Проблемы малого и среднего предпринимательства
Долгов С.Г.,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры предпринимательского и корпоративного
права юридического факультета им. М.М. Сперанского
Института права и национальной безопасности
Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации
В ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016) (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ)*(1) приводится перечень организационно-правовых форм, в которые могут облекаться субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - МСП).
Анализ ч. 1.1. ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ позволяет нам сделать вывод о том, что основными условиями разграничения субъектов малого предпринимательства от среднего, является списочная численность работников для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, это, во-первых. Во-вторых, доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Если для субъектов малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать сто человек*(2), то для субъектов среднего предпринимательства среднесписочная численность должна быть в пределах от ста одного до двухсот пятидесяти человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"*(3), не должен превышать 800 млн. рублей*(4) для субъектов малого предприятия, а 2 млрд. рублей - для средних.
Следует отметить, что к микропредприятиям относятся хозяйственные общества, соответствующие условию, указанному в подп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом, а также зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели и индивидуальные предприниматели, которые применяют только патентную систему налогообложения.
К числу основных проблем субъектов МСП можно отнести невозможность получения льготных кредитов для развития бизнеса. Например, Г. Имаева относит доступность финансовых услуг для МСП к проблеме мирового масштаба*(5).
Безусловно, экономическая нестабильность, падение реальных доходов и платежеспособного спроса населения, а также ужесточение требований банков и повышение процентной ставки (начинаются с 13,9% годовых*(6)) резко отразились на финансовом положении субъектов МСП.
М. Истомин отмечает, что темпы прироста рынка кредитования малого и среднего бизнеса снижаются второй год подряд*(7). Причинами падения он называет, во-первых, падение спроса предприятий на заемные ресурсы. Во-вторых, потеря интереса банков к кредитованию сегмента МСП.
Второе, как нам представляется, связано с тем, что кредитные организации не хотят нести социальную нагрузку, непосредственно связанную с рисками невозврата заемных средств.
Следует отметить, что частично риски берет на себя государство путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, а также гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство путем предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета*(8).
Но ведь в финансовой поддержке нуждаются не только вышеназванные субъекты. Круг субъектов, кому необходима финансовая поддержка, гораздо шире.
Другая проблема, не менее важная, это отсутствие страхования вкладов малого предпринимательства.
За прошлый год Центральный банк отозвал лицензии порядка у 97 банков, а в начале этого года - уже у 7 банков. Около 100 банков ушли с рынка. К сожалению, среди таких ушедших все больше места занимают региональные кредитные организации.
Ведь именно в таких кредитных организациях малый бизнес, чаще всего и хранит свои деньги. Если такие кредитные организации начинают уходить с рынка, то соответственно, и исчезает и малое предпринимательство, так как вместе с отзывом лицензии большие проблемы возникают у малого бизнеса по возврату вкладов.
Представляется, что было бы разумным застраховать вклады малого предпринимательства по аналогии с вкладами физических лиц. Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" возмещение по вкладам в банке, в отношении которого наступил страховой случай, выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 1 400 000 рублей*(9).
В случае отзыва лицензии у банка малым предприятиям никто ничего не компенсирует. Ведь страхование вкладов малого бизнеса поможет продержатся предприятию какое-то время и, тем самым, сохранить рабочие места.
Поддержка со стороны государственных органов просто необходима, так как расширение бизнеса и создание дополнительных рабочих мест затрагивает не только частные интересы, но и интересы общества и государства.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ субъекты МСП также могут рассчитывать на имущественную поддержку со стороны государственных органов и органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления наделены правом самостоятельно, наряду с установленными ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ формами поддержки, оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов (ч. 1 и 3 ст. 16).
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) РФ, государственных программ (подпрограмм) субъектов РФ, муниципальных программ (подпрограмм).
Например, п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП (ред. от 22.12.2016) "Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы"*(10) (далее - Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП) утвержден перечень случаев установления ставки арендной платы по договорам аренды нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы, на льготных условиях (далее - Перечень).
В Перечне выделяются категория арендатора, цель использования объекта нежилого фонда, размер арендной платы и порядок определения размера арендной платы за 1 кв. метр объекта аренды в год, корректирующий коэффициент, применяемый к рыночной стоимости права пользования на условиях договора аренды.
Ставка арендной платы для коммерческих организаций (п. 1 Перечня), осуществляющих хозяйственную деятельность, например, коммерческую деятельность, устанавливается на основании заключения независимого оценщика о рыночной величине годовой арендной платы с корректирующим коэффициентом - 1.
В Постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 809-ПП Отдельно выделяются субъекты малого предпринимательства (п. 5 Перечня).
Но случаи применения льгот при расчете арендной платы регулируются Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (ред. от 02.12.2016) "О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы"*(11) (далее - Постановление Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП).
Согласно п. 1 Постановления Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП установлена ставка арендной платы в размере 4500 рублей за кв. м. в год с 1 января 2017 г. (было 3500 руб.).
Такая ставка арендной платы установлена для субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда площадью до 300 кв. м., а также для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в области здравоохранения или образования по действующим договорам аренды, заключенным без проведения торгов.
