Правовой анализ государственного контракта России
Борисов О.И.,
аспирант кафедры предпринимательского
и корпоративного права Российской академии
народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации
При определении правовой природы государственного контракта в российской научной юридической литературе его необходимо рассматривать в различных аспектах, поскольку он является дискуссионным. Часть авторов предлагают рассматривать государственный контракт с точки зрения его публично-правовой природы, как административно-правовой акт, лежащий в основе административного механизма регулирования государственного заказа направленного на удовлетворение публичных интересов, и доказывают это тем, что нормы административного права имеют главенствующее положение по отношению к гражданско-правовым нормам, регулирующим отношения на стадии размещения, исполнения и изменения государственного контракта.
Есть авторы, кто не поддерживают приведенную позицию представителей науки административного права и считают государственный контракт гражданско-правовым договором. Многие исследователи, разделяющие точку зрения о гражданско-правовой юридической природе государственного контракта, придерживаются позиции о комплексном характере государственного контракта, сочетающего как частно-правовые, так и публичные элементы, но по-разному подходят к вопросу об особенностях государственного контракта, отличающих его от гражданско-правового договора.
Исходя из анализа действующего законодательства можно утверждать, что к особенностям, отличающим государственный контракт от гражданско-правового договора, можно отнести:
1) особый субъектный состав в лице Российской Федерации;
2) использование бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
3) удовлетворении нужд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
4) невозможность заключения контракта по цене выше, чем начальная (максимальная) цена, определенная заказчиком;
5) определенный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
6) наличие существенных условий контракта, установленных в законе.
Таким образом, следует согласиться с теми авторами, кто считает, что, несмотря на гражданско-правовую юридическую природу, контракт имеет ряд особенностей, не позволяющих полностью отождествлять контракт с гражданско-правовым договором.
Разные точки зрения, представленные в научной юридической литературе по данному вопросу, вызваны отсутствием единого понимания в науке предпринимательского права юридической природы предпринимательского договора.
При определении юридической природы предпринимательского договора придерживается иной трактовки субъектного критерия, заключающейся в том, что предпринимательским договором может быть только такой договор, в котором обе стороны будут представлены коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями. Исходя из субъектного критерия выделенных специфических признаков государственного контракта, можно утверждать, что государственный контракт не отвечает признакам предпринимательского договора.
Обращает на себя внимание точка зрения ученых, считающих, что контракт представляет собой универсальную договорную форму, в рамках которой опосредуются имущественные отношения по поставке товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд, из чего следует вывод о том, что в главе 28 ГК РФ необходимо закрепить понятие государственного контракта и особенности его заключения.
Действующее законодательство содержит различные легальные определения государственного контракта, при этом общее определение государственного контракта закреплено в Законе N 44-ФЗ, а определения видов государственных контрактов получили свое отражение в ГК РФ.
В этой связи можно констатировать, что закрепленное в Закона N 44-ФЗ определение государственного контракта является неполным, поскольку не содержит существенных условий данной договорной конструкции и не предусматривает, как уже отмечалось, что контракты в целях обеспечения государственных нужд должны заключаться заказчиками от имени РФ или субъекта РФ, а контракты, направленные на обеспечение собственных нужд заказчиков, заказчикам следует заключать от своего имени.
В силу ст. 526 ГК РФ по государственному контракту на поставку товаров поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Контракт и договор поставки товаров для государственных нужд рассматриваются, как основания для поставки товаров для государственных нужд (п. 1 ст. 525 ГК РФ).
Можно утверждать, что действующее законодательство применительно к отношениям в сфере поставки товаров для государственных нужд содержит три не связанных между собой договорных конструкции:
- государственный контракт;
- государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд;
- договор поставки товаров для государственных нужд.
