Компетенция органов контроля и надзора в сфере защиты прав работников, с которыми заключены гражданско-правовые договоры
А. Францифоров,
старший прокурор отдела по надзору за законностью
правовых актов и исполнением законов в социальной
сфере прокуратуры Саратовской области, кандидат юридических наук
Журнал "Законность", N 5, май 2017 г., с. 8-12.
Органы прокуратуры, государственные инспекции труда при осуществлении надзорной и контрольной деятельности в сфере соблюдения трудового законодательства регулярно выявляют различные виды нарушений трудовых прав граждан.
В частности, распространены случаи ненадлежащего оформления либо неоформления трудовых отношений.
В подобных ситуациях работник находится в ущемлённом положении. Это связано с невозможностью воспользоваться предусмотренными законом правами и гарантиями в части создания профсоюза либо вступления в него, участия в социальном страховании; указанные отношения могут быть расторгнуты работодателем в любое время*(1); есть сложность в доказывании факта трудовых отношений при нарушении прав работника и т.п. В подобных ситуациях устанавливается "хозяйская власть" работодателей и существенно ограничивается социальная защищённость работников*(2).
Приведённые признаки характерны для трудовых отношений, получивших в теории наименование "неустойчивая (ненадёжная) занятость"*(3), а процесс замещения традиционных трудовых отношений указанными формами - "прекаризация"*(4).
Подобная ситуация характерна в том числе и для трудовых отношений, завуалированных под гражданско-правовые. Так, зачастую юридические лица и индивидуальные предприниматели оформляют со своими работниками вместо трудовых договоры, предусмотренные ГК РФ.
В отечественной теории понятие "договор" используется в нескольких значениях: а) сделка - основание возникновения соответствующих отношений между сторонами; б) непосредственно отношения в совокупности взаимных прав и обязанностей их сторон; в) документ, в котором зафиксирован факт заключения указанной сделки, а также модель надлежащего поведения сторон при исполнении взятых на себя обязательств*(5).
В настоящее время в федеральном законодательстве трудовые отношения противопоставляются гражданско-правовым.
Так, согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ, если отношения возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии были признаны трудовыми, к ним применяются положения трудового законодательства. То есть в этом случае трудовые и гражданско-правовые отношения не признаются в качестве части и целого.
Аналогичное противопоставление трудовых отношений гражданско-правовым закреплено в ст. 15, 16, 19.1 ТК.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, помимо прочего, предусмотрена ответственность за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. То есть в этом случае гражданско-правовые отношения также противопоставляются трудовым.
Контрольно-надзорные органы регулярно выявляют случаи урегулирования физическими и юридическими лицами (индивидуальны ми предпринимателями) посредством гражданско-правовых договоров отношений, имеющих признаки трудовых.
При этом физическое лицо может считать и настаивать на том, что фактически между ним и другой стороной (юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем) существуют трудовые отношения. Обычно контрольно-надзорные органы сталкиваются с подобной ситуацией при рассмотрении обращений граждан о нарушении их трудовых прав.
Кроме того, возможны ситуации, когда у сотрудников этих органов ещё до получения сведений о мнении указанных физических лиц возникают обоснованные подозрения в том, что с помощью оформления гражданско-правового договора завуалированы трудовые отношения. Указанные факты могут выявляться при проведении плановых проверок организаций либо при внеплановых проверках по другим вопросам, в ходе которых становится известно о подобных "сомнительных" гражданско-правовых договорах.
Как указано выше, федеральным законодателем для защиты интересов работников запрещено заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между ними и работодателями.
Между тем для реальной защиты прав работников помимо самого указанного запрета необходим работающий механизм его исполнения, поскольку реализация любого права "должна быть обеспечена определенными правовыми средствами, в противном случае данное право не может быть признано правом действующим"*(6).
Это особенно актуально в связи с тем, что, встречая подобные ситуации, сотрудники контрольно-надзорных органов сталкиваются с необходимостью решения некоторых задач для обеспечения интересов прав указанных физических лиц.
