Некоторые проблемы индексации денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий
В.М. Корякин,
доктор юридических наук, доцент,
профессор Военного университета,
заместитель директора Юридического института
ФГБОУ ВПО "Московский государственный
университет путей сообщения Императора Николая II"
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 3, март 2017 г., с. 22-26.
В одной из публикаций пятигодичной давности на основе изучения нашей недавней истории нами был высказан определенный скептицизм в отношении реализуемости предусмотренного ч. 9 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ механизма ежегодного увеличения (индексации) размеров окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих с учетом уровня инфляции*(1) (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период*(2).
К сожалению, высказанный в указанной публикации неблагоприятный прогноз стал реальностью, поскольку в последующие годы соответствующими законодательными актами действие данной нормы в очередном году неизменно приостанавливалось. Не изменилась данная негативная тенденция и в наступившем году: Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ*(3) (ст. 4) установлено, что в 2017 г. оклады денежного содержания по воинским должностям и оклады по воинским званиям не увеличиваются (не индексируются).
Таким образом, и в наступившем 2017 г. размеры окладов денежного довольствия военнослужащих останутся на уровне 2012 г.
Неизбежным следствием принятого решения о приостановлении действия законодательной нормы об индексации окладов денежного довольствия военнослужащих станет дальнейшее снижение реального уровня жизни их семей. В Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной решением Коллегии Министерства обороны Российской Федерации от 28 марта 2008 г., констатировалось, что размеры денежного довольствия военнослужащих и тенденции их изменения обусловливают усиление социальной напряженности, снижение мотивации к военной службе, отток кадров. Средние темпы роста денежных доходов семей военнослужащих в 1,2 раза ниже, а доля семей военнослужащих, имеющих денежные доходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, в 1,6 раза выше, чем в целом по Российской Федерации*(4). Невыполнение законодательных положений о ежегодной индексации размеров денежного довольствия ведет к тому, что социальное положение военнослужащих имеет устойчивую тенденцию возврата к уровню 2008 г.
Для того чтобы представить, в каких размерах снизится жизненный уровень семей военнослужащих, обратимся к официальным данным, характеризующим уровень инфляции в нашей стране. Ее уровень, как известно, определяется федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и за последние годы характеризуется следующими данными (см. табл. 1):
Таблица 1
Уровень инфляции в Российской Федерации в 2012-2017 гг.
Год | Уровень инфляции | Федеральный закон |
2012 | 6,0 процента | Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ |
2013 | 5,5 процента | Федеральный закон от 1 декабря 2012 г. N 216-ФЗ |
2014 | 5,0 процента | Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ |
2015 | 12,2 процента | Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ |
2016 | 5,8 процента | Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ |
2017 | 4 процента | Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ |
Если указанные в таблице проценты инфляции перевести в денежную форму применительно к размерам окладов денежного довольствия военнослужащих, то объемы снижения жизненного уровня военнослужащих за 2013-2017 гг. можно представить еще более наглядно (см. табл. 2).
Таблица 2
Размеры предусмотренного Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, но не реализованного повышения окладов денежного довольствия военнослужащих в 2013-2017 гг.
N п/п | Воинское звание/должность | Размеры окладов (в руб.) | |||||
Действ. размер | Не реализованные размеры | ||||||
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 | ||
Оклады в соответствии с воинским званием | |||||||
1 | Рядовой | 5 000 | 5 280 | 5 544 | 6 220 | 6 618 | 6 883 |
2 | Старший лейтенант | 10 500 | 11 077 | 11 631 | 13 050 | 13 885 | 14 440 |
3 | Майор | 11 500 | 12 132 | 12 739 | 14 293 | 15 208 | 15 816 |
4 | Полковник | 13 000 | 13 715 | 14 401 | 15 158 | 16 128 | 16773 |
Должностные оклады | |||||||
1 | Стрелок (1 т. р.) | 10 000 | 10 550 | 11 077 | 12 428 | 13 223 | 13 752 |
2 | Командир взвода (10 т. р.) | 20 000 | 21 100 | 22 155 | 24 858 | 26 449 | 27 507 |
3 | Зам. командира батальона (17 т. р.) | 23 000 | 24 265 | 25 478 | 28 586 | 30 415 | 31 632 |
4 | Командир полка (23 т. р.) | 26 500 | 27 957 | 29 355 | 32 936 | 35 044 | 36 446 |
Из приведенной таблицы наглядно видно, что, например, старший лейтенант, командир взвода, в 2017 г. будет ежемесячно недополучать примерно 11,5 тыс. руб., а с учетом надбавок, исчисляемых из окладов денежного довольствия, - не менее 13 тыс. руб.; в свою очередь, заместитель командира батальона в воинском звании "майор" ежемесячно недополучит в 2017 г. почти 13 тыс. руб., а с учетом надбавок - до 15 тыс. руб.
