Вертикальные экспертные сообщества в банке: инновационный подход к росту
А. Ушанов,
к.э.н., доцент департамента финансовых рынков и банков
Финансового университета при Правительстве РФ
И. Васильев,
к.э.н., доцент департамента финансовых рынков и банков
Финансового университета при Правительстве РФ
Журнал "Бухгалтерия и банки", N 5, май 2017 г., с. 27-30.
Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 года, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 08.12.11 N 2227-р, а также принятая постановлением Правительства РФ от 15.04.14 N 316 государственная программа РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика", ряд других действующих в настоящее время на федеральном уровне программно-целевых и нормативно-правовых документов регламентируют курс и определяют общую структуру механизма обеспечения перехода на инновационный путь развития национальной экономики, который является одним из главных условий обеспечения конкурентоспособности российской продукции на международных рынках.
Обеспечение прорыва в России инновационной деятельности требует решения широкого комплекса задач, в ряду которых - организация экспертных сообществ в различных отраслях и сферах экономики, которые будут оценивать результативность инновационной политики в целом и эффективность её отдельных составляющих, определять и обосновывать выбор мероприятий по поддержке инновационной деятельности, оценивать научный и технический уровень проекта, возможность его выполнения и эффективность.
В настоящее время в различных субъектах РФ уже идёт процесс формирования и развития экспертных сообществ по оценке научно-технической новизны и возможности коммерциализации инновационных проектов, в том числе требующих государственной поддержки, а также по оценке инвестиционных проектов по конкретным предметным областям. Вместе с тем экспертные сообщества России находятся ещё на стадии развития. Большинство экспертных советов создаются "заточенными" на какую-либо область науки или решение конкретной задачи.
Опыт мировых компаний - лидеров в своей области демонстрирует эффективность работы экспертных сообществ (см. табл. 1).
Таблица 1
Экспертные сообщества: лучший мировой опыт
Компания | Проекты |
"Ксерокс" | Компания запустила проект "Эврика", объединив 14 тыс. технических специалистов. За 10 лет получено 35 тыс. решений в 12 странах по решению проблемы техподдержки и улучшению сервиса |
"Сименс" | Организовано экспертное сообщество инженеров. Эффект от работы сообщества оценивается в 120 млн. долл. |
"Хьюлетт-Паккард" | Программа HP ServiceOne Enterprise определяет технологических партнёров HP, которые предоставляют комплексные услуги и экспертную базу для поддержки решений, предлагают экспертные консультации |
"Маккинзи" | Специализируется на проектах для клиентов из различных отраслей бизнеса в таких функциональных областях, как разработка стратегий в сфере информационных и цифровых технологий, построение организационных моделей и повышение операционной эффективности компаний в разных регионах мира |
Вертикальные экспертные сообщества в банковской сфере
Успешная реализация стратегии любого банка, повышение эффективности его работы во многом зависят от быстроты решения сложных вопросов, улучшения коммуникации и расширения свободного обмена знаниями между подразделениями. Данные цели с успехом могут быть достигнуты путём организации вертикальных экспертных сообществ (ВЭС), что уже ряд лет подтверждает опыт одного из ведущих российских банков*(1).
Вертикальное экспертное сообщество - это группа сотрудников банка, объединённых по профессиональным темам для обмена знаниями, лучшими практиками и поиска новых решений, в числе которых есть официально назначенные эксперты и лидер. ВЭС создаётся для проработки конкретных вопросов куратора (лидера) в рамках определённых тем. Его задачами являются:
- участие в создании новых или повышении качества существующих продуктов и сервисов;
- участие в повышении эффективности банковских процессов;
- участие в сокращении операционных расходов (финансовых и временных затрат на операционную деятельность);
- участие в решении конкретных бизнес-задач;
- обмен экспертными знаниями и опытом;
- сохранение критически важных знаний и их формализация;
- формулирование, быстрое распространение и внедрение лучших практик;
- увеличение скорости создания и внедрения инноваций.
Примерами экспертных сообществ и обсуждаемых в их рамках тем могут быть следующие (см. табл. 2).
Таблица 2
Примеры экспертных сообществ и обсуждаемых тем
Примеры сообществ | Примеры обсуждаемых тем |
Клуб руководителей внутренних структурных подразделений (ВСП) | Повышение качества управления офисом и эффективности внутренних процессов |
Сообщество службы безопасности | Стандартизация подходов к определению признаков сомнительных операций |
Сообщество кассово-инкассаторской службы | Поддержание работоспособности банкоматов и информационно-платёжных терминалов (ИТП), взаимодействие при передаче денежных средств и ценностей |
Сообщество службы подготовки персонала | Развитие методов тестирования при приёме на работу |
Сообщество ИТ-специалистов | Повышение надёжности работы банковского сектора |
Сообщество финансовой службы | Стандартизация финансовой отчётности |
Структура экспертного сообщества подразделения банка представлена в таблице 3.
