Интерактивные методы практико-ориентированного подхода в образовании
Самигулина А.В.
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры "Предпринимательское и корпоративное право"
ФГОБУ ВО "Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации"
Журнал "Образование и право", N 3, март 2017 г., с. 115-118.
Если говорить об интерактивных способах проведения занятий, то необходимо изначально выделять три группы методов обучения студентов (при условии, что каждая группа имеет свои особенности), а именно активный, пассивный и интерактивный методы.
Наиболее значимыми на сегодняшний день являются активный и интерактивный методы, так как именно они позволяют сформировать профессиональные навыки у студентов, а следовательно, являются основными методами практико-ориентированного подхода в образовании.
Если пассивный метод основан на авторитарном стиле взаимодействия, то активный метод - на демократическом стиле, а значит, активный метод - это взаимодействие преподавателя и студентов, при котором в ходе занятия они взаимодействуют друг с другом и именно студенты являются активными участниками занятия, а не пассивными слушателями. Интерактивный метод иногда понимается как синоним активного, но, на наш взгляд, между ними нельзя поставить знак равенства. Интерактивный метод основан на взаимодействии со всеми участниками обучения, на построении диалогового режима между ними и обязательно на погружении в практический аспект рассматриваемой темы. Данные методы имеют общие положения, но в то же время и различия. Именно поэтому можно сказать, что современной формой активного метода в практико-ориентированном подходе к образованию является интерактивный метод ("inter" - взаимный, "act" - действовать) [5].
В отличие от активного метода, интерактивный ориентирован на доминирование активности студентов, на более широкое взаимодействие студентов друг с другом и с преподавателем. Преподаватель в интерактивном методе должен направлять студентов на достижение цели занятия и предоставлять им свободу мышления и аргументации. Именно с этой целью преподаватель должен детально разработать план проводимого занятия, основываясь на введении каких-либо интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых студенты изучат необходимый им материал. Следовательно, интерактивные упражнения и задания, которые выполняют обучающиеся, являются основными составляющими занятий, проводимых в интерактивной форме. Значение данной формы занятий состоит в том, что учащиеся с помощью упражнений не только повторяют материал, но и активно изучают новый.
Если говорить о четком планировании занятия преподавателем, то нельзя не отметить, что план необходимо составлять с учетом вида занятия, а именно изначально определять методы для проведения лекционных и семинарских занятий. В связи с этим, на наш взгляд, для лекционных занятий более удачен выбор активного метода, а для семинарских и практических - интерактивного метода.
Предлагается проведение лекций в следующих формах [2]:
а) лекция-дискуссия (преподаватель активизирует участие студентов за счет свободного обмена мнениями при изложении лекционного материала, направляет дискуссию в нужное русло для достижения цели занятия с учетом разноплановых мнений аудитории);
б) лекция-беседа (диалог между преподавателем и аудиторией; в рамках данного занятия преподаватель задает вопросы студентам для выяснения уровня осведомленности по рассматриваемой спорной проблеме и мнений студентов);
в) проблемная лекция (в рамках данной лекции идет выделение преподавателем определенных спорных и проблемных, основанных на логике, последовательно моделируемых проблемных ситуаций; преподаватель ставит проблемный вопрос перед аудиторией, который требует для своего решения применения новых знаний, или проблемную задачу, которая содержит дополнительную информацию и ориентиры поиска ее решения);
г) лекция с применением обратной связи (данное занятие основано на вопросах, которые преподаватель ставит перед аудиторией в начале и в конце занятия, при условии, что первый вопрос позволяет преподавателю понять, насколько студенты ориентируются в излагаемом материале, а вопрос в конце занятия - уяснить степень усвоения только что изложенного им материала);
д) программированная лекция-консультация (преподаватель сам составляет и задает вопросы студентам, а затем, проанализировав ответы, обсуждает неправильные).
