Не займом единым. Почему малый бизнес не нуждается в кредитовании
О. Стасевич,
руководитель направления
корпоративных исследований
Аналитического центра НАФИ
Журнал "Микроfinance+", N 1, январь-март 2017 г., с. 81-83.
Доступность заемных средств для субъектов малого и среднего бизнеса по-прежнему находится на невысоком уровне. Даже на фоне снижения банками процентных ставок по кредитам портфель и объем кредитования МСП продолжают снижаться третий год подряд. Снижение процентных ставок не стало драйвером роста кредитования сектора МСП, как в случае с розничным кредитованием. Причины заключаются в пассивности предпринимателей, низком уровне финансовой грамотности и информационной закрытости финансовых институтов.
Спрос снижается вслед за ставками
За 2016 год совокупный рыночный портфель кредитов малому и среднему бизнесу снизился на 8,5% до 4,37 трлн. рублей. Объем выданных малому и среднему бизнесу кредитов сократился за 2016 год на 2,9% и составил 5,3 трлн. рублей.
Уровень ставок для МСП за 2016 год снизился на 1,8-2 п.п. По данным Банка России в январе 2017 года они зафиксировались на уровне 14,15% годовых по кредитам на срок свыше одного года и 14,77% годовых - на срок до одного года*(1).
Несмотря на планомерное снижение уровня процентных ставок, спрос на заемные средства среди субъектов МСП не растет. Это подтверждается результатами опроса. Так, в феврале 2017 года Аналитическим центром НАФИ совместно с Фондом Citi, Национальной ассоциацией участников микрофинансового рынка (НАУМИР) и Российским Микрофинансовым Центром (РМЦ) было проведено исследование*(2), посвященное доступности финансовых услуг для субъектов МСП и изучению уровня информационной открытости финансовых организаций. Согласно полученным данным 68% малого и среднего бизнеса за последний год не обращались за заемными средствами. Цифра выглядит впечатляющей, в особенности если исходить из понимания того, что бизнес - это прежде всего инвестиции. Иными словами, две трети предпринимателей не привлекают внешнее финансирование или делают это посредством альтернативных источников (займы у частных лиц, оформление потребительских кредитов). Оба варианта с точки зрения теории финансовой грамотности не будут успешными. В случае отказа от внешнего финансирования предприятие лишается долгосрочных инвестиций и возможностей развиваться. Исключение составляют финансово стабильные предприятия, развивающиеся за счет собственного капитала. Однако доля таковых в сегменте микро- и малых предприятий сравнительно невелика. В случае с альтернативными источниками финансирования риск заключается в нестабильном характере таких источников (например, частные инвестиции) и в персональной ответственности предпринимателя перед банками в случае оформления потребительского кредита, особенно если бизнес окажется нерентабельным.
Возникает закономерный вопрос: почему при снижении ставок готовность предпринимателей обращаться за кредитами не растет, в то время как на рынке розничных кредитов снижение ставок стало драйвером восстановления сегмента?
Причина N 1. Ведение бизнеса по старинке, или предприниматели из 1990-х
Первая причина отказа от внешнего финансирования лежит в психологии предпринимателей и поколенческих особенностях. Так, предприниматели, создавшие бизнес в 1990-х годах, демонстрируют пассивную стратегию ведения предпринимательской деятельности. Особенность такой стратегии заключается в ориентации на стабильную прибыль (даже если она невысокая) и минимизацию риска. Такая категория предпринимателей не рассматривает бизнес как инвестиции и не видит смысла в привлечении внешних заемных средств. Кроме того, сегмент характеризуется вынужденными предпринимателями - открывшими дело в 1990-х годах под давлением жизненных обстоятельств. Особенность пассивной стратегии проявляется также в низком уровне пользования банковскими продуктами - как правило, бизнесмены ограничиваются пассивными продуктами (РКО, ДБО). Банки воспринимаются как источник дополнительных расходов и неизбежное зло, в связи с чем владельцы компаний стараются минимизировать количество и продолжительность контактов с ними. Довольно устойчиво убеждение, что бизнес должен "обслуживать себя сам" и что привлечение дополнительного финансирования возможно только на стадии открытия собственного дела или в затруднительной ситуации. Дальнейшее привлечение средств извне предполагается недопустимым, особенно с участием финансовых институтов.
Причина N 2. Финансовая неграмотность влечет убыток
Невысокий уровень финансовой грамотности - вторая причина необращения за внешним финансированием. Результаты опросов, проводимых Аналитическим центром НАФИ, свидетельствуют о среднем уровне финансовой грамотности предпринимателей. Следует отметить, это выше, чем у населения в целом, но едва ли дотягивает до уровня грамотности населения из развитых стран (страны ОЭСР). Основные проблемы, с которыми сталкиваются российские предприниматели, заключаются в слабых навыках финансовой арифметики (расчет процента по кредитам и депозитам), непонимании рисков на инвестиционных рынках, плохом ориентировании в банковских продуктах, предназначенных для бизнеса (лизинг, факторинг, эквайринг, банковские гарантии). Российским предпринимателям свойственен узкий горизонт планирования (максимум до года). Непонимание базовых финансовых концептов, неумение производить базовые финансовые расчеты, слабое понимание сути продуктов для бизнеса вкупе с отсутствием достаточных навыков планирования часто приводит к возникновению кассовых разрывов на предприятии, которые нередко решаются путем продажи активов, в особенности на микропредприятиях. В итоге бизнес не стремится обращаться за заемными средствами, так как неустойчивость в вопросах планирования и неуверенность предпринимателей в знаниях порождают страх пользоваться кредитными инструментами.