Подход законодателя к определению государственного контракта позволяет согласиться с предложением авторов, считающих необходимым закрепить в рамках главы 28 ГК РФ положения, посвященные государственному контракту. Однако в данной связи речь должна идти о государственном контракте как о типе договора, имеющего свои разновидности (поставка, оказание услуг, выполнение работ, подряд), а не о как универсальной договорной форме. Как представляется, под государственным контрактом можно понимать договор, заключаемый заказчиком от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (в рамках обеспечения государственных нужд) либо от имени заказчика (в рамках обеспечения собственных нужд заказчика). Контракт заключается заказчиком с лицом, определенным по итогам торгов либо в ином порядке, установленном законом, в силу которого лицо обязуется выполнить работы, поставить товары или оказать услуги, а заказчик обязуется принять поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы и оплатить их за счет бюджетных средств либо внебюджетных источников финансирования. Вместе с тем необходимо отметить, что в Законе N 44-ФЗ допускаются случаи проведения электронного аукциона, когда в рамках торга начальная (максимальная) цена падает до нуля и затем начинает расти, в результате чего заключаемый контракт предусматривает обязанность победителя электронного аукциона выплатить определенную сумму заказчику. Учет предусмотренной законодателем специфики может выражаться в закреплении нормы о том, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом, обязанность по оплате может быть возложена на лицо, определенное по итогам торгов в форме электронного аукциона. В отношении юридической природы государственного контракта можно считать, что такой контракт является возмездным, двусторонним и консенсуальным. Каких-либо принципиальных разночтений по данному вопросу в научной юридической литературе не существует.
Иначе обстоит дело с вопросом определения существенных условий государственного контракта.
В определение любого договора существенных условий позволяет рассматривать такие условия как видообразующие признаки соответствующего договорного обязательства (природы договора) и, исходя из анализа п. 1 ст. 432 ГК РФ, к таким условиям ученый относит:
1) условие о предмете договора;
2) условие, необходимое для данного вида договора;
3) условия, названные в законе или в иных правовых актах как существенные для договоров данного вида;
4) все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как представляется, законодатель не случайно не стал указывать в п. 1 ст. 432 ГК РФ на условия о цене и о сроке договора в качестве существенных условий договора. Речь идет, разумеется, не только о наличии безвозмездных договоров, но и о том, что условие о цене подразумевается в отношении любого возмездного договора, сторонами которого являются коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, а условие о сроке договора, если закон не содержит указания на такой срок, согласуется сторонами на преддоговорном этапе. Безусловно, требования п. 1 ст. 432 ГК РФ распространяются не только на гражданско-правовые договоры, но и на государственные контракты.
К указанным существенным условиям контракта в Законе N 44-ФЗ законодатель также отнес: 1) условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч. 13 ст. 34); 2) условие о порядке и сроках оформления результатов приемки (ч. 13 ст. 34); 3) обязанность участника закупки предоставить заказчику сведения о своих выгодоприобретателях в случае превышения начальной (максимальной) ценой контракта размера, установленного Правительством РФ (ч. 19 ст. 34); 4) условие о банковском сопровождении контракта (ч. 26 ст. 34). Нововведения, предусмотренные законодателем в отношении условий контракта, в Законе N 44-ФЗ, как видно, сформулированы не совсем корректно. Так, из анализа ч. 26 ст. 34 и ст. 35 Закона N 44-ФЗ остается неясным, в чем именно будет заключаться банковское сопровождение контракта. Исходя из ст. 35 Закона N 44-ФЗ, возможно, законодатель имел в виду, что в определенных Правительством РФ и другими субъектами (ч. 2 ст. 35) случаях расчеты по государственным контрактам следует осуществлять не в произвольно определенном поставщиком банке, а в кредитной организации, отобранной в соответствии с правилами, которые должно определить Правительство РФ. Показатель начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого участник закупки обязан предоставить заказчику сведения о своих выгодоприобретателях, составляет 1 млрд. руб. в рамках обеспечения федеральных государственных нужд и 100 млн. руб. при обеспечении нужд субъекта РФ и муниципальных нужд. Очевидно, что установленные показатели начальной (максимальной) цены делают закономерным вывод о том, что норма ч. 19 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не будет применяться в отношении большинства заключаемых контрактов, что представляется неоправданным ограничением в использовании рассматриваемого условия контракта. Более того, показатели начальной (максимальной) цены не только необоснованно завышены, но и их градация, не предусматривающая каких-либо отличий в определении размера начальной (максимальной) цены в отношении обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд, означает отказ от учета специфики закупок, осуществляемых на уровне муниципальных образований.
