Правовая работа в области военно-служебных отношений военного духовенства США, Англии и Канады
О.А. Овчаров,
кандидат юридических наук,
преподаватель Военного университета
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 3, март 2017 г., с. 117-123.
Перед военно-правовой работой встает проблема совершенствования военно-служебных отношений между органами военного управления и религиозными организациями, обусловленная санкционированием 21 июля 2009 г. Президентом Российской Федерации введения в России института военного духовенства*(1). Созданные (в ответ на это решение Президента Российской Федерации) в 2010 г. прежним Министром обороны Российской Федерации А.Э. Сердюковым органы по работе с верующими военнослужащими не вполне удовлетворяют военно-политическое руководство страны и руководителей религиозных объединений, а созданные правовые средства не достигают поставленных целей, что свидетельствует о недостатках правовой работы на этом направлении. Так, В.В. Путин заявил, что Минобороны и Минобрнауки должны совместно с религиозными организациями вывести на более высокий уровень институт военного духовенства. "Считаю, что необходимо на должный уровень поставить развитие института военного духовенства. К решению этой задачи с равным вниманием должны подойти и религиозные организации, и само Министерство обороны", - сказал Путин на встрече с представителями традиционных религий России, 8 февраля 2012 г. Он добавил, что к этой работе должно подключиться и Министерство образования, поскольку здесь так же, как и в работе с вузами, нужны "хорошо подготовленные высококлассные специалисты"*(2). Аналогичная мысль была выражена В.В. Путиным чуть позже в "Российской газете" 20 февраля 2012 г.: "Считаю, что необходимо на должный уровень поставить развитие института военного духовенства. В ближайшие годы в каждом воинском контингенте должны появиться военные священники"*(3). Военные священники, а не органы по работе с верующими военнослужащими, приравненные к наемным работникам по трудовому договору. Статус работника в воинской части не вполне соответствует статусу священнослужителя, на что указывает, в частности, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, отмечая: "Мы будем стараться находить лучших священников, действительно способных нести бремя служения в Вооруженных Силах. Священник не должен быть приходящим наемным работником - он должен быть вместе с военнослужащими. Его жизнь должна быть максимально приближена к тем, к кому он будет обращать свое пастырское слово"*(4).
В связи с изложенным для дальнейшего совершенствования правовой работы, правовых средств с особой остротой встают вопросы об изучении мирового опыта построения военно-служебных отношений между командованием и религиозными организациями в условиях действия принципа отделения религиозных объединений от государства, об учете выработанной мировой общественностью практики решения этой проблемы, а также о возможности применения к условиям России сложившихся и устоявшихся международных универсальных стандартов в этой области социальных отношений, требующих правового упорядочивания.
Во многих зарубежных странах, так же как и в России, военное духовенство имеет давнюю историю. В иностранных армиях накоплен богатый опыт религиозного воспитания военнослужащих, который широко используется для укрепления боевого духа, воинской дисциплины и правопорядка в войсках, повышения их боеготовности. Постоянно исследуются вопросы влияния религиозного сознания на повышение боеготовности частей и подразделений, выявляются наиболее оптимальные и эффективные формы и методы повышения уровня религиозного правосознания, вырабатываются на их основе правовые средства по улучшению религиозного воспитания военнослужащих. Следует сразу отметить, что в целом военные священнические службы во многих странах похожи друг на друга. Но в то же время они имеют специфические особенности, связанные с их историческим развитием, национальными и боевыми традициями, требованиями традиционных конфессий, которым всегда отдается предпочтение. Само слово "капеллан" произошло от слова "капелла", т.е. часовня. Первоначально капеллан - это хранитель святыни, а затем это слово "перешло" на все военное духовенство. Термин "капеллан" в западных армиях употребляется издревле, с IV в. Обозначает он духовное лицо, которое находится в армии и совершает духовные обряды, таинства и духовно поддерживает прихожан из числа военнослужащих. Статус священника в разных армиях отличается. Он определяется задачами и традициями. Капеллан может быть и кадровым военным, и служащим. Однако в любом случае капеллан - это клирик в священническом сане и в христианских церквях на него распространяется канонический запрет проливать кровь*(5).