Таблица 3
Структура вертикального экспертного сообщества
Участники сообщества | Подразделение, статус | Функционал в рамках ВЭС |
Куратор | Подразделение головного банка, руководитель | Постановка целей, выбор приоритетных тем для сообществ по направлениям деятельности в соответствии со стратегией банка, постановка задач |
Лидер | Подразделение головного банка, специалист | Коммуникации с участниками ВЭС, подведение итогов |
Эксперт | Подразделение банка (филиал, отделение, офис), специалист | Разработка вариантов решений проблем, экспертиза решений (документов), вовлечение смежных подразделений |
Ключевой фигурой с точки зрения постановки целей и задач сообщества является куратор. Куратор ВЭС - руководитель подразделения головного банка, инициирующий создание сообщества в данном структурном подразделении. Он определяет лидеров ВЭС, ежегодно в рамках стратегического планирования осуществляет выбор приоритетных тем, постановку целей для сообщества по направлениям деятельности в соответствии со стратегией банка, а также анализ итогов работы ВЭС, содействует внедрению лучших предложений сообщества.
Лидер ВЭС, являясь специалистом подразделения головной конторы банка, участвует в определении приоритетных тем работы сообщества, определении и конкретизации задач для ВЭС, формировании списка его экспертов, привлечении целевой аудитории и необходимых коммуникациях с участниками сообщества. Он еженедельно делает обзор активности экспертов, ставя при необходимости им задачи, ежеквартально подводит итоги работы ВЭС.
Эксперты ВЭС - специалисты подразделений банка (филиалов, отделений, допофисов), отвечающие за поддержание продуктивной работы ВЭС в данных подразделениях и выбираемые из числа высокопотенциальных сотрудников, обладающих необходимыми знаниями и авторитетом по направлению работы ВЭС и проявляющих стремление к экспертному и карьерному росту в банке.
Подробнее о функциях участников ВЭС - в таблице 4.
Таблица 4
Функционал основных участников вертикальных экспертных сообществ банка
Характеристики | Куратор ВЭС | Лидер ВЭС | Эксперт ВЭС |
Уровень участника | Руководитель подразделения головного банка (департамента, управления, отдела), инициирующий создание сообщества в данном структурном подразделении; утверждается руководителем самостоятельного подразделения головного банка | Специалист подразделения головного банка, отвечающий за организацию работы ВЭС; назначается распоряжением руководителя самостоятельного подразделения головного банка по рекомендации куратора сообщества из числа сотрудников подразделения, обладающих необходимыми знаниями и авторитетом по выбранному направлению работы | Специалисты подразделений банка (филиалов, отделений, допофисов), отвечающие за поддержание продуктивной работы ВЭС в данных подразделениях |
Функции | Постановка целей, анализ итогов, выбор приоритетных тем для сообществ по направлениям деятельности в соответствии со стратегией банка | Конкретизация задач исходя из целей; вовлечение целевой аудитории; коммуникация с участниками, в том числе обратная связь по предложениям; определение экспертов сообщества совместно с куратором; делегирование полномочий экспертам филиалов, отделений и офисов на отбор предложений; подведение итогов (не позднее 2 недель) | Предложение решений проблем; экспертиза решений (документов), инициатив в установленные сроки (в том числе в рамках полномочий, делегированных головным банком); оценка и отбор предложений; вовлечение смежных подразделений; обмен опытом и идеями |
Мотивация | Оперативное решение проблем и актуальных бизнес-задач за счёт вовлечения в работу широкого круга экспертов банка без территориальных и временных ограничений; выявление мотивированных и высокопотенциальных специалистов; источник информации о готовых решениях и лучших практиках | Быстрое решение проблем и актуальных бизнес-задач за счёт вовлечения в работу широкого круга экспертов банка; источник информации о готовых решениях и лучших практиках; укрепление вертикальных и горизонтальных коммуникаций | Возможность заявить о себе и продемонстрировать свой профессионализм, навыки и знания; расширение кругозора и профессиональное развитие; общение в команде единомышленников, разделяющих проблемы и успехи; возможность влиять на системные решения |
Периодичность работы | Ежегодно в рамках стратегического планирования ставит цели, в процессе рабочих встреч утверждает приоритетные темы | Ежемесячно подводит итоги, еженедельно делает обзор активности экспертов и ставит задачи, во время активного запроса ежедневно даёт обратную связь | Ежедневно принимает участие в проектах и отвечает на запросы |
Трудозатраты | Ориентировочно 1-2 часа в месяц | 2-3 часа в неделю | Ориентировочно 1,5 часа в неделю (при средней нагрузке 4-5 предложений в день) |
Как было отмечено выше, выбор приоритетных тем в рамках стратегического бизнес-планирования кредитной организации является прерогативой куратора ВЭС. Механизм формирования тем исходя из их источников (содержания целей и задач банка) представлен в таблице 5.
