Взаимодействие прокуратуры с другими органами в деле противодействия коррупции
А. Петров,
прокурор отдела по надзору за уголовно-процессуальной и
оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Астраханской области
Журнал "Законность", N 5, май 2017 г., с. 16-18.
Эффективное взаимодействие органов прокуратуры с другими органами по различным вопросам, в том числе по противодействию коррупции, открывает дополнительные возможности в достижении поставленной цели и решении практических задач, что соответствует предписаниям приказа Генерального прокурора РФ от 29 августа 2014 г. N 454 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции".
Актуальность проблемы противодействия коррупции обусловлена крайне высокой степенью её общественной опасности. Проблема коррупции в органах власти и государственного управления приобрела глобальный характер. Коррупция является серьёзным барьером на пути социально-экономических преобразований, а также государственных реформ. Вследствие этого негативного явления в органах власти и управления существенно сдерживается экономический рост и инновационное развитие государства.
В результате совершения коррупционных преступлений существенно нарушается нормальная, соответствующая нормативным актам деятельность государственных и местных органов власти, подрывается авторитет власти, причиняется значительный материальный ущерб, обостряются социальные проблемы, ущемляются права и законные интересы граждан и организаций, а в целом интересы всего общества и государства.
В деле противодействия коррупции в настоящее время наше государство находится на этапе, когда уже сделан не один, а много серьёзных шагов. Существенные преобразования коснулись национального законодательства, введены нормы ответственности за коррупцию, проделана другая работа.
Очевидно, что полностью искоренить коррупцию невозможно, она относится к числу неискоренимых явлений, однако это не значит, что борьба с ней напрасна. Цель государства и всего общества - снизить уровень коррупции до максимально возможного.
Прокуратуре, которая занимает особое место как в системе органов государственной власти, так и в иерархии правоохранительных органов отводится особая роль в таком важнейшем направлении деятельности государства, как противодействие коррупции. При этом важным аспектом организационной деятельности прокуратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления, органами контроля и другими органами.
Проблема коррупции находится в центре внимания всех государственных институтов, в последнее время на борьбу с коррупцией направлены все государственно-правовые средства, активно задействованы в этой работе институты гражданского общества, средства массовой информации, однако должного результата в деле противодействия коррупции, в силу причин как объективного, так и субъективного характера, достичь пока не удаётся, реальных сдвигов в решении этой проблемы не наблюдается, что отчасти обусловлено отсутствием надлежащего взаимодействия между органами прокуратуры и другими органами.
В вопросах противодействия коррупции, как и в целом в решении других вопросов борьбы с преступностью, обойтись без взаимодействия прокуратуры с другими органами государственной власти и институтами гражданского общества невозможно. Взаимодействие, в какой бы сфере оно ни происходило, всегда открывает дополнительные возможности заинтересованным субъектам в достижении поставленной перед ними цели, решении практических задач.
Взаимодействие в правоохранительной сфере традиционно определяется как согласованная по месту и времени деятельность, которая осуществляется с помощью нормативно определённых методов, а также в установленной форме и направлена на решение задач, которые представляют общий интерес для двух или более субъектов.
Несмотря на лишение прокурора некоторых полномочий в уголовно-процессуальной сфере, в частности права возбуждения и предварительного расследования уголовного дела, дачи согласия на возбуждение уголовного дела и др., помимо надзорной функции и функции осуществления уголовного преследования, у прокурора остаётся полномочие координатора деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и коррупцией.
Во исполнение ведомственных организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ, прокурора Астраханской области по вопросам организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в частности приказа Генерального прокурора РФ от 29 августа 2014 г. N 454, прокуратурой г. Астрахани организовано взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами, активно проводится работа по координации деятельности руководителей правоохранительных органов по противодействию коррупции.
В частности, ежегодно проводятся координационные совещания руководителей правоохранительных органов г. Астрахани по противодействию коррупции. Вместе с тем отдельные вопросы противодействия коррупции рассматриваются в рамках межведомственных совещаний при прокуроре г. Астрахани.
Следует отметить, что, несмотря на ежегодное проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов по этому вопросу, такая работа не сводится к обсуждению одних и тех же аспектов коррупционной преступности в городе.
Проведению координационных совещаний каждый раз предшествует тщательная работа по анализу коррупционной преступности в городе за определённый период, её динамики, структуры, тенденций. Выявляются закономерности и проблемы правоприменительной практики, тщательному анализу подвергаются исполнение ранее принятых решений, оперативно-разыскная деятельность правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений коррупционной направленности.
К примеру, на последнем координационном совещании рассмотрены вопросы эффективности деятельности оперативных служб по выявлению коррупционных преступлений, в первую очередь, совершённых организованными группами. Таких преступлений, как показывает практика, выявляется незначительное количество, однако в действительности немалая доля преступлений коррупционной направленности совершается в группе лиц по предварительному сговору, с чётким распределением ролей.
Кроме того, с учётом зачастую неудовлетворительного качества оперативных материалов, допускаемых нарушений Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в целях предупреждения возможных провокационно-подстрекательских действий сотрудников оперативно-разыскной деятельности эти и другие вопросы являются предметом обсуждения как на координационных совещаниях, так и на межведомственных учебно-методических семинарах, проводимых в рамках координационной деятельности.
При постановке задач в постановлениях координационного совещания принимается во внимание, что они должны быть ясными, конкретными и реальными, учитывать состояние коррупционной преступности в городе на современном этапе.
