Программы инновационного развития акционерных обществ - инструмент внедрения результатов НИОКР, выполненных в рамках ФЦП*(1)
И. Помылев,
зам. начальник отдела техрегулирования
Департамента судостроительной промышленности
и морской техники Минпромторга России (г. Москва)
В. Антипин,
советник зам. гендиректора ФГУП
"Крыловский государственный научный центр"
(г. Санкт-Петербург)
Журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" N 5, май 2017 г., с. 15-22.
В процессе реорганизации промышленности и других отраслей, начиная с 1999 г., в стране сложилась структура акционерных обществ (АО) (концерны, публичные акционерные общества, закрытые акционерные общества и т.д.), осуществляющих свою хозяйственную деятельность.
В них государство является либо единственным акционером, либо обладает значительной долей акций. Наряду с ними функционируют федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) и федеральные государственные учреждения.
Для развития инновационной экономики в стране была сформирована система федеральных целевых программ (ФЦП), предусматривающая выполнение за счет федерального бюджета значительного объема затрат по научно-исследовательским работам и осуществления капитальных вложений.
Так, ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг. [1] (далее - Программа) предусматривала финансирование за счет средств федерального бюджета в размере 90 664 млн. руб., из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы предусматривалось 61 301 млн. руб., на капитальные вложения - 18 802 млн. руб., на прочие нужды - 4561 млн. руб.
В ФЦП не предусматривалось финансирование работ процесса "отехнолаживания" результатов НИОКР для их внедрения в производство. Считалось, что данной деятельностью должны заниматься созданные акционерные общества, в том числе с государственным участием, за свой счет.
Для организации этой работы применительно к АО с государственным участием, государственных корпораций и ФГУП Минэкономразвития России в 2011 г. подготовило Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с госучастием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий [2] (далее - Методические материалы). В этих Методических материалах были регламентированы основные работы, включаемые в программы инновационного развития (ПИР).
ПИР должны содержать следующие разделы: сводная стратегия развития, мероприятия в области освоения новых технологий, мероприятия в области выпуска инновационных продуктов, мероприятия в области инновационных бизнес-процессов.
Предлагается также, чтобы мероприятия в области освоения новых технологий предусматривали раздел по освоению новых технологий в производство, а мероприятия в области выпуска инновационных продуктов - планы НИОКР по коммерциализации и выводу на рынок инновационных продуктов. В этих планах должны быть также представлены система управления инновационной деятельностью и финансирование программы.
Указанные Методические материалы рекомендованы не только для крупных АО с государственным участием.
Практика реализации программ инновационного развития в 2012-2014 гг. показала, что необходимо совершенствовать методику формирования этих программ, а также расширять круг АО, в обязанности которых входило требование об обязательном формировании у них ПИР.
Новые методические документы по формированию ПИР были одобрены в ноябре 2015 г. на заседании Межведомственной комиссии по технологическому развитию Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России и после доработки разосланы заинтересованным организациям.
Принципиально новым требованием к содержанию ПИР, изложенным в них, было введение целевых значений ключевых показателей эффективности инновационной деятельности, а также подробная регламентация структуры самих ПИР.
В соответствии с рекомендациями по составу и обоснованию целевых значений ключевого показателя эффективности было предложено на первых этапах жизненного цикла инноваций предусмотреть следующие показатели:
- объем (доля) закупок несырьевой инновационной продукции российского производства у предприятий малого и среднего бизнеса;
- объем финансирования НИОКР за счет собственных средств (в процентах к выручке, без учета бюджетных средств, используемых компанией для проведения НИОКР);
- число ОИС, созданных за период, или рост стоимости ОИС по сравнению с предыдущим периодом.
На стадии жизненного цикла инноваций - внедрение или использование - эффективность инновационной деятельности организаций с государственным участием могут характеризовать следующие показатели:
- отношение числа объектов интеллектуальной собственности, внедренных в производство, к общему количеству созданных ОИС;
- отношение объема финансирования НИОКР, внедренных в производство, к общему объему профинансированных НИОКР.
