К вопросу о засекречивании изобретения, полезной модели, промышленного образца
И. Николаев,
патентовед (г. Москва)
Журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" N 5, май 2017 г., с. 39-46.
На сайте ФГБУ ФИПС в разделе "Официальные сообщения" 6 марта 2017 г. размещено Информационное сообщение о возможности предоставления заключения об отсутствии в заявке сведений, составляющих государственную тайну (далее - сообщение Роспатента) [1].
Примечание. Представление заявителем документального подтверждения об отсутствии в материалах заявки сведений, составляющих государственную, служебную, коммерческую или иную тайну, ускорит делопроизводство по этой заявке.
Российскому заявителю рекомендуется руководствоваться Правилами проведения проверки наличия в этих заявках, сведений, составляющих государственную тайну (далее - Правила проверки), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 928 "О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну" [2], и направлять в Роспатент соответствующее заключение.
Согласно сложившейся практике, российский заявитель при подаче заявок на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец осуществляет их комплексную проверку как на наличие сведений, составляющих государственную тайну, так и на наличие сведений для служебного пользования и сведений конфиденциального характера (в том числе составляющих коммерческую тайну). Результаты такой проверки отражаются документально в акте экспертизы или в заключении организации.
До перехода на патентную форму охраны организация согласно пункту 19 "Указаний по составлению заявки на изобретение (ЭЗ-1-74)" [3] прилагала документ о возможности открытой публикации сведений об изобретении (акт экспертизы, заключение). В акте экспертизы и/или в заключении заявителя содержался вывод об отсутствии сведений, составляющих государственную тайну и служебную тайну в материалах заявки (согласно перечням, утвержденными приказами Министерства (ведомства, организации). Без указанного документа материалы заявки не могли быть опубликованы.
В Таблице 1 приведены понятия (термины, определения) и нормативные документы, включенные в общедоступные правовые базы данных, которые использует заявитель при экспертизе изобретения, полезной модели, промышленного образцам на наличие сведений, составляющих государственную тайну, служебную тайну, коммерческую тайну, а также конфиденциальных сведений.
Данная таблица может быть дополнена сведениями (перечнями), относящимися к международным обязательствам Российской Федерации, по государственным, межправительственным, межведомственным соглашениям, а также иным соглашениям, в которых организация принимает участие.
Таблица 1
Понятия и нормативные документы, используемые при засекречивании сведений
N п/п | Понятия (термины, определения) | Нормативный документ |
1. | Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" | |
2. | Перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основании и в порядке, установленных федеральным законодательством. Развернутый перечень сведений, подлежащих засекречиванию в полномочном органе и в подведомственных организациях | Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении перечня сведений, составляющих государственную тайну" [5] |
Приказ полномочного органа | ||
Приказ организации | ||
3. | На документах, содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка "Для служебного пользования". Порядок обращения с документами с пометкой "Для служебного пользования" в ФОИВ и в подведомственных организациях регламентируется приказом соответствующего ФОИВ и организации | Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 N 1233 "Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии" [6] (далее - ФОИВ) Приказ ФОИВ Приказ организации |
4. | Перечень сведений конфиденциального характера: | Указ президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" [7] |
4.1 | Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях. | |
Согласие представителя заявителя на обработку его персональных данных в заявлении о выдаче патента на изобретение [8], на полезную модель [9], на промышленный образец [10] | ||
4.2 | Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства. | В сфере промышленной собственности правоприменительная практика отсутствует |
4.3 | Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (служебная тайна). | Понятие "служебная тайна" не используется после того, как ст. 139 ГК РФ утратила силу (с 01.01.2008, Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ) [11] |
4.4 | Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее). | Тайна переписки по объектам промышленной собственности (до их опубликования) |
Глава 75. Право на секрет производства (ноу-хау) ст. 1465-1472 ГК РФ [11] | ||
4.5 | Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна) | Федеральный закон "О коммерческой тайне" [12] |
Приказом организации регламентируется правовая охрана и гражданско-правовой оборот исключительных прав на секрет производства (ноу-хау) | ||
4.6 | Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. | |
Наличие грифа "коммерческая тайна" на документах заявки является основанием для отказа в ее приеме Роспатентом [8-10] | ||
4.7 | Сведения, содержащиеся в личных делах осужденных, а также сведения о принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, кроме сведений, которые являются общедоступными | |
Правилами [8-10] проставление каких-либо грифов или ограничительных пометок на материалах заявок не предусмотрено В сфере промышленной собственности правоприменительная практика отсутствует | ||
5. | Секретные изобретения рассматриваются в уполномоченных органах (Минобороны России, МВД России, Минздраве России, Минпромторге России, ФСБ России, госкорпорациях: Росатом и Роскосмос) и в Роспатенте | § 7. Особенности правовой охраны и использования секретных изобретений главы 72 "Патентное право" ГК РФ [11] Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральных органах исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения" [13] |
Анализ таблицы 1 показывает, что заявитель в процессе подготовки материалов заявки должен выполнить ряд юридически значимых действий в отношении выявленного объекта промышленной собственности:
- установить надлежащего правообладателя(ей), на имя которого будет оформлено исключительное право;
- определить форму правовой охраны этого объекта - патентная форма или сохранение в качестве секрета производства (ноу-хау);
- подготовить акт экспертизы (заключение) комиссии о возможности или невозможности опубликования материалов заявки. Комиссия может принять решение о необходимости согласования акта (заключения) с компетентным органом, с которым организация находится в ведомственном подчинении, или с компетентным органом, который является государственным заказчиком.
