Комментарий к Федеральному закону от 03.04.2017 N 56-ФЗ "О внесении изменений в статьи 169 и 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
О.П. Гришина,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Акты и комментарии для бухгалтера", N 5, май 2017 г., с. 14-16.
Федеральным законом от 03.04.2017 N 56-ФЗ (далее - Закон N 56-ФЗ) реквизиты счета-фактуры дополнены еще одним обязательным реквизитом - идентификатором государственного контракта, договора (соглашения) при его наличии. Соответствующие поправки названным законом внесены в п. 5, 5.1 и 5.2 ст. 169 НК РФ.
Исходя новый реквизит будет применяться при выставлении счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передаче имущественных прав, при изменении стоимости отгрузки начиная с III квартала 2017 года. Это следует из п. 2 ст. 2 Закона N 56-ФЗ.
Исходя из пояснительной записки к законопроекту введение этого идентификатора обусловлено необходимостью усиления контроля за использованием средств федерального бюджета. Правда, как именно новый дополнительный реквизит счета-фактуры позволит достичь указанной цели - непонятно. Ведь счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм НДС к вычету. Появление в нем еще одного реквизита, скорее всего, никоим образом не поспособствует усилению контроля за расходованием бюджетных средств.
Сам термин "идентификатор государственного контракта, договора (соглашения)" комментируемым законом не определен. Значит, исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ указанное понятие в целях налогообложения применяется в том значении, в каком оно устанавливается в иных нормативно-правовых актах. В частности, Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ) термин "идентификатор государственного контракта" определен как уникальный номер, присваиваемый конкретному государственному контракту и подлежащий указанию во всех контрактах, а также в распоряжениях, составляемых государственными заказчиками, головными исполнителями и исполнителями при осуществлении расчетов по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемой сделки.
Порядок формирования этого кода в соответствии с п. 1 ст. 6.1 Закона N 275-ФЗ установлен совместным Приказом Министра обороны РФ N 475, Федерального казначейства N 13н от 11.08.2015. В частности, в п. 4 Порядка сказано, что идентификатор государственного контракта для целей, предусмотренных Законом N 275-ФЗ, представляет собой двадцатипятизначный цифровой код.
Кроме Закона N 275-ФЗ обозначенный термин также используется при казначейском сопровождении государственных контрактов, договоров (соглашений), которое предусмотрено федеральными законами от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Сам порядок казначейского сопровождения определен Правилами*(1), в пп. "д" п. 7 которых сказано, что этот идентификатор подлежит указанию в договорах и расчетных документах, а также документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств.
Порядок формирования идентификатора государственного контракта утвержден Приказом Федерального казначейства от 20.03.2017 N 9н*(2). Как установлено п. 7 названного порядка, идентификатор государственного контракта представляет собой двадцатизначный цифровой код, структура которого зависит от типа и условий договора.
Таким образом, действующим законодательством определено как минимум два вида идентификаторов государственного контракта, один из которых представляет собой двадцатипятизначный цифровой код, а другой - двадцатизначный.
В связи с этим возникает резонный вопрос: какой именно из них подлежит указанию в счете-фактуре? Полагаем, оба. Более того, решение данного вопроса вообще не находится в компетенции налогоплательщика. Правом устанавливать каждый из вышеупомянутых идентификаторов государственного контракта наделен заказчик по этому контракту. Налогоплательщик является лишь его исполнителем. Поэтому для корректного оформления счета-фактуры (подчеркнем, после 1 июля 2017 года) ему нужно всего лишь включить в его реквизиты идентификатор, указанный в контракте и прочих документах, связанных с ним.
Помимо гл. 21 НК РФ комментируемый закон скорректировал также положения п. 1 ст. 251 НК РФ, которым установлен перечень доходов, не подлежащих включению в налоговую базу по налогу на прибыль.
Теперь этот перечень пополнился еще одним видом необлагаемого дохода (пп. 3.5): доходом в виде имущества (за исключением субсидий), полученного управляющей компанией, деятельность которой предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". Обозначенная льгота применяется только в отношении управляющей компании, которая является акционерным обществом, 100% акций которого принадлежит РФ. До сих пор при безвозмездной передаче имущества акционерному обществу у него возникала обязанность исчисления и уплаты налога на прибыль.
Причем указанная льгота вводится, что называется, задним числом, так как действие нового пп. 3.5 п. 1 ст. 251 НК РФ распространено на правоотношения, возникшие с 31 марта 2015 года.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Правила казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 N 1552.
*(2) Данный документ действует с 25.04.2017.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"