Экспертиза результатов НИОКР - эффективный инструмент повышения уровня разработок по государственной программе*(1)
В. Евстафьев,
д.т.н., начальник управления ФГУП
"Всероссийский институт межотраслевой информации"
(г. Москва)
Журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" N 5, май 2017 г., с. 23-32.
В стране сложилась практика финансирования НИОКР через систему государственных программ: с 2008 г. это была система федеральных целевых программ (ФЦП), с 2010 г. начала формироваться система государственных программ Российской Федерации (ГП).
Применительно к судостроительной отрасли в 2008 г. была утверждена ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг. [1], а в 2010 г. - ГП "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 гг." [2].
По мере совершенствования процесса контроля за результативностью расходования федеральных средств, выделяемых в рамках ГП и ФЦП на выполнение НИОКР, все большее внимания уделяется двум следующим факторам:
1. Наличие целевых индикаторов (показателей), характеризующих создание новой интеллектуальной собственности и использование ее в производстве.
2. Создание интеллектуальной собственности при выполнении НИОКР как важнейшего фактора, целенаправленного:
- на использование института интеллектуальной собственности как правового и экономического механизма, необходимого в рыночных условиях хозяйствования для внедрения результатов НИОКР в производство;
- на оценку научно-технического уровня исследований и разработок.
При подготовке ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг." (далее - ФЦП "РГМТ") были разработаны и согласованы с Минэкономразвития России следующие показатели:
- количество вновь разработанных технологий, в том числе соответствующих мировому уровню;
- количество патентов и других документов, подтверждающих новизну технологических решений.
При этом был произведен расчет этих целевых показателей (индикаторов) на весь период действия ФЦП "РГМТ" с 2009 г. по 2016 гг. Методика расчета таких показателей не является предметом рассмотрения данной статьи.
Применение количественных, а не относительных величин (процент, доля), для целевых индикаторов (показателей) позволяет их вносить в условия конкурсной документации на выполнение НИОКР, а также в контрактную документацию, в частности в условия технического задания на выполнение разработки.
При выполнении НИОКР по ФЦП "РГМТ" были включены в конкурсную документацию по каждой разработке, выносимой для выполнения на конкурсной основе, соответствующие параметры вышеуказанных целевых индикаторов (показателей).
Рассматривая условия конкурсной документации как инструмент для достижения высокого уровня разработки и, как показал опыт экспертизы результатов НИОКР по ФЦП "РГМТ", следует указать, что назрели условия для использования интеллектуального потенциала исполнителя НИОКР.
Так, например, количество созданных им результатов интеллектуальной деятельности (РИД), предлагаемых для использования в новой разработке, может быть критерием для определения победителя при подведении результатов конкурса на выполнение НИОКР.
К числу таких РИД целесообразно отнести как объекты, созданные им за счет собственных средств, так и объекты, созданные им или другими организациями за счет средств федерального бюджета и принадлежащие Российской Федерации.
При организации экспертизы результатов НИОКР по ФЦП необходимо:
- иметь перечень документов, содержание которых подвергается экспертизе;
- методический подход к процессу экспертизы по каждому документу.
При рассмотрении ФЦП "РГМТ" было предложено проводить экспертизу:
- конкурсной и договорной документации на предмет включения в них целевых индикаторов (показателей), связанных с интеллектуальной собственностью, а также включения в них требований по обеспечению своевременной и полномасштабной правовой охраны результатов НИОКР;
- отчетной документации на НИОКР, принятой государственным заказчиком на предмет достижения индикаторов (показателей), а также достижения своевременной и полномасштабной правовой охраны результатов НИОКР.
При рассмотрении проектов конкурсной документации на выполнение НИОКР экспертизе подлежали:
- информационная карта конкурса (раздел II конкурсной документации);
- требования к функциональным, качественным и техническим характеристикам выполняемой работы (раздел III конкурсной документации);
- п. 3 "Сведения о результатах научно-технической деятельности (РНТД), предлагаемых участниками закупки для использования при выполнении работ";
- форма 4.4 "Сведения о квалификации участника закупки, проект государственного контракта с приложениями" раздела V;
- уведомление о результатах РНТД (приложение 4 к государственному контракту).