Утвержденный акт (заключение) о возможности опубликования прилагается к заявлению о выдаче патента [8-10].
Если компетентным органом будет принято решение о засекречивании материалов заявки, то необходимо определить:
- место проведения экспертизы секретного изобретения (в уполномоченном органе или в Роспатенте);
- возможность преобразования секретной полезной модели (секретного промышленного образца) в секретное изобретение (в порядке, предусмотренном ст. 1379 ГК РФ [11]) с целью последующей экспертизы в качестве секретного изобретения.
Необходимо отметить, что согласно п. 3 ст. 1401 ГК РФ [11] засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, не допускается.
В соответствии со ст. 1403 ГК РФ осуществляется изменение степени и рассекречивание изобретений.
Признание недействительным патента на секретное изобретение осуществляется органом, выдавшим этот патент (ст. 1404 ГК РФ).
В п. 1 ст. 1405 ГК РФ указывается необходимость при использовании секретного изобретения и распоряжении исключительным правом на секретное изобретение соблюдать законодательство о государственной тайне. Это означает, что юридические лица должны иметь лицензию на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности, а физические лица - иметь допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме.
В феврале текущего года Минэкономразвития России обновило Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) [14], в котором содержится 833 услуги, что на девять позиций больше, чем в предыдущей версии от 5 декабря 2016 г. Необходимо отметить, что в состав услуг включены нормативные документы в сфере интеллектуальной собственности, введенные в действие приказами Минэкономразвития в 2015-2016 гг. В таблице 2 приведены сведения о государственных услугах, связанных с экспертизой секретных изобретений (включенных в указанный реестр).
Таблица 2
Государственные услуги, связанные с экспертизой секретных изобретений, включенные в реестр
N п/п | Наименование уполномоченного органа | Государственные услуги (функции) |
1. | Роспатент | Государственная регистрация изобретения и выдача патента на изобретение, его дубликата |
2. | Минобороны России | Организация рассмотрения заявок и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники |
3. | Госкорпорация "Росатом" | Организация рассмотрения заявок и выдачи патентов Российской Федерации на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, относящиеся к установленной сфере деятельности Госкорпорации "Росатом" |
Экспертиза секретных изобретений в Роспатенте проводится ФГБУ ФИПС на штатной основе с использованием утвержденных нормативных и методических документов, включая Рекомендации по вопросам экспертизы заявок на секретные изобретения [15].
Предусмотрен досудебный порядок рассмотрения возражений и заявлений на решения по экспертизе секретных изобретений Палатой по патентным спорам Роспатента (ППС). Решение ППС в отношении секретного изобретения может быть обжаловано в Суде по интеллектуальным правам.
В правовых базах данных имеется Административный регламент предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по организации рассмотрения и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники (далее - Регламент Минобороны) [16]. Им определен круг заявителей: юридические лица (имеющие лицензию на проведение работ с соответствующими степенями секретности) и физические лица, имеющие допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, по соответствующей форме.
Прием заявки на секретное изобретение в Минобороны России осуществляется при наличии заключения о содержании в этой заявке сведений, составляющих государственную тайну согласно утвержденному перечню Минобороны России либо на основании решения представителя государственного заказчика по государственному оборонному заказу [16].
Объем и содержание процедуры экспертизы, прописанной в Регламенте Минобороны, соответствует требованиям, предъявляемым законодательством, нормативными документами Минэкономразвития России и методическими рекомендациями Роспатента, за исключением досудебного порядка обжалования решений экспертизы, который содержит ограниченный перечень нарушений, относящийся к сфере формальной экспертизы. Нарушения, относящиеся к существу экспертизы секретного изобретения, в досудебный порядок обжалования решений не включены.
Сведения об организации рассмотрения заявок и выдачи патентов Российской Федерации на секретные изобретения, относящиеся к сфере деятельности Госкорпорации "Росатом", в правовых базах данных отсутствуют.
