О криминалистической подготовке будущих прокурорских работников
В. Исаенко,
доктор юридических наук, доцент
Журнал "Законность", N 5, май 2017 г., с. 19-23.
В юридической печати постоянно обращается внимание на необходимость повышения уровня криминалистической подготовки прокурорских работников*(1).
Поскольку в настоящее время многие из них не имеют опыта следственной деятельности, считаем, что формирование этого компонента профессиональной подготовки будущих прокуроров должно начинаться ещё в период получения ими высшего юридического образования в результате изучения соответствующим образом ориентированных учебных дисциплин.
Общий подход к определению их направленности и содержания должен быть обусловлен, на наш взгляд, квалификационными требованиями к специальной профессиональной подготовке выпускников Академии Генеральной прокуратуры РФ, утверждёнными приказом Генерального прокурора РФ от 28 ноября 2013 г. N 519 и распространяющимися на выпускников других государственных образовательных организаций, в составе которых функционируют институты прокуратуры РФ. В числе этих требований находится умение владеть методикой и тактикой осуществления прокурорского надзора, иных видов прокурорской деятельности. Указанное положение генетически связано с Квалификационной характеристикой должности помощника прокурора города, района и приравненного к ним прокурора, утверждённой приказом Генерального прокурора РФ от 2 ноября 2011 г. N 378, в соответствии с которой назначенный на соответствующую должность сотрудник обязан владеть методикой и тактикой осуществления прокурорского надзора, иных видов прокурорской деятельности по закреплённому за ним направлению деятельности.
Многообразие направлений и участков прокурорской деятельности обусловливает разработку методик её осуществления, содержание каждой из которых определяется предметом прокурорской деятельности на том или ином направлении или участке и представляет собой систематизированную совокупность научно обоснованных и положительно апробированных практикой организационных, правовых и не противоречащих закону иных средств её выполнения в различных тактических вариантах. Если вести речь о методиках прокурорской деятельности в уголовном судопроизводстве, точнее - о методике надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и методике поддержания государственного обвинения, то важное место в системе их компонентов занимают криминалистические методы и приёмы. Соответственно, знание возможностей их применения на названных направлениях прокурорской деятельности относится к числу требований, предъявляемых к профессиональной подготовке будущих прокурорских работников.
Это обстоятельство учитывается при организации и осуществлении учебного процесса в институте прокуратуры в составе Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). В настоящее время с учётом двухэтапного обучения студентов по программам бакалавриата и магистратуры в учебный план по программе бакалавриата по инициативе профессора А. Смирнова включена дисциплина "Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-разыскной деятельности и в досудебном производстве". Её изучение ориентировано на получение студентами, избравшими прокурорскую специализацию, знаний и определённых практических навыков в области: организации и осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; обеспечения соблюдения средствами прокурорского надзора прав и свобод человека и гражданина при производстве ОРД и в досудебном производстве; обеспечения допустимости доказательств, в том числе полученных в результате процессуального исследования результатов ОРД; обеспечения законности использования возможностей судебных экспертиз в досудебном производстве; обеспечения законности и обоснованности задержания в качестве подозреваемого и привлечения в качестве обвиняемого; участия прокурора в рассмотрении судами ходатайств об избрании мер пресечения; прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания, а также при розыске без вести пропавших. Внимание студентов в ходе занятий по названным темам акцентируется на их криминалистической составляющей. При этом студенты используют знания, полученные при изучении дисциплин "Прокурорский надзор", "Уголовное право", "Уголовно-процессуальное право", "Криминалистика", содержание которых рассматриваемая дисциплина не дублирует.
Планы проведения занятий по включенным в неё темам обновляются с учётом новых требований, предъявляемых к прокурорской деятельности на том или ином участке досудебного производства, которые обязаны знать выпускники института. В частности, в связи с решением коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 24 октября 2014 г. "О практике прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении экспертной деятельности" внесены коррективы в содержание занятий по теме "Прокурорский надзор за исполнением законов при назначении судебных экспертиз и использовании заключений экспертов в досудебном производстве". С учётом значения судебных экспертиз в установлении признаков и обстоятельств преступлений, изобличении совершивших их лиц, занятия по соответствующей тематике ориентированы на получение студентами представления о подходах прокурора к оценке полноты использования судебно-экспертных возможностей следователями и дознавателями, допустимости заключений экспертов, соблюдения прав соответствующих участников уголовного судопроизводства. Отдельно внимание студентов акцентируется на вопросах оценки процессуальной доброкачественности объектов судебно-экспертного исследования, проведения экспертиз надлежащими субъектами (особенно в случаях их выполнения в негосударственных организациях), методики оценки достоверности заключения эксперта.