Поскольку студенты лучше усваивают материал при наглядной форме, одним из способов донесения материала до аудитории на лекционном занятии является лекция-презентация. Лекция-презентация, будучи самостоятельной формой проведения занятий, в то же время может быть применена при любой вышеупомянутой форме проведения занятий лекционного типа. Она должна быть направлена на раскрытие сути основных вопросов лекции, на которые следует особо обратить внимание студентов. Естественно, с учетом данного фактора презентация - сегодня самый удачный способ донесения информации до аудитории. Презентация состоит из оформленных слайдов с размещенным на них текстом. Все слайды в совокупности не должны быть перегружены лишней информацией и картинками, которые могут отвлекать студентов от рассматриваемого проблемного вопроса лекции. Во время лекции-презентации преподаватель может задавать вопросы аудитории по поводу какого-либо слайда, тем самым активизируя аудиторию.
Необходимо перейти к рассмотрению занятий семинарского типа. Для данных занятий наиболее характерен интерактивный метод проведения, так как именно он позволяет сформировать у студента практико-ориентированный подход к его будущей профессии. Семинарские занятия при интерактивном методе могут проводиться в форме ролевых и деловых игр, дискуссий, игр по кейс-методу, использования тренажеров, психологических и иных тренингов, мозгового штурма, игрового судебного процесса и т.д.
На данных занятиях теоретические вопросы заменяются обсуждением научных теорий или разрешением казусов, при этом аудитория активно вовлечена в процесс познания материала. В учебном процессе необходимо использовать следующие интерактивные формы практических занятий:
1. Деловая игра. При помощи данной формы проведения занятия обучающиеся приобретают навыки применения теоретических знаний в практических ситуациях, тем самым активно развивают свое профессиональное мышление.
Игры помогают студентам сформировать такие навыки, как работа в коллективе, публичные выступления и ведение переговоров. Актуальной является игра, проводимая по кейс-методу, то есть исследование обучающимися реальных или смоделированных юридических ситуаций с последующим их разрешением. Для каждого задания можно моделировать несколько вопросов с целью повышения интереса обучающихся.
Задания, заключающиеся в анализе материалов судебной практики, имеют большую практическую значимость. Следовательно, при проведении игр по кейс-методу обучающимся необходим доступ к например к "Гаранту", с целью исследования различных подходов судов при анализе спорной ситуации и формирования собственной позиции.
Такие игры можно проводить и в маленьких, и в больших группах. Если говорить о большой группе студентов, то предлагается ее разбивка на несколько групп, которые при ответе на вопросы могут вступать в дискуссию. Игра, проводимая с использованием кейс-метода, может содержать однозначные ответы на вопросы. В этом случае студенты в итоге игры могут использовать способ самоконтроля, что исключит возможность оценки субъективного характера со стороны преподавателя.
2. Ролевая игра. Эта форма основана на воспроизведении коллективом обучающихся определенных юридических функций на основании заранее распределенных ролей. В ролевой игре имитируется поведение участников игры по заданным правилам, воссоздается социальное и предметное содержание профессиональной деятельности с помощью таких средств, как таблица, речь, документ и т.д. Методически правильно построенная игра является эффективным способом обучения технологии принятия решения.
Рассмотрим признаки ролевых игр: невозможность полной формализации ситуации; наличие участников игры, объединенных общей задачей, а именно проведением анализа обстановки и принятия решений в соответствии с ролью; наличие руководителя игры, который должен анализировать решения участников игры, информировать их о динамично меняющейся обстановке игры и ее корректировке; наличие обратной связи между предварительными и окончательными решениями участников игры.
Основными структурными элементами проводимой ролевой игры являются регламент, сценарий и игровая обстановка. Регламент игры - это общие требования к порядку ее проведения и к инструктивным материалам [3, с. 73-75]. Сценарий игры - это описание обстановки и правил проведения игры. Игровая обстановка - это поведение участников как основной инструмент ролевой игры.