Таким образом, если в материалах заявки на изобретение отсутствуют сведения, составляющие государственную тайну, служебную тайну, коммерческую тайну, а также конфиденциальные сведения, то заявителю необходимо представить в Роспатент документальное подтверждение (акт экспертизы, заключение) о возможности открытой публикации сведений об изобретении, полезной модели, промышленного образца.
Если материалы заявки содержат коммерческую тайну, то изобретение, полезную модель, промышленный образец целесообразно сохранить в режиме секрета производства (ноу-хау).
Если в промышленной организации секретное изобретение создано в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗ) по тематике Минобороны России, то исполнителю работ по ГОЗ следует согласовать с государственным заказчиком решение о правовой охране этого изобретения по форме, приведенной в приложении N 1 к Регламенту Минобороны [16].
Указанная форма решения о правовой охране секретного изобретения может быть использована и другими государственными заказчиками и исполнителями работ по государственному контракту.
Приложение N 1 к Регламенту (п. 9.1.2)
Литература:
1. Информационное сообщение о возможности предоставления заключения об отсутствии в заявке сведений, составляющих государственную тайну от 6 марта 2017 г. [Электронный ресурс] / http://fips.ru.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 928 "О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну (в ред. от 27.02.2015 N 178)" [Электронный ресурс] // СПС "Гарант".
3. Указания по составлению заявки на изобретение (ЭЗ-1-74) (утверждены постановлением Госкомизобретений СССР от 21 ноября 1973 г., с изм. от 09.09.1979, 01.01.1981). В сб.: Законодательство СССР по изобретательству. - М.: ВНИИПИ, 1981. - С. 101-169.
4. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I (в ред. от 08.03.2015) "О государственной тайне" [Электронный ресурс] // СПС "Гарант".
5. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (утв. указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203, в ред. от 30.11.2016) [Электронный ресурс] // СПС "Гарант".
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 (в ред. от 20.07.2012) "Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии" [Электронный ресурс] // СПС "Гарант".
7. Указ президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера". [Электронный ресурс] // СПС "Гарант".
8. Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации изобретений, и их формы (утверждены приказом Минэкономразвития России от 25 мая 2016 г. N 316). [Электронный ресурс].
9. Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации полезных моделей, и их формы (утверждены приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 г. N 701) [Электронный ресурс].
10. Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации промышленных образцов, и их формы (утверждены приказом Минэкономразвития России от (утверждены приказом Минэкономразвития от 30 сентября 2015 г. N 695). [Электронный ресурс].
11. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.12.2016 N 28-П) [Электронный ресурс].
12. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (с изм. от 12.03.2014 N 35-ФЗ) [Электронный ресурс].
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2004 г. N 514 "О федеральных органах исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения" (в ред. от 04.09.2012 N 882) [Электронный ресурс] // СПС "Гарант".
14. Минэкономразвития обновило актуальный перечень государственных услуг. Дайджест Экспертного центра электронного государства от 08.02.2017 [Электронный ресурс] / d-russia.ru.
15. Рекомендации по вопросам экспертизы заявок на секретные изобретения (утверждены приказом Роспатента от 4 июля 2007 г. N 69). [Электронный ресурс].
16. Административный регламент предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по организации рассмотрения и выдачи патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники (приказ Минобороны России от 23 июля 2012 г. N 2020 (зарег. в Минюсте России 20.08.2012 N 25222) [Электронный ресурс].
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Николаев И. К вопросу о засекречивании изобретения, полезной модели, промышленного образца
Nikolaev I. On classifying inventions, utility models, industrial samples
И. Николаев - патентовед (г. Москва)
В статье патентоведа И.Б. Николаева даны рекомендации по засекречиванию сведений об изобретении, полезной модели, промышленном образце или подтверждению заявителем (акт экспертизы, заключение) возможности их открытой публикации Роспатентом.
Patenting expert I. Nikolaev provides guidelines for classifying information about inventions, utility models, industrial samples or on confi rmation from applicant (by means of expert certification) that Rospatent can publish them for open access.
Ключевые слова: изобретение, полезная модель, промышленный образец, секрет производства (ноу-хау); служебная, коммерческая тайна, государственная тайна, секретные изобретения и их экспертиза, сохранение информации в режиме конфиденциальности до открытой публикации Роспатентом заявки.
Keywords: invention, utility model, industrial sample, production secret (know how), service secret, commercial secret, state secret, classified inventions and their expert evaluation, keeping information confi dential until the open publication of application by rospatent.
Научно-практический журнал
"Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность"
Журнал зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрационный ПИ N 77-15023
Из номера в номер: консультации ведущих специалистов в области ИС, патентно-лицензионная и судебная практика, а также все, что нужно знать о товарных знаках, изобретениях, промышленных образцах, полезных моделях, о бухучете и налогообложении нематериальных активов, об оценке и коммерциализации ИС и многое другое.
Решением Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ журнал "Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность" 27.01.2016 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.