Банкротство отсутствующих должников: некоторые аспекты проблемы
Правоспособность юридического лица - важнейшая правовая категория, с которой связана возможность юридического лица участвовать в гражданском обороте, быть носителем гражданских прав и обязанностей (ст. 49 Гражданского кодекса РФ). Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
На сегодняшний день прекращение юридического лица в той или иной степени регулируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"*(1) (далее - Закон о регистрации), Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)"*(2) (далее - Закон о банкротстве).
Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ возможно:
1) вследствие завершения добровольной ликвидации (по решению учредителей, органа юридического лица и др.) либо вследствие завершения принудительной ликвидации (по решению суда);
2) вследствие завершения процедуры несостоятельности (банкротства);
3) по решению регистрирующего органа;
Иных оснований исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, следовательно, оснований для прекращения юридического лица, в законодательстве Российской Федерации не имеется.
При этом данные основания применяются как в отношении действительно, реально существующих юридических лиц, так и в отношении юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность.
В последнем случае в отношении юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, используются особые процедуры исключения их из ЕГРЮЛ:
1) банкротство отсутствующих должников (ст. 227-230 Закона о банкротстве)*(3);
2) исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в соответствии со ст. 21.1 Закона о регистрации)*(4).
Таким образом, в связи с введением ст. 21.1 в Закон о регистрации, на практике возникла проблема разграничения подведомственности дел, связанных с исключением из ЕГРЮЛ юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность. Вопрос состоит в том, при каких условиях арбитражный суд может рассматривать дела о признании отсутствующих должников банкротом по правилам параграфа 2 главы 11 Закона о банкротстве, а также в том, в каких случаях юридическое лицо, фактически прекратившее свою деятельность, должно быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа (без решения суда).
В настоящее время данная проблема более чем актуальна.
Например, в Арбитражный суд Магаданской области за первое полугодие 2007 г. поступило более 200 заявлений налоговых органов о признании отсутствующих должников банкротами. Поведение налоговых органов понятно - они заинтересованы в том, чтобы ЕГРЮЛ представлял собой перечень реально существующих юридических лиц, и, поскольку налоговые органы, с их точки зрения, лишены возможности самостоятельно исключить недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ (в силу наличия у последнего задолженности в бюджет и внебюджетные фонды), налоговые органы вынуждены обращаться в суд с привычным для них заявлением о признании данного юридического лица несостоятельным (банкротом) в порядке упрощенной процедуры (отсутствующий должник).
Вместе с тем изменение законодательства некоторым образом скорректировало данную устоявшуюся практику, что следует учитывать при решении вопроса о том, в каком порядке должно быть исключено недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ: в административном или в судебном.
Административный порядок представляет собой специальное основание прекращения юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, не связанного с его ликвидацией.
Исходя из буквального толкования закона, административный порядок - это исключение недействующего юридического лица по решению регистрирующего органа из ЕГРЮЛ при отсутствии возражений заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно ст. 21.1 Закона о регистрации административный порядок включает в себя следующие этапы:
1) определение признаков недействующего юридического лица (непредоставление документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, и отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету (ч. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации));
2) принятие регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (ч. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации);
3) публикация решения о предстоящем исключении в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения (органом печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, является Вестник государственной регистрации), а также сведений о порядке и сроках направления заявлений следующими субъектами: недействующим юридическим лицом, кредиторами, иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (ч. 3 ст. 21.1 Закона о регистрации);
4) истечение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении (ч. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).
По истечении этих трех месяцев ситуация может развиваться по двум направлениям.
Если возражения соответствующих кредиторов не поступили, то по соответствующему решению регистрирующего органа недействующее юридическое лицо должно быть исключено из ЕГРЮЛ.
В случае поступления заявлений соответствующих кредиторов недействующее юридическое лицо должно быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке, поскольку в этом случае решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается (ч. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).
