О возможных ошибках при подаче декларации в электронном виде
Н.В. Фирфарова,
к.э.н., редактор журнала "Налоговая проверка"
Журнал "Налоговая проверка", N 3, май-июнь 2017 г., с. 21-26.
Индивидуальный предприниматель, равно как и организация, отчитывается по УСНО один раз в год (отчетность по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев не предусмотрена). В 2017 году декларация по единому "упрощенному" налогу должна быть представлена коммерсантом не позднее 2 мая, поскольку 30 апреля и 1 мая - выходные дни.
В связи с этим поговорим о ситуации, в которой налогоплательщику необходимо быть предельно внимательным, а также об ошибках, которых следует остерегаться при представлении отчетности в ИФНС в электронном виде. Ведь зачастую технические ошибки являются причиной применения контролерами по итогам проверки штрафных санкций. Как проверяющий орган в ходе проведения "камералки" отнесется к просчетам коммерсанта? В каких случаях предпринимателю можно рассчитывать на смягчение наказания посредством уменьшения размера штрафа?
Ситуация
Индивидуальный предприниматель, применяющий УСНО, своевременно отправил декларацию по единому "упрощенному" налогу в электронной форме, что подтверждается квитанцией о ее приеме инспекцией.
Однако в силу технической ошибки декларация передана в налоговый орган, в котором коммерсант не состоит на учете.
Напомним, в силу ст. 80 НК РФ налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в ИФНС по месту его учета:
- лично или через представителя;
- направлена в виде почтового отправления с описью вложения;
- передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет.
Пункт 4 данной статьи указывает, что налоговики не вправе отказать в принятии декларации, представленной налогоплательщиком, и в случае направления ее в электронном виде обязаны передать ему соответствующую квитанцию о приеме.
Отметим, что если декларация представлена в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой декларации, то инспекторы имеют полное право не принять документы. В рамках осуществления электронного документооборота с налогоплательщиками, в том числе при приеме деклараций, действия налоговых органов регламентированы не только вышеназванными нормами налогового законодательства, но и в том числе:
- Методическими рекомендациями по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи*(1), разработанными в целях реализации порядка представления налоговой декларации в электронной форме по ТКС в соответствии со ст. 80 НК РФ;
- Административным регламентом N 99н*(2).
Названными документами определен перечень проверок, осуществляемых в процессе приема электронной декларации, для направления налогоплательщику квитанции о приеме. Так, в частности, проверка правомочности представления декларации в надлежащий налоговый орган включает проверку постановки на учет в налоговом органе налогоплательщика по конкретному основанию (с присвоением соответствующего кода причины постановки на учет) и обязанности представлять данную декларацию.
В соответствии с п. 214 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в п. 28, должностное лицо, ответственное за прием деклараций в электронной форме по ТКС, обязано:
- сформировать уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа;
- отправить уведомление об отказе в приеме декларации налогоплательщику.
В силу названного пункта, одним из оснований для отказа в приеме налоговой декларации является представление декларации в ИФНС, в компетенцию которого не входит ее прием. При его наличии должностное лицо налогового органа проинформирует налогоплательщика об отказе в принятии декларации с указанием соответствующей причины.
Проблема
Поскольку в принятии отчетности налоговым органом индивидуальному предпринимателю отказано не было, на выяснения обстоятельств и выявление допущенной ошибки налогоплательщику потребовалось некоторое время. Позднее предприниматель все же сдал "упрощенную" декларацию в надлежащий налоговый орган, однако срок представления отчетности к тому времени уже истек.
Решение налоговиков
По результатам проведенной камеральной проверки представленной декларации по УСНО проверяющие вынесли решение о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством срок декларации по месту учета налогоплательщика.
Есть вопросы
По мнению предпринимателя, непредставление им декларации по УСНО в установленный законом срок явилось следствием не умышленного нарушения закона, а технической ошибки. Технической ошибкой в данном случае коммерсант называет представление (своевременное!) "упрощенной" декларации в налоговую инспекцию, в которой он не состоит на учете. И справедливо задается следующими вопросами:
- законным ли в рассматриваемой ситуации является его привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ?
- является ли оправданием своевременное представление отчетности в "чужой" налоговый орган при решении вопроса о размере штрафа за нарушение сроков подачи декларации в ИФНС по месту учета?
Справедливо ли наказание?
По правилам п. 6 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с п. 1 ст. 346.23 НК РФ по итогам налогового периода (календарного года) индивидуальные предприниматели обязаны представить декларацию по единому "упрощенному" налогу в ИФНС по месту своего жительства в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В данном случае налицо совершение налогоплательщиком правонарушения, выразившееся в несоблюдении установленных сроков представления отчетности.
За непредставление декларации в определенный законодательством срок предусмотрена ответственность по п. 1 ст. 119 НК РФ. Напомним, в силу данной нормы нарушение сроков представления в инспекцию отчетности влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством срок суммы налога, подлежащей уплате на основании декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Соответственно, привлечение к ответственности индивидуального предпринимателя по ст. 119 НК РФ является правомерным. К аналогичным выводам пришел АС МО в Постановлении от 22.02.2017 N Ф05-1162/2017 по делу N А40-164256/2016.
Вместе с тем возникает вопрос: как ошибка, связанная с адресатом при представлении налогоплательщиком отчетности в электронном виде, может повлиять на размер штрафных санкций? Будет ли являться смягчающим обстоятельством тот факт, что первоначальная отчетность была направлена своевременно, хоть и в ненадлежащий налоговый орган?
Есть смягчающее обстоятельство
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам - применения законодательства РФ о налогах и сборах. Так, ведомство указывает: при принятии решения о привлечении налогоплательщика к ответственности и применении налоговой санкции за непредставление им в установленный НК РФ срок декларации в инспекцию по месту учета следует учитывать обстоятельства, которые могут быть признаны смягчающими ответственность или исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (Письмо от 12.12.2006 N 03-02-07/1-339).
Статьей 112 НК РФ установлены обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения:
- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Как видно, перечень смягчающих обстоятельств не является закрытым, налоговому органу дано право самостоятельно признавать те или иные обстоятельства смягчающими.
Согласно п. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного из нижеперечисленных смягчающих ответственность обстоятельств размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 НК РФ за совершение налогового правонарушения. О возможности уменьшения размера штрафа за непредставление в установленный срок налоговой декларации высказался Минфин в Письме от 06.02.2017 N 03-02-07/2/6093.
По итогам судебного разбирательства коммерсанту удалось добиться снижения штрафных санкций в 12 раз. Суд указал, что при вынесении решения инспекторы не учли смягчающие обстоятельства (п. 1 ст. 112 НК РФ), поскольку непредставление декларации по УСНО в установленный законом срок явилось следствием не умышленного нарушения закона, а технической ошибки.
Судебное решение
Непредставление декларации по единому "упрощенному" налогу в установленный срок в ИФНС по месту учета явилось следствием не умышленного нарушения индивидуальным предпринимателем закона, а технической ошибки, что явно свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика намерения совершить правонарушение. Техническая ошибка названа судами в рассматриваемой ситуации в качестве смягчающего ответственность обстоятельства. В результате размер штрафных санкций по п. 1 ст. 119 НК РФ уменьшен арбитрами в 12 раз.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@.
*(2) Административный регламент ФНС по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций, утв. Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"