Отсутствие в контракте условия о приемке не может рассматриваться как основание для признания контракта незаключенным, поскольку приемка представляет собой самостоятельную гражданско-правовую сделку. Приведенные нововведения входят в прямое противоречие с положениями п. 1 ч. 1 ст. 161 ГК РФ, предусматривающей обязательную письменную форму для сделок между юридическими лицами и гражданами. Одновременно с указанной коллизией положения ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ вступают в прямое противоречие с п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, предусматривающим, что контракт по закупке лекарственных препаратов должен быть размещен в единой информационной системе. Закономерный вопрос о том, как контракт может быть размещен в виде документа, если он был заключен в устной форме, к сожалению, законодателем остается нерешенным.
Таким образом, законодатель, изначально преследовавший, как представляется, цель упрощения правового регулирования по контрактам с небольшой стоимостью, создал правовое регулирование, не соответствующее нормам Кодекса и повлекшее внутренние коллизии между нормами Закона N 44-ФЗ. Как представляется, законодателю в рамках Закона N 44-ФЗ следует отказаться от возложения на стороны контракта обязанности по включению в контракт существенных условий, определенных законодателем в императивных нормах, поскольку действие существенных условий, сформулированных указанным образом, не зависит от включения или не включения таких условий сторонами в контракт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Борисов О.И. Правовой анализ государственного контракта России
Legal analysis of state contract in Russia
О.И. Борисов - аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Статья посвящена правовому анализу государственного контракта России.
Ключевые слова: правовой анализ, контракт, административно-правовой акт, публичный интерес, государственный заказ.
Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (25 апреля 2017 года, г. Москва) (под ред. д.ю.н. С.Д. Могилевского и д.ю.н. М.А. Егоровой) // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности. - М.: "Юстицинформ", 2017. - 484 с.
В настоящем сборнике представлены научные статьи по актуальным вопросам предпринимательского и корпоративного права, подготовленные по материалам выступлений участников IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом", проведенной при поддержке Московского регионального отделения Ассоциации юристов России в РАНХиГС при Президенте РФ 25 апреля 2017 года в г. Москве. В конференции приняли участие руководители и представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессорско-преподавательский состав юридических вузов (факультетов), сотрудники научно-исследовательских учреждений, практические работники, представители бизнес-сообщества.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, государственных служащих профильных министерств и ведомств, научных и практических работников, интересующихся проблемами предпринимательского и корпоративного права.
Информация об авторах сборника
1. Ананьев Андрей Геннадьевич - исполняющий обязанности заведующего кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина", кандидат юридических наук, доцент.
2. Андреев Владимир Константинович - заведующий отделом гражданско-правовых и корпоративных исследований Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН.
3. Белицкая Анна Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
4. Белых Владимир Сергеевич - директор Института права и предпринимательства ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет", заведующий кафедрой предпринимательского права, Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
5. Богданов Евгений Владимирович - профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор.
6. Борисов Олег Игоревич - аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
7. Вайпан Виктор Алексеевич - заместитель декана Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского отделения Ассоциации юристов России, главный редактор издательства "Юстицинформ", почетный юрист города Москвы, кандидат юридических наук, доцент.