Среди указанных задач - определение компетенции.
Если представитель проверяемой организации опровергает утверждение физического лица, с которым заключён гражданско-правовой договор, о фактическом наличии трудовых отношений, то в этом случае имеет место индивидуальный трудовой спор, понятие которого дано в ст. 381 ТК. Согласно ст. 382 ТК органами, уполномоченными на разрешение индивидуальных трудовых споров, являются комиссии по трудовым спорам и суды, которые вправе устанавливать наличие трудовых отношений. Таким образом, в подобных ситуациях у сотрудников органов надзора и контроля могут возникнуть сомнения относительного того, могут ли они проводить дальнейшую проверку и рассматривать вопрос о принятии мер реагирования.
В декабре 2013 года ясность по указанному вопросу была внесена путём дополнения ТК ст. 191, согласно которой признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми (против воли работодателя) может осуществить лишь суд.
Вместе с тем согласно той же ст. 191 ТК соответствующее гражданское дело может быть возбуждено не только на основании искового заявления работника, но и на основании материалов (документов) государственной инспекции труда, иных органов и лиц, обладающих необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
Согласно ст. 45 ГПК РФ указанными полномочиями также наделены прокуроры, которые вправе направить в суд заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Кроме того, прокурор имеет право на основании обращения к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере трудовых (служебных) и иных непосредственно связанных с ними отношений, направить в суд заявление в его интересах.
Таким образом, прокуроры и государственные инспектора труда могут проводить контрольно-надзорные мероприятия по проверке факта наличия трудовых отношений с целью рассмотрения вопроса о последующем обращении в суд в интересах работников.
При этом важно определить, в каких случаях указанные должностные лица обязаны использовать названное полномочие.
Во-первых, следует учесть, что обращению в суд предшествует стадия проверочных мероприятий по установлению факта трудовых отношений и сбора необходимой доказательственной базы.
Для граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не могут сами обратиться в суд, сбор доказательств является неосуществимой задачей. По этой причине прокурору гражданским процессуальным законодательством предоставлено безусловное право на защиту в суде интересов указанной категории лиц.
Таким образом, в каждом случае, когда прокурор получает информацию о том, что с подобным гражданином заключён гражданско-правовой договор, но фактически могут иметь место трудовые отношения, и если это необходимо для защиты интересов этого гражданина, следует провести проверку для решения вопроса о возможности обращения в суд. Аналогичным образом необходимо поступать и должностным лицам государственной инспекции труда, учитывая при этом ограничения, установленные законодательством о порядке проведения контрольно-надзорных мероприятий.
В случае, когда работник может самостоятельно обратиться в суд, необходимо учитывать следующее.
Одним из основных трудовых прав является право на оплату труда, что закреплено в основном законе страны - Конституции РФ (ст. 37). Кроме того, на исключительность этого права указано в ведомственных нормативных правовых актах.
Так, указанием Генерального прокурора РФ от 14 ноября 2008 г. N 229/7р "Об организации прокурорского надзора в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики" предписывалось: усилить надзор за соблюдением конституционных прав граждан на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы; по каждому факту невыплаты заработной платы виновных лиц привлекать к административной ответственности; в отношении руководителей и должностных лиц, которые не выплачивают вознаграждение за труд свыше двух месяцев, инициировать применение мер уголовно-правового воздействия; анализировать выполнение работодателями обязанностей по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора. В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ от 8 июня 2015 г. N 287/7 "Об усилении прокурорского надзора в условиях неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических факторов" прокуроры обязаны при проведении проверок соблюдения трудового законодательства, помимо прочего, акцентировать внимание на вопросах полноты и своевременности выплаты заработной платы, выполнения работодателями обязанностей по выплате выходного пособия, обеспечению гарантий и компенсаций, связанных с расторжением трудового договора.
