Некоторые вопросы прохождения военной службы военными прокурорами
В.М. Корякин,
доктор юридических наук,
доцент,
профессор Военного университета,
заместитель директора Юридического института
ФГБОУ ВО "Московский государственный университет
путей сообщения Императора Николая II"
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 3, март 2017 г., с. 2-4.
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ*(1). Согласно данному законодательному акту с 1 января 2017 г. в число органов, уполномоченных на выполнение отдельных задач в области обороны, включены органы военной прокуратуры и военные следственные органы. Соответственно, Генеральная прокуратура Российской Федерации и Следственный комитет Российской Федерации включены в число государственных органов, в которых предусмотрено прохождение военной службы. В связи с этим в настоящее время структура государственных органов, в которых законом предусмотрено прохождение военной службы, будет иметь следующий вид (см. приведенный ниже рисунок).
/----------------------\ /-------------------------------\
| Государственные | | Федеральные органы |
|органы и организации,| | исполнительной власти и |
| выполняющие задачи в | | федеральные государственные |
|области обороны страны|------------| органы, в которых законом |
| | | предусмотрена военная служба |
\----------------------/ \-------------------------------/
/---------------\ /--------------------\
| Вооруженные | |Министерство обороны|
|Силы Российской|------------------------------|Российской Федерации|
| Федерации | \--------------------/
\---------------/ /--------------------\
| Федеральная служба |
/---------------\ /--------------------\ |войск национальной |
| Другие войска |----| Войска национальной|---| гвардии Российской |
| | | гвардии | | Федерации |
\---------------/ \--------------------/ \--------------------/
/---------------\ /---------------------\ /--------------------\
| Воинские | | Спасательные | | МЧС России |
| формирования |----| воинские |--| |
| | | формирования | | |
\---------------/ \---------------------/ \--------------------/
/---------------------\ /--------------------\
| Служба внешней | | Служба внешней |
/--|разведки Российской |--| разведки |
| | Федерации | |Российской Федерации|
| \---------------------/ \--------------------/
| /---------------------\ /--------------------\
| | Органы федеральной | | Федеральная служба |
|/-|службы безопасности |--| безопасности Рос-|
/--------------\ || \---------------------/ | сийской Федерации |
| |--/| \--------------------/
| |---/ /---------------------\ /--------------------\
| Органы |-----| Органы | | Федеральная служба |
| |---\ | государственной |--| охраны |
| |--\| | охраны | |Российской Федерации|
\---------------\ || \---------------------/ \--------------------/
| || /---------------------\ /--------------------\
| |\-| Органы военной | | Генеральная |
| | | прокуратуры |--| прокуратура |
| | \---------------------/ |Российской Федерации|
| | \--------------------/
| | /---------------------\ /--------------------\
| \--|Военно-следственные | |Следственный комитет|
\-\ | органы |--|Российской Федерации|
| \---------------------/ \--------------------/
/---------------\ | /---------------------\ /--------------------\
| Специальные | | | Федеральный орган | | Главное управление |
| формирования, | \--| обеспечения |--|специальных программ|
|создаваемые на | | мобилизационной | |Президента Россий-|
| военное время | | подготовки органов | |ской Федерации |
\---------------/ | государственной | \--------------------/
| власти Российской |
| Федерации |
\---------------------/
Структура государственных органов и организаций, обеспечивающих решение задач в области обороны страны, а также федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законом предусмотрена военная служба (действует с 1 января 2017 г.)
В ходе проведения подготовительных мероприятий, связанных с реализацией указанных выше структурных и функциональных изменений в системе государственных органов, выявились некоторые пробелы в правовом регулировании прохождения военной службы военными прокурорами. В частности, это касается вопроса перевода военных прокуроров к новому месту военной службы.
Согласно ст. 41.5 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 перевод прокурорского работника в другую местность допускается только с его согласия. В то же время согласно п. 2 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, перевод военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к новому месту военной службы по служебной необходимости с назначением на равную воинскую должность производится без его согласия. Налицо правовая коллизия: с одной стороны, на военных прокуроров в полной мере распространяются нормы Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", включая порядок их перевода к новому месту службы, с другой стороны, являясь военнослужащими, военные прокуроры обязаны следовать нормам законодательства о военной службе.
