О разбалансировке частных интересов в сфере предпринимательства
Кванина В.В.,
доктор юридических наук, профессор,
заведующая кафедрой предпринимательского,
конкурентного и экологического права
Южно-Уральского государственного университета
(национальный исследовательский университет)
Высшей целью правового регулирования является достижение принципа справедливости при определении прав и обязанностей участников общественных правоотношений. Правовые механизмы соблюдения данного принципа разнообразны; они зависят от цели правового регулирования, участников правоотношений, баланса политических сил, экономических проблем, стоящих на определенном этапе развития общества, смены форм и методов государственного регулирования общественных отношений и др. В любом случае о справедливости нельзя вести речь в тех случаях, когда нарушен баланс прав и интересов участников отношений.
В правовой доктрине принято выделять два уровня баланса: баланс между публичными и частными интересами; баланс частных интересов. Категориям "частный интерес" и "публичный интерес" в юридической литературе хотя и придается одинаковый смысл, но с разными "оттенками", модификациями. Исходя из целей данной статьи под публичным интересом понимается признанный государством и обеспеченный правом интерес социальной общности, удовлетворение которого служит условием и гарантией ее существования и развития*(1). Частные же интересы непосредственно связаны с потребностями отдельных субъектов, удовлетворение которых чаще всего происходит в рамках договорных обязательств.
Под балансом интересов следует понимать "равновесие", при котором учтены интересы всех субъектов правоотношений; интересы одних субъектов не противопоставляются интересам других субъектов; эти интересы уравновешены путем выделения среди них приоритетных*(2). Если установлен приоритет в пользу тех или иных интересов, то это не означает, что неприоритетные интересы не подлежат охране; - они просто наделяются меньшим набором правовых средств.
Таким образом, баланс публичных и частных интересов не предполагает равенство положений сторон, если установлен приоритет конкурирующих интересов; о равенстве можно говорить только применительно к частным интересам; в свою очередь, балансе частных интересов предполагает такое состояние, при котором права и обязанности сторон соразмерны и стороны наделены равными возможностями для реализации своих законных интересов.
Способы соблюдения баланса частных интересов разнообразны. Так, в постановлении Пленума ВАС РФ "О свободе договора и ее пределах"*(3) указывается на введение императивных гражданско-правовых норм, в том числе в целях недопущения грубого нарушения баланса интересов (п. 3). В данном случае следует заметить, что императивность норм может служить способом достижения баланса интересов только в том случае, если она четко выверена, так как в противном случае противоположные частные интересы контрагентов могут оказаться уязвленными, что будет свидетельствовать о разбалансировке этих интересов. Применительно к договорным условиям в постановлении Пленума ВАС РФ обращается внимание на то, что к нарушению баланса сторон могут привести и несправедливые договорные условия, под которыми понимаются условия, явно обременительные для ее контрагента и существенным образом нарушающие баланс интересов сторон.
Анализ современного предпринимательского законодательства позволяет прийти к выводу о разбалансировке частных интересов как на уровне императивных норм, так и на уровне договорных условий.
Свидетельством данного вывода может служить соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны. В этом соглашении хотя и присутствует публично-правовой элемент, тем не менее, в нем превалирует гражданско-правовое начало. Оно же следует из его целей: для Минэкономразвития - это осуществление резидентом деятельности, в результатах которой заинтересованы государство и общество; для управляющей копании и резидента - извлечение прибыли. В связи с этим следует признать за данным соглашением гражданско-правовую природу.
В соответствии с Федеральным законом "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"*(4) соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности на территории особой экономической зоны может быть расторгнуто судом по требованию одной из сторон в том числе в связи с существенным нарушением его условий другой стороной (ст. 20). В то же время, в законе акцент сделан на существенные нарушения условий соглашения со стороны резидента (ч. 3 ст. 20); к нарушениям условий соглашения другой стороной, - уполномоченным органом РФ, отнесено лишь одно нарушение (ч. 4 ст. 20), хотя в действительности перечень возможных существенных нарушений условий соглашения с его стороны внушителен*(5).
В данном случае о разбалансировке частных интересов свидетельствует несоразмерность прав, обязанностей и ответственности сторон соглашения.