Конечно, в определенной степени "замораживание" окладов денежного довольствия военнослужащих компенсируется введением различного рода дополнительных выплат стимулирующего характера. Однако эти выплаты никаким образом не учитываются при определении размеров пенсий, назначаемых лицам, уволенным с военной службы.
Напомним, что с 1 января 2012 г. в нашей стране действует следующий порядок исчисления размера военных пенсий. Согласно ст. 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении размеров военных пенсий, включаются:
- оклад по воинской должности;
- оклад по воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях);
- ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 процентов и, начиная с 1 января 2013 г., ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента. В среде военных пенсионеров данный процентный размер учета денежного довольствия получил неофициальное название "понижающий коэффициент".
В связи со сложной экономической ситуацией в стране и в мире Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ*(5) законодательная норма о ежегодном увеличении данного размера не менее чем на 2 процента приостановлена с 1 января 2017 г. до 1 января 2018 г. Одновременно данным законодательным актом предусмотрено повышение с 1 февраля 2017 г. размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий ("понижающего коэффициента"), с 69,45 до 72,23 процента.
В общем виде динамика "понижающего коэффициента", применяемого при исчислении военных пенсий, выглядит в настоящее время следующим образом (см. табл. 3).
Таблица 3
Повышение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий, в 2012-2014 гг.
Дата | Размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии | Закон, которым установлен размер |
с 1.01.2012 г. | 54,0 процента | Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (ст. 43) |
с 1.01.2013 г. | 56,0 процента | Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ |
с 1.10.2013 г. | 58,05 процента | Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ |
с 1.01.2014 г. | 60,05 процента | Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ |
с 1.10.2014 г. | 62,12 процента | Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 349-ФЗ |
с 1.10.2015 г. | 66,78 процента | Федеральные законы от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ и от 29 июня 2015 г. N 173-ФЗ |
с 1.02.2016 | 69,45 процента | Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ |
с 1.02.2017 | 72,23 процента | Федеральный закон от 19 декабря 2015 г. N 430-ФЗ |
Напомним также, что в соответствии с Федеральным законом "О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию" от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ всем военным пенсионерам в январе 2017 г. предусмотрена одновременная выплата в размере 5 тыс. руб.
Таким образом, на первый взгляд, руководство нашего государства демонстрирует вполне адекватную реакцию на экономическую ситуацию в стране и изыскивает возможности для поддержания уровня жизни военных пенсионеров. Однако если сопоставить указанный рост с уровнем инфляции, то можно увидеть, что ежегодное повышение размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении военных пенсий, явно отстает от темпов роста инфляции (см. табл. 4).
Таблица 4
Соотношение размера увеличения военных пенсий с уровнем инфляции в Российской Федерации в 2013-2017 гг.
Год | Уровень инфляции | Размер повышения пенсий |
2013 | 5,5 процента | 4,05 процента |
2014 | 5,0 процента | 4,12 процента |
2015 | 12,2 процента | 4,66 процента |
2016 | 5,8 процента | 2,67 процента |
2017 | 4 процента | 2,78 процента |
Такого отставания не было бы, если бы не осуществлялось рассмотренное выше приостановление действия законодательных норм о ежегодной индексации размеров окладов денежного довольствия военнослужащих, т.е. жизненный уровень военных пенсионеров в последние пять лет неуклонно снижается. В первую очередь это касается тех из них, которые в силу возраста или состояния здоровья не работают, и потому пенсия является для них основным источником средств к существованию.
