Необходимость устранения законодательного дискриминационного подхода к спортсменам-инвалидам
Кислинская А.Д.,
аспирантка кафедры административного и
финансового права Федерального
государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального
образования "Российский экономический
университет имени Г.В. Плеханова"
Журнал "Образование и право", N 3, март 2017 г., с. 233-236.
Россия на протяжении всей олимпийской истории находится в первых рядах самого массового общественного движения современности. В 2014 г. наша страна успешно провела серию XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр. Развитие Олимпийского движения в нашей стране перешло на новую ступень, и появилась острая необходимость в новом взгляде и формировании системы правового регулирования отношений в данной сфере [1, с. 54].
По нашему мнению, комплекс нормативных правовых актов, регулирующих сферу российского спорта в целом, в юридической литературе недостаточно исследован. Следовательно, возникает необходимость в системно изложенной и прокомментированной нормативной базе, обеспечивающей и регламентирующей все направления спортивного движения, а также Олимпийского движения как отрасли с необходимым теоретическим правовым осмыслением и юридической регламентацией [2, с. 8-12]. Понятие Олимпийского движения многогранно и требует детального изучения всех его составных частей. Обращаясь к Олимпийской хартии, которая является уставом Международного олимпийского комитета, отметим, что основная цель Олимпизма заключается в том, чтобы поставить спорт на службу гармоничного развития человечества, способствовать формирования мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.
Тремя главными составляющими олимпийского движения являются: Международный олимпийский комитет (МОК), международные спортивные федерации (МФ) и национальные олимпийские комитеты (НОК), согласно Олимпийской хартии от 09.09.2013 г., ч. 2, гл. 1. Помимо трех основных сторон, составляющих Олимпийское движение, в него входят оргкомитеты по проведению Олимпийских игр (ОКОИ), национальные ассоциации, клубы и лица, являющиеся членами МФ и НОК, и, особенно, спортсмены, соблюдение интересов которых составляет основной элемент деятельности Олимпийского движения, а также судьи, рефери, тренеры и другие спортивные официальные лица и технические специалисты. В него входят и иные организации и учреждения, признанные МОК (Олимпийская хартия от 09.09.2013 г., ч. 1 п. 3).
Во всемирной общей классификации олимпийских игр существует такое понятие, как Сурдлимпийские игры, которые наряду с Олимпийскими и Паралимпийскими привлекают огромное количество участников и болельщиков со всего мира. Сурдлимпийские игры - это спортивные состязания высокого уровня, которые устраиваются для спортсменов, страдающих нарушением слуха. Такие игры до 1967 г. назывались Международными играми глухих, а до 2001 г. - Всемирными играми глухих. Отличаются они лишь тем, что в них не применяются эффекты звуковой сигнализации, такие, как хлопок сигнального пистолета или свисток судьи. Во время соревновательных испытаний спортсменам запрещено использование слуховых аппаратов и прочих приспособлений, которые способны улучшить или модифицировать слух.
Исследуя организационно-правовой аспект развития системы Сурдлимпийских игр, отметим, что в 80-90-е гг. прошлого века годы была предпринята попытка объединить Сурдлимпийские игры с Паралимпийским движением. Однако существует ряд организационных препятствий, связанных с особенностями общения со спортсменами, необходимостью размещения большого количества сурдопереводчиков и др. Надо было осознавать, что такое Сурдлимпийские игры и какие трудности могут возникнуть в процессе их организации совместно с Паралимпийским направлением.
Помимо трудностей организационного характера объединения всех видов Олимпийских игр, существуют и проблемы правового характера [3, с. 11-13]. Обратимся к следующему примеру. Определением от 13.01.2016 г. Октябрьский районный суд г. Тамбова отказал в принятии административного искового заявления о признании незаконным отказа Управления физической культуры, спорта и туризму Тамбовской области в выплате единовременной денежной суммы победителям первенства Европы среди инвалидов по слуху в греко-римской борьбе.
По нашему мнению, данное определение противоречит действующему законодательству. Анализ норм права позволяет прийти к выводу о необходимости совершенствования и развития норм права в сфере спортивного права применительно к Сурдлимпийскому движению.
Полагаем, что в правоприменительной практике следует руководствоваться следующими нормами права. Так, в п. 3 Олимпийской Хартии указано: "Олимпийское движение представляет собой согласованную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями Олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике - Олимпийских играх. Символом олимпийского движения являются пять переплетенных колец" (Олимпийская хартия от 09.09.2013 г., ч. 1, п. 3).
Таким образом, олимпийские виды спорта - это те виды спорта, которые входят в Олимпийское движение под руководством МОК.
История возникновения и развития Сурдлимпийского движения [4, с. 13] показывает, что оно входит в олимпийское движение:
- 16 августа 1924 г. руководство спортивных делегаций стран-участниц на совещании решили организовать Международный спортивный комитет глухих - МСКГ (Comite International des Sport des Sourds - CISS), основной целью которого стало основание союза всех спортивных федераций глухих и разработка их устава для основания и руководства только что появившегося соревнования. В этом же году было принято решение, что Игры должны проводиться каждые четыре года.
- В 1955 г. Международный олимпийский комитет признал МСКГ как международную федерацию с олимпийскими принципами, а через два года комитет начал менять устав, приводя его в соответствие с олимпийским.