Также субъекты малого предпринимательства могут применить льготы при расчете арендной платы, если используют труд инвалидов. Но среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды должен составлять не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
В Постановлении Правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП оговаривается область использования субъектами малого предпринимательства объектов нежилого фонда:
- торговля товарами продовольственных групп;
- социальное питание;
- бытовое обслуживание;
- физическая культура и спорт;
- культура;
- производство;
- ремесленная деятельность (при условии соответствия критериям субъектов ремесленничества, имеющих приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти города Москвы)*(12).
Следует отметить, что к установленной ставке арендной платы для субъектов малого предпринимательства применяется корректирующий коэффициент - 1.
Мне представляется, что если арендатор задействован в социально значимой области, то и арендная плата должна быть символическая. Например, один рубль за кв. м. Кроме того, субъектов МСП никто не освобождает от оплаты за газ, электричество, воду, отопление и т.д. Здесь обнаруживается другая проблема, которая связана с тарификацией. Такая жизненно важная для субъектов МСП сфера деятельности не имеет единого законодательного регулирования. На сегодняшний день цены регулируются:
- Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об электроэнергетике"*(13);
- Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О теплоснабжении"*(14).
- Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления"*(15).
- Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"*(16).
- Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О естественных монополиях"*(17).
Кроме перечисленных законов действует бесчисленное количество противоречащих друг другу инструкций, огромное количество правительственных актов, которые усиливают расхождение в тарифном регулировании в различных отраслях.
Последствия отражаются на себестоимости в электричестве, воде или других смежных отраслях, так как тарифы формируются совершенно по-разному.
По информации Федеральной антимонопольной службы разница в сбытовой надбавке по регионам отличается в 10 раз, по эффективности электросетевых затрат - в 8 раз. В результате в одном регионе потребитель платит в 8-10 раз больше, чем в другом*(18).
Изложенное позволяет нам сделать вывод о том, что одним из серьезных проблем для МСП является отсутствие доступа к финансовым ресурсам. Платить кредиты по 13,9 процентов годовых и иметь прибыль могут только крупные компании. По сути, в последние годы более менее развивался только тот малый бизнес, у которого есть возможность участвовать в каких-то госпрограммах за счет субсидирования процентной ставки. Но у тех субъектов МСП, которые не относится, например, к торговле, развития никакого нет.
Тарифное регулирование необходимо, так как завышенные тарифы для производителей, продавцов отражаются на стоимости продукции.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В данном виде документ опубликован не был.
*(2) Если среднесписочная численность до пятнадцати человек, то такие предприятия рассматриваются как микропредприятия.
*(3) См.: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.04.2016.
*(4) Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год для микропредприятий - 120 млн. рублей.
*(5) См.: Имаева Г. Доступность финансовых услуг для МСП - проблема мирового масштаба // Банковское обозрение. Приложение "BEST PRACTICE". 2015. N 3. - С. 66-69.
*(6) См.: http://www.banki.ru/products/credits/catalogue/kredit_na_neotlojnyie_nujd yi/.
*(7) См.: Истомин М. Рынок кредитования МСБ в 2016 году: скрипач не нужен? // БДМ. Банки и деловой мир. 2016. N 5. - С. 67-69.
*(8) См.: Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460 (ред. от 23.01.2017) "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах". В данном виде документ опубликован не был.
*(9) В данном виде документ опубликован не был.
*(10) В данном виде документ опубликован не был.
*(11) В данном виде документ опубликован не был.
*(12) См.: Закон г. Москвы от 16.06.1999 N 25 (ред. от 07.04.2010) "О ремесленной деятельности в городе Москве". В данном виде документ опубликован не был.
*(13) В данном виде документ опубликован не был.
*(14) В данном виде документ опубликован не был.
*(15) В данном виде документ опубликован не был.
*(16) В данном виде документ опубликован не был.
*(17) В данном виде документ опубликован не был.
*(18) См.: Российская газета - Федеральный выпуск N 7208 (42) от 28.02.2017.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Долгов С.Г. Проблемы малого и среднего предпринимательства.
The problems of small and medium-sized enterprises.
С.Г. Долгов - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Рассматриваются критерии и условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, раскрывается понятие "микропредприятие", перечисляются организационно-правовые формы субъектов малого и среднего предпринимательства, анализируется законодательство, предусматривающее условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Ключевые слова: субъект малого и среднего предпринимательства, экономическая нестабильность, организационно-правовая форма, списочная численность, кредит, заем, доход, субсидии, вклад, тарифы, страховой случай.
Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (25 апреля 2017 года, г. Москва) (под ред. д.ю.н. С.Д. Могилевского и д.ю.н. М.А. Егоровой) // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности. - М.: "Юстицинформ", 2017. - 484 с.