3. Мозговой штурм. Этот один из методов проведения практических занятий в интерактивной форме отличается высокой эффективностью и большой творческой активностью студентов. Он может применяться в любой по численности группе студентов. При применении данного метода преподаватель формулирует проблему, а затем задает обучающимся ряд вопросов и получает на них ответы. В процессе занятия обучающиеся изыскивают варианты разрешения проблемы, которые обсуждаются в итоговой части семинара, а в результате занятия преподаватель оценивает уровень знаний обучающихся, отмечая наиболее грамотные ответы.
4. Тренинг. Тренинг довольно часто используется с целью выработки у обучающихся конкретного навыка. На наш взгляд, необходимо акцентировать внимание на том, что студенты-магистры, обучающиеся по направлению подготовки "Юриспруденция", должны быть подготовлены к такому виду своей профессиональной деятельности, как педагогическая. Следовательно, выпускник-магистр должен обладать следующими компетенциями в педагогической деятельности: управлять внеаудиторной (самостоятельной) работой, организовывать проведение педагогических исследований, преподавать на высоком уровне юридические дисциплины, эффективно осуществлять правовое воспитание. Для формирования данных компетенций у обучающегося, на наш взгляд, магистру необходимо самостоятельно провести часть практического занятия, но под обязательным контролем преподавателя. К данному занятию студент должен детально разработать план занятия и вопросы к нему, проанализировать материалы судебной практики, подобрать литературу. Магистр должен попытаться самостоятельно провести занятие, а затем ответить на вопросы аудитории, но в то же время поддерживая дисциплину в коллективе.
Для данного тренинга необходима высокая степень подготовки по избранной проблематике студента, а также формирование педагогических навыков - в этом состоит ценность проводимого тренинга.
На наш взгляд, с целью реализации практико-ориентированного подхода в образовании необходимо, чтобы в рамках учебного процесса были предусмотрены встречи обучающихся с представителями общественных и государственных организаций, зарубежных и российских компаний, мастер-классы специалистов, так как общение именно с практиками позволит студентам погрузиться в профессиональную среду, а также будет способствовать формированию представления о профессиональной деятельности.
Список литературы:
[1] Бюллетень нормативных актов органов исполнительной власти. 2010. N 26.
[2] Копытин В.Ю. Рабочая программа по курсу "Межбанковские расчеты и международные платежные системы" // http://window.edu.ru/library.
[3] Куленко Т.Н. Применение интерактивных методов преподавания предпринимательского права // Предпринимательское право и методика его преподавания: Материалы международной научно-практической конференции. М.: Юриспруденция, 2012.
[4] http://www.mon.gov.ru.
[5] wikipedia.org.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Самигулина А.В. Интерактивные методы практико-ориентированного подхода в образовании
Samigulina A.V. Interactive methods of practice-based approach to education
А.В. Самигулина - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры "Предпринимательское и корпоративное право" ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
A.V. Samigulina - candidate of legal Sciences, associate Professor, associate Professor "Business and corporate law" FGOBU the "Financial University the government of the Russian Federation"
В настоящее время с точки зрения практико-ориентированного подхода к учебному процессу предусматривается использование интерактивных форм проведения занятий (при условии, что у магистров такая форма должна занимать не менее 30% - семинары и не более 20% - лекции от всего числа аудиторных занятий). К занятиям, проводимым в интерактивной форме, относятся: разбор конкретных ситуаций, компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, диалоговый режим, психологические и иные тренинги, вузовские и межвузовские телеконференции, групповые дискуссий, результаты работы студенческих исследовательских групп, игровой судебный процесс в сочетании с самостоятельной работой для формирования и развития у студентов профессиональных качеств.
Currently, from the point of view of practice-oriented approach to educational process implies the use of interactive forms of training (provided that the masters of this form should take no less than 30% and seminars 20% lectures of the total number of classroom). For classes held in an interactive form and include: case studies, computer simulations, business and role-playing, dialogue, psychological and other trainings, University and interuniversity teleconferences, group discussions, results of student research groups, games trial in conjunction with independent work for the formation and development of students competencies.
Ключевые слова: активные формы проведения занятий, интерактивные формы проведения занятий, практико-ориентированный подход.
Keywords: active forms of training, interactive forms of training, practice-oriented approach.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.