Военные священники (капелланы) существуют в абсолютном большинстве зарубежных армий. Законодательно их присутствие запрещено только в армиях Китая и Северной Кореи. Заботу о духовном состоянии воинов правители государств и армий проявляли еще задолго до появления не только капелланов, но и христианства. Жрецы и гадатели постоянно сопровождали доисторические армии в походах, воодушевляя воинов на героические дела. С победой в Европе христианства жрецы в армии исчезли, и их место на некоторое время осталось вакантным, поскольку клир довольно длительное время не мог определиться с возможностью для священников принимать участие в войне. В 742 или 743 г. в г. Регенсбург (Германия) на первом восточно-франкском соборе (Consilium Germanicum) было принято решение об участии священников в военной службе, однако с оговоркой о запрете ношения ими оружия и непосредственного участия в боевых действиях. Уже в XII-XIII веках католические священники и монахи принимали самое активное участие в крестовых походах, причем они не только исполняли свои обязанности по духовному окормлению крестоносного воинства, но и непосредственно задействовались в боевых сражениях, проламывая врагам головы тяжелыми дубинами (чтобы не проливать кровь, что им запрещалось). Принимали священники участие в походах и позже, но законодательно их статус нигде не был закреплен. "Официальное государственно-юридическое закрепление "военно-религиозная служба" и военные священнослужители получали на протяжении XVI-XVIII веков. Так, в XVI веке создан корпус военных священников в вооруженных силах Великобритании; в Польше в 1690 году сейм впервые учредил 36 должностей капелланов для пехоты и кавалерии, в армии США служба военных священнослужителей и должность капеллана учреждены специальным законом от 29 июля 1775 года по рекомендации Джорджа Вашингтона". С тех пор и по настоящее время капелланская служба присутствует в абсолютном большинстве армий мира, а их правовой статус закреплен не только во внутригосударственных, но и в международных законах*(6).
Среди таких международных правовых актов первым следует указать Женевскую конвенцию об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.), ратифицированную Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г., которая, в частности, содержит две главы: гл. IV "Медицинский и духовный персонал, задержанный для оказания помощи военнопленным" и гл. V "Религия, интеллектуальная и физическая деятельность". В этих главах закрепляется право военнопленных на свободу вероисповедания и обязанность воюющих государств по реализации этого права, по созданию духовному персоналу благоприятных условий по удовлетворению духовных нужд лиц, находящихся в плену. Так, ст. 33 Конвенции устанавливает, что медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные держащей в плену Державой, с целью оказания помощи военнопленным, не должны считаться военнопленными. Они будут пользоваться, по меньшей мере, преимуществами и покровительством указанной Конвенции, и им будут также предоставлены все возможности, необходимые для оказания медицинской и духовной помощи военнопленным. Они будут продолжать выполнять свои медицинские и духовные обязанности в интересах военнопленных, по преимуществу принадлежащих к вооруженным силам, за которыми они числятся, в рамках военных законов и уставов держащей в плену Державы и под руководством ее компетентных органов, а также в соответствии с их профессиональной этикой. В ст. 34 Конвенции предусматривается, что военнопленным будет предоставлена полная свобода для выполнения обрядов их религии, включая посещение богослужений, при условии соблюдения ими дисциплинарного порядка, предписанного военными властями. Для религиозных служб будут отведены надлежащие помещения. Порядку реализации указанной в ст. 34 Конвенции свободы посвящены ст.ст. 35-37.
Вторым заслуживающим внимания международным правовым актом, имеющим отношение к военному духовенству, является Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женева, 12 августа 1949 г.), также ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г. Эта Конвенция содержит в ст. 37 ряд важных положений, касающихся духовного персонала. Так, медицинский, госпитальный и духовный персонал, предназначаемый для медицинского и духовного обслуживания, в случае, если он попадет в руки неприятеля, будет пользоваться уважением и покровительством; он сможет продолжать выполнение своих профессиональных обязанностей до тех пор, пока это будет необходимо для ухода за больными и ранеными.