Планы занятий по теме "Особенности прокурорского надзора за исполнением законов при производстве дознания" доработаны с учётом решения коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 21 октября 2016 г., на заседании которой обсуждалось состояние прокурорского надзора за исполнением органами дознания органов внутренних дел законодательства при раскрытии преступлений небольшой и средней тяжести. Проведение занятий по этой теме нацелено в первую очередь на осмысление студентами значения указанного участка прокурорского надзора, определяемого несколькими факторами: а) преступления небольшой и средней тяжести, уголовные дела о которых находятся в производстве органов дознания, составляют подавляющее большинство в общей массе ежегодно регистрируемых преступлений; б) эти преступления являются предикатными для совершения более тяжких преступлений; в) при их расследовании ещё не изжиты различные нарушения законов; г) при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания прокурор располагает более широким кругом властно-распорядительных полномочий по сравнению с полномочиями по надзору за деятельностью следственных органов; д) это может реально способствовать повышению качества производства дознания; е) уровень организации и состояния надзора на этом участке во многом определяет общую оценку качества и эффективности надзора в досудебном производстве.
При этом до сведения студентов доводится, что на заседании коллегии Генеральной прокуратуры РФ обращено, в частности, внимание на упущения в работе органов дознания в области использования оперативных учётов, в пополнении и использовании информации о похищенных вещах, в использовании возможностей оперативно-разыскной деятельности, результаты которой имеют поисковое (криминалистическое) значение. Очевидно, что при изучении материалов и уголовных дел, находящихся в производстве органов дознания, прокуроры обязаны принимать меры к тому, чтобы названные и непроцессуальные средства использовались в должном объёме. Для этого необходимо, чтобы прокуроры сами знали возможности и условия их использования*(2).
Для обеспечения учебного процесса по рассматриваемой дисциплине подготовлены и изданы курс лекций "Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-разыскной деятельности и в досудебном производстве", а также пособие "Оценка и использование прокурором заключений экспертов в уголовном судопроизводстве".
В целом изучение дисциплины направлено на усвоение студентами возможностей прокурорского надзора в обеспечении законности при производстве ОРД и в досудебном производстве по уголовным делам, защите прав и свобод человека и гражданина, осознание его правозащитного характера и направленности на реализацию принципа назначения уголовного судопроизводства в его досудебной стадии, на формирование умения ориентироваться в видах и возможностях мер прокурорского реагирования на нарушения законов в указанной сфере.
Учебный план по программе магистратуры предусматривает изучение наряду с другими дисциплин "Использование возможностей криминалистики в прокурорской деятельности" и "Теория и практика прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений". Включение в учебный план первой из них обусловлено тем, что применение криминалистических методов, средств и приёмов необходимо не только в прокурорской деятельности в сфере уголовного судопроизводства, но и в других её областях, в частности, при осуществлении надзора за исполнением законов. И. Александров обоснованно отметил: "Актуальными направлениями развития современной отечественной криминалистики являются совершенствование методологических основ, технико-криминалистических средств и технических приемов, а также методических рекомендаций... их использование как в уголовно-процессуальной, так и иных сферах правоприменительной деятельности"*(3). При получении объяснений от должностных лиц, в действиях или бездействии которых усматриваются признаки нарушений, например, законодательства об охране труда или правил охраны окружающей среды, обращения экологически опасных веществ и отходов и т.п., эффективно используются тактические приёмы, разработанные криминалистикой для производства допроса в различных ситуациях, обусловленных определённым поведением лица, а также объёмом и характером уличающих его фактов. При производстве прокурорами административных расследований позитивно сказывается использование методико-криминалистических рекомендаций. Вместе с тем основной акцент в учебном процессе приходится на криминалистические аспекты участия прокурора в уголовном судопроизводстве.
При проведении занятий по этой дисциплине обращается внимание студентов на то, что в соответствии с названными ранее квалификационными требованиями они обязаны знать организационно-распорядительные и иные документы Генеральной прокуратуры РФ, требующие от прокуроров принятия мер, направленных на обеспечение качественного расследования преступлений и обеспечение поддержания законного и обоснованного обвинения с использованием криминалистического подхода. Например, в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 16 июля 2010 г. N 284 "О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации" в случае совершения преступлений определённых видов, а также при получении данных о нарушении закона при проведении первоначальных следственных действий прокуроры обязаны лично выезжать на места происшествий в целях координации действий сотрудников правоохранительных органов, своевременного решения вопроса о подследственности, осуществления надзора за законностью проведения оперативно-разыскных и процессуальных действий. Практика участия прокуроров в осмотрах мест происшествия распространена, а компетентное участие в их производстве затруднительно без знания методики и тактики их проведения. Согласно п. 1.3 приказа Генерального прокурора РФ от 2 июня 2011 г. N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" прокуроры, проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, обязаны при необходимости опрашивать заинтересованных лиц и специалистов. В п. 1.10 этого же приказа прокурорам предписывается производить комплексный анализ материалов процессуальной и оперативно-разыскной деятельности при оценке полноты расследования по делам, производство по которым приостановлено по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, когда: не установлено лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого; подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам. По результатам изучения материалов уголовного дела и дела оперативного учёта прокурор может сделать вывод о степени использования в установлении обстоятельств предмета доказывания не только процессуальных, но и оперативно-разыскных возможностей, результаты которых имеют криминалистическое (поисковое) значение. Соответственно, он обязан выяснять, были ли получены оперативно-разыскным органом имеющие значение для решения задач расследования данные, переданы ли они следователю, использовались ли для выдвижения версий, разработки вариантов их проверки, определения дальнейших направлений расследования. Будущий прокурорский работник должен чётко представлять себе как обязанность, так и последовательность выяснения прокурором этих вопросов в реальных условиях надзорной деятельности, принятия при необходимости мер прокурорского реагирования сообразно установленным нарушениям законов.