При прокуратуре г. Астрахани действует постоянная межведомственная рабочая группа по противодействию коррупции, на заседаниях которой регулярно обсуждаются проблемы правоприменительной практики и межведомственного взаимодействия в сфере противодействия коррупции. В рамках работы группы планируются и осуществляются совместные профилактические мероприятия, обсуждаются другие вопросы.
Взаимодействие прокуратуры г. Астрахани с правоохранительными органами осуществляется в форме постоянной информационно-обменной деятельности, путём направления прокурором информаций в органы полиции и другие правоохранительные органы для проверки и использования в оперативно-разыскной деятельности.
В частности, в период 2015-2016 гг. в УМВД России по г. Астрахани после проведения проверок исполнения федерального законодательства направлены информации для проверки и использования в оперативно-разыскной деятельности в сфере ЖКХ, жилищных, земельных правоотношений, закупок товаров и услуг для муниципальных нужд, пассажирских перевозок, дорожной деятельности, долевого участия в строительстве жилья, оказания похоронных услуг, рекламной деятельности и др.
Прокурор г. Астрахани регулярно принимает участие в заседаниях межведомственной комиссии по противодействию коррупции муниципального образования "Город Астрахань", на которой информирует собравшихся о состоянии законности, проблемах, вносит предложения и активно участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов.
С целью получения данных о коррупционных проявлениях прокуратурой налажено и поддерживается деловое взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой информации, субъектами предпринимательской деятельности.
Налажен рабочий контакт и взаимообмен информацией с уполномоченным по правам предпринимателей при губернаторе Астраханской области. Регулярно уполномоченный информирует прокуратуру о проблемах, имеющих место в предпринимательском сообществе, о фактах нарушения прав предпринимателей, оказания на них давления и др., что затем становится предметом прокурорских проверок. Прокуратурой совместно с указанным уполномоченным проводятся совместные приёмы граждан, рабочие совещания, в частности, по таким актуальным вопросам, как пассажирские перевозки, функционирование рынков, мест торговли и др., с приглашением субъектов бизнеса, контролирующих органов и органов власти.
В рамках работы по надзору за законностью правовых актов органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции налажен деловой контакт с местными органами власти - городской Думой и администрацией МО "Город Астрахань". Основными формами такой работы являются: проведение совместных совещаний по обсуждению проектов нормативных правовых актов, различных программ и т.д.; участие работников прокуратуры в заседаниях рабочих групп и комитетов городской Думы; участие прокурора в заседаниях городской Думы.
Кроме того, активно проводится работа по правовому просвещению, разъяснению норм антикоррупционного законодательства среди депутатов городской Думы и сотрудников городской администрации на заседаниях "круглого стола".
Прокурор г. Астрахани регулярно информирует депутатский корпус городской Думы и главу администрации о состоянии законности и правопорядка, преступности и коррупции, о ситуации в сфере противодействия коррупции путём регулярного, не реже двух раз в год, направления писем, а также выступая на заседаниях городской Думы.
В рамках совместного взаимодействия в целях получения информации о нарушениях законодательства, фактах коррупции прокурором г. Астрахани регулярно совместно с председателем городской Думы, главой городской администрации, начальником городского управления полиции, руководителем приёмной Президента РФ в Астраханской области проводятся приёмы граждан. Поступающая от граждан информация о фактах коррупции, нарушениях законодательства в различных сферах правоотношений становится предметом прокурорских проверок.
В целях получения информации о фактах коррупции из первоисточника, как говорится из "первых рук", разъяснения норм антикоррупционного законодательства, в прокуратуре г. Астрахани регулярно проводятся телефонные "прямые линии". Поступающая от граждан информация о фактах коррупции в конкретных сферах правоотношений проверяется прокуратурой.
С целью получения сигналов о коррупционных проявлениях налажено и поддерживается тесное взаимодействие со средствами массовой информации. Поступающие в редакции СМИ жалобы и обращения граждан передаются в прокуратуру, после чего по ним безотлагательно организуются проверки. Результаты таких проверок публикуются в СМИ.
Очевидно, что при противодействии такому масштабному явлению в обществе, как коррупция, в одиночку добиться позитивных результатов не удастся, поэтому особое внимание уделяется качественному, реальному взаимодействию прокуратуры с другими органами государственной власти и институтами гражданского общества на постоянной основе, её активной координирующей роли, посредством реализации которой можно максимально эффективно противостоять коррупционной преступности что называется "всем миром", снизить её уровень до максимально возможного.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Петров А.В. Взаимодействие прокуратуры с другими органами в деле противодействия коррупции
Petrov A.V. Cooperation of the public prosecutor's office with other agencies in combating corruption
А.В. Петров - прокурор отдела по надзору за уголовно процессуальной и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Астраханской области, старший советник юстиции
A.V. Petrov - Public Prosecutor, Division for Supervision over Criminal Proceedings, Operative and Search Activities, Public Prosecutor's Office of the Astrakhan Region, Senior Counselor of Justice
В статье рассматриваются особенности организации взаимодействия городской прокуратуры с другими органами в деле противодействия коррупции.
The article considers the peculiarities of or ganization of cooperation of the municipal Public Prosecutor's Office with other agencies in combating corruption.
Ключевые слова: прокуратура; взаимодействие; координация; коррупция.
Keywords: the Public Prosecutor's Office; cooperation; coordination; corruption.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.