Кроме того, аналогичные нормы есть в приказе Федеральной службы по труду и занятости от 3 декабря 2008 г N 258, которым руководителям государственных инспекций труда в субъектах Федерации предписано принять дополнительные меры по усилению надзора и контроля за соблюдением работодателями прав работников на своевременную и в полном объёме оплату труда, а также оперативное проведение контрольно-надзорных мероприятий при массовых высвобождениях работников или иных процедурах, связанных с оптимизацией производства, затрагивающих трудовые права и интересы большого количества работников.
Безусловно, указанные меры не могут быть приняты без признания трудовыми отношений, возникших на основании гражданско-правового договора. По этой причине при установлении факта неполучения оплаты физическим лицом по гражданско-правовому договору и когда есть основания считать подобные отношения трудовыми, органы надзора и контроля обязаны реализовывать свои полномочия по обращению в суд.
Так, в ходе организованной прокуратурой Саратовской области проверки выявлен факт заключения гражданско-правового договора возмездного оказания услуг между ОАО "Балаковский порт" и физическим лицом Т.
При этом ранее Т. работал в этой организации в должности охранника. Впоследствии трудовой договор был расторгнут и вместо него заключён договор на оказание услуг При этом согласно гражданско-правовому договору на Т. были возложены обязанности, аналогичные ранее определённым в трудовом договоре. Так, он обязан исполнять обязанности, определённые инструкцией по должности "Охранник", соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины предприятия.
С целью защиты трудовых прав Т. прокуратурой города Балаково в суд направлено исковое заявление. По результатам его рассмотрения Балаковский районный суд Саратовской области признал возникшие на основании гражданско-правового договора возмездного оказания услуг отношения между ОАО "Балаковский порт" и Т. трудовыми и взыскал с организации задолженность по заработной плате*(7).
Кроме того, по факту заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, в отношении руководителя ОАО "Балаковский порт" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27 КоАП (в ранее действовавшей редакции статьи). По результатам его рассмотрения указанное должностное лицо привлечено к ответственности с назначением наказания в виде штрафа.
Также прокуратурой города Балаково в суд направлены исковые заявления в интересах других работников о признании трудовыми отношений, возникших на основании гражданско-правовых договоров. Работникам, пожелавшим самостоятельно защищать свои интересы, оказана помощь в подготовке исковых заявлений в суд.
Положительный опыт распространён в методических рекомендациях, направленных прокуратурой области в адрес межгоррайпрокуроров.
Также прокуратурой Саратовской области проверена деятельность Государственной инспекции труда в Саратовской области в этой сфере. Установлено, что по фактам неправомерного оформления гражданско-правовых договоров с работниками меры реагирования к работодателям принимаются лишь в случаях добровольного признания ими факта трудовых отношений. Нет практики обращения в суд с заявлениями о признании трудовыми отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, при наличии спора с работодателем. Этот недостаток отражён в представлении, внесённом прокуратурой области в адрес руководителя инспекции. По результатам его рассмотрения руководство инспекции приняло решение о разработке необходимого алгоритма надзорных мероприятий в подобных ситуациях.
Работа межгоррайпрокуроров и инспекторов труда в этой сфере прокуратурой области поставлена на контроль.
Кроме того, право на обращение в суд следует использовать в случаях возможного массового нарушения прав работников, например, когда в организации со всеми работниками заключены гражданско-правовые договоры. В подобной ситуации нарушаются права указанных граждан на предоставление социальных гарантий (пособия по нетрудоспособности, беременности и родам и т.д.). В таких случаях для защиты общественных интересов органы контроля и надзора также должны проводить проверки, по результатам которых рассматривать вопрос об обращении в суд.
При этом прокурор и (или) государственный инспектор труда обязаны выяснить мнение работников относительно возможности направления в суд заявлений в их интересах. Это необходимо, во-первых, в связи с предусмотренными ст. 45, 46 ГПК ограничениями на обращение в суд в интересах физических лиц. Кроме того, мнение гражданина помимо других фактов свидетельствует о фактическом наличии либо отсутствии трудовых отношений.