8. Герасимов Олег Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮУ
9. Городов Олег Александрович - профессор кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
10. Гущин Василий Васильевич - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
11. Добровинская Алла Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
12. Долгов Сергей Геннадьевич - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
13. Дятлова Наталья Александровна - аспирант кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
14. Егорова Мария Александровна - исполняющая обязанности заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, доктор юридических наук, доцент.
15. Емелькина Ирина Александровна - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
16. Ершова Инна Владимировна - заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации.
17. Жукова Юлия Дмитриевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
18. Кабанова Ирина Евгеньевна - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.
19. Карелина Светлана Александровна - доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
20. Касымов Расул Шамильевич - старший преподаватель кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
21. Кванина Валентина Вячеславовна - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет).
22. Козлова Марина Юрьевна - Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент, кандидат юридических наук.
23. Красильникова Татьяна Константиновна - декан юридического факультета Волжского гуманитарного института (филиал Волгоградского государственного университета), доцент, кандидат юридических наук.
24. Макарова Ольга Александровна - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доцент, доктор юридических наук.
25. Морозов Сергей Юрьевич - декан юридического факультета Ульяновского государственного университета, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, профессор, доктор юридических наук.
26. Мотылькова Алиса Вадимовна - Главный государственный таможенный инспектор (по правовому обеспечению) Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону, Россия, г. Ростов-на-Дону, Кандидат юридических наук.
27. Парашук Сергей Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Магистерской программы "Конкурентное право" Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
28. Петров Дмитрий Анатольевич - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета кандидат юридических наук, доцент.
29. Попондопуло Владимир Федорович - заведующий кафедрой коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
30. Потапов Николай Александрович - к.ю.н., доцент кафедры международного частного и гражданского права международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
31. Радченко Вера Сергеевна - аспирантка кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
32. Решетникова Стефания Борисовна - юрист, адвокатский кабинет И.В. Сальникова
33. Романова Ирина Николаевна - декан юридического факультета Филиала ЧОУВО "Московский университет имени С.Ю. Витте" в г. Рязани, кандидат юридических наук.
34. Садриева Резида Равиловна - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск.
35. Самолысов Павел Валерьевич - Заместитель начальника Контрольно-инспекционного управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, доцента кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России, кандидат педагогических наук, доцент.
36. Свит Юлия Павловна - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент, к.ю.н.
37. Серова Ольга Александровна - заведующая кафедрой гражданского права и процесса Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор юридических наук, профессор.
38. Севостьянов Вадим Владимирович - Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета, Россия, г. Волжский, ассистент кафедры гражданского и арбитражного процесса.
39. Сидорова Валентина Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Правовое бюро "ФЭЛИКС".
40. Силина Елена Владимировна - д.ю.н., доцент, заведующая кафедрой предпринимательского права Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
41. Токар Ефим Яковлевич - Председатель Коллегии адвокатов "LEX" (ЗАКОН) г. Самара, Россия Кандидат юридических наук, доцент.
42. Увакина Татьяна Владимировна - Директор Юридического департамента АО "Реестр", аспирант юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национально безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
43. Ушницкий Рум Румович - ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", кандидат юридических наук.
44. Фролов Игорь Валентинович - Новосибирский юридический факультет (филиал) Томского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
45. Хабаров Сергей Александрович - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
46. Челышева Наталия Юрьевна - доцент кафедры частного права Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
47. Шапсугова Мария Дамировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Оргкомитет конференции
Могилевский С.Д. - Директор Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, декан юридического факультета имени М.М. Сперанского, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист РФ
Егорова М.А. - и.о. заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, д.ю.н., доцент
Вайпан В.А. - заместитель декана и доцент кафедры предпринимательского права Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского регионального отделения Ассоциации юристов России, Почетный юрист города Москвы, к.ю.н.
Сборник издан при поддержке Московского регионального отделения Общероссийской Общественной Организации "АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ".
Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником или оригинал-макетом в электронной форме, предоставленным первоначальным печатным публикатором, литературным агентом или автором.