К вопросу о разработке Федерального закона "Об организации контрейлерных перевозок"
С.Ю. Морозов,
доктор юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой гражданского права
и процесса юридического факультета
ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный университет"
О.В. Карпеев,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права
и процесса юридического факультета
ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный университет"
Журнал "Журнал предпринимательского и корпоративного права", N 2, апрель-июнь 2017 г., с. 49-52.
Необходимость развития контрейлерных перевозок в последнее время неоднократно отмечалась в программных документах транспортной отрасли России. "Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года"*(1) рассматривает увеличение доли контейнерных и контрейлерных перевозок в общем объёме перевозок по видам транспорта как индикатор достижения одной из целей стратегии - "Обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны". К 2030 году доля контейнерных и контрейлерных перевозок на железнодорожном транспорте должна составить 6,8% в общем объёме перевозок грузов на железнодорожном транспорте и 2,3% в общем объёме перевозок грузов на автомобильном транспорте*(2). Таким образом, количество субъектов предпринимательской деятельности, вовлечённых в сферу контрейлерных перевозок будет увеличиваться.
Следует отметить, что необходимость развития контрейлерных перевозок признавалась предыдущими программными документами*(3), и не только на автомобильном и железнодорожном, но и на внутреннем водном транспорте*(4), а именно в части развития перевозок по международному коридору "Север - Юг".
Основные научные исследования в сфере развития контрейлерных перевозок направлены на решение технических аспектов данной проблемы, в частности, - на разработку специального подвижного состава*(5), создание и модернизацию элементов инфраструктуры (специализированных транспортно-логистических терминалов).
К сожалению, разработке нормативной базы, адекватной перспективе развития контрейлерных перевозок, в программных документах транспортной отрасли не уделяется особого внимания. На внесение предложений, направленных на устранение этого пробела, и направлена настоящая статья.
При исследовании правового регулирования контрейлерных перевозок особый интерес представляет Модельный закон о контрейлерных перевозках, принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ*(6) (далее - Модельный закон). Задачами Модельного закона обозначены: определение единых подходов к правовому регулированию контрейлерных перевозок; развитие правовых отношений в области контрейлерных перевозок посредством взаимодействия между собой железнодорожного и автомобильного транспорта; создание условий для интеграции контрейлерных перевозок как вида транспортной деятельности в международный рынок транспортных работ и услуг.
П. 2 ст. 2 Модельного закона упоминает, что он "может рассматриваться как основа для формирования национального законодательства в области организации контрейлерных перевозок".
Следует отметить, что контрейлерная перевозка не упоминается современными транспортными уставами и кодексами Российской Федерации, национальное нормативное регулирование носит, в основном, ведомственный характер.
Прейскурант N 10-01*(7) относит контрейлерные перевозки ко второму тарифному классу и содержит ссылку на "Правила перевозок автотранспортной техники железнодорожным транспортом"*(8) (далее - Правила МПС 1999 г.), упоминая лишь этот документ как источник правового регулирования контрейлерных перевозок. Характеризуя правила МПС 1999 г., следует отметить их направленность на установление правового регулирования в интересах железнодорожного перевозчика.
Наличие коллизий выявляется даже при анализе используемых терминов. Так, Модельный закон под контрейлерной понимает перевозку "по определенному маршруту грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, часть маршрута в которой организуется как перевозка автопоезда, автомобиля(ей), автоприцепа(ов), полуприцепа(ов), трейлеров, съемных автомобильных кузовов (контрейлерных единиц) контрейлерным поездом с грузом или без него". При этом оговаривается, что по своему статусу контрейлерная перевозка может приравниваться к прямой смешанной или комбинированной перевозке.
Более того, ст. 1 Модельного закона, определяя сферу действия, указывает на его применение "при организации комбинированных (смешанных) перевозок грузов железнодорожным и автомобильным транспортом, часть маршрута в которых организуется как перевозка контрейлерными поездами автопоездов, автомобилей, автоприцепов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов (в груженом или порожнем состоянии) на сети национальных и международных железных дорог пространства 1520 (далее - контрейлерные перевозки)".
Таким образом, Модельный закон рассматривает контрейлерную перевозку как техническую разновидность прямой смешанной (комбинированной) перевозки, упоминаемой ст. 788 ГК РФ*(9).
В юридической литературе под прямой смешанной перевозкой понимается перевозка грузов, пассажиров и багажа, осуществляемая двумя или более видами транспорта на основании единого транспортного документа, составленного на весь путь следования.