Третьим международным правовым актом, содержащим большое количество норм, касающихся духовного персонала, является Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женева, 12 августа 1949 г.), также ратифицированная Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 апреля 1954 г. Так, например, в силу ст. 28 Конвенции персонал, попавший во власть противной стороны, будет задерживаться лишь в той мере, в какой этого будет требовать санитарное состояние, духовные потребности и количество военнопленных. Лица, принадлежащие к персоналу, задержанному таким образом, не будут считаться военнопленными. Однако они будут пользоваться по меньшей мере преимуществами всех положений Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными. В рамках военных законов и распоряжений задержавшей их Державы и под руководством ее компетентной службы, а также в соответствии с их профессиональной этикой они будут продолжать осуществлять свои медицинские и духовные обязанности на пользу военнопленных предпочтительно из состава тех вооруженных сил, к которым они сами принадлежат.
Четвертым международным правовым актом, затрагивающим деятельность военного духовенства, является Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г., подписанный от имени СССР в Берне 12 декабря 1977 г. и ратифицированный Постановлением Верховного Совета СССР от 4 августа 1989 г. N 330-1 с заявлением. Протокол вступил в силу для СССР 29 марта 1990 г. Этот Протокол в ст. 8 определяет содержание терминологии, используемой в Женевских конвенциях. В частности, там определяется, что "духовный персонал" означает лиц, как военных, так и гражданских, как, например, священников, которые заняты исключительно выполнением своих духовных функций и приданы: д. 1) вооруженным силам стороны, находящейся в конфликте; д. 2) медицинским формированиям или санитарно-транспортным средствам стороны, находящейся в конфликте; д. 3) медицинским формированиям или санитарно-транспортным средствам; д. 4) организациям гражданской обороны стороны, находящейся в конфликте.
Как видно, международное законодательство достаточно детально регламентирует порядок реализации обязательства держащей в плену Державы по удовлетворению не только медицинских, но и духовных нужд пленных, для чего привлекаются не начальник клуба или заместитель по воспитательной работе, не помощник по работе с верующими военнослужащими, а священники, духовный персонал, на который Конвенции возлагают определенные религиозные обязанности по удовлетворению этих нужд и предоставляют им определенные правомочия по реализации указанных духовных обязанностей. Примечательно также и то, что духовный персонал помещен вместе с медико-санитарным в одних статьях, врачи со священниками наделяются примерно равными правомочиями по удовлетворению нужд пленных - как медицинских, так и духовных. Из этого можно увидеть, что не только врачи, но и священнослужители жизненно необходимы человеку во время войны, в военной организации государства и международное право это признает и закрепляет, налагая соответствующие обязательства на государства, стороны вооруженного конфликта. Ведь человек - это не только тело, но и дух, душа, которые, так же как и тело, могут нуждаться в лечении, но особыми - духовными - средствами.
Опыт иностранных армий Запада показывает, что конституционный принцип отделения церкви от государства не является препятствием для успешной деятельности духовенства в основном звене государственного аппарата и механизма - в армии. Из опыта зарубежных стран мы видим, что служба войсковых священников занимает особое место в системе и структуре военной организации общества, призвана играть и играет решающую роль в вопросах психологического сопровождения деятельности вооруженных сил. В ряде иностранных армий психологическая служба в вооруженных силах вообще отсутствует, а ее функции в полном объеме, и успешно, выполняет институт войскового духовенства*(7).