Пункт 3 "Сведения о РНТД, предлагаемых участниками закупки для использования при выполнении работ" предусматривает предоставление данных о РНТД по трем направлениям:
- первое - РНТД, права на которые принадлежат Российской Федерации, т.е. указываются федеральные органы исполнительной власти, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право выступать от имени Российской Федерации как правообладатели РНТД, созданных за счет средств федерального бюджета;
- второе - РНТД, права на которые принадлежат участнику закупки;
- третье - РНТД, права на которые принадлежат третьим лицам, т.е. здесь указываются государственные (ФГУП, ФГУ и т.д.) и/или негосударственные (ОАО и т.д.) организации или физические лица, которые являются правообладателями РНТД, предлагаемых к использованию при выполнении работ.
При проведении экспертизы проекта государственного контракта особое внимание уделяется таким разделам, как раздел III "Права и обязанности сторон", раздел V "Порядок сдачи и приемки выполненных работ", раздел VIII "Права на результаты НИОКР", раздел IX "Условия соблюдения государственной тайны и конфиденциальности", раздел XIV "Заключительные положения".
Требования к формированию технического задания на НИОКР и календарному плану (для НИР) или ведомости исполнения (для ОКР) при подготовке конкурсной документации имеют формальный характер (формы, перечень разделов), поэтому не подвергаются на этой стадии экспертизе.
Экспертиза технического задания и календарного плана производится на стадии согласования с государственным заказчиком контрактной документации, когда исполнитель представляет государственному заказчику полный текст технического задания и календарного плана. При этом экспертной оценке подвергаются:
- сведения о сроках и характере проведения отчета о патентных исследованиях (перечень стран анализа, патентная частота, заграничное патентование и т.д.);
- объем требований по своевременной и полномасштабной правовой охране результатов на каждом этапе выполнения НИОКР в зависимости от характера выполняемых работ по этапу;
- требования по правовой охране и обеспечению патентной частоты, предъявляемые контрагенту;
- отчетная научно-техническая документация (ОНТД) на НИОКР, отражающая вопросы правовой охраны результатов НИОКР и дальнейшего их использования.
Важнейшей обязанностью государственного заказчика является формирование и утверждение отчетной документации на НИОКР.
Помимо требований по отчетности о финансовых затратах на НИОКР, которые регламентируются инструкциями и указаниями Минфина России, государственный заказчик обязан разработать отчетную документацию о результативности выполненных работ, как в части технических параметров разработки, так и в части правовой охраны результатов НИОКР.
При формировании отчетной документации на выполнение НИОКР по ФЦП "РГМТ" были разработаны и введены в действие следующие документы, отражающие их результативность в части интеллектуальной собственности:
- перечень РНТД, основные разделы этого перечня приведены в таблице;
- справка-отчет о результативности выполнения НИОКР (этапа НИОКР), основные разделы приведены в приложении 1 к статье;
- сохранная расписка исполнителя, основные разделы приведены в приложении 2 к статье.
Таблица
Основные разделы перечня РНТД
Приложение 4
к акту сдачи-приемки этапа N ___
Перечень РНТД,
созданных (наименование организации) в процессе выполнения этапа НИР (ОКР) по госконтракту
от _________ 20___ г. N _____
по теме "____________________________", шифр "____________________________"
N п/п | Наименование РНТД | Наименование объекта техники, для которого разработан РНТД | Вид РНТД | Данные правоустанавливающего документа (при наличии заявки, охранного документа) | Правообладатель | Наименование технической документации, в. т.ч. раздела отчета, составной части разрабатываемого объекта техники, в которых использован РНТД | Целесообразность режима охраны (при отсутствии охранного документа) | Примечание | ||
вид документа | номер | дата выдачи (регистрации) | ||||||||
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 11. |
Согласовано
Руководитель организации Директор Департамента судостроительной
(Исполнитель НИОКР) промышленности и морской техники
Минпромторга России
------------------------ Ф.И.О. ------------------------ Ф.И.О.