В свою очередь, п. 23 Правил МПС 1999 г. предусматривает необходимость представления грузоотправителем на перевозку каждого гружёного автопоезда, контрейлера заполненную в установленном порядке накладную формы ГУ-29-к, причём, на автопоезда и контрейлеры, следующие без сопровождения, заполненная накладная представляется вместе с товарно-транспортной (автомобильной) накладной, выписанной на размещенный в кузове груз. Форма накладной ГУ-29-к предусмотрена Приложением N 5 к Правилам перевозок грузов железнодорожным транспортом в универсальных контейнерах*(10). Даже беглое ознакомление с формой ГУ-29-к позволяет сделать вывод о том, что непосредственно для контрейлерной перевозки она не приспособлена.
Таким образом, никакого "единого транспортного документа" в том смысле, который вкладывается в это понятие, Модельным законом и ГК РФ, Правилами МПС 1999 г. не предполагается.
Кроме того, следует указать на наличие явных противоречий при определении субъектного состава договора контрейлерной перевозки.
Правила МПС 1999 г. в качестве контрагента железнодорожного перевозчика неоднократно упоминают грузоотправителя (п. 23, 24, 26, 27), грузоотправителя и грузополучателя (п. 20, 29). Однако на практике передачу контрейлера железнодорожному перевозчику при прямой смешанной перевозке осуществляет либо автомобильный перевозчик, либо экспедитор. Этими же субъектами получается груз от железнодорожного перевозчика, для последующей доставки грузополучателю.
К сожалению, Модельный закон не лишен недостатков и неточностей. Обращает на себя внимание то, что название Модельного закона не вполне соответствует его содержанию. В основном в законе речь идёт не о самой контрейлерной перевозке, а об организации такой перевозки, предлагаются механизмы этой организации и определяется субъектный состав участников деятельности по организации контрейлерной перевозки.
Ст. 3 Модельного закона, кроме понятия "оператор контрейлерной перевозки", определение которого почти дословно повторяет определение оператора прямой смешанной перевозки, данное в Конвенции ООН о международных смешанных перевозках грузов от 24 мая 1980 года*(11), вводит понятие "организатор контрейлерного поезда". Под ним предлагается понимать юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность по организации перевозки контрейлерных единиц контрейлерным поездом и указанного в перевозочных документах в качестве грузоотправителя и (или) грузополучателя.
В свою очередь, ст. 19 и ст. 25 Модельного закона использует термин "оператор контрейлерного поезда", ст. 20 упоминает "операторов и организаторов контрейлерной перевозки", а ст. 21 указывает на "договор между владельцем инфраструктуры и организатором (оператором) контрейлерного поезда".
Складывается впечатление, что авторы Модельного закона подразумевают под "оператором" и "организатором" одно и то же лицо, которое в отношениях с грузоотправителем именуется оператором, а во взаимоотношениях с железнодорожным перевозчиком - организатором. Впрочем, текст Модельного закона оставляет широкий простор для толкования.
Не вполне ясно также соотношение используемых в Модельном законе понятий "контрейлерная перевозка" и "прямая смешанная (комбинированная) перевозка". Ст. 1 Модельного закона указывает на его применение при "организации комбинированных (смешанных) перевозок грузов железнодорожным и автомобильным транспортом", в ст. 2 Модельного закона указывается на то, что контрейлерная перевозка регулируется, кроме прочего, законодательством, регламентирующим отношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров в прямом смешанном сообщении... В то же время в ст. 3 Модельного закона даются разные, но не взаимоисключающие определения прямой смешанной перевозки и комбинированной перевозки, а раскрывая понятие контрейлерной перевозки, указывается, что она "по своему статусу может приравниваться к прямой смешанной или комбинированной перевозке". Использование словосочетания "может приравниваться" предполагает, что существует возможность, когда "приравниваться" не будет.
Представляется, что авторам не удалось выстроить в Модельном законе чёткую иерархию понятий: контрейлерная перевозка - разновидность комбинированной перевозки, а комбинированная перевозка - подвид прямой смешанной перевозки. Впрочем, вполне вероятно, что авторы придерживаются иного мнения...
Представляется, что складывающаяся ситуация ставит на повестку дня вопрос о необходимости разработки отдельного федерального закона, посвящённого правовому регулированию организации контрейлерных перевозок.
Принятие именно федерального закона, а не очередного подзаконного акта, позволит если не исключить, то минимизировать искажение правового регулирования в пользу одного из участников транспортного процесса. Следует также отметить, что такой закон должен разрабатываться во взаимосвязи с Федеральным законом "О прямой смешанной (комбинированной) перевозке", принятие которого предусмотрено ст. 788 ГК РФ.
Выводы:
1. Существующее правовое регулирование контрейлерной перевозки и её организации нельзя признать удовлетворяющим современным перспективам развития этого вида перевозки.
2. При разработке национального законодательства принятие за основу Модельного закона о контрейлерных перевозках возможно, но от непосредственного практического применения его следует воздержаться в связи с наличием многочисленных неточностей.
