Комментарий к письму Федеральной налоговой службы РФ от 21 марта 2017 г. N ЕД-4-15/5183@
Т.Н. Точкина,
эксперт "НА"
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера", N 9, май 2017 г., с. 27.
Налоговая инспекция вправе вызвать представителя организации для дачи пояснений по вопросам уплаты налогов - в связи с налоговой проверкой или вне рамок налоговой проверки (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Во втором случае вызов может означать приглашение на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
Подробную информацию о работе таких комиссий ФНС России давала более двух лет назад - в письме от 17.07.2013 N АС-4-2/12722. Целью работы комиссий было увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений законодательства.
Комиссии по легализации налоговой базы были призваны оценивать правильность формирования налоговой базы и полноту уплаты НДС, налога на прибыль организаций, НДФЛ, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, земельного налога, транспортного налога, налога, уплачиваемого при применении УСН, ЕНВД, ЕСХН.
Для рассмотрения на заседании комиссии инспекция отбирала экономических субъектов, которые:
- заявляли налоговые убытки;
- имели низкую налоговую нагрузку;
- являлись налоговыми агентами по НДФЛ и имели задолженность по перечислению НДФЛ либо снизили поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10 процентов или же выплачивали зарплату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе;
- имели признаки занижения налоговой базы, необоснованного применения налоговых льгот, налоговых ставок, а также:
- налогоплательщиков - резидентов РФ, в отношении которых была получена информация от компетентных источников иностранных государств о получении ими дохода, подлежащего налогообложению на территории РФ;
- налогоплательщиков, в отношении которых имелись обращения контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций о получении дохода;
- предпринимателей, заявивших профессиональный налоговый вычет в размере более 95 процентов от общей суммы дохода, полученного за налоговый период;
- иных налогоплательщиков - например, заявляющих возмещение НДС, или в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения законодательства, но назначать выездную проверку нет смысла по причине ее возможной малоэффективности.
При этом за неявку должностное лицо организации, которой был адресован вызов для дачи пояснений, наказывали административным штрафом в размере от 2000 до 4000 рублей (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
И вот теперь ФНС России отменила свое письмо от 17.07.2013 N АС-4-2/12722 в части всех тех налогов, правильность формирования налоговой базы по которым и полноту уплаты которых были призваны оценивать комиссии по легализации налоговой базы. Тем самым деятельность комиссий поставлена под вопрос, поскольку никаких новых задач им пока не поставлено. Остается внимательно следить за новыми разъяснениями Минфина России и ФНС России по данному вопросу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.