Приказ Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. N 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" предписывает государственным обвинителям тщательно готовиться к участию в судебном следствии, продумывать тактику своих действий, активно участвовать в исследовании представляемых доказательств (п. 5). Безусловно, участвуя в рассмотрении уголовного дела судом, прокурор осуществляет функцию уголовного преследования в установленных уголовно-процессуальным законом рамках. Тем не менее очевидно активное применение при этом прокурором методов и приёмов криминалистики, использование которых свидетельствует, что он в этом случае является субъектом не столько оценочной, как в досудебном производстве, сколько активной криминалистической деятельности, реализуя разработанные им тактические варианты представления доказательств, корректируемые в зависимости от складывающей ситуации, используя для этого разработанные криминалистикой методические, тактические, а при необходимости - и технические методы, средства, приёмы. Нельзя оставлять без внимания и наличие значительной поисковой (т.е. криминалистической) составляющей в действиях прокурора при подготовке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
С учётом целей и задач обучения студентов по программам магистратуры дисциплина "Теория и практика прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений" также направлена на усвоение ими отдельных теоретических вопросов осуществления прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, которые исследовались в трудах А. Леви, А. Михайлова, В. Савицкого, А. Соловьева, В. Танасевича, Н. Якубович и других учёных. Помимо учебной и научной литературы по вопросам уголовного права, уголовного процесса, криминалистики, судебной экспертизы, подготовленной профессорско-преподавательским составом Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), в учебном процессе используются пособия "Методика поддержания государственного обвинения", "Участие прокурора в судебных действиях", монография "Криминалистический анализ и оценка прокурором материалов уголовного дела", учебник "Криминалистика для государственных обвинителей" и другие работы, подготовленные учёными Академии Генеральной прокуратуры РФ в последние годы. Для усвоения организационных и практических вопросов рассматриваемой деятельности студентам рекомендуется изучение 4-го издания "Настольной книги прокурора" под общей редакцией С. Кехлерова и О. Капинус, а также подготовленного профессором А. Винокуровым Научно-практического комментария к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации".
В ходе занятий по рассматриваемой дисциплине прорабатываются как гносеологические, так и методологические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов при расследовании преступлений. Студенты осмысливают для эффективного выполнения этой деятельности значение не только организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ, но и разъяснений, содержащихся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, также определяющих подходы к осуществлению надзора за исполнением законов о преступлениях против жизни и здоровья, против собственности, преступлений коррупционной направленности и других. При этом исследуется взаимосвязи между методиками прокурорского надзора в этой сфере с частными криминалистическими методиками расследования преступлений соответствующих видов.
Названные дисциплины находятся в содержательно-логических связях с дисциплинами "Методика и тактика прокурорских проверок", "Осуществление прокуратурой уголовного преследования" и другими. Повторяемость составляющих их правовых и теоретических вопросов, прорабатываемых на семинарских занятиях параллельно с решением практических задач, нацелена на получение студентами знаний, необходимых для начала практической деятельности в органах прокуратуры. В п. 2.6 приказа Генерального прокурора РФ от 20 февраля 2013 г. N 80 "Об основных направлениях работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации" предусмотрено активное использование института наставничества в целях формирования у прокурорских работников, впервые поступивших на службу в органы прокуратуры, необходимых для безупречного исполнения служебных обязанностей правосознания, системы ценностей и профессионально значимых свойств личности, оказания им методической и практической помощи в профессиональном становлении. Полагаем, что с учётом необходимости развития у молодых специалистов навыков использования криминалистических рекомендаций при их участии в уголовном судопроизводстве наставниками должны быть прокурорские работники, имеющие соответствующий личный опыт.