Таким образом, компетенция органов контроля и надзора должна определяться следующим образом: указанные органы имеют безусловное право проведения проверок в отношении фактов оформления гражданско-правовых договоров с целью сокрытия фактического наличия трудовых отношений с последующим принятием соответствующих мер реагирования.
Проведение указанных проверок следует считать обязательным в случаях, когда работник не может самостоятельно защитить свои права в связи с состоянием здоровья, возрастом, недееспособностью и по другим уважительным причинам. Кроме того, обязательным будет проведение проверок, когда есть факты нарушения сроков оплаты труда и (или) гражданско-правовые договоры заключены в организации со значительным количеством работников.
Пристатейный библиографический список:
1. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. - М., 1997.
2. Закалюжная Н.В. К вопросу о защите прав работников в условиях нестандартной занятости // Трудовое право в России и за рубежом. - 2015. - N 2.
3. Костян И.А. Отдельные вопросы реализации права на судебную защиту // Трудовое право в России и за рубежом. - 2015. - N 2.
4. Хныкин Г.В. Потери и приобретения российского трудового права // Трудовое право в России и за рубежом. - 2015. - N 2.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Закалюжная Н.В. К вопросу о защите прав работников в условиях нестандартной занятости. - Трудовое право в России и за рубежом, 2015, N 2, с. 30; Что такое прекариат. URL: http://neuezeiten.rusverlag.de/2009/07/24/chtotakoeprekariat/ (дата обращения: 28.02.2016); Guy Standing. The Precariat. The New Dangerous Class. London, New York. 2011, р. 20, размещено - URL: http://www.hse.ru/data/2013/01/28/1304836059/Standing.%20The_Precariat__T he_New_Dangerous_Class_Bloomsbury_USA(2011).pdf (дата обращения: 28.02.2016).
*(2) См.: Хныкин Г.В. Потери и приобретения российского трудового права. - Трудовое право в России и за рубежом, 2015, N 2, с. 16.
*(3) См.: Закалюжная Н.В. Там же, с. 29.
*(4) См.: Прекаризация. URL: https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 28.02.2016).
*(5) См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М., 1997, с. 12.
*(6) Костян И.А. Отдельные вопросы реализации права на судебную защиту. - Трудовое право в России и за рубежом, 2015, N 2, с. 10.
*(7) Решение по гражданскому делу N 23448/2015. URL: http://balakovsky.sar.sudrf.ru/ (дата обращения: 28.02.2016).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Францифоров А.Ю. Компетенция органов контроля и надзора в сфере защиты прав работников, с которыми заключены гражданско-правовые договоры
Frantsiferov A.Y. The terms of reference of bodies of control and supervision in the sphere of protection of the rights of civil law contract employees
А.Ю. Францифоров - старший прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов и исполнением законов в социальной сфере прокуратуры Саратовской области, кандидат юридических наук
A.Y. Frantsiferov - PhD (Law), Senior Public Prosecutor, Division for Supervision over Legality of Legal Instruments and Implementation of Social Laws, Public Prosecutor's Office of the Saratov Region
В статье рассматриваются вопросы компетенции органов прокуратуры и государственных инспекций труда по проведению проверок и принятию мер реагирования по фактам незаконного оформления гражданско-правовых договоров между работниками и работодателями с целью сокрытия фактического наличия трудовых отношений.
The article deals with the competence of the prosecutor's office and the State Labour Inspectorate to conduct inspections and response on the facts of illegal registration of civil contracts between employees and employers in order to conceal the actual existence of an employment relationship.
Ключевые слова: трудовые отношения; гражданско-правовые отношения; договор; работник; работодатель; социальные гарантии.
Keywords: labor relations; civil-law relations; contract; employee; employer; social guarantees.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.