировании и корректировке соответствующей программы.
2. Включение требований в конкурсную документацию по достижению целевых индикаторов (показателей) и по своевременной и полномасштабной правовой охране результатов НИОКР по соответствующей программе.
3. Организация экспертизы результативности НИОКР (при приемке НИОКР) на предмет достижения целевых индикаторов (показателей) и полномасштабной правовой охране результатов НИОКР.
4. Организация контроля по стоимостной оценке РИД, создаваемых при выполнении НИОКР по программе.
5. Организация системы учета РИД, создаваемых при реализации мероприятий программы.
В рамках второго этапа государственный заказчик осуществляет:
1. Формирование исходной документации для включения РИД в состав нематериальных активов министерства.
2. Организация работ, включая процесс экспертизы, по внесению РИД в состав нематериальных активов министерства.
3. Формирование документации, включая процесс экспертизы, для включения РИД в состав имущественного комплекса министерства.
4. Организация работ, включая процесс экспертизы, по внесению РИД в реестр федерального имущества.
На третьем этапе государственный заказчик осуществляет:
1. Подготовку договоров, включая процесс их экспертизы, при передаче прав Российской Федерации на РИД предприятиям - исполнителям НИОКР на лицензионной основе, путем отчуждения прав и другими способами.
2. Заключение лицензионных и иных договоров по передаче прав Российской Федерации с предприятиями отрасли.
3. Организацию работ по включению интеллектуальной собственности, созданной при выполнении программы, в программы инновационного развития акционерных обществ, в т.ч. работы по экспертизе этих программ при их согласовании с министерством.
4. Организацию контроля за процессом, включая проведение экспертизы, разработки комплекса технологий для научно-технических решений, полученных при выполнении НИОКР с целью производства объектов техники: создание опытно-промышленного образца, перевыпуск технической документации, сертификация, проведение промышленных испытаний этого образца.
Четвертый этап предусматривает:
1. Организацию контроля, включая проведение соответствующей экспертизы, за выполнением условий лицензионных и иных договоров по реализации РИД при выпуске инновационной высокотехнологичной продукции.
2. Организацию контроля, включая проведение экспертизы, за выплатой авторских вознаграждений авторам интеллектуальной собственности, используемой при выпуске инновационной продукции и созданной при выполнении программы.
Пятый этап включает следующие работы министерства: разработки на их основе совместной продукции. Организацию экспертизы проектов таких лицензионных договоров.
1. Заключение лицензионных договоров с предприятиями для передачи ими прав Российской Федерации на использование РИД, созданных за счет средств федерального бюджета, зарубежным фирмам для выпуска отечественной продукции или разработки на их основе совместной продукции. Организацию экспертизы проектов таких лицензионных договоров.
2. Организацию контроля по выполнению лицензионных соглашений, заключенных с предприятиями, включая экспертизу отчетной документации об исполнении лицензионных соглашений.
3. Организацию контроля поступления лицензионных отчислений в федеральный бюджет, включая экспертизу на предмет их своевременности и полноты.
4. Организацию правовой охраны РИД в зарубежных странах, в которые планируется экспортировать продукцию или с которыми планируется осуществлять совместную разработку, в том числе военной техники и вооружений.
5. Организацию патентной защиты интеллектуальной собственности, в том числе в области военной техники и вооружений, от несанкционированного использования иностранными фирмами в зарубежных странах.
При разработке проекта ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг. было уделено большое внимание по формированию целевых индикаторов (показателей) применительно к данной ФЦП в целом.
Проведенные исследования показали, что:
1) в качестве целевых индикаторов (показателей) должны выступать показатели, имеющие размерные величины, а не относительные (процент, доля и т.д.), чтобы можно было включать их в технические задания по проведению каждой НИОКР;
2) необходимо вводить систему экспертизы со стороны государственного заказчика на проведение своевременной и полномасштабной правовой охраны результатов НИОКР;
3) экспертиза должна проводиться на каждом этапе выполнения НИОКР;
4) размер целевых индикаторов (показателей) должен зависеть от стоимости НИОКР, а сам расчет этих показателей может быть определен на базе статистических данных.
