Проблемы практико-ориентированного обучения на разных уровнях образования
Долинская В.В.,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры
гражданского права Московского государственного
юридического университета имени О.Е. Кутафина
(МГЮА), член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ
Журнал "Образование и право", N 3, март 2017 г., с. 81-86.
Высокий уровень отечественной системы образования (напомню, что уровню образования в СССР и России, по оценке Unesco, в 1990 г. отводилось 3-е место, в 2001 г. - 19-е, в 2012 г. - 35-е [12]; сейчас Россия занимает 36-е место из 187 с индексом уровня образования 0.780, и мы можем "гордиться", что опережаем Индию и Китай [6]) длительное время характеризовался оптимальным сочетанием фундаментального и прикладного элементов. К сожалению, на каком-то этапе первый элемент стал трансформироваться в схоластику и догматизм, а второй - либо исчезать, либо трансформироваться в неосмысленное ремесленничество.
Сейчас, в условиях рыночной экономики, вновь остро встает вопрос о практико-ориентированном образовании. Это требование Единого квалификационного справочника должностей рабочих и служащих, а также Профессиональных стандартов [5]. Но проблемы заключаются в разных целях практико-ориентированного обучения на разных уровнях образования и дискуссиях по вопросам содержания и методологии такого обучения. Так, согласно п. 4.1 федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 4 мая 2010 г. N 464 [1] (далее - ФГОС бакалавр), федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр"), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 14 декабря 2010 г. N 1763 [2] (далее - ФГОС магистр), федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.06.01 Юриспруденция (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 5 декабря 2014 г. N 1538 [13] (далее - ФГОС аспирант), область профессиональной деятельности соответственно бакалавров, магистров, выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает*(1):
ФГОС бакалавр | ФГОС магистр | ФГОС аспирант |
разработка и реализация правовых норм | разработка и реализация правовых норм | разработка и реализация правовых норм |
обеспечение законности и правопорядка | обеспечение законности и правопорядка | обеспечение законности и правопорядка |
правовое обучение и воспитание | образование и воспитание | образование и воспитание |
проведение научных исследований | проведение научных исследований | |
экспертно-консультационная работа |
По уровням образования предполагаются различные виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники:
П. 4.3 ФГОС бакалавр | П. 4.3 ФГОС магистр | П. 4.3 ФГОС аспирант |
нормотворческая | правотворческая | |
правоприменительная | правоприменительная | |
правоохранительная | правоохранительная | |
экспертно-консультационная | экспертно-консультационная | |
педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений) | педагогическая | преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования |
организационно-управленческая | ||
научно-исследовательская | научно-исследовательская деятельность в области юриспруденции |
Различаются и компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника в результате освоения программы. Итак, мы установили различия в целеполагании практико-ориентированного обучения на разных уровнях образования. Перейдем к содержательно-методологической характеристике такого обучения. Существует, по крайней мере, три подхода, которые различаются как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями студентов и преподавателей в формирующейся системе практико-ориентированного обучения.
Первый подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием практического опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной деятельности, в первую очередь различных видов практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).
Второй подход (Т. Дмитриенко, П. Образцов, А. Вербицкий, Е. Плотникова, В. Шершнева*(2)) при практико-ориентированном обучении предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности на основе использования возможностей контекстного (профессионально направленного) изучения профильных и непрофильных дисциплин.
Третий подход емко сформулировал Ф. Ялалов в деятельностно-компетентностной парадигме, в соответствии с которой практико-ориентированное образование направлено на приобретение, кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей, при этом мотивация к изучению теоретического материала идет от потребности в решении практической задачи.
Представляется, что во всех случаях едиными остаются: приобретение знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности; постановка реальных профессиональных задач; возрастание сложности этих задач от курса к курсу; интеграция знаний, методов различных учебных дисциплин, отраслей права, областей науки и практики.
Обучение на всех уровнях образования строится при сочетании одних и тех же форм, но в различном процентном соотношении и, как было указано выше, с разной степенью сложности.
Лекция (от лат. lectio - чтение) в настоящее время не сводится только к вербальным методам. С повышением уровня профессионального образования происходит переход от репродуктивного стиля обучения, традиционных лекций к проблемному изложению. Смысл репродуктивного стиля обучения заключается в передаче студентам базовых юридических знаний, традиционная лекция ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. На проблемной лекции новое знание вводится через проблемность темы, задачи или ситуации; содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и новаторских точек зрения на рассматриваемую проблему.