Судебная практика (см., например, постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2000 г. N 244пв-2000) разрешила данную ситуацию в пользу норм Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации": перевод военного прокурора к новому месту службы на равную воинскую должность может быть осуществлен только с его согласия.
Рассматриваемая правовая неопределенность в части регулирования порядка перевода к новому месту службы военных прокуроров затрудняла своевременное комплектование воинских должностей органов военной прокуратуры, особенно в военных прокуратурах, осуществляющих свою деятельность в условиях вооруженных конфликтов, дислоцированных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, за пределами территории Российской Федерации, а также проведение плановой замены военнослужащих.
По состоянию на 1 апреля 2016 в указанных военных прокуратурах проходят службу 448 военных прокуроров (27,5 процента общей численности), в том числе 64 - за границей Российской Федерации, в условиях вооруженных конфликтов и проведения контртеррористических операций. Из них свыше 200 офицеров выслужили установленные сроки прохождения службы в указанных местностях и имеют право на замену*(2).
В целях устранения данной правовой коллизии принят Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 41.5 и 48 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации" от 19 декабря 2016 г. N 434-ФЗ.
Данным законодательным актом предусмотрено уточнение ряда формулировок Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", в том числе:
1) в п. 1 ст. 41.5 "Перевод прокурорского работника на службу в другую местность" внесены изменения в части исключения военнослужащих военных прокуратур из числа прокурорских работников, на которых распространяется норма о переводе к новому месту службы только при наличии их согласия;
2) п. 9 ст. 48 "Кадры органов военной прокуратуры" дополнен новым абзацем - абзацем вторым, в соответствии с которым перевод военнослужащих органов военной прокуратуры регламентируется Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, на общих основаниях с военнослужащими других государственных органов, в которых предусмотрено прохождение военной службы;
3) в п. 9 устаревшее наименование состава военнослужащих "лица высшего офицерского состава" заменено наименованием "высшие офицеры", что соответствует терминологии Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ.
Соответствующие уточнения внесены и в упомянутый в начале настоящей статьи Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ в части приведения его норм в соответствие с новой редакцией Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
По замыслу разработчиков Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 434-ФЗ его вступление в силу послужит делу оптимизации и унификации порядка прохождения военной службы военнослужащими независимо от их ведомственной принадлежности.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробный комментарий данного законодательного акта приведен в статье: Корякин В.М. Новая структура органов, созданных для обеспечения обороны страны, и органов, в которых предусмотрена военная служба // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 8.
*(2) Пояснительная записка к законопроекту "О внесении изменений в статьи 415 и 48 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Корякин В.М. Некоторые вопросы прохождения военной службы военными прокурорами
Koijakin V.M. Some questions of passage of military service, military prosecutors
В.М. Корякин - доктор юридических наук, доцент, профессор Военного университета, заместитель директора Юридического института ФГБОУ ВО "Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II"
Koijakin V.M. - doctor of legal Sciences, associate Professor, Professor of the Military University, Deputy Director of the Law Institute of FSBEI "Moscow state transport University of Emperor Nicholas II"
Статья представляет собой научно-практический комментарий к Федеральному закону от 19 декабря 2016 г. N 434-ФЗ, которым внесены изменения в законодательство о прокуратуре Российской Федерации в части, касающейся порядка прохождения военной службы военнослужащими органов военной прокуратуры.
Article represents the scientific-practical commentary to the Federal law from 19 December 2016 No. 434-FZ, which amended the law on Prosecutor's office of the Russian Federation in the part concerning the procedure for passing of military service by servicemen of military Prosecutor's office.
Ключевые слова: прокуратура Российской Федерации; органы военной прокуратуры; военная служба; перевод к новому месту военной службы
Key words: Prosecutor's office of the Russian Federation; bodies of military Prosecutor's office; military service; transfer to a new place of military service
Некоторые вопросы прохождения военной службы военными прокурорами
Автор
В.М. Корякин - доктор юридических наук, доцент, профессор Военного университета, заместитель директора Юридического института ФГБОУ ВО "Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II"
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 3, март 2017 г.