В США институт военных священников, получивший название "служба капелланов" (СК), был создан президентом Джорджем Вашингтоном в 1775 г. Постепенно практически во всех армейских подразделениях были введены должности капелланов. К 1918 г. в войсках их насчитывалось уже более 2 200. В 1918 г. был принят закон, регламентирующий численность служителей культа в вооруженных силах из расчета один капеллан на 1 200 военнослужащих. Кроме того, на каждый военный округ дополнительно выделялось 20 священнослужителей. Священнослужители выполняли широкий круг обязанностей: сопровождая войска в боях и походах, проводили богослужения непосредственно на передовой и в других местах, где была в этом необходимость; оказывали физическую помощь и духовную поддержку больным и раненым; по окончании боевых действий отыскивали тела погибших, организовывали церемонии по их отпеванию и погребению, занимались написанием и отсылкой писем с соболезнованиями родственникам, а также другими вопросами. Несмотря на то что военные священники не считались комбатантами, многие из них за мужество и храбрость, проявленные в боевой обстановке, были удостоены высоких воинских наград (в том числе посмертно), довольно значительное их число погибло. В вооруженных силах США была даже учреждена "Капелланская медаль за героизм". Одному из самых известных военных священников, служивших в американской армии в годы Первой мировой войны, Фрэнсису П. Даффи, в Нью-Йорке на площади Тайме установлен памятник*(8).
Численность корпуса капелланов в регулярных частях вооруженных сил США по состоянию на 2005 г. составляла 3 300 человек. Кроме того, в частях резерва удовлетворением религиозных потребностей занимаются 1 650 человек. Глава каждой основной конфессии США для координации деятельности капелланов своей веры старается назначить в вооруженные силы своего епископа. Поскольку капелланы в США являются кадровыми военными, на них возлагается также и решение всех обычных задач служебной деятельности, вплоть до права в случае необходимости заменить выбывшего командира. Капелланы обязаны принимать участие во всех боевых действиях, учениях, маневрах и т.д.*(9)
За проведение религиозного обучения и воспитания военнослужащих отвечает командир воинской части. Капеллан же готовит и осуществляет программу такого обучения и воспитания. Задачи военных капелланов США подробно описаны в уставе FM 1-05 "Полевой устав по религиозному обеспечению". В нем, в частности, говорится: "Командир обеспечивает возможность для свободного вероисповедания. Духовная группа подразделения (UMT) обеспечивает и выполняет следующие религиозные обязанности в рамках уникальной военной составляющей в поддержку религиозного плана командира. В это входят: религиозные службы; обряды; наставления и советы; религиозное образование; семейная жизнь; духовная поддержка; профессиональное обеспечение командира и штаба; управление и администрирование; религиозная и гуманитарная поддержка; планирование мероприятий по религиозной поддержке; обучение религиозной подготовке".
Главный капеллан вида сил имеет заместителя (Deputy chaplaincy) и подчиняется соответствующему начальнику штаба. В штабах объединений существуют отделы капелланов, в штабах соединений и частей (до отдельного батальона) - отделения капелланов, секции капелланов и штатные должности капелланов штаба. В сухопутных войсках штатные капелланы существуют на уровнях: батальон (капитан), бригада (подполковник), дивизия (полковник), корпус. Капелланы назначаются также на военные базы. Кроме того, они служат в госпиталях, на гауптвахтах и в образовательных учреждениях. В среднем один капеллан приходится на 700 военнослужащих. В горячих точках, в частности в Ираке, один капеллан обслуживает в среднем 400 человек. У каждого капеллана есть помощник (ассистент) из числа сержантского и рядового состава, назначаемый командованием. Он проходит семинедельную подготовку в школах капелланов Форт-Монмаут и Форт-Джексон в соответствии с военно-учетной специальностью "помощник капеллана" (MOS 56М) и частично освобождается от службы. Помощник имеет оружие, чтобы защитить капеллана в случае необходимости, должен иметь водительские права, уметь работать на компьютере и печатать со скоростью не менее 20 слов в минуту. Всего в вооруженных силах США насчитывается более 2 000 ассистентов - как мужчин, так и женщин. В обязанности помощника входит подготовка войсковой или корабельной церкви к службе.