На стадии коммерциализации эффективность инновационной деятельности организаций с государственным участием могут характеризовать следующие показатели:
- доля выручки от экспорта несырьевой (инновационной) продукции в общей выручке организации с государственным участием;
- отношение объема продаж инновационных продуктов и лицензий (нарастающим итогом) к объему инвестиций по завершенным НИОКР (нарастающим итогом);
- отношение объема операционной прибыли организации с государственным участием от инновационных продуктов и лицензий (нарастающим итогом) к объему инвестиций по завершенным НИОКР (нарастающим итогом);
- экономический эффект от разработки (покупки) и внедрения новых технологий и инновационных решений (абсолютный, млн рублей, и относительно инвестиций в разработку (закупку) и внедрение).
Из перечисленных требований видно, что вопросы создания и использования интеллектуальной собственности стали важнейшим условием при определении эффективности ПИР.
Аналогичным образом сформированы требования по структуре ПИР и содержанию ее разделов. Они изложены в [2].
В соответствии с указанными Методическими материалами ПИР должны включать инновационные проекты и мероприятия.
Инновационные проекты должны носить комплексный характер, т.е. включать совокупность взаимосвязанных мероприятий (работ), направленных на достижение конечного полезного результата, в следующих формах:
- вывод на рынок (коммерциализации) нового продукта, услуги (продуктовые технологические инновации);
- начало промышленного внедрения и масштабирования новой технологии или производственного процесса (процессные технологические инновации);
- внедрение и начало масштабирования новых бизнес-процессов, моделей, методов и способов управления и продаж, представления и продвижения на рынки сбыта и т.п. (организационные и маркетинговые инновации).
Рекомендуется выделить среди инновационных проектов ключевые, которые могут оказать наибольшее влияние на бизнес компании и КПЭ за счет внедрения инновационных решений, соответствующих мировому уровню.
В качестве таких показателей эффективности (ПЭ), неразрывно связанных с развитием системы управления интеллектуальной собственностью и результатами интеллектуальной деятельности (РИД) предлагаются следующие.
1) Число РИД, созданных и приобретенных компанией в отчетном году, всего, ед., в том числе:
- созданных, ед.;
- приобретенных, ед.;
- относительно числа РИД, находящихся в собственности компании на начало отчетного года, %.
2) Стоимость прав на РИД, созданных и приобретенных компанией в отчетном году, всего, млн руб., в том числе:
- созданных, млн. руб.;
- приобретенных, млн. руб.;
- относительно стоимости прав на РИД, находящихся в собственности компании на начало отчетного года, %.
3) Доля РИД, внедренных в производство по состоянию на конец отчетного года, в РИД, обладателем исключительных прав на которые компания является более 10 лет:
- по числу РИД, %;
- по балансовой стоимости РИД,%.
4) Доля затрат на приобретение прав на российские РИД в объеме затрат на приобретение прав на РИД в отчетном году, %.
5) Выплаты по договорам о предоставлении права использования РИД (лицензионным договорам) в пользу компании или ее дочерние зависимые объединения (ДЗО) в отчетном году всего, млн. руб., в т.ч.:
- от сторонних организаций, млн. руб.;
- от ДЗО, млн. руб. (внутрикорпоративный трансфер технологий).
При этом целевая динамика - положительная до достижения оптимального уровня, в т.ч. с учетом бенчмаркинга с лучшими зарубежными компаниями-аналогами (при наличии).
К РИД в контексте расчета перечисленных выше ПЭ относятся:
- изобретения, полезные модели или промышленные образцы (как объекты патентных прав);
- программы для ЭВМ и базы данных как объекты авторского права, топологии интегральных микросхем;
- секреты производства (ноу-хау).
Таким образом, в формируемых программах инновационного развития (разделы - инновационные проекты и мероприятия) ставятся задачи по внедрению РИД, созданных ранее, в том числе в рамках НИОКР, выполненных в процессе ФЦП и ГП.
Рассмотрим возможности хозяйствующих структур (АО и т.д.) например, входящих в судостроительную промышленность и подготавливающих ПИР в соответствии с указаниями Правительства Российской Федерации (таблица 1), по внедрению РИД, созданных в рамках ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.