В настоящем сборнике представлены научные статьи по актуальным вопросам предпринимательского и корпоративного права, подготовленные по материалам выступлений участников IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом", проведенной при поддержке Московского регионального отделения Ассоциации юристов России в РАНХиГС при Президенте РФ 25 апреля 2017 года в г. Москве. В конференции приняли участие руководители и представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессорско-преподавательский состав юридических вузов (факультетов), сотрудники научно-исследовательских учреждений, практические работники, представители бизнес-сообщества.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, государственных служащих профильных министерств и ведомств, научных и практических работников, интересующихся проблемами предпринимательского и корпоративного права.
Информация об авторах сборника
1. Ананьев Андрей Геннадьевич - исполняющий обязанности заведующего кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина", кандидат юридических наук, доцент.
2. Андреев Владимир Константинович - заведующий отделом гражданско-правовых и корпоративных исследований Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН.
3. Белицкая Анна Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
4. Белых Владимир Сергеевич - директор Института права и предпринимательства ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет", заведующий кафедрой предпринимательского права, Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
5. Богданов Евгений Владимирович - профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор.
6. Борисов Олег Игоревич - аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
7. Вайпан Виктор Алексеевич - заместитель декана Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского отделения Ассоциации юристов России, главный редактор издательства "Юстицинформ", почетный юрист города Москвы, кандидат юридических наук, доцент.
8. Герасимов Олег Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮУ
9. Городов Олег Александрович - профессор кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
10. Гущин Василий Васильевич - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
11. Добровинская Алла Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
12. Долгов Сергей Геннадьевич - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
13. Дятлова Наталья Александровна - аспирант кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
14. Егорова Мария Александровна - исполняющая обязанности заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, доктор юридических наук, доцент.
15. Емелькина Ирина Александровна - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
16. Ершова Инна Владимировна - заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации.
17. Жукова Юлия Дмитриевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
18. Кабанова Ирина Евгеньевна - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.
19. Карелина Светлана Александровна - доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
20. Касымов Расул Шамильевич - старший преподаватель кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
21. Кванина Валентина Вячеславовна - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет).
22. Козлова Марина Юрьевна - Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент, кандидат юридических наук.
23. Красильникова Татьяна Константиновна - декан юридического факультета Волжского гуманитарного института (филиал Волгоградского государственного университета), доцент, кандидат юридических наук.
24. Макарова Ольга Александровна - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доцент, доктор юридических наук.
25. Морозов Сергей Юрьевич - декан юридического факультета Ульяновского государственного университета, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, профессор, доктор юридических наук.
26. Мотылькова Алиса Вадимовна - Главный государственный таможенный инспектор (по правовому обеспечению) Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону, Россия, г. Ростов-на-Дону, Кандидат юридических наук.
27. Парашук Сергей Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Магистерской программы "Конкурентное право" Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
28. Петров Дмитрий Анатольевич - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета кандидат юридических наук, доцент.
29. Попондопуло Владимир Федорович - заведующий кафедрой коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
30. Потапов Николай Александрович - к.ю.н., доцент кафедры международного частного и гражданского права международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
31. Радченко Вера Сергеевна - аспирантка кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
32. Решетникова Стефания Борисовна - юрист, адвокатский кабинет И.В. Сальникова
33. Романова Ирина Николаевна - декан юридического факультета Филиала ЧОУВО "Московский университет имени С.Ю. Витте" в г. Рязани, кандидат юридических наук.
34. Садриева Резида Равиловна - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск.
35. Самолысов Павел Валерьевич - Заместитель начальника Контрольно-инспекционного управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, доцента кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России, кандидат педагогических наук, доцент.
36. Свит Юлия Павловна - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент, к.ю.н.
37. Серова Ольга Александровна - заведующая кафедрой гражданского права и процесса Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор юридических наук, профессор.
38. Севостьянов Вадим Владимирович - Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета, Россия, г. Волжский, ассистент кафедры гражданского и арбитражного процесса.
39. Сидорова Валентина Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Правовое бюро "ФЭЛИКС".
40. Силина Елена Владимировна - д.ю.н., доцент, заведующая кафедрой предпринимательского права Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
41. Токар Ефим Яковлевич - Председатель Коллегии адвокатов "LEX" (ЗАКОН) г. Самара, Россия Кандидат юридических наук, доцент.
42. Увакина Татьяна Владимировна - Директор Юридического департамента АО "Реестр", аспирант юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национально безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
43. Ушницкий Рум Румович - ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", кандидат юридических наук.
44. Фролов Игорь Валентинович - Новосибирский юридический факультет (филиал) Томского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
45. Хабаров Сергей Александрович - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
46. Челышева Наталия Юрьевна - доцент кафедры частного права Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
47. Шапсугова Мария Дамировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Оргкомитет конференции
Могилевский С.Д. - Директор Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, декан юридического факультета имени М.М. Сперанского, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист РФ
Егорова М.А. - и.о. заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, д.ю.н., доцент
Вайпан В.А. - заместитель декана и доцент кафедры предпринимательского права Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского регионального отделения Ассоциации юристов России, Почетный юрист города Москвы, к.ю.н.
Сборник издан при поддержке Московского регионального отделения Общероссийской Общественной Организации "АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ".
Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником или оригинал-макетом в электронной форме, предоставленным первоначальным печатным публикатором, литературным агентом или автором.