Изучение и усвоение теоретических положений и прикладных возможностей криминалистики, подлежащих применению в прокурорской деятельности, должно осуществляться и действующими прокурорскими работниками, многие из которых уже не имеют, к сожалению, личного опыта следственной деятельности. Учебно-методическая работа в этом направлении может осуществляться по программам, которые должны соответствовать некоторым требованиям:
получение прокурорскими работниками чёткого представления о реальных ситуациях прокурорской деятельности, требующих безусловного использования возможностей криминалистики;
приобретение навыков использования этих возможностей;
формирование программ с учётом наличия у обучающихся определённого уровня не только теоретической и правовой подготовки, но и практического опыта в той или иной сфере прокурорской деятельности;
модульное построение программ с включением в них относительно автономных тем соответственно направлениям прокурорской деятельности;
вариативность тематического содержания программ, которое может изменяться сообразно расстановке приоритетов на соответствующих направлениях при неизменности базовых основ использования возможностей криминалистики в прокурорской деятельности.
Пристатейный библиографический список:
1. Александров И.В. Об актуальных направлениях развития криминалистики // Современная криминалистика: проблемы, тенденции. Перспективы: Материалы Междунар. науч.- практ. конф., посвященной 90-летию со дня рождения профессора Н.П. Яблокова (Москва, 22 декабря 2015 г.) / Ред.-сост. М.А. Лушечкина. - М.: МАКС Пресс, 2015.
2. Буланова Н.В. Использование прокурором возможностей криминалистики при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования // Криминалистъ. - 2011. - N 2 (9).
3. Исаенко В. Криминалистическая подготовка прокурорских работников, участвующих в уголовном судопроизводстве // Законность. - 2011. - N 6.
4. Шадрин B.C. Юбилейная конференция - веха в развитии Института и криминалистики // Криминалистъ. - 2011. - N 2 (9).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., напр.: Исаенко В. Криминалистическая подготовка прокурорских работников, участвующих в уголовном судопроизводстве. - Законность, 2011, N 6, с. 3-7; Шадрин В.С. Юбилейная конференция - веха в развитии Института и криминалистики. - Криминалистъ, 2011, N 2 (9), с. 3-6; Буланова Н.В. Использование прокурором возможностей криминалистики при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. - Криминалистъ, 2011, N 2 (9), с. 37-40 и др.
*(2) С учётом требований названных в настоящей статье решений коллегии Генеральной прокуратуры РФ, внесения изменений в действующие и издания новых приказов Генерального прокурора РФ профессорско-преподавательским составом кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) подготовлена новая редакции учебника практикума "Прокурорский надзор" под ред. А.Ф. Смирнова и А.А. Усачева. Первое издание этого учебника вышло в свет в 2016 г. и используется в учебном процессе.
*(3) Александров И.В. Об актуальных направлениях развития криминалистики // Современная криминалистика: проблемы, тенденции. Перспективы: Материалы Междунар. науч. практ. конф., посвящённой 90-летию со дня рождения профессора Н.П. Яблокова (Москва, 22 декабря 2015 г. / Ред. сост. М.А. Лушечкина). М.: МАКС Пресс, 2015, с. 26.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Исаенко В.Н. О криминалистической подготовке будущих прокурорских работников
Isayenko V.N. On criminalistic training of future prosecuting officers
В.Н. Исаенко - профессор кафедры организации судеб ной и прокурорскоследственной деятельности Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафи на (МГЮА); профессор кафедры прокурорского надзора за исполнением законов в оперативноразыскной деятельности и участия прокурора в уголовном судопроизводстве Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, доцент
V.N. Isayenko - LLD., Assoc. Prof., Professor, Department of Organization of Judicial, Prosecutorial and Investigative Activities, O.Ye. Kutafin Moscow State Law University (MSAL); Professor, Department of Prosecutorial Supervision over Implementation of Laws on Operative and Search Activities and Participation of Public Prosecutors in Criminal Proceedings, Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation
В статье рассматриваются отдельные вопросы организации криминалистической подготовки студентов института прокуратуры Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в целях получения ими знаний, необходимых для использования на различных направлениях прокурорской деятельности. Высказывается предложение о проведении соответствующей учебно-методической работы и с прокурорами, многие из которых не имеют опыта следственной работы.
The article considers certain issues of organization of criminalistic training of students of the Department of Public Prosecutors of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) to provide them with knowledge required in different areas of prosecutorial activities. It proposes to perform relevant teaching and guiding with public prosecutors many of whom do not have experience in investigation.
Ключевые слова: прокурорский надзор; прокурорская деятельность; криминалистическая подготовка; методика прокурорского надзора; методика поддержания обвинения.
Keywords: prosecutorial supervision; prose cutorial activities; criminalistic training; methodology of prosecutorial supervision; methodology of prosecuting a case.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.