Таблица
Перечень организаций, разрабатывающих программы инновационного развития, с указанием стоимости и количества НИОКР, выполненных ими в 2009-2016 гг.
N п/п | Организация | Количество НИОКР | Стоимость НИОКР, (млн. руб.) | Количество ОИС | Стоимость ОИС, (млн. руб.) |
1. | АО "ОСК" | 65 | 5300,39 | 223 | 1686,1 |
2. | АО "Концерн "Океанприбор" | 16 | 1060,43 | 84 | 280,76 |
3. | АО "Концерн "Моринсис-Агат" | 107 | 6976,69 | 381 | 2346,0 |
4. | АО "Концерн "Гранит-Электрон" | 4 | 247,0 | 28 | 54,15 |
5. | АО "Концерн "ЦНИИ "Электроприбор" | 13 | 1733,3 | 83 | 487,53 |
6. | АО "Концерн "НПО "Аврора" | 14 | 764,50 | 67 | 164,64 |
7. | АО "ЦТСС" | 47 | 6152,1 | 295 | 2675,15 |
8. | ФГУП "Крыловский государственный научный центр" | 192 | 20 069,49 | 846 | 10 001,84 |
ИТОГО: | 458 | 42 303,9 | 2007 | 17696,16 |
Примечание: соотношение стоимости ОИС к стоимости НИОКР - 41,8%
Права на РИД, закрепленные за Российской Федерацией в лице Минпромторга России и созданные в рамках указанной ФЦП, передаются предприятиям - исполнителям НИОКР.
Система заключения договоров по отчуждению прав на РИД нашла отражение в соответствующих приказах Минпромторга России.
Предприятия отрасли могут осуществить отбор наиболее значимых для них РИД, пользуясь информацией о созданных РИД.
Анализ результатов НИОКР (интеллектуальной собственности), созданных предприятиями, которые входят в структуры судостроительной промышленности и приведены в таблице 1, показывают, что все восемь структур выполнили НИОКР в значительном объеме средств (АО "ОСК" - 5300,39 млн. руб., АО "ЦТСС" - 6152,1 млн. руб., АО "Концерн "Моринформсистема "Агат" - 6976,69 млн. руб.), создали определенное количество инноваций в виде РИД (АО "Объединенная судостроительная корпорация" - 223 объекта, АО "Центр технологии судостроения и судоремонта - 295 объектов, АО "Концерн "Моринформсистема "Агат" - 331 объект), затраты на которые достаточно велики, соответственно, - 1686,1 млн. руб., 2675,15 млн. руб., 2346,0 млн. руб.
Одной из новых задач министерств - государственных заказчиков при завершении НИОКР по государственным программам является внесение результатов НИОКР в имущественный комплекс министерства путем включения их в состав нематериальных активов и основных средств министерств, регистрации в реестре федерального имущества, а также передачи результатов НИОКР как федерального имущества акционерным обществам.
Порядок внесения результатов НИОКР в имущественный комплекс министерства определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества".
Конкретные операции по реализации указанного постановления Правительства Российской Федерации были установлены:
- Минфином России приказом от 27 декабря 2007 г. N 153 и "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" и приказом от 6 декабря 2010 г. N 162 и "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению";
- Росимуществом в Указаниях по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности, одобренных первым заместителем Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. (ИШ-018-800) [3].
Данные работы по указаниям Минпромторга России были начаты в 2014 г., когда начали формироваться графики по передаче прав на РИД, созданные в рамках ФЦП и ГП, предприятиям - исполнителям НИОКР. Эта сложная работа начала входить в результативную фазу в 2015 г., когда по ряду НИОКР были подписаны двухсторонние договоры о безвозмездном отчуждении прав на РИД, принадлежащие Российской Федерации в лице Минпромторга России. Так, в 2015 г. ФГУП "Крыловский государственный научный центр" заключил 40 договоров отчуждения, предусматривающих безвозмездную передачу исключительных прав на 154 ОИС с балансовой стоимостью 262,78 млн. руб.