Перечисленные документы составляются на каждом этапе НИОКР по которым проводится экспертиза.
Порядок экспертных работ по указанным трем документам изложен в Методических указаниях, разработанных ФГУП "Крыловский государственный научный центр", утвержденных Департаментом судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России (далее - Методические указания).
В Методических указаниях приведен подробный порядок и требования по заполнению каждого раздела отчетного документа, каждой таблицы с приведением примера их заполнения.
Важным элементом экспертной работы применительно к справке-отчету является отражение полноты и достоверности данных:
- по п. 1.7 "Патенты и лицензии", где излагаются все сведения о созданных РИД, состояние их правовой охраны на период закрытия темы (этапа темы), значимость этих объектов для достижения требований технического задания;
- по п. 2.5 "Перспективы освоения разработки в производстве", где излагаются предложения предприятия - исполнителя НИОКР о зарубежном патентовании и сроках полезного использования, что особенно важно при постановке РИД на бухгалтерский учет.
Сохранная расписка исполнителя включает три основных раздела:
- материальные ценности и объекты интеллектуальной собственности;
- конструкторская (технологическая) документация;
- научно-технические отчеты.
Основными предметами экспертизы этого документа являются стоимостная оценка РИД, созданных в процессе выполнения, количество созданных самих результатов, а также достоверность сведений о наличии результатов в конструкторской документации.
Вопросы определения затрат на создание РИД при выполнении государственного контракта требуют отдельного рассмотрения и в настоящей статье не раскрываются.
Сведения о созданных ноу-хау, данные о которых приводятся в "Перечне РНТД", подвергаются экспертизе через раскрытие их в научно-техническом отчете, для чего введена экспертиза самих отчетов, а также отчетов о патентных исследованиях.
Особенность экспертизы отчетов о патентных исследованиях заключается в сопоставимости требований к условиям проведения таких отчетов, изложенных в техническом задании и календарном плане (ведомости исполнения), и их выполнения при завершении работ по патентным исследованиям.
Применительно к научно-техническим отчетам и отчетам о патентных исследованиях подготовлены и утверждены методические рекомендации, которые конкретизируют требования к этим документам, изложенные в государственных стандартах [3; 4].
При подготовке экспертных заключений специалисты руководствуются требованиями, изложенными в ст. 17 "Заключение научной и научно-технической экспертизы" главы 3 модельного закона "О научной и научно-технической экспертизе", принятого постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 15 ноября 2003 г. N 22-17 на XXII пленарном заседании, а также в стандартах ФГУ НИИ РИНКЦЭ по научно-технической экспертизе [5].
При проведении экспертных работ ставились следующие главные задачи:
- основные результаты НИОКР должны быть представлены в правовом поле как РИД, принимая во внимание положения части четвертой ГК РФ, которые позволяют применительно к промышленному производству получить правовую охрану для широкого спектра технических решений, создаваемых в процессе выполнения НИОКР;
- основные результаты НИОКР в виде РИД должны иметь стоимостную оценку, как и другие материальные результаты НИОКР: опытные образцы, опытные стенды, техническая и отчетная документация.
Следует отметить, что трудоемкость создания технической документации при выполнении НИОКР по мере внедрения в практику научных и проектных организаций вычислительной техники и IT-технологий неуклонно снижается, а затраты на создание новых решений, как РИД, значительно возрастают.
Все чаще при выполнении НИОКР ставится задача отразить финансовые затраты на них в создаваемом РИД. В этом случае количество созданных РИД и их стоимостная оценка, т.е. доля стоимости на создание РИД в затратах на выполнение НИОКР, может использоваться как критерий эффективности выполнения НИОКР.
Экспертиза результатов НИОКР, выполняемых в рамках ГП и ФЦП, может рассматриваться как эффективный инструмент повышения уровня разработок, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
Применительно к ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг. и завершенной в 2016 г. были достигнуты два главных результата в части интеллектуальной собственности:
- по всем семи тематическим направлениям программы все НИОКР получили правовую охрану своих результатов по всем видам охраны, предусмотренным частью четвертой ГК РФ применительно к тематике выполненных разработок.