Причина N 3. Информационная непрозрачность порождает недоверие
С финансовой грамотностью предпринимателей тесным образом связана информационная открытость финансовых институтов. Результаты опроса свидетельствуют о том, что предприниматели находятся в информационном вакууме при взаимодействии с финансовыми организациями. Каждое третье предприятие (32%) среди тех, кто обращается за кредитованием, получает отказ. При этом в половине случаев сотрудники финансовых организаций не разъясняют причины отказа. С такой же ситуацией сталкиваются и предприниматели, получившие не всю запрашиваемую сумму. Как итог, у владельцев небольших компаний нет возможности провести работу над ошибками и получить необходимую сумму в будущем. Недостаток информации и отсутствие возможности работать над своими ошибками приводят к формированию негативного опыта и отказу от данного источника финансирования в будущем. Предприниматель попросту перестает рассматривать кредиты для МСП как реальный и возможный источник финансирования, в его сознании единственно возможными источниками выступают займы у частных лиц и оформление потребительских кредитов.
Кто виноват и что делать?
Проблема незаинтересованности предпринимателей во внешнем финансировании решается только комплексным системным подходом.
Во-первых, необходимо менять установки общества в отношении предпринимательства. Для предпринимателей из поколения 1990-х годов бизнес был инструментом выживания или скорой наживы, а не преумножения и долгосрочного развития. Популяризация предпринимательства с позиции статуса, престижности и социальной ответственности могла бы изменить отношение и общества, и предпринимателей "старого" поколения. Примером служит деятельность общественных организаций ("Опора России", "Женщины бизнеса" и прочие) в части улучшения имиджа женского предпринимательства - растет доля женщин-предпринимателей, ведущих предпринимательскую деятельность по причине высокого статуса и престижности.
Во-вторых, предпринимателей необходимо обучать финансовой грамоте с акцентом на развитие финансовой дисциплины, усвоение базовых финансовых концептов и навыков с акцентом на эффективную предпринимательскую деятельность. При разработке обучающих программ и форматов можно вполне учитывать международный опыт. Инициатором и провайдером обучения должно выступать государство как наиболее нейтральная сторона.
В-третьих, нужно повышать уровень информационной открытости финансовых организаций. В данном случае важно, чтобы предприниматель имел право получить полную и доступную с учетом его уровня финансовой грамотности информацию, а также имел возможность получать быструю обратную связь от сотрудников финансовых организаций. Для эффективности реализации данного принципа, похоже, необходимо участие регулятора, транслирующего принципы информирования, которые будут общими для всех игроков рынка.
Комментарий эксперта
Е. Стратьева, вице-президент Национальной ассоциации участников микрофинансового рынка (НАУМИР), директор Российского Микрофинансового Центра
В утвержденной Правительством РФ Стратегии развития МСП до 2030 года отмечается, что, несмотря на созданные организационные и нормативно-правовые основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, вклад малого и среднего бизнеса в общие экономические показатели в России существенно ниже, чем в большинстве не только развитых, но и развивающихся стран. Несмотря на то что низкая финансовая доступность традиционно указывается в качестве основных проблем сектора МСП, опрос показал, что значительная часть респондентов не обращается за займами и кредитами по разным причинам. Мы предположили, что одной из причин недостаточной эффективности существующих мер поддержки зачастую является низкая финансовая грамотность граждан, которая проявляется в отсутствии навыков финансового планирования и формирования бюджета, знаний о принципах функционирования различных финансовых институтов, о финансовых инструментах, финансовых рисках и способах защиты прав потребителей финансовых услуг, лишающая в итоге субъекта возможности как, собственно, ведения бизнеса, так и возможности узнавать, понимать и пользоваться всеми существующими мерами поддержки. Только на первый взгляд может показаться, что предпринимателям не нужны займы и кредиты. На самом деле очевидно, что, во-первых, нередко они не понимают пользы разумного заимствования, во-вторых, не владеют достаточной информацией о существующих финансовых инструментах и их возможностях. Наша дальнейшая задача - донести до них эту информацию.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данные приводятся без учета Сбербанка.
*(2) Репрезентативный Всероссийский опрос НАФИ проведен в феврале 2017 г. Опрошены 250 руководящих сотрудников предприятий микро-, малого и среднего бизнеса в 8 федеральных округах России. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Статистическая погрешность не превышает 4,4%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Микроfinance+"
("Микрофинанс+")
Учредители: Национальное Партнёрство Участников Микрофинансового Рынка (НАУМИР) и ЗАО "Центр Платёжных Инноваций" (ЦПИ).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77 - 43242 от 24.12.2010 года.
Периодичность выхода в свет: ежеквартально.
Редакционный совет журнала
Арифов Александр Александрович (председатель Редакционного совета журнала) - председатель Правления, член Совета директоров ЗАО Банк "ЦЕРИХ", председатель Совета СРО НП "МиР"
Багинский Игорь Николаевич - председатель Союза сельских кредитных кооперативов
Волохонский Юрий Николаевич - председатель Совета ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Достов Виктор Леонидович - председатель Совета некоммерческого партнерства "Содействие развитию рынка электронных денег"
Исаева Татьяна Васильевна - главный редактор журнала "Микроfinance+"
Кадров Анатолий Михайлович - член Совета НП "Кооперативные финансы", исполнительный директор ЮРАКС (Южнорегиональной ассоциации кредитных союзов)
Пухов Антон Владимирович - директор по развитию Центра Исследований Платёжных Систем и Расчётов
Стратьева Елена Сергеевна - вице-президент НАУМИР, директор Российского Микрофинансового Центра
Тагирова Виктория Таликовна - вице-президент НАУМИР