Разнообразные потребности отдельных участников гражданского оборота (продавцов, производителей, услугодателей) могут удовлетворяться и вне рамок договорных обязательств за счет императивных норм, которые не прямо, а опосредованно негативно отражаются на правах и законных интересах приобретателей товаров, работ и услуг, что свидетельствует о нарушении баланса частных интересов.
Особенно остро разбалансировка частных интересов проявилась в условиях осуществления административной реформы. Точкой ее отсчета является принятие Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы*(6). В ней и последующих за ней правовых актах*(7) была поставлена одна из целей: ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.
В целом данное направление реформы должно оцениваться весьма позитивно, поскольку оно направлено на снятие административных барьеров, стоящих перед бизнесом, а тем самым способствует удовлетворению частных интересов предпринимателей, а через них и публичных интересов.
Уведомительный порядок осуществления предпринимательской деятельности, - один из примеров сделанного выше вывода о разбалансировки частных интересов. Данный порядок предусматривает подачу уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектом, в котором он указывает, что он знаком со всеми обязательными требованиями, предъявляемыми к соответствующему виду деятельности пожарными, экологическими службами и др. контролирующими органами; обеспечил их выполнение; готов это продемонстрировать при проведении плановой проверки его деятельности*(8).
Уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности представляется хозяйствующим субъектом в отношении работ и услуг, включенных в соответствующий Перечень работ и услуг (ст. 9 Федерального закона "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"*(9)). В него вошли наиболее массовые виды деятельности (например, предоставление гостиничных и бытовых услуг, услуг общественного питания организациями общественного питания; розничная торговля). На стадии вхождения предпринимателя в гражданский оборот никто не проверяет его на предмет соответствия требований к субъектам, порядку и условиям осуществления предпринимательской деятельности. Они будут выступать предметом его плановой проверки, которая будет осуществлена не ранее 3-х лет со дня подачи уведомления.
Как видим, уведомительный порядок начала осуществления предпринимательской деятельности призван обслуживать в первую очередь интересы предпринимателей, для потребителей же он таит в себе реальную угрозу жизни, здоровью и имуществу, что приводит к выводу о разбалансировке частных интересов данных субъектов.
Одним из способов достижения баланса интересов между указанными субъектами могла бы стать легализация предложения о том, что хозяйствующий субъект, начавший бизнес по упрощенной модели, подлежит плановой проверке не позднее года со дня представления соответствующего уведомления. Данное правило позволило бы держать предпринимателей в "тонусе" и тем самым минимизировать в определенной мере причинение вреда потребителям.
Однако законодательство идет по другому пути: сокращает периодичность проведения проверок при риск-ориентированных подходах при организации государственного контроля (надзора), для членов саморегулируемых организаций, для субъектов малого бизнеса вводятся "надзорные каникулы" на проведение плановых проверок.
Особое место в рамках исследуемого вопроса занимает институт технического регулирования. С принятием Федерального закона "О техническом регулировании"*(10) потребители товаров, работ, услуг стали уязвимыми при предоставлении (оказании) им некачественных товаров, работ, услуг, поскольку он вывел за рамки обязательности применения хозяйствующими субъектами стандартов, содержащих требования к качеству, - теперь они применяются в добровольном порядке. В обязательном порядке стандарты подлежат применению только в том случае, если применение национального стандарта является обязательным для изготовителя или исполнителя в случае публичного заявления о соответствии продукции национальному стандарту, в том числе в случае применения обозначения национального стандарта в маркировке, в эксплуатационной или иной документации, и (или) маркировки продукции знаком национальной системы стандартизации (п. 3 ст. 26 Федерального закона "О стандартизации"*(11)).
При введении положений о добровольности стандартизации в Федеральный закон "О техническом регулировании" за основу был взят зарубежный опыт, где стандарты применяются на добровольной основе*(12). Однако если для иностранного правового пространства соответствие товаров, работ, услуг требованиям качества - норма, то для российских производителей и исполнителей - исключение из общего правила.