Учитывая изложенное, была определена номенклатура показателей и их размер в зависимости от стоимости НИОКР, планируемых к выполнению по указанной ФЦП (таблица 1).
Таблица 1
Целевые индикаторы и показатели реализации ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.
Единица измерения | Годы реализации ФЦП | ||||||||
2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | ||
Количество вновь разработанных технологий - всего | единиц | 20-25 | 40-50 | 60-75 | 80-95 | 105-125 | 125-145 | 150-170 | 160-180 |
в том числе соответствующих мировому уровню | единиц | 10-12 | 15-17 | 25-30 | 30-40 | 40-50 | 50-65 | 50-70 | 60-80 |
Количество патентов и других документов, удостоверяющих новизну технологических решений, - всего | единиц | 15-20 | 40-60 | 65-85 | 90-110 | 120-140 | 150-175 | 180-210 | 200-240 |
в том числе права, которые закреплены за Российской Федерацией | единиц | 10-14 | 28-40 | 45-60 | 60-75 | 80-95 | 100-115 | 120-140 | 135-160 |
Доля обновленных и новых основных производственных фондов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро отрасли | процентов | 9,5 | 11,5 | 29 | 44 | 57 | 66 | 70 | 72 |
Доля инновационных работ гражданской направленности в общем объеме научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ отрасли | процентов | 8,2 | 12 | 17 | 22 | 26 | 28 | 30 | 32 |
Изложенная выше организация работ по управлению правами на РИД по ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг. позволила достигнуть следующих результатов:
1. Выполнение целевых индикаторов (показателей), связанных с обеспечением правовой охраны как по ФЦП в целом (таблица 2), так и по тематическим направлениям НИОКР, принятым в ФЦП (таблица 3).
Таблица 2
Выполнение основных целевых индикаторов ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.
N п/п | Показатели | Единицы измерения | План (2009 г.) | Фактическое Исполнение (2016 г.) |
1. | Стоимость НИОКР (из средств федерального бюджета) | млн. руб | 67 301,0 | 60 546,3 |
2. | Целевые индикаторы | |||
2.1 | Количество технологий | шт. | 740-860 | 1505 |
- в том числе соответствующих мировому уровню | шт. | 280-300 | 528 | |
2.2 | Количество патентов | шт. | 860-1040 | 1039 |
- в том числе права на которые закреплены за Российской Федерацией | шт. | 560-700 | 734 |
Таблица 3
Стоимость РНТД, созданных по технологическим направлениям в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.
N направления | Кол-во РНТД | Стоимость РНТД, млн. руб. | Примечание |
1. Освоение шельфа | 628 | 5393,87 | |
2. Научный задел | 478 | 5409,31 | |
3. Новый облик | 418 | 9100,64 | |
4. Судостроительное производство | 295 | 3107,57 | |
5. Судовое приборостроение | 601 | 2339,85 | |
6. Судовое машиностроение и энергетика | 551 | 5044,67 | |
7. Системные исследования | 53 | 378,07 | |
Прочие нужды | 11 | 470,25 | |
Итого: | 3035 | 31 244,21 |
2. Создание значительного объема РИД, стоимость которого составляет 31 244,2 млн. руб, а количество ОИС достигло 3035 единиц (таблица 4).
Таблица 4
Своевременная и полномасштабная правовая охрана результатов НИОКР по государственному учету результатов научно-технической деятельности (данные по ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.)
N п/п | Наименование показателей | Количественные данные | Стоимость созданных РИД (млн. руб) | % от стоимости НИОКР или стоимости РИД |
1. | Стоимость выполненных НИОКР | 60 546,3 | 31 244,2 | 51,6% |
2. | Количество созданных и поставленных на государственный учет РИД, в том числе: | 3035 | 31 244,2 | 100% |
- ноу-хау | 1583 | 24 126,45 | 78% | |
- изобретения | 548 | 2923,81 | 9% | |
- полезные модели | 405 | 2024,85 | 6% | |
- программы для ЭВМ | 434 | 1669,17 | 5% | |
- базы данных | 42 | 239,51 | 1% | |
- промышленные образцы | 23 | 260,42 | 1% |
3. Стоимость созданных РИД составила 31 244,2 млн. руб при общих затратах на НИОКР - 60 546,3 млн. руб, что составило 51,6%.