3. Насущной потребностью является модернизация нормативного регулирования контрейлерной перевозки и её организации, с включением с систему правового регулирования отдельного Федерального закона "Об организации контрейлерных перевозок".
Библиографический список:
1. Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов от 24 мая 1980 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?j=f&a=ar&b=cfhldte&id=155429 9#l
2. Модельный закон о контрейлерных перевозках (Принят в г. Санкт-Петербурге 16.04.2015 Постановлением 42-11 на 42-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 N 327-р "О Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года" / СЗ РФ, 07.03.2016, N 10, ст. 1462.
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 N 877-р "О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" (вместе с "Планом мероприятий по реализации в 2008-2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года") // Собрание законодательства РФ, 21.07.2008, N 29 (ч. II), ст. 3537.
6. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) "О Транспортной стратегии Российской Федерации" // СЗ РФ", 15.12.2008, N 50, ст. 5977, СЗ РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 2) (поправка).
7. Приказ Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 "Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года".
8. Постановление ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 (ред. от 29.04.2016) "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2003 N 4882) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2016) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 30, 28.07.2003.
9. Приказ МПС РФ от 29.03.1999 N 9Ц (ред. от 15.09.2003) "Об утверждении Правил перевозок автотракторной техники на железнодорожном транспорте" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.10.1999 N 1928) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 42, 18.10.1999.
10. Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 30 Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4765) // "Российская газета" (специальный выпуск), N 119/2, 20.06.2003.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) "О Транспортной стратегии Российской Федерации" // СЗ РФ", 15.12.2008, N 50, ст. 5977, СЗ РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 2) (поправка).
*(2) См. Приложение N 3 к Распоряжению Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р (ред. от 11.06.2014) "О Транспортной стратегии Российской Федерации" // СЗ РФ, 15.12.2008, N 50, ст. 5977, СЗ РФ, 29.12.2008, N 52 (ч. 2) (поправка).
*(3) П. 3.8. Приказа Минтранса РФ от 12.05.2005 N 45 "Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года".
*(4) П. IV Распоряжения Правительства РФ от 29.02.2016 N 327-р "О Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года" / СЗ РФ, 07.03.2016, N 10, ст. 1462.
*(5) См.: п. "Основные направления научных исследований в области железнодорожного транспорта" Распоряжения Правительства РФ от 17.06.2008 N 877-р "О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" (вместе с "Планом мероприятий по реализации в 2008-2015 годах Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года") // Собрание законодательства РФ, 21.07.2008, N 29 (ч. II), ст. 3537.
*(6) Модельный закон о контрейлерных перевозках (Принят в г. Санкт-Петербурге 16.04.2015 Постановлением 42-11 на 42-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).
*(7) П. 2.14. Постановления ФЭК России от 17.06.2003 N 47-т/5 (ред. от 29.04.2016) "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2003 N 4882) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2016) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 30,28.07.2003.
*(8) Приказ МПС РФ от 29.03.1999 N 9Ц (ред. от 15.09.2003) "Об утверждении Правил перевозок автотракторной техники на железнодорожном транспорте" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.10.1999 N 1928) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 42,18.10.1999.
*(9) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // СЗ РФ", 29.01.1996, N 5, ст. 410.
*(10) Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 30 Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4765) // "Российская газета" (специальный выпуск), N 119/2,20.06.2003.
*(11) Конвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов от 24 мая 1980 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?j=f&a=ar&b=cfhldte&id=155429 9#1.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Морозов С.Ю., Карпеев О.В. К вопросу о разработке Федерального закона "Об организации контрейлерных перевозок
Morozov S.Yu., Karpeev O.V. On development of the Federal Law "On piggybacking arrangement".
С.Ю. Морозов - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского права и процесса юридического факультета ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный университет"
S.Yu. Morozov
О.В. Карпеев - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный университет"
O.V. Karpeev
В настоящей статье анализируется правовое регулирование контрейлерных перевозок нормативными актами Российской Федерации. Отмечаются коллизии, возникшие в связи с принятием Модельного закона о контрейлерных перевозках между национальным законодательством и законодательством СНГ. Вносятся предложения по совершенствованию законодательства.
The article deals with analysis of legal regulation of piggybacking by legislation of the Russian Federation. The collisions which arise in connection with adoption of the Model law on piggybacking between the national legal system and the legislation of the CIS are noted. Suggestions for improvement of the legislation are made.
Ключевые слова: предпринимательское право, транспортное право, прямая смешанная перевозка, контрейлерная перевозка, организационный договор.
Keywords: entrepreneurial right, transport law, direct bulk transportation, piggybacking, organizational agreement.
Журнал выпускается издательством Юридический Дом "Юстицинформ". Выходит в свет с марта 2016 года, издается 4 раза в год, является федеральным научным и научно-практическим изданием.
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
ПИ N ФС77-65454 от 18.04.2016 г.