Поступление соответствующих возражений заинтересованных лиц в ходе административной процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ означает невозможность исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ и, следовательно, влечет применение правил Гражданского кодекса о ликвидации юридического лица.
Гражданским законодательством установлены следующие возможности ликвидации юридического лица (ст. 61 ГК РФ):
1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
2) по решению суда в случае: допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, и др.;
3) вследствие признания юридического лица несостоятельным (банкротом); при этом, если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ.
Таким образом, в случае невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке данное юридическое лицо должно быть либо ликвидировано в судебном порядке, либо должно быть признано несостоятельным (банкротом).
Действующий Закон о банкротстве предусматривает несколько процедур признания должника несостоятельным (банкротом). Одной из таких процедур является банкротство отсутствующего должника (параграф 2 главы XI Закона о банкротстве).
Как следует из содержания ст. 61, 65 ГК РФ, ст. 21.1 Закона о регистрации, ст. 227 Закона о банкротстве, а также постановления Пленума ВАС РФ N 67 от 20 декабря 2006 г. "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц"*(5), дела о признании несостоятельным (банкротом) подведомственны арбитражным судам лишь при наличии следующих условий:
1) наличие признаков отсутствующего должника (непредставление документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения);
2) проведение административной процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (публикация решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ);
3) невозможность исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (т.е. обнаружившиеся в рамках процедуры предстоящего исключения по решению регистрирующего органа возражения кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц);
4) наличие соответствующих средств для финансирования процедуры банкротства (ч. 2 ст. 227 Закона о банкротстве).
Таким образом, по делу о признании несостоятельным (банкротом) отсутствующего должника установлена императивная (условная) подведомственность дела, по правилам которой дело подлежит рассмотрению в арбитражном суде лишь при условии невозможности исключения отсутствующего должника из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в административном порядке (вследствие наличия возражений кредиторов и иных заинтересованных лиц). Следовательно, основным критерием разграничения подведомственности в данном случае является невозможность исключения отсутствующего должника из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в административном порядке.
Исходя из вышеизложенного, при рассмотрении заявлений о признании отсутствующих должников несостоятельным (банкротом) суд обязан установить наличие следующих обстоятельств, которые будут составлять в данном деле предмет доказывания:
1) наличие признаков отсутствующего должника;
2) публикация решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ;
3) обнаружившиеся в рамках процедуры исключения по решению регистрирующего органа возражения кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
4) наличие соответствующих средств для финансирования процедуры банкротства.
Не входят в предмет доказывания по данному делу обстоятельства, свидетельствующие о наличии в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве и т.д. (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ N 67), так как законодательство не связывает возможность рассмотрения дела о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) с наличием либо отсутствием у него соответствующего имущества.
Наоборот, содержание и смысл ч. 3 ст. 228 Закона о банкротстве дает основание утверждать прямо о противоположной ситуации: дело о несостоятельности (банкротстве) отсутствующего должника возбуждается при отсутствии какого-либо имущества такого должника, ведь далее по тексту статьи упоминается о возможности обнаружения имущества в ходе конкурсного производства: "По ходатайству конкурсного управляющего при обнаружении им имущества отсутствующего должника, арбитражный суд может вынести определение о прекращении упрощенной процедуры банкротства и переходе к процедурам банкротства, предусмотренным настоящим Федеральным законом".
Следовательно, ни один из названных законов (ГК РФ, Закон о банкротстве, Закон о регистрации) не связывает возможность рассмотрения дела о признании недействующего юридического лица несостоятельным (банкротом) с наличием либо отсутствием у него соответствующего имущества.
Таким образом, даже если у недействующего юридического лица нет соответствующего имущества, заявителю (регистрирующему органу) не может быть отказано в признании отсутствующего должника банкротом, поскольку в данном случае иных возможностей по исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ (его ликвидации) по законодательству не имеется.