Таблица 5
Механизм формирования тем в вертикальных экспертных сообществах
Примеры источников тем для формирования сообществ | Примеры тем для формирования сообществ |
Новая стратегия блока | Доля рынка кредитования физических лиц; подбор и удержание персонала; внедрение риск-метрик |
Приоритеты квартала | Создание конфигурации лучшего пакетного предложения; старт новой рекламной кампании; снижение времени простоя банкоматов |
Результаты оценки внутренних сервисов | Оптимизация процесса бизнес-планирования; закупки и конкурентные торги |
Основные функции подразделения банка (отдел безопасности и защиты информации (пример)) | Информационная безопасность; экономическая безопасность; пропускной режим |
Конкретный процесс (направление, проблема) | Реализация проекта переформатирования сети офисов; оптимизация конкурсной документации; уменьшение времени работы с кредитной заявкой |
Необходимо подчеркнуть, что одним из важных назначений вертикальных экспертных сообществ является успешное выполнение различных KPI (ключевых показателей эффективности) кредитной организации, в том числе интегрального показателя по инновациям. Последний в целом даёт комплексную оценку активности и качества инновационной работы в банке, а ключ к его выполнению - оперативное взаимодействие функциональной вертикали по одобрению и тиражированию предложений.
Обычно выделяются два коэффициента, характеризующих степень выполнения интегрального показателя по инновациям:
К1 = совокупное количество идей, одобренных с учётом их ценности / фактическая численность сотрудников (тыс.);
К2 = (совокупное количество внедрённых идей с учётом их ценности / количество поданных идей) х 100%,
где К1 (активность) - стимулирует продуктивную активность и вовлечённость сотрудников в инновационную деятельность, для его выполнения необходимо подавать большое количество "качественных" предложений, чтобы доля одобренных была выше; К2 (доля внедрённых идей) - стимулирует подразделения на внедрение одобренных предложений, для его выполнения необходимо активно внедрять уже одобренные ранее предложения в рамках работы ВЭС.
Немаловажным является и вопрос мотивации участников вертикальных экспертных сообществ. Её формы можно разделить на нематериальную и материальную мотивацию (см. примеры на рисунке, с. 29).
Формы мотивации сотрудников |
/-----------------------------------\ /----------------------------------\
| Нематериальная: | | Материальная: |
|- публикации интервью, историй | |- за одобрение предложений, важных|
|успеха, фотографий и достижений | |для банка, - 2000 руб.; |
|участников; | |- за одобрение предложений, |
|- приглашение на ежегодные | |имеющих потенциальный эффект, - |
|мероприятия банка по инновациям; | |5000 руб.; |
|формирование кадрового резерва и | |- за внедрение |
|т.д. | |предложения, направленного на рост|
|- Мотивация участников вертикальных| |удовлетворённости клиентов, - до |
|экспертных сообществ | |50 000 руб. |
\-----------------------------------/ \----------------------------------/
Выводы
Проект "Организация вертикальных экспертных сообществ" достоин, на наш взгляд, распространения в банковском секторе экономики, поскольку целью инновационной деятельности в рамках ВЭС в банке является расширение свободного обмена знаниями и лучшими практиками между экспертами для повышения эффективности бизнес-процессов, улучшения коммуникации и повышения скорости решения сложных вопросов в рамках стратегии.
Участие широкого круга специалистов банка в создании новых и повышении качества уже существующих продуктов и сервисов, в сокращении операционных расходов, в сохранении и формализации критически важных знаний в конечном счёте способствует обеспечению устойчивости кредитной организации в нелёгкой конкурентной борьбе.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Необходимо сделать оговорку: целесообразность создания экспертных сообществ определяется особенностями структуры кредитной организации. Наиболее эффективны ВЭС в банках с многоуровневой вертикальной системой иерархии, когда группы сотрудников, объединённых по профессиональным темам, находятся на различных ступенях этой иерархии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-35433 от 25 февраля 2009 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
http://www.bib.bankir.ru