Семейное и малое предпринимательство в современной России: доктрина и законодательство
А.А. Мохов,
доктор юридических наук,
профессор кафедры предпринимательского и
корпоративного права Московского государственного
юридического университета им. О.Е. Кутафина
Журнал "Журнал предпринимательского и корпоративного права", N 2, апрель-июнь 2017 г., с. 25-28.
В современных условиях вопросам поддержки отдельных субъектов, в первую очередь субъектов малого предпринимательства, уделяется повышенное внимание. Для этого есть достаточные правовые*(1) и доктринальные основания*(2).
Гораздо сложнее дело обстоит с новыми формами хозяйствования, новыми экономико-правовыми конструкциями, моделями, сущностями, пробивающими себе дорогу. Имеющиеся формы и модели хозяйствования, предпринимательства не всегда и не во всех сферах экономической деятельности удовлетворяют существующие потребности субъектов хозяйствования*(3), так как не учитывают в полной мере социальные, культурные, климатические, этнические и иные факторы и условия.
В последние несколько десятилетий во многих странах возник интерес к феномену семейного предпринимательства. В некоторых из них семейное предпринимательство получило прописку в законодательстве.
В России в 2005 году в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривался законопроект о социальном предпринимательстве, но он по целому ряду причин (необеспеченность финансами, значительное число изменений и дополнений, которые необходимо внести и проч.) был отклонен. Полагаю, что одной из основных причин снятия законопроекта с рассмотрения явилась его доктринальная непроработанность, преждевременность, а также неясность в вопросе о соотношении понятий семейного с, уже известным к тому времени законодателю, малым предпринимательством. Если нет достаточно четких различий между семейным и малым предпринимательством, то нет и необходимости создания новых правовых категорий, конструкций, формирования специального правового режима экономической (предпринимательской) деятельности субъекта семейного предпринимательства, отличного от субъекта малого предпринимательства*(4).
В литературе предпринимались и предпринимаются неоднократные попытки сформулировать понятие семейного предпринимательства.
Так, по мнению И.А. Плотниковой, под семейным предпринимательством понимают социально-институциональную форму малого бизнеса, представляющую собой определенным образом организованную систему экономической и трудовой деятельности, функционирующую в процессе социальных отношений между родственниками или членами одной семьи, которая объединяет значимые общественные ценности, целесообразно ориентированные стандарты и нормы поведения, удовлетворяющие потребности общества (региона)*(5).
Несмотря на социологический, а не правовой подход к пониманию семейного предпринимательства, он может быть взят за основу правовой доктриной с учетом некоторых уточнений и пояснений.
В анализируемом определении подчеркивается наличие организационных, трудовых и семейных связей при осуществлении данного вида экономической деятельности. Кроме того, обращается внимание на наличие положительного эффекта от семейного предпринимательства. Следует полагать, что речь здесь идет не только о сугубо экономическом, но и об ином, а именно о социальном эффекте такого вида организации бизнеса, осуществления экономической деятельности. В нем также обращается внимание на отнесение семейного предпринимательства к малому предпринимательству.
Семейное предпринимательство в литературе часто рассматривают именно как форму малого предпринимательства, малого бизнеса*(6).
Л.А. Баркова пишет о необходимости разграничения в семейном предпринимательстве крупных семейных корпораций и предприятий малого бизнеса, микропредприятий, которые, в отличие от первых, нуждаются в государственной поддержке*(7). На это же прямо указывает и законодатель некоторых стран*(8).
Имеются также примеры не прямого, а косвенного определения семейного предпринимательства как малого. Так, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 32 Предпринимательского кодекса Казахстана*(9) семейное предпринимательство является формой совместного предпринимательства, т.е. осуществляется на базе общей совместной собственности крестьянского хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище. Как можно убедиться, имущественная база такого предпринимательства довольно скудна, как правило, позволяет заниматься лишь малым бизнесом.
Таким образом, на основе имеющихся в доктрине и законодательстве положений можно сделать вывод о возможности отнесения семейного предпринимательства к малому. Однако это еще вовсе не означает, что семейное предпринимательство нуждается в обособлении для целей дифференциации правового регулирования такого вида экономической деятельности. Нужно найти, выявить достаточные сущностные, функциональные различия между малым и семейным предпринимательством (например, как видом и подвидом). С учетом российского опыта именно для целей развития и поддержки отдельных субъектов предпринимательства, закрепления некоторых особенностей их правового положения (прав, обязанностей) имеет смысл выделение новых субъектов экономической деятельности, внедрение в законодательство новых категорий.