Таким образом, можно сделать вывод, что при обращении в суд с заявлением о признании отсутствующего должника банкротом регистрирующий орган обязан представить:
1) доказательства фактического прекращения деятельности должника;
2) доказательства проведения процедуры исключения должника из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа;
3) доказательства невозможности исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке (доказательства наличия возражений кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ);
4) доказательства наличия средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника.
Не являются по данному делу необходимыми доказательствами (и, следовательно, представление таких доказательств не может быть вменено в обязанность регистрирующему органу) доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган; либо доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника.
Представление данных доказательств, по смыслу Закона о банкротстве - это право, а не обязанность регистрирующего органа. Данные доказательства могут быть представлены в случае, если у самого заявителя нет достаточных средств для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника либо заявитель не желает финансировать процедуру банкротства.
Таким образом, при представлении регистрирующим органом всех вышеперечисленных доказательств суд обязан принять решение о введении конкурсного производства
Иное решение - т.е. отказ в признании отсутствующего должника банкротом, порождает неопределенную ситуацию в отношении последующих действий регистрирующего органа. Закономерно возникает вопрос: что делать регистрирующему органу при неполучении судебной защиты? Ведь закон не предоставляет ему в случае отказа судебного органа в признании отсутствующего должника банкротом (при наличии соответствующих необходимых доказательств) других возможностей по исключению недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Отказ судебного органа признать отсутствующего должника банкротом приведет к тому, что в ЕГРЮЛ сохранится (существующее и сейчас) огромное количество недействующих юридических лиц. Как правильно отмечено в литературе, наличие в ЕГРЮЛ юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, предоставляет возможность различного рода злоупотреблений, представляющих собой классическую ситуацию использования "мертвых душ" (в данном случае - "мертвых душ" юридических лиц).
Кроме того, отказ суда признавать отсутствующих должников банкротами лишает какого-нибудь правового смысла параграф 2 главы XI Закона о банкротстве.
Таким образом, при отсутствии у регистрирующего органа возможности исключить недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ в административном порядке, т. е. при наличии соответствующих возражений кредиторов и заинтересованных лиц, суд обязан принять решение о введении конкурсного производства для того, чтобы, во-первых, у регистрирующего органа была легальная возможность исключить недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ в порядке его ликвидации вследствие несостоятельности (банкротства); во-вторых, для того, чтобы предоставить судебную защиту кредиторам недействующего юридического лица.
Исходя из изложенного, дело о признании отсутствующего должника банкротом подведомственно арбитражному суду лишь при обнаружившейся в рамках административной процедуры невозможности исключить недействующее юридическое лицо из ЕГРЮЛ, т.е. при наличии соответствующих возражений кредиторов и заинтересованных лиц.
Статья 21.1 Закона о регистрации обязывает регистрирующий орган в любом случае выполнять требования о соблюдении административного порядка.
Даже в том случае, когда регистрирующий орган информирован (в силу совмещения функций налогового и регистрирующего органов) о наличии у данного юридического лица задолженности перед бюджетом, закон не предоставляет регистрирующему органу право не выполнять административную процедуру исключения недействующего юридического лица из ЕРГЮЛ.
Поэтому, прежде чем обратиться в суд, регистрирующий орган обязан выполнить административную процедуру исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, независимо от того, осведомлен ли он о наличии задолженности у данного юридического лица.
Аналогичные разъяснения содержатся в постановлении Пленума ВАС РФ N 67 от 20 декабря 2006 г. "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
Исходя из изложенного, если по делу заявителем представлены доказательства наличия признаков недействующего юридического лица: должник в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представлял документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; и в течение этого же срока движения средств по расчетным счетам должника не осуществлялось, установление данных обстоятельств в соответствии с ч. 1 ст. 21.1 Закона о регистрации является основанием для применения правил об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в административном порядке (по решению регистрирующего органа).