- стоимость создания РИД составила 31,244 млрд. руб., а это 51,6% от общей стоимости НИОКР, выполненных по программе.
Приложение 1
Справка-отчет о результатах выполнения НИОКР (этапа НИОКР)
1. Перечень научно-технической продукции, созданной в рамках НИОКР (этапа НИОКР)
1.1 Научно-технический отчет (наименование, дата - срок реализации результатов работ (лет); утверждения решения НТС (дата)).
1.2 Перечень конструкторской, технологической, программной и эксплуатационной документации (наименование, децимальные номера, присвоенная литера).
1.3 Опытные образцы, макеты, стенды (наименование, количество).
1.4 Программы и методики испытаний (даты утверждения).
1.5 Акты (протоколы) испытаний (наименование, даты утверждения).
1.6 Разрешение на применение и производство, сертификаты (наименование, регистрационный номер, дата выдачи, кем выдан).
1.7 Патенты и лицензии (наименование, регистрационный номер, дата выдачи, кем выдан).
2. Краткое техническое описание выполненной работы
2.1 Основные результаты (для НИР). мощностей, другие организационно-технические решения).
2.2 Наименование и состав изделия, его функциональное назначение (для ОКР), наименование и назначение разработанной технологии (для технологических работ).
2.3 Основные технические характеристики изделия. Сравнение с аналогами.
2.4 Область применения. Потенциальные потребители.
2.5 Перспективы освоения разработки в производстве:
2.5.1 Производственные и экономические характеристики ожидаемых результатов внедрения разработки:
- срок реализации результатов работ (лет);
- прогнозируемый объем инвестиций на освоение производства (миллионы рублей);
- ожидаемый годовой объем производства продукции (предприятия, количество, статистика);
- масштабы среднегодового спроса (потребность по годам) на продукцию (количество и стоимость);
- экспортный потенциал (прогнозируемый спрос на зарубежных рынках, уровень экспорта (%));
- импортозамещение (% замещения импортируемых аналогов);
- срок окупаемости разработки (лет);
- возможность двойного применения;
- жизненный цикл продукта на рынке (лет).
2.5.2 Варианты организации производства продукции, организационно-технические решения по подготовке производства (модернизация действующего производства, создание новых производственных мощностей, другие организационно-технические решения).
2.5.3 Технико-экономическая эффективность перехода на выпуск новой продукции:
- удельные инвестиционные затраты (на единицу годовой технологической мощности выпуска продукции, определяемые как соотношение затрат на выполнение разработки и освоение производства к общей стоимости годового выпуска продукции);
- удельные текущие затраты на единицу технологической годовой мощности выпуска продукции по трудоемкости, материалоемкости, энергоемкости;
- годовая мощность производства. Цена и рентабельность продукции;
- сохранение и создание новых рабочих мест (количество).
2.6 Экологические аспекты реализации результатов разработки (влияние производства и потребления новой продукции на состояние окружающей среды, технологические возможности компенсации ее возможного загрязнения).
2.7 Оценка соответствия показателей, предоставленных в п. 2.4, 2.5 и 2.6 на этапе подачи заявления и к моменту сдачи работы.
2.8 Дополнительная информация о реализации результатов НИОКР.
Приложение 2
Сохранная расписка исполнителя
Составлена " " 20 г.
-- --------- --
Настоящая сохранная расписка выдана _____________________________________
_________________________________________________________________________
(полное наименование организации-исполнителя работы, кем выдана
расписка)
в том, что материальные ценности, объекты интеллектуальной
собственности, конструкторская и технологическая документация,
научно-технические отчеты, разработанные и изготовленные или
приобретенные в ходе выполнения НИОКР (этапа НИОКР)______________________
_______________________________________, шифр "________________________"
(полное наименование, шифр работы)
За счет средств государственного заказчика - Министерства
промышленности и торговли Российской Федерации по государственному
контракту N ___________ от "__" 20___ г.,
являются собственностью заказчика и находятся на ответственном
хранении у исполнителя.