Следует также обратить внимание на возможность широкого понимания семейного бизнеса, семейного предпринимательства. Такое понимание встречается в основном в экономической литературе применительно к описанию особенностей организации бизнеса (включая крупный) в некоторых странах (преимущественно странах Дальнего Востока). Речь идет о так называемой восточной модели управления ("бизнес как семья", "пожизненный" наем работников в корпорацию, преимущество в трудоустройстве членам той или иной семьи и проч.). Однако такое понимание семьи является чуждым российскому менталитету. Кроме того, оно не вписывается и в понимание брачно-семейных связей, отношений по отечественному законодательству.
В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство: устанавливает порядок осуществления и защиты семейных прав; регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами...
Нельзя также не обратить внимания и на ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", которым вводятся понятия общин малочисленных народов, семейных (родовых) общин малочисленных народов, территориально-соседских общин малочисленных народов. Во всех этих понятиях ведется речь о кровнородственном признаке, в некоторых - также о территориально-соседском признаке. Важным в указанных определениях, помимо кровнородственного признака, является также указание на ведение традиционного для таких лиц хозяйствования.
Анализируемый Закон в настоящее время не дает прямого ответа о возможных правовых формах предпринимательства, тем более не использует категорию "семейное предпринимательство". В доктрине высказано скептическое отношение к возможности отнесения таких субъектов к семейному предпринимательству*(10). Семья здесь понимается как род, компактно заселяющий определенную территорию и ведущий традиционный для такой местности образ жизни и хозяйствования.
В литературе предложены следующие критерии отнесения предпринимателя к субъекту малого предпринимательства: количественные показатели, размеры, которые зависят от специфики отраслей, их особенностей, масштаба; качественные (например, высокие риски, неопределенность, ориентация на развитие и др.)*(11).
В ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" закреплены следующие критерии отнесения субъекта к категории малого: функционирование в определенной организационно-правовой форме (хозяйственного общества, производственного кооператива, индивидуального предпринимателя и некоторых других); численность работающих; доход за отчетный период; автономность, независимость от отдельных субъектов (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и др.).
Наличие установленных законом критериев у субъекта позволяет применять по отношению к нему не только общие положения о предпринимательстве, экономической деятельности, но и нормы специального законодательства.
В литературе и законодательстве некоторых стран предложены следующие критерии отнесения предпринимательства к семейному: контроль семьей бизнеса (фактический, через долю участия, процент принадлежащих акций); сфера деятельности (как правило, выращивание сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, одежды, обуви, торговля, ресторанный бизнес, строительство и реконструкция); внутрихозяйственные и трудовые отношения носят длительный, устойчивый, стабильный характер (основаны не только на трудовом договоре (соглашении), но и на семейных, родственных связях, принадлежности к группе)*(12).
Наряду с имеющимися критериями, в литературе иногда отдельно рассматривают также функции отдельных субъектов предпринимательства.
К функциям малого предпринимательства чаще всего относят: функцию формирования конкурентной среды; инновационную функцию и функцию заполнения "малых ниш" (не привлекательных для среднего и крупного бизнеса).
Для семейного предпринимательства в целом будут характерны те же функции. Однако имеются и функции, не характерные в целом для малого предпринимательства.
К таким функциям семейного предпринимательства можно отнести: поддержание традиционного образа жизни, сложившегося уклада; сохранение и поддержание промыслов, ремесел; самозащиту членов семьи (экономическая, социальная); сочетание экономической деятельности с воспитанием детей, уходом за нетрудоспособными; репродукционную*(13).
Иными словами, наряду с функциями, традиционными для малого предпринимательства, для семейного предпринимательства одновременно характерны функции, тесно связанные с проводимой государством демографической, семейной политикой*(14). Здесь может наблюдаться совпадение интересов общества и государства с интересами семейного предпринимательства. Такой предприниматель способен решать предпринимательскими средствами как свои собственные задачи, так и некоторые значимые для общества и государства социальные задачи. Об этом в последние годы много пишут в зарубежной и отечественной литературе в связи с феноменом социального предпринимательства.