Если заявитель не представил доказательств соблюдения административной процедуры исключения должника из ЕГРЮЛ, в частности, не имеется доказательств публикации решения о предстоящем исключении в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения, а также в случае, если не имеется доказательств наличия возражений кредиторов и иных заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, суд должен прекратить производство по данному делу в связи с неподведомственностью данного дела при таких обстоятельствах арбитражному суду (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).
Поскольку согласно ч. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), возможность прекращения производства по делу о признании отсутствующего должника банкротом по данному основанию не исключается.
Таково буквальное толкование законов, предусматривающих исключение недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ.
Но выявленное таким образом толкование и смысл законов порождает вполне закономерный вопрос: могут ли заявления налоговых органов рассматриваться как заявления кредитора или иного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ при процедуре административного порядка?
Представляемая по многим делам заявителями справка о невозможности исключения из ЕГРЮЛ должника по решению регистрирующего органа в связи с наличием у должника задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, являющаяся, по мнению заявителя, возражениями кредитора по денежным обязательствам и обязательным платежам перед Российской Федерацией, не может считаться достаточным основанием для применения правил о банкротстве отсутствующих должников.
Процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п. 4 ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.
В этой связи исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Данная позиция отражена в том числе и в постановлении Пленума ВАС РФ N 67 от 20 декабря 2006 г. "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
Вместе с тем поставленный вопрос не является единственным.
Например, возникает вопрос о том, каковы действия регистрирующего органа после принятия решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, истечения трех месяцев и при отсутствии заявлений кредиторов и заинтересованных лиц, ведь ст. 21.1 Закона о регистрации не содержит правового регулирования действия регистрирующего органа в данной ситуации.
Представляется, что для восполнения пробела в правовом регулировании данной ситуации необходимо дополнить ст. 21.1 Закона о регистрации частью 5 следующего содержания:
"5. В случае отсутствия заявлений регистрирующий орган принимает решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Данное решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении данного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц".
Кроме того, необходимо отметить, что данная статья должна быть дополнена еще одним законоположением, регулирующим ситуацию, когда после внесения записи об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ обнаружатся кредиторы такого юридического лица. С нашей точки зрения, внесение в ст. 21.1 Закона о регистрации соответствующей нормы исключит неопределенность в правовом состоянии требований таких кредиторов.
В этой связи предлагаемая часть 6 ст. 21.1 Закона о регистрации должна содержать положение о погашении требований кредиторов, узнавших после исключения из ЕГРЮЛ об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ:
"6. Требования кредиторов, узнавших об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении, считаются погашенными".
Безусловно, проблема исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ по решению регистрирующих органов этим не исчерпывается.
Остается несомненным одно - правила Закона о банкротстве, регулирующие порядок и условия признания несостоятельным (банкротом) отсутствующих должников в свете контекста ст. 21.1 Закона о регистрации применены лишь в случаях обнаружения в рамках административной процедуры соответствующих кредиторов и их возражений (кредитных организаций, работников, контрагентов данного юридического лица и т.д.).
Следовательно, смысл применения в данном случае правил Закона о банкротстве очевиден - использование судебной возможности удовлетворить требования таких кредиторов, т.е. направленность сил и экономия средств суда, иных органов, в том числе - арбитражных управляющих, в целях действенной и эффективной защиты прав и интересов кредиторов юридического лица, не исполнившего своих обязательств перед данными кредиторами.
Л.В. Ковальчук,
помощник судьи Арбитражного суда Магаданской области,
старший преподаватель Магаданского филиала ГОУ ВПО "МГЮА"
"Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", N 2, март-апрель 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.
*(2) Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
*(3) Далее - судебный порядок.
*(4) Далее - административный порядок (административная процедура).
*(5) Постановление Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" // Вестник ВАС РФ. 2007. N 2.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банкротство отсутствующих должников: некоторые аспекты проблемы
Автор
Л.В. Ковальчук - помощник судьи Арбитражного суда Магаданской области, старший преподаватель Магаданского филиала ГОУ ВПО "МГЮА"
"Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", 2008, N 2