Вместе с тем, как нам уже приходилось писать*(6), далеко не только финансовыми потерями можно оценить негативные последствия "замораживания" роста денежного довольствия военнослужащих. Не менее, а, может, даже и более серьезными последствиями можно считать моральные потери: год от года подрывается уверенность военнослужащих в завтрашнем дне, стабильность правового регулирования их материального обеспечения. На фоне существенного увеличения интенсивности боевой подготовки, роста военных, в том числе террористических, угроз России, а также активного участия военнослужащих в реальных боевых действиях, сопряженных с риском для жизни (Сирия), складывающаяся ситуация с оплатой воинского труда все больше становится явно нетерпимой. Справедливо высокая оценка роли современных Вооруженных Сил Российской Федерации в поддержании мира и безопасности непременно должна сопровождаться адекватным денежным эквивалентом. Но пока этого не происходит.
Библиографический список:
1. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь; 5-е изд., перераб. и доп. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. [Текст] - М.: "ИНФРА-М", 2006.
2. Корякин В.М. Об антиинфляционном механизме защиты денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий [Текст] / В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. - 2011. - N 12.
3. Корякин В.М. Что происходит с денежным довольствием военнослужащих? [Текст] / В.М. Корякин // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. - 2016. - N 1.
4. Корякин В.М. Стратегия социального развития Вооруженных Сил России - путь к качественному изменению военно-гражданских отношений [Текст] / В.М. Корякин, Л.B. Певень // Право в Вооруженных Силах. - 2008. - N 1.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) - обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Инфляция вызывается, прежде всего, переполнением каналов денежного обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы. Инфляция порождает занижение реальной стоимости имущества, опасность накопления обесценивающихся денежных средств, превалирование краткосрочных сделок, обесценение доходов предприятий и населения (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М., 2006).
*(2) Корякин В.М. Об антиинфляционном механизме защиты денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий // Право в Вооруженных Силах. 2011. N 12.
*(3) Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона" О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ.
*(4) Корякин В.М., Певень Л.В. Стратегия социального развития Вооруженных Сил России - путь к качественному изменению военно-гражданских отношений // Право в Вооруженных силах. 2008. N 1.
*(5) Федеральный закон "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ.
*(6) Корякин В.М. Что происходит с денежным довольствием военнослужащих? // Право в Вооруженных Силах - военно-правовое обозрение. 2016. N 1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Корякин В.М. Некоторые проблемы индексации денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий
Koijakin V.M. Some problems of indexation of money allowances of servicemen and military pensions
В.М. Корякин - доктор юридических наук, доцент, профессор Военного университета, заместитель директора Юридического института ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II"
V.M. Koijakin - doctor of legal Sciences, associate Professor, Professor of the Military University, Deputy Director of the Law Institute of FSBEI "Moscow state transport University of Emperor Nicholas II"
Статья посвящена анализу последствий принятия решений о приостановлении до 2018 г. действия законодательных норм об индексации денежного довольствия военнослужащих и пенсий, выплачиваемых лицам, уволенным с военной службы, и семьям погибших (умерших) военнослужащих.
The article is devoted to the analysis of the impact of the decisions on suspension until 2018 the actions of the legislature rules on the indexation of money allowances of servicemen and pensions to the persons dismissed from military service, and the families of killed (dead) servicemen.
Ключевые слова: денежное довольствие, индексация денежного довольствия, инфляция, военные пенсии
Key words: monetary allowances, the indexation of money allowances, inflation, military pensions.
Некоторые проблемы индексации денежного довольствия военнослужащих и военных пенсий
Автор
В.М. Корякин - доктор юридических наук, доцент, профессор Военного университета, заместитель директора Юридического института ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II"
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 3, март 2017 г.