4. Своевременная и полномасштабная правовая охрана результатов НИОКР.
Результаты НИОКР принимались при условии регистрации созданных РИД в Роспатенте или при предъявлении приказа на ноу-хау. Применялись все формы правовой охраны интеллектуальных результатов НИОКР, что обеспечило создание:
- ноу-хау - 1583;
- патент на изобретение - 548;
- патент на полезную модель - 405;
- свидетельство на программу для ЭВМ - 434;
- свидетельство по базам данных - 42;
- патент на промышленный образец - 23.
Достижение высоких результатов было осуществлено благодаря:
а) созданию нормативно-методической базы, разработанной ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (ФГУП "КГНЦ") в первый период реализации ФЦП (2009-2012 гг.) и утвержденной Департаментом судостроительной промышленности и морской техники (далее - Департамент). Нормативно-методическая база (восемь основных документов) регламентировала взаимодействие Департамента и предприятий - исполнителей НИОКР, а также позволила ввести систему экспертного контроля за процессом выполнения и принятия результатов НИОКР со стороны ФГУП "КГНЦ";
б) деятельности Отраслевого центра интеллектуальной собственности и трансфера технологий - как специализированного подразделения ФГУП "КГНЦ", осуществлявшего экспертно-аналитическое и научно-методическое сопровождение ФЦП в части управления правами на РИД на всех стадиях выполнения НИОКР - от формирования конкурсной документации до введения результатов в хозяйственный оборот.
Таким образом, оба эти характерных фактора создали условия для выполнения функций Департамента в области управления правами на РИД.
Опыт Департамента и ФГУП "КГНЦ" нашел отражение в деятельности государственных заказчиков. Так, Минобороны России в 2015 г. был создан Центр проблем интеллектуальной собственности в ФГБУ "46 научно-исследовательский институт", а госкорпорацией "Роскосмос" в 2016 г. - институт экономики и управления на базе ФГУП "Организация "Агат".
Следует также отметить, что нормативно-методические документы, разработанные ФГУП "КГНЦ", находят применение в специализированных организациях Департамента авиационной промышленности и Департамента промышленности обычных вооружений и спецхимии Минпромторга России.
Литература:
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. N 1607-р "Об Основных направлениях государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 233 "Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Шабликов Н. Организация управления правами на РИД, создаваемые в процессе формирования и реализации ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.
Shablikov N. Setting up management of IP created under the federal "Civil maritime equipment development" program for 2009-2016
Н.В. Шабликова - директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России
В статье зам. директора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Н.В. Шабликова рассмотрены вопросы организации работ на уровне федеральных целевых программ по управлению правами на РИД, создаваемые за счет средств федерального бюджета. Изложены взгляды по формированию целевых индикаторов (показателей), характеризующих эффективность правовой охраны результатов НИОКР, применительно к условиям реализации мероприятий по федеральной целевой программе. Описывается опыт работ в судостроении по ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.
The publication by N. Shablikov, deputy head of the Department for shipbuilding industry and maritime equipment of the Industry and Trade Ministry, reviews the issues related to setting up right management for intellectual property created under the targeted federal government-funded programs. He presents his view on gauging the performance indicators for the efficiency of legal protection of R&D results under the framework of the respective federal program. He also describes the relevant experience in the shipbuilding industry under the federal "Civil maritime equipment development" program for 2009-2016.
Ключевые слова: управление интеллектуальной собственностью, федеральные целевые программы, целевые индикаторы (показатели), Отраслевой центр интеллектуальной собственности и трансфера технологий.
Keywords: IP management, federal targeted programs, performance indicators, Industry center for intellectual property and technology transfer.
Научно-практический журнал
"Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность"
Журнал зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N 77-15023
Из номера в номер: консультации ведущих специалистов в области ИС, патентно-лицензионная и судебная практика, а также все, что нужно знать о товарных знаках, изобретениях, промышленных образцах, полезных моделях, о бухучете и налогообложении нематериальных активов, об оценке и коммерциализации ИС и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.