- Решением Исполнительного Комитета МОК в мае 2001 г. Всемирные игры глухих переименованы в Дефлимпийские ("Deaflympic").
Таким образом, Сурдлимпийское движение осуществляется под руководством МОК, название игр изменяется по решению руководства МОК, данные игры проводятся под этим руководством.
В силу изложенного, Сурдлимпийские игры относятся к Олимпийским играм. Эти понятия, по нашему мнению, следует считать тождественными. Иной подход в изложенной ситуации означал бы дискриминацию по отношению к лицам, которые имеют ограниченные возможности.
Законом Тамбовской области от 06.06.2014 г. N 414-З "О государственной политике в сфере физической культуры и спорта в Тамбовской области" (принят Постановлением Тамбовской областной Думы от 30.05.2014 N 1149) установлено материальное вознаграждение лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в сфере физической культуры и спорта (ст. 10).
В качестве материального обеспечения лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в сфере физической культуры и спорта, проживающих на территории области, установлены единовременные денежные выплаты: 1 250 000 рублей - чемпионам Олимпийских Игр и их тренерам; 1 000 000 рублей - призерам Олимпийских Игр и их тренерам; 500 000 рублей - чемпионам и призерам чемпионатов мира и Европы по олимпийским видам спорта и их тренерам; 500 000 рублей - чемпионам и призерам Сурдлимпийских, Паралимпийских игр и их тренерам; 250 000 рублей - победителям и призерам первенств мира и Европы по олимпийским видам спорта и их тренерам (п. 3 ст. 10).
Таким образом, на законодательном уровне установлено поощрение и материальное вознаграждение лиц, имеющих выдающиеся достижения в спорте. При этом законодатель установил круг лиц и размер вознаграждения. Однако данный закон, по нашему мнению, носит дискриминационный характер.
В силу ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Таким образом, дискриминация в Российской Федерации запрещена.
Запрещена дискриминация и на международном уровне. Так, в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950; с изм. от 13.05.2004) установлено: "Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам" (ст. 14). Принцип равенства всех спортсменов заложен в п. 6 преамбулы Олимпийской хартии: "Любая форма дискриминации в отношении страны или лица расового, религиозного, политического характера, или по признаку пола несовместимы с принадлежностью к Олимпийскому движению". Таким образом, возникает дискриминация спортсменов с ограниченными возможностями, имеющая место в законе Тамбовской области от 06.06.2014 г. N 414-З "О государственной политике в сфере физической культуры и спорта в Тамбовской области", которая происходит из-за проблемы коллизии между российским и международным законодательством в этой сфере. В данном случае, по нашему мнению, суммы материального обеспечения спортсменов, устанавливаемые актами органов местного самоуправления, должны быть основаны на принципах Хартии Олимпийских игр.
Итак, проведенное выше исследование позволяет заключить, что представляется возможным внести изменения в административно-правовой акт - закон Тамбовской области от 06.06.2014 г. N 414-З "О государственной политике в сфере физической культуры и спорта в Тамбовской области", об установлении материального обеспечения лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в сфере физической культуры и спорта, а именно устранить различие в сумме выплат материального вознаграждения участникам Олимпиад, Паралимпиад и Сурдлимпиад и учетом этого скорректировать соответствующие статьи Закона.
Список литературы:
[1] Братановский С.Н., Майстровой В.В., Вулах М.Г. Административно-правовое регулирование организации и деятельности общественных спортивных объединений в России. Монография. Саратов, 2012.
[2] Братановский С.Н., Братановская М.С. Административно-правовое обеспечение безопасности физкультурно-спортивной деятельности // В сборнике: Современное российское право: пробелы, пути совершенствования сборник статей VIII Международной научно-практической конференции / Под ред. Г.В. Синцова, В.В. Гошуляка. 2015.
[3] Братановский С.Н. Спортивное право как отрасль российского права // Спорт: экономика, право, управление. 2009. N 4.
[4] Братановская М.С. Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кислинская А.Д. Необходимость устранения законодательного дискриминационного подхода к спортсменам-инвалидам
Kislinskaya A.D. Need of elimination legislative discrimination approach to disabled athletes
А.Д. Кислинская - аспирантка кафедры административного и финансового права Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова"
A.D. Kislinskaya - graduate student of department of the administrative and financial law of Federal state-funded educational institution higher education "Plekhanov Russian Academy of Economics"
В научной публикации исследуются вопросы правового регулирования Олимпийского движения. Выявляются различия российского и международного законодательства в сфере регулирования спортивных отношений с участием спортсменов-инвалидов. Предлагается авторская позиция, связанная с внесением изменений в спортивное законодательство.
In the scientific publication questions of legal regulation of the Olympic Movement are researched. Distinctions of the Russian and international legislation in the sphere of regulation of the sporting relations with an involvement of disabled athletes come to light. The authoring line item connected to introduction of amendments to the sporting legislation is offered.
Ключевые слова: Международный Олимпийский комитет, Сурдлимпийские игры, дискриминация, материальное вознаграждение, Олимпийское движение.
Keywords: International Olympic Committee, Paralympic games, discrimination, the material reward, Olympic Movement.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.