1. Материальные ценности* и объекты интеллектуальной собственности.
N п.п. | Наименование материальных ценностей, их тип (марка) | Количество | Техническое состояние | Стоимость по данным бухгалтерского учета |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | ||||
2. | ||||
Всего: |
2. Конструкторская (технологическая документация), технические
условия:
- конструкторская документация:
- наименование - децимальный номер ... ...
- технологическая документация:
- наименование - децимальный номер ... ...
________________________________________________________________________
3. Научно-технические отчеты ______________________________________
________________________________________________________________________
Принятые на ответственное хранение материальные ценности находятся
________________________________________________________________________
(со ссылкой на порядковые номера указываются места хранения
материальных ценностей)
Принятая на ответственное хранение конструкторская
(технологическая) документация и научно-технические отчеты _____________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
(указываются места хранения)
_____________________ Главный бухгалтер
_____________________ ___________________________
(должность, подпись, (подпись, инициалы и фамилия)
инициалы
и фамилия руководителя
организации-исполнителя)
"__" ______________ 20__ г. "__" ______________ 20__ г.
Материально ответственное лицо (лица):
М.П. 1. ______________________________
(подпись, инициалы и фамилия)
______________________________
2. (подпись, инициалы и фамилия)
-----------------------------------------------------
* Макетные, экспериментальные, опытные образцы изделий,
оборудования, в том числе специального.
Литература:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 103 "О федеральной целевой программе "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.". // СПС "Гарант".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2010 г. N 1950-р "Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации" (в редакции от 6 июня 2015 г. N 1033-р). // СПС "Гарант".
3. ГОСТ 7.32-2001 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления" / http://www.igic.ras.ru.
4. ГОСТР 15.011-96 "Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения" / http://www.igic.ras.ru.
5. СТО 11313707-03.007-2006 "Стандарт организации. Система управления деятельностью о ФГУ НИИ РИНКЦЭ. Типовой технологический процесс экспертизы. Заключение государственной экспертизы" / http://www.extech.ru/.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Опыт работы по экспертизе НИОКР по ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Евстафьев В. Экспертиза результатов НИОКР - эффективный инструмент повышения уровня разработок по государственной программе
Yevstafyev V. Expert evalulation of R&D results, an effective instrument to improve the level of R&D under the government program
В. Евстафьев - д.т.н., начальник управления ФГУП "Всероссийский институт межотраслевой информации" (г. Москва)
По мнению д.т.н., начальника управления ФГУП "Всероссийский институт межотраслевой информации" В.Ф. Евстафьева, экспертиза результатов НИОКР на всех стадиях жизненного цикла получения результатов исследований и разработок рассматривается как один из эффективных инструментов повышения эффективности выполнения НИОКР. Ключевыми моментами комплексной экспертизы являются оценка значимости РНТД, полученных при выполнении НИОКР и нахождение их в правовом поле интеллектуальной собственности. В статье представлены результаты экспертных работ ФГУП "Крыловский государственный научный центр" по ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 гг.
V. Efstavyev, department head at the VIMI state federal unitary enterprise, the expert evaluation of R&D results at all the stages of research life cycle is an effective instrument for boosting the efficiency of R&D activities. The key components of such complex evaluation are the evaluation of scientific research results and defining them in the legal framework of intellectual property. The publication quotes the results achieved by the Krylov state research center state federal unitary enterprise under the federal "Civil maritime equipment development" program for 2009-2016.
Ключевые слова: экспертиза, НИОКР, ФЦП, результаты интеллектуальной деятельности, конкурсная документация, отчетная научно-техническая документация, правовая охрана.
Keywords: expertise, R&D, federal targeted program, results of intellectual activity, paperwork for tender, reporting R&D paperwork, legal protection.
Научно-практический журнал
"Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность"
Журнал зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N 77-15023
Из номера в номер: консультации ведущих специалистов в области ИС, патентно-лицензионная и судебная практика, а также все, что нужно знать о товарных знаках, изобретениях, промышленных образцах, полезных моделях, о бухучете и налогообложении нематериальных активов, об оценке и коммерциализации ИС и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.