О некой дифференциации субъектов малого предпринимательства можно говорить и исходя из анализа их возможных организационно-правовых форм: на одном полюсе находится индивидуальный предприниматель (осуществляющий деятельность без образования юридического лица, чье имущество, используемое в предпринимательской деятельности, не отграничено в обороте от его личного имущества), а на другом - общество с ограниченной ответственностью); на одном полюсе находятся производственные кооперативы, объединяющие граждан для совместной хозяйственной деятельности (форма объединения труда и капитала)*(15), на другом - общества с ограниченной ответственностью (являющиеся формой объединения капиталов)*(16). Это перечень можно продолжить и далее.
С учетом изложенного, семейное предпринимательство имеет отдельные особенности в сравнении с малым предпринимательством (форма объединения не только капитала, но и труда, причем труда семейного; семейный бизнес способен решать не только экономические, но и семейные и, одновременно, общественные, социальные задачи)*(17).
В случае если законодатель на основе опыта некоторых стран решит с целью поддержки российских семей, легализации отдельных видов предпринимательской деятельности, закрепить специальный правовой режим семейного предпринимательства, ему предстоит:
- сформулировать легальное определение понятия семейного предпринимательства и определить его критерии (возможные организационно-правовые формы такого предпринимательства; сферы экономической деятельности семейного предпринимательства; возможность либо невозможность ограниченного использования в таком бизнесе труда лиц, не являющихся родственниками и (или) свойственниками; размер получаемого дохода; имущественная база семейного предпринимательства);
- определить особенности правового положения субъектов семейного предпринимательства (в части государственной регистрации, бухгалтерского, налогового, статистического учета и отчетности и др.);
- закрепить меры поддержки семейного предпринимательства.
Кроме того, поддержка семейного предпринимательства должна быть органично увязана с уже реализуемыми государством стратегическим документами, программами, направленными на решение отдельных социальных проблем*(18).
Библиографический список:
1. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. N 375-V-ЗРК // Казахстанская правда. 2015. 3 ноября. N 210.
2. Баранец Н.И. Семейное предпринимательство как социально-экономическая проблема // Ученые записки. 2007. N 4. С. 124-131.
3. Барбашин И.В., Федотовская С.Н., Титов С.Н. Социальные функции семейного предпринимательства в современной России: сущность и формы семейного предпринимательства // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. N 26. С. 278.
4. Баркова Л.А. Эволюция семейного предпринимательства как объекта правового регулирования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2013. Вып. 35. С. 170-179.
5. Баркова Л.А. Правовые средства реализации семейной политики обеспечения гармонизации интересов семьи в предпринимательской сфере // Вестник Тверского государственного университета. 2014. N 3. С. 340-351.
6. Баркова Л.А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. - 189 с.
7. Белых B.C., Звездина Т.М. Субъекты малого и среднего предпринимательства: понятие, признаки, критерии // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 17-21.
8. Валенджян С.О., Волков Д.А. Семейное предпринимательство: анализ российской практики // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. N 9. С. 17-29.
9. Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 9. С. 1130-1138.
10. Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 22-26.
11. Китаев Ю.А. Малый бизнес на селе: как развивать семейные формы хозяйствования? // Российское предпринимательство. 2011. N 4. С. 66-72.
12. Муханова А.Е., Умирзакова М.Н., Смагулова Ж.Б., Берикболова У.Д. Особенности развития семейного бизнеса как формы предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2015. N 11. С. 1210-1214.
13. Мохов А.А. Социальные эффекты экономической деятельности и их значение для правотворчества // Юрист. 2016. N 18. С. 37-41.
14. Плотникова И.А. Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого бизнеса (на примере Пензенской области): Дис. ... канд. соц. наук. Пенза, 2015.- 247 с.
15. Сенотрусова А.С. Семейное предпринимательство как форма самозащитной поддержки // Социальная политика и социология. 2009. N 3. С. 105-110.
16. Шубат О.М. Социально-ориентированные функции малого предпринимательства в условиях трансформационной экономики // Вестник УГТУ-УПИ. 2010. N 5. С. 12-21.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: ст. 14-20 и др. Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4006.
*(2) См. подробнее: Ершова И.В. Дефиниция субъекта малого и среднего предпринимательства: законодательные, статистические, доктринальные подходы // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 9. С. 1130-1138.
*(3) См. подробнее: Китаев Ю.А. Малый бизнес на селе: как развивать семейные формы хозяйствования? // Российское предпринимательство. 2011. N 4. С. 66-72.