Автор все лекции проводит с использованием презентаций и, в зависимости от уровня подготовленности студентов, в форме лекций-обсуждений. При современном уровне подготовки (обеспечиваемом в первую очередь школой) студентов, обучающихся по программам бакалавриата, удачными можно считать лекции, в процессе которых студенты могут соотнести изучаемый материал с пройденным, в том числе, по другим учебным дисциплинам, а также способны задавать вопросы по элементарному сопоставлению различных норм и их применению на практике. Например, при изучении темы "Сделки" в курсе гражданского права лектор подводит студентов к обнаружению дефекта нормы статьи ГК о субъектном составе сделок и применению ими своих знаний о персонификации участия публично-правовых образований в гражданском обороте. При обучении в магистратуре, например, по программе "Право корпораций (корпоративный юрист)" студенты уже способны участвовать на лекции в обсуждении несовпадения общегражданского и специального корпоративного законодательства по вопросам субъектного состава регулируемых правом отношений. При обучении в аспирантуре по специальности N 12.00.03 - гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право - молодые специалисты могут и должны на лекции обсуждать с преподавателем, например, проблемы развития правосубъектности и правового статуса, сопоставляя материал различных отраслей права и законодательства.
Практические занятия - это форма детализации, анализа, расширения, углубления, закрепления, применения и контроля усвоения полученной учебной информации (на лекции и в ходе самостоятельной работы) под руководством преподавателя. У автора практические занятия являются интерактивной формой и предусматривают разбор конкретных, ситуаций из судебной (арбитражной) и иной правоприменительной практики, деловые игры, проведение групповых дискуссий, подготовку проектов договоров и т.п. Чаще всего используются такие интерактивные образовательные технологии, как "аквариум", деловая игра, дискуссия, коллективное обсуждение, мозговой штурм, презентация проекта, работа в малых группах, case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).
Для подготовки бакалавров недостаточно обращаться к Практикумам, часто "морально" устаревшим. Необходимо творчески использовать материал судебной (арбитражной) и иной правоприменительной практики. Недавно при изучении подотрасли "Право собственности и иные (ограниченные) вещные права" была очень популярна задача по материалам судебных дел с участием Садоводческого некоммерческого партнерства "Речник". В 2016 г. студенты с большим интересом восприняли задачу по материалам "ночи больших ковшей" в Москве. Мне, как преподавателю, проводившему эти занятия, было особенно приятно, что студенты привлекали материал и других отраслей (административного, земельного), т.е. демонстрировали развитие с опережением, а также то, что они продолжили отслеживать судебную практику и одно из решений в пользу собственника снесенного строения использовали по другой теме - "Ответственность в обязательственном праве". На практических занятиях магистрантов используются задачи исключительно межотраслевые по материалу. Например, вопрос о рациональности заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации рассматривается с позиций ГК, НК, Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" [7], Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" [10], Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" [3], Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" [11], Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" [8]. Аспиранты при изучении, например, темы "Проблемы юридических фактов в гражданском и семейном праве" по результатам предварительной самостоятельной работы составляют в аудитории макет решения собрания участников корпорации, выполняя задание методом мозгового штурма. Особое внимание в аспирантуре приходится уделять правильному соотношению индивидуальных и коллективных форм работы.
Современное обучение предполагает высокий процент самостоятельной работы студента. Она делится на две группы: 1) аудиторная - выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию; 2) внеаудиторная - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Чаще всего автор ориентирует студентов на следующие виды самостоятельной работы: 1) изучение нормативных правовых актов; 2) изучение судебной и иной правоприменительной практики; 3) изучение основной и дополнительной литературы с обязательным реферированием основных положений; 4) подбор примеров из судебной практики; 5) анализ и обобщение судебной практики; 6) изучение документов; 7) подготовка проектов документов; 8) решение задач из практики; 9) составление глоссария; 10) решение кроссворда; 11) составление кроссворда; 12) решение теста; 13) составление теста; 14) разработка схем; 15) составление сравнительных таблиц; 16) разработка алгоритмов; 17) подготовка к дискуссионной форме проведения практических занятий; 18) подготовка к деловым играм; 19) подготовка рефератов и эссе; 20) подготовка к коллоквиумам и экзаменам. Выбор форм самостоятельной работы и их содержательное направление напрямую связан с целеполаганием уровня образования и отражает постепенное усложнение тактических задач. Обратим особое внимание на практики, присутствующие в ОП на каждом уровне образования. В ФГОС бакалавр выделены учебная и производственная практики, в ФГОС магистр - практика и научно-исследовательская работа, в ФГОС аспирант - практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, в том числе педагогическая практика.