Перевод обязательной стандартизации на добровольную основу привел, с одной стороны, к либерализации предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, с другой стороны, - к нарушению частных интересов потребителей, выражающемуся в принятии на себя неблагоприятных последствий в виде некачественной продукции, товаров работ и услуг. Данный пример также свидетельствует о разбалансировке частных интересов.
Таким образом, осуществляя либерализацию правового регулирования предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов законодатель оставил без внимания интересы потребителей их товаров, работ, услуг, чем нарушил принцип справедливости и баланс частных интересов этих субъектов. Выравнивание этого баланса возможно посредством введения дополнительных мер охраны прав приобретателей товаров, работ и услуг, например, усилением (введением) мер ответственности хозяйствующих субъектов.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: Изд-во БЕК, 1995. - С. 55.
*(2) Мальцев В.А. Баланс интересов в сфере обеспечения безопасности: понятие и механизм государственно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 18.
*(3) Постановление Пленума ВАС РФ "О свободе договора и ее пределах" от 14 марта 2014 г. N 16 // СПС Гарант.
*(4) Федеральный закон "Об особых экономических зонах" от 22.07.2005 г. N 116-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 30 (часть II). Ст. 3127.
*(5) См.: Громова Е.А. Соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности. Дис. на соиск. учен, степени кан. юрид. наук, Челябинск, 2014. - С. 172-173.
*(6) Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2001-2003 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 10.06.2011 г. N 1021-р // СЗ РФ. 2011. N 26. Ст. 3826.
*(7) Указ Президента РФ "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах" от 23.07.2003 г. N 824 // СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3046; Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренная распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. N 1789-р // СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4720.
*(8) Мошкович М. Уведомительный беспорядок // ЭЖ-Юрист. 2009. N 30.
*(9) Федеральный закон "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 52 (часть I). Ст. 6249.
*(10) Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ // СЗ РФ. 2002 г. N 52 (часть I). Ст. 5140.
*(11) Федеральный закон "О стандартизации" от 29.06.2015 г. N 162-ФЗ // СЗ РФ. 2015. N 27. Ст. 3953.
*(12) Буров В.П. Таможенный союз и техническое регулирование // Руководитель строительной организации. 2011. N 3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кванина В.В. О разбалансировке частных интересов в сфере предпринимательства
About unbalancing of private interests in the sphere of business law.
В.В. Кванина - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет)
В статье на основе анализа предпринимательского законодательства делается вывод о нарушении законодателем баланса частных интересов в пользу хозяйствующих субъектов - продавцов, производителей, услугодателей посредством установления императивных правил поведения; предлагается устранение данного дисбаланса за счет введения дополнительных мер охраны прав приобретателей товаров, работ и услуг, в том числе за счет усиления мер ответственности хозяйствующих субъектов.
Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (25 апреля 2017 года, г. Москва) (под ред. д.ю.н. С.Д. Могилевского и д.ю.н. М.А. Егоровой) // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности. - М.: "Юстицинформ", 2017. - 484 с.
В настоящем сборнике представлены научные статьи по актуальным вопросам предпринимательского и корпоративного права, подготовленные по материалам выступлений участников IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом", проведенной при поддержке Московского регионального отделения Ассоциации юристов России в РАНХиГС при Президенте РФ 25 апреля 2017 года в г. Москве. В конференции приняли участие руководители и представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессорско-преподавательский состав юридических вузов (факультетов), сотрудники научно-исследовательских учреждений, практические работники, представители бизнес-сообщества.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, государственных служащих профильных министерств и ведомств, научных и практических работников, интересующихся проблемами предпринимательского и корпоративного права.
Информация об авторах сборника
1. Ананьев Андрей Геннадьевич - исполняющий обязанности заведующего кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина", кандидат юридических наук, доцент.
2. Андреев Владимир Константинович - заведующий отделом гражданско-правовых и корпоративных исследований Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН.
3. Белицкая Анна Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
4. Белых Владимир Сергеевич - директор Института права и предпринимательства ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет", заведующий кафедрой предпринимательского права, Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
5. Богданов Евгений Владимирович - профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор.