*(4) См. подробнее: Ершова И.В. Специальный правовой режим деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства: доктринальные и законодательные подходы // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 22-26.
*(5) Плотникова И.А. Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого бизнеса (на примере Пензенской области): Дис. ... канд. соц. наук. Пенза, 2015. С. 13.
*(6) Баранец Н.И. Семейное предпринимательство как социально-экономическая проблема // Ученые записки. 2007. N 4. С. 124-131; Барбашин И.В., Федотовская С.Н., Титов С.Н. Социальные функции семейного предпринимательства в современной России: сущность и формы семейного предпринимательства // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. N 26. С. 278.
*(7) Баркова Л.А. Эволюция семейного предпринимательства как объекта правового регулирования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2013. Вып. 35. С. 170-179.
*(8) См. например: ст. 4 Закона Республики Узбекистан от 24 апреля 2012 г. N 327 "О семейном предпринимательстве" // СЗРУ. 2012. N 17. Ст. 188.
*(9) См.: Предпринимательский кодекс Республики Казахстан от 29 октября 2015 г. N 375-V-ЗРК // Казахстанская правда. 2015.3 ноября. N 210.
*(10) См.: Баркова Л.А. Семейное предпринимательство в механизме правового обеспечения гармонизации интересов семьи: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015. С. 58-68.
*(11) См. подробнее: Белых B.C., Звездина Т.М. Субъекты малого и среднего предпринимательства: понятие, признаки, критерии // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2016. N 2. С. 17-21.
*(12) См. подробнее: Валенджян C.O., Волков Д.А. Семейное предпринимательство: анализ российской практики // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. N 9. С. 17-29; Муханова А.Е., Умирзакова М.Н., Смагулова Ж.Б., Берикболова У.Д. Особенности развития семейного бизнеса как формы предпринимательства // Фундаментальные исследования. 2015. N 11. С. 1210-1214.
*(13) Сенотрусова A.C. Семейное предпринимательство как форма самозащитной поддержки // Социальная политика и социология. 2009. N 3. С. 105-110; Шубат О.М. Социально-ориентированные функции малого предпринимательства в условиях трансформационной экономики // Вестник УГТУ-УПИ. 2010. N 5. С. 12-21.
*(14) См. подробнее: Баркова Л.А. Правовые средства реализации семейной политики обеспечения гармонизации интересов семьи в предпринимательской сфере // Вестник Тверского государственного университета. 2014. N 3. С. 340-351.
*(15) См.: ст. 1 и др. Федерального закона от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" // СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.
*(16) См.: ч. 1 ст. 2, ст. 3, ст. 7 и др. Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
*(17) См. подробнее: Мохов А.А. Социальные эффекты экономической деятельности и их значение для правотворчества // Юрист. 2016. N 18. C. 37-41.
*(18) См. подробнее: Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2007. N 42. Ст. 5009; Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2343; Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" // СЗ РФ. 2012. N 23. Ст. 2994; Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" // СЗ РФ. 2013. N 30 (часть II). Ст. 4110.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Мохов А.А. Семейное и малое предпринимательство в современной России: доктрина и законодательство
Mokhov A.A. Family and small business in modern Russia: doctrine and legislation
А.А. Мохов - доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина
A.A. Mokhov
В статье предпринимается попытка выявления наиболее значимых критериев и функций семейного предпринимательства. Формулируется вывод о возможности обособления семейного предпринимательства как разновидности малого предпринимательства. По результатам проведенного исследования предлагаются отдельные меры по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
The article deals with highlighting of the most important criteria and functions of family business. The article provides the formulation of conclusion on possible family entrepreneurship separation as a kind of small entrepreneurship, and offers some measures on legislation improvement in this area.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность; малое предпринимательство; поддержка малого предпринимательства; семейное предпринимательство; поддержка семейного предпринимательства; общее и особенное в малом и семейном предпринимательстве; специальный правовой режим семейного предпринимательства; совершенствование законодательства о поддержке отдельных субъектов предпринимательства.
Keywords: entrepreneurship; small business; small business support; family business; family business support; general and specific signs in small and family business; the special legal regime for family enterprise; legislation improvement for support private business entities.
Журнал выпускается издательством Юридический Дом "Юстицинформ". Выходит в свет с марта 2016 года, издается 4 раза в год, является федеральным научным и научно-практическим изданием.
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ПИ N ФС77-65454 от 18.04.2016 г.