На декабрь 2016 г. были внесены в состав нематериальных активов Минпромторга России по ФЦП сведения о результатах 200 НИОКР, кроме того, в Государственный реестр федерального имущества внесены сведения о 503 результатах научно-технической деятельности.
Передача прав собственности по ФЦП начала осуществляться с 2015 г. после выхода Постановления Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 233 "Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения" и выхода в 2014 г. соответствующих приказов по Минпромторгу России.
На 31 декабря 2016 г. подготовлены и подписаны 232 договора со стоимостью 1072,67 млн. руб., начато согласование 689 договоров со стоимостью 3413,5 млн. руб.
Объем работ по передаче прав собственности акционерным обществам, осуществляющим судостроительное производство и обязанным иметь ПИР, значителен и характеризуется следующим образом:
- стоимость выполненных НИОКР по Программе составляет 42 303,9 млн. руб., при этом стоимость созданных ОИС - 17 696,16 млн. руб., т.е. 41,8% от общих затрат на НИОКР;
- при выполнении 458 НИОКР было создано 2007 объектов интеллектуальной собственности.
Представляется целесообразным предложить Минэкономразвития России дополнить Методические материалы требованием обязательного включения результатов НИОКР (интеллектуальной собственности), созданных в рамках ФЦП и ГП, в программы инновационного развития соответствующих структур (АО корпорации и т.д. с государственным участием). И, в первую очередь, в Рекомендации по управлению правами на РИД в организации.
Внедрение результатов НИОКР создаст условия для выпуска конкурентоспособной инновационной продукции, а также для осуществления коммерциализации таких результатов в условиях научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.
Литература:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 103 "О федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы".
2. Распоряжение Минэкономразвития России от 21 января 2011 г. N 3Р-ОФ "Об утверждении Методических материалов по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий" // СПС "Гарант".
3. Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях. (Утверждены указанием Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2014 г. N ИШ-П8-800) / http://economy.gov.ru.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Пути реализации разработок ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Помылев И., Антипин В. Программы инновационного развития акционерных обществ - инструмент внедрения результатов НИОКР, выполненных в рамках ФЦП
Pomylev I., Antipin V. Programs for innovation development of joint stock companies as the instrument for implementation of R&D results achieved under the federal targeted programs
И. Помылев - зам. начальник отдела техрегулирования Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России (г. Москва)
В. Антипин - советник зам. гендиректора ФГУП "Крыловский государственный научный центр" (г. Санкт-Петербург)
В статье зам. начальника отдела техрегулирования Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России И.В. Помылева и советника зам. гендиректора ФГУП "Крыловский государственный научный центр" В.В. Антипина рассматривается один из важнейших вопросов процесса внедрения интеллектуальных результатов НИОКР, создаваемых в рамках государственных программ. Определяется место и роль программ инновационного развития акционерных обществ как инструмента "отехнолаживания"*(1) интеллектуальных результатов разработок. Рассматриваются подходы применительно к действующим методическим указаниям по формированию программ инновационного развития.
The publication by I. Pomylev, deputy head of the Department for shipbuilding industry and maritime equipment of the Industry and Trade Ministry, and V. Antipin, advisor to deputy general director of the Krylov state research center state federal unitary enterprise, consider one of the main questions related to the implementation of R&D intellectual results created under the state-funded programs. The authors define the role and the place of the innovation development programs for joint stock companies as an instrument of boosting the "tech" component of the R&D results. They view these approaches in the light of the current guidelines for innovation development programs.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, программы инновационного развития, интеллектуальные результаты НИОКР, нематериальные активы.
Keywords: intellectual property, innovation development programs, intellectual results of R&D, intangible assets.
*(1) Авторы подразумевают под этим разработку комплекса технологий для научно-технических решений, полученных при выполнении НИОКР, с целью изготовления (производства) объектов техники.
Научно-практический журнал
"Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность"
Журнал зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N 77-15023
Из номера в номер: консультации ведущих специалистов в области ИС, патентно-лицензионная и судебная практика, а также все, что нужно знать о товарных знаках, изобретениях, промышленных образцах, полезных моделях, о бухучете и налогообложении нематериальных активов, об оценке и коммерциализации ИС и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.