Во время боевых действий военные священники активно привлекаются к отправлению религиозных обрядов в полевых условиях. Так, в период войны в Персидском заливе свыше 1 тыс. капелланов и их помощников участвовали в обеспечении религиозных культов, организации досуга и быта в воинских формированиях. Кроме того, так как капелланы являются офицерами вооруженных сил США, на них возлагаются и все тяготы военной службы. Они должны не только обеспечивать соответствующее морально-психологическое состояние военнослужащих, но, не являясь комбатантами, в случае необходимости должны заменить командира. Военные священники принимают участие в учениях, маневрах и стрельбах, а также в специально устраиваемых для них полевых учениях.
В Великобритании институт военных священников впервые появился в XIII в. Капелланы, помимо прямых обязанностей, часто исполняли роль врача. Для руководства военными капелланами в 1796 г. создан департамент капелланов Королевских вооруженных сил. С XIX века капелланы вооруженных сил Великобритании стали именоваться "падре". Одним из основных руководящих документов для британских капелланов является "Наставление по просвещению", которое указывает на необходимость формирования высокого морального духа военнослужащих. Военные священники христианских конфессий, так же как и в США, являются военнослужащими и имеют офицерские звания. Возрастной ценз для капелланов действующих вооруженных сил - 50 лет, частей и кораблей резерва - 52 года. Для того чтобы стать капелланом, недостаточно быть твердым в вере. Нужно пройти экзамен на физическую выносливость и уметь читать карту. Особенно приветствуются те пастыри, которые до рукоположения служили в армии. После сдачи экзамена кандидат в капелланы отправляется в войска на трехлетний испытательный срок. Начальная зарплата британского военного капеллана - 34 тыс. фунтов стерлингов в год. В дальнейшем, в зависимости от выслуги, она может подняться до 50 тыс. Для сравнения: священник англиканской церкви начинает служение, получая в год 18 480 фунтов. В соответствии со штатным расписанием в регулярных вооруженных силах Великобритании должны служить более 400 капелланов. По одному на полк или отдельный батальон, по 3-5 на крупный корабль.
В Канаде священнослужители - протестанты и католики сопровождали военные подразделения с 1880-х г. В годы Первой мировой войны в действующих частях вооруженных сил Канады находилось более 400 протестантских и католических священников. К началу Второй мировой войны служба военных капелланов была узаконена и приняла организованную форму. В армии насчитывалось 900 капелланов, в рядах ВВС - 100 и в составе канадских ВМС - около 400. В 1958 г. религиозные службы трех родов войск были сведены в Объединенную капелланскую службу, а ее главой назначен главный капеллан в чине бригадного генерала. Сотрудники военной капелланской службы Канады подразделяются на три группы: священники, диаконы и помощники капелланов, не имеющие духовного сана.
Основная нагрузка по окормлению военнослужащих лежит на священниках. Диаконы не могут служить мессы, но имеют право совершать крещение и проводить церемонию бракосочетания. Как сообщает "The Canadian Press", канадские капелланы испытывают чрезмерные нагрузки, о чем свидетельствует соцопрос, проведенный в вооруженных силах Канады. По результатам исследования 52% опрошенных находятся на грани возникновения стресса. Сами капелланы среди причин такого неудовлетворительного состояния называют большой объем работы, отсутствие четких однозначных требований, предъявляемых командованием и церковной иерархией, а также невозможность отвлечься от служебных вопросов в свободное время*(10)".
Подведя краткий итог, следует отметить, что военно-религиозная служба указанных стран в войсках достаточно востребована, в ее деятельности заинтересованы государство и армия, она, действуя в тяжелых условиях, оказывает благоприятное воздействие на личный состав, его боевой дух и морально-деловые, волевые качества, на обороноспособность и благосостояние государства в целом, к ней предъявляются высокие требования и она по важности и статусу во многом приравнена к военной службе офицеров.
Библиографический список:
1. Лукичев Б.М. Патриарх Кирилл и военное духовенство (О трудах Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по возрождению института военного духовенства в Вооруженных силах РФ). [Текст] / Б.М. Лукичев. - М.: ФИВ, 2016. 240 с.