6. Борисов Олег Игоревич - аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
7. Вайпан Виктор Алексеевич - заместитель декана Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского отделения Ассоциации юристов России, главный редактор издательства "Юстицинформ", почетный юрист города Москвы, кандидат юридических наук, доцент.
8. Герасимов Олег Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮУ
9. Городов Олег Александрович - профессор кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
10. Гущин Василий Васильевич - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
11. Добровинская Алла Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
12. Долгов Сергей Геннадьевич - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
13. Дятлова Наталья Александровна - аспирант кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
14. Егорова Мария Александровна - исполняющая обязанности заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, доктор юридических наук, доцент.
15. Емелькина Ирина Александровна - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
16. Ершова Инна Владимировна - заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации.
17. Жукова Юлия Дмитриевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
18. Кабанова Ирина Евгеньевна - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.
19. Карелина Светлана Александровна - доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
20. Касымов Расул Шамильевич - старший преподаватель кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
21. Кванина Валентина Вячеславовна - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет).
22. Козлова Марина Юрьевна - Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент, кандидат юридических наук.
23. Красильникова Татьяна Константиновна - декан юридического факультета Волжского гуманитарного института (филиал Волгоградского государственного университета), доцент, кандидат юридических наук.
24. Макарова Ольга Александровна - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доцент, доктор юридических наук.
25. Морозов Сергей Юрьевич - декан юридического факультета Ульяновского государственного университета, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, профессор, доктор юридических наук.
26. Мотылькова Алиса Вадимовна - Главный государственный таможенный инспектор (по правовому обеспечению) Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону, Россия, г. Ростов-на-Дону, Кандидат юридических наук.
27. Парашук Сергей Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Магистерской программы "Конкурентное право" Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
28. Петров Дмитрий Анатольевич - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета кандидат юридических наук, доцент.
29. Попондопуло Владимир Федорович - заведующий кафедрой коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
30. Потапов Николай Александрович - к.ю.н., доцент кафедры международного частного и гражданского права международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
31. Радченко Вера Сергеевна - аспирантка кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
32. Решетникова Стефания Борисовна - юрист, адвокатский кабинет И.В. Сальникова
33. Романова Ирина Николаевна - декан юридического факультета Филиала ЧОУВО "Московский университет имени С.Ю. Витте" в г. Рязани, кандидат юридических наук.
34. Садриева Резида Равиловна - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск.
35. Самолысов Павел Валерьевич - Заместитель начальника Контрольно-инспекционного управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, доцента кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России, кандидат педагогических наук, доцент.
36. Свит Юлия Павловна - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент, к.ю.н.
37. Серова Ольга Александровна - заведующая кафедрой гражданского права и процесса Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор юридических наук, профессор.
38. Севостьянов Вадим Владимирович - Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета, Россия, г. Волжский, ассистент кафедры гражданского и арбитражного процесса.
39. Сидорова Валентина Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Правовое бюро "ФЭЛИКС".
40. Силина Елена Владимировна - д.ю.н., доцент, заведующая кафедрой предпринимательского права Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
41. Токар Ефим Яковлевич - Председатель Коллегии адвокатов "LEX" (ЗАКОН) г. Самара, Россия Кандидат юридических наук, доцент.
42. Увакина Татьяна Владимировна - Директор Юридического департамента АО "Реестр", аспирант юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национально безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
43. Ушницкий Рум Румович - ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", кандидат юридических наук.
44. Фролов Игорь Валентинович - Новосибирский юридический факультет (филиал) Томского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
45. Хабаров Сергей Александрович - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
46. Челышева Наталия Юрьевна - доцент кафедры частного права Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
47. Шапсугова Мария Дамировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Оргкомитет конференции
Могилевский С.Д. - Директор Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, декан юридического факультета имени М.М. Сперанского, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист РФ
Егорова М.А. - и.о. заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, д.ю.н., доцент
Вайпан В.А. - заместитель декана и доцент кафедры предпринимательского права Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского регионального отделения Ассоциации юристов России, Почетный юрист города Москвы, к.ю.н.
Сборник издан при поддержке Московского регионального отделения Общероссийской Общественной Организации "АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ".
Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником или оригинал-макетом в электронной форме, предоставленным первоначальным печатным публикатором, литературным агентом или автором.