Пока идут бурные дискуссии о взаимодействии вузов с работодателями, представляется, что возможно и необходимо сочетать опыт советской высшей школы с современными реалиями. Например, учебную практику студенты могут проходить в государственных органах и органах местного самоуправления, правоохранительных органах и органах правосудия, нотариате и адвокатуре, юридических подразделениях крупных организаций. Производственную практику они могут проходить там же в статусе помощников юристов, а также в мелких организациях, потребности которых во временных работниках можно выявлять через центры занятости. Кроме того, в вузах, где функционируют юридические клиники, привлечение к работе последних студентов будет полезно как образовательной организации и потребителям юридических консультационных услуг, так и самим студентам. Плодотворной окажется практика магистрантов в качестве помощников лаборантов кафедр, инспекторов курсов, сотрудников учебно-методических управлений. Ориентированных на педагогическую деятельность можно привлекать в качестве ассистентов при подготовке и проведении занятий с бакалаврами по прогнозируемой тематике магистерской диссертации (направлению научного исследования). Педагогическая практика обязательна для аспирантов, причем она может проводиться как в рамках занятий с бакалаврами, так и путем привлечения в качестве ассистентов при подготовке и проведении занятий с магистрантами.
Выбор тем курсовых, выпускных квалификационных работ, магистерских диссертаций должен быть связан с проблематикой, отвечающей потребностям как развития науки, так и (особенно в бакалавриате) обеспечения гражданского оборота. К сожалению, ряд вузов сейчас отказывается от выпускных квалификационных работ. На наш взгляд, эту форму следует сохранить, но наполнить ее принципиально новым содержанием. Для обучающихся, вуза, потенциальных работодателей были бы полезны не работы, в которых достижением считается 60% оригинальности (остальное - заимствование, да и основная часть, как правило, более или менее удачная компиляция материала из давно известных источников), а именно дипломные проекты: подбор судебных решений по определенной теме с реферативным обзором; замечания на законопроект с теоретическим обоснованием и результатами сравнительного анализа с действующим законодательством; проект локального правового акта, в том числе устава организации, и т.п.
В рамках научно-исследовательской работы аспиранта актуальность избранной темы рекомендуется обосновывать с позиций потребностей экономики, внутренней логики развития права и законодательства, проблем правоприменительной практики и неосвещенности или ненадлежащей освещенности в доктрине [4]. Согласно Федеральному закону от 23.08.1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" [9], фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды (например, исследования о закономерностях становления и функционирования правового государства или о мировых, российских тенденциях преступности); прикладные - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач, т.е. на использование научных знаний, полученных в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности, и на разрешение проблем такого использования (например, работы о тактике и методике расследования отдельных видов преступлений). Научные исследования по юриспруденции часто представляют собой сочетание обоих видов, и поэтому их именуют теоретико-прикладными. При сохранении теоретико-прикладной направленности на всех этапах обучения, уровнях образования и во всех формах обучения и могут быть достигнуты цели практико-ориентированного образования, формирования личности квалифицированного специалиста, практикующего юриста. Завершить эту краткую работу хотелось бы очень точным высказыванием Аристотеля, имеющим непосредственное отношение к теме: "Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле".
Список литературы:
[1] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26 (с изм.).
[2] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. N 14 (с изм.).
[3] Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499 (с изм.).
[4] Долинская В.В. О методике обучения в аспирантуре научно-исследовательской работе // Образование и право. 2015. N 9, 10.
[5] Приказы Минтруда России от 23 марта 2015 г. N 183н "Об утверждении профессионального стандарта "Следователь-криминалист" // <http://www.pravo.gov.ru>; от 8 сентября 2015 г. N 608н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" // <http://www.pravo.gov.ru>.
[6] Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. 10.10.2009 (последняя редакция: 18.03.2015). <http://gtmarket.ru/RATINGS/EDUCATION-INDEX/EDUCATION-INDEX-INFO>.
[7] СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1 (с изм.).
[8] СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918 (с изм.).
[9] СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137 (с изм.).
[10] СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785 (с изм.).
[11] СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434 (с изм.).
[12] http://leftblok.ru/blog/.
[13] www.rg.ru/dok/1078951.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Различия выделены курсивом.
*(2) Иногда его разделяют на два подвида.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Долинская В.В. Проблемы практико-ориентированного обучения на разных уровнях образования
Dolinskaya V.V. Problems of practice-based learning at different levels of education
В.В. Долинская - доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ
V.V. Dolinskaya - doctor of legal Sciences, Professor, Professor of civil law Moscow state law University named after O.E. Kutafin (MSAL), member of the Scientific Advisory Board the Supreme Court of the Russian Federation
Выделены цели практико-ориентированного обучения на разных уровнях образования. Дана содержательно-методологическая характеристика такого обучения в целом и на конкретных примерах для высшего образования по направлению подготовки "Юриспруденция".
Dedicated to the objectives of practice-based learning at different levels of education. Given the substantive and methodological characteristics of such training in General and specific examples for higher education by specialty "Jurisprudence".
Ключевые слова: аспирантура, бакалавриат, лекция, магистратура, практика, практико-ориентированное обучение, практическое занятие, самостоятельная работа, уровень образования, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Keywords: postgraduate, undergraduate, lecture, master, practice, practice-based learning, practical classes, independent work, education, Federal state educational standard of higher professional education.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.