2. Белых-Силаев Д.В. Место и роль войсковых священников в психологическом сопровождении деятельности вооруженных сил (опыт иностранных армий по организации службы войсковых священников) [Электронный ресурс] // Юридическая психология. 2007. N 4.
3. Канадские капелланы испытывают чрезмерные нагрузки [Электронный ресурс] // Вестник военного и морского духовенства: интернет-журнал, Май, 24, 2010. URL: http://kapellan.ru/kanadskie-kapellany-ispytyvayut-chrezmernye-nagruzki.h tml (дата обращения: 12.12.2016).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Уже в этом году в Российской армии появится должность военного священника [Электронный ресурс]. URL: http://www.pobeda.ru/content/blogcategory/62/167/16/0/ (дата обращения: 7.05.2016).
*(2) Путин: Минобрнауки должно подключиться к развитию института военного духовенства [Электронный ресурс]. URL: http:// www.lawinrussia.ru/content/putin-minobniauki-dolzhno-podklyuchitsya-k-raz vitiyu-instituta-voeimogo-duhovenstva (дата обращения: 10.01.2016).
*(3) Владимир Путин. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России [Электронный ресурс]. URL: http:// textarchive.ru/c-2254055.html (дата обращения: 07.05.2016).
*(4) Лукичев Б.М. Патриарх Кирилл и военное духовенство (О трудах Патриарха Московского и всея Русн Кирилла по возрождению института военного духовенства в Вооруженных силах Российской Федерации). М., 2016. С. 83.
*(5) Беляков А. Религиозное воспитание в иностранных армиях [Электронный ресурс]. URL: http://rusk.ru/st.php?idar=40010, (дата обращения: 23.01.2016).
*(6) Колесов П. Роль института военных священников в вопросе укрепления морального духа военнослужащих иностранных армий [Электронный ресурс]. URL: http://pentagonus.ru/publ/5-l-0-590 (дата обращения: 29.01.2016).
*(7) Белых-Силаев Д.В. Место и роль войсковых священников в психологическом сопровождении деятельности вооруженных сил (опыт иностранных армий по организации службы войсковых священников) [Электронный ресурс] // Юридическая психология. 2007. N 4.
*(8) Стрелецкий А. Служба военных священников сухопутных войск США [Электронный ресурс]. URL: http://pentagonus.ru/publ/3-l-0-583 (дата обращения: 29.01.2016).
*(9) Белых-Силаев Д.В. Указ. соч.
*(10) Канадские капелланы испытывают чрезмерные нагрузки [Электронный ресурс] // Вест. военного и морского духовенства: интернет-журнал, Май, 24, 2010. URL: http://kapellan.ru/kanadskie-kapellany-ispytyvayut-chrezmernye-nagruzki.h tml (дата обращения: 12.12.2016).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Овчаров О.А. Правовая работа в области военно-служебных отношений военного духовенства США, Англии и Канады
Ovcharov O.A. The legal work in the field of military-service relations of the US military clergy, England and Canada
О.А. Овчаров - кандидат юридических наук, преподаватель Военного университета
O.A. Ovcharov - PhD, lecturer, Military University of the Ministry of defence of the Russian Federation
В статье кратко рассмотрены и проанализированы проблемы совершенствования правовой работы в области военно-религиозных отношений, в т.ч. некоторые аспекты института военного духовенства, его военно-служебной деятельности, правового статуса, делается вывод о пути дальнейшего совершенствования правовой работы с учетом анализа и обобщения зарубежного опыта (США, Англии и Канады).
The article briefly reviewed and analyzed the problem of improving the legal work in the field of military-religious relations, including some aspects of the institution of military clergy, its military performance, the legal status, the conclusion about the further improvement of the legal work, taking into account the analysis and generalization of international experience (USA, UK and Canada).
Ключевые слова: правовая работа, военное духовенство, священник, работник, офицер.
Key words: legal work, the military clergy, priest, employee, officer.
Правовая работа в области военно-служебных отношений военного духовенства США, Англии и Канады
Автор
О.А. Овчаров - кандидат юридических наук, преподаватель Военного университета
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 3, март 2017 г.