О целях и предмете деятельности государственных унитарных предприятий
Макарова О.А.,
доктор юридических наук, доцент кафедры
коммерческого права Санкт-Петербургского
государственного университета
Правовое положение государственных унитарных предприятий определяется Гражданским Кодексом РФ (ч. 1 Глава 4, ст.ст. 113-114, 125 ГК РФ)*(1) и принятым в соответствии с ним специальным федеральным законом ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от 14.11.2002 года N 161-ФЗ (ред. от 23.05.16) (далее - Закон N 161-ФЗ)*(2).
В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его фирменном наименовании и месте его нахождения, предмете и целях его деятельности (п. 3 ст. 113 ГК РФ).
Как следует из п. 1 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ устав унитарного предприятия должен содержать:
- полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;
- указание на место нахождения унитарного предприятия;
- цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
- сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
- наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
- порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
- перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
- иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Вместе с тем п. 6 ст. 9 Закона N 161-ФЗ предусматривает, что Устав унитарного предприятия может также содержать иные не противоречащие данному закону и иным федеральным законам положения.
В силу п. 2 ст. 49 ГК РФ унитарное предприятие, учрежденное публичным собственником обладает целевой (специальной) правоспособностью. Следовательно, унитарное предприятие вправе осуществлять только те виды деятельности, которые указаны в его уставе. Данный вывод поддерживается и в судебной практике. Так, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.08.2008 N Ф08-4972/2008 по делу N А53-2103/2008-СЗ-16 указано, что унитарные предприятия имеют специальную правоспособность: их цели, предмет, виды деятельности определяются уставом предприятия (ст. 49, п. 2 ст. 52 ГК РФ, п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Согласно Постановлению Губернатора Санкт-Петербурга от 9 ноября 2010 N 69-пг "Об утверждении перечней государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга" (с изменениями на 26.07.2016) Санкт-Петербург является учредителем 17 государственных унитарных предприятий*(3). В их уставах закреплены цели, предмет, осуществляемые ими виды деятельности. Так, основным видом деятельности ГУП "Петербургский метрополитен" является перевозка пассажиров*(4). Основными видами деятельности ГУП "ТЭК" является:
- выработка и снабжение тепловой энергией потребителей Санкт-Петербурга
- транспортировка тепла, выработанного на источниках, не принадлежащих предприятию;
- эксплуатация городских инженерных теплосистем*(5).
Государственное унитарное предприятие "Водоканал Санкт-Петербурга" обеспечивает услугами водоснабжения и канализования жителей Петербурга, а также десятки тысяч предприятий и организаций города. В ведении петербургского Водоканала находятся также городские фонтаны и общественные туалеты города. С 2012 года у Водоканала появилось новое направления деятельности - строительство и эксплуатация стационарных снегоплавильных пунктов*(6).
При этом государственные унитарные предприятия имеют социальные объекты. В частности, в состав ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" входят: филиал "Транспорт и логистика", филиал "Информационно-образовательный центр", включая музейный комплекс, медико-санитарная часть. ГУП "ТЭК" имеет загородный оздоровительный комплекс и оздоровительный лагерь для детей. ГУП "Петербургский метрополитен" оказывает услуги по досугу, а именно: по организации отдыха, по общественному питанию, медицинские услуги.
В связи с этим со стороны Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга возникли вопросы: соответствует ли наличие и использование объектов социального назначения целям деятельности унитарных предприятий? Могут ли данные виды деятельности, имеющие социальную направленность и осуществляемые государственными унитарными предприятиями, указываться в уставах таких унитарных предприятий?
Чтобы ответить на данные вопросы, представляется необходимым исследовать вопрос о соотношении понятий "предмет", "цели" и "виды" деятельности унитарного предприятия, а также соотнести данные понятия с п. 4 ст. 8 ФЗ N 161, предусматривающей случаи, в которых может быть создано унитарное предприятие.
Прежде всего, о целях унитарного предприятия. Цель - это конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс. Цель всякой коммерческой организации заключается в получении прибыли, что прямо закреплено в ст. 50 ГК РФ. Являясь коммерческими организациями, унитарные предприятия также имеют целью своей деятельности получение прибыли. Вместе с тем особенность данных коммерческих организаций заключается в том, что для их создания (учреждения) используется имущество, находящееся в собственности государства (РФ или субъекта РФ) и, передавая его в хозяйственное ведение унитарного предприятия, государство преследует свои определенные цели, указывая их как цели деятельности унитарного предприятия. Так, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2016) в целях осуществления полномочий субъекта РФ, указанных в ст. 26.2 и п. 2 ст. 26.3 (за исключением полномочий, указанных в подп. 8.1, 11.1, 42.1, 42.2, 49.2, 55.1, 56, 57, 61, 72) Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта РФ. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие функции и полномочия учредителя определяют предмет и цели деятельности указанных предприятий, утверждают их уставы, заслушивают отчеты об их деятельности, назначают и увольняют руководителей данных предприятий в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 26.11)*(7).
В Законе Санкт-Петербурга "О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях СПб и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членов) которых является СПб" от 26 апреля 2006 года (с изменениями на 23 марта 2016 года) одним из принципом создания предприятий с участием СПб является "создание предприятий и учреждений, участие СПб в организациях с участием Санкт-Петербурга в целях осуществления полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга по предметам ведения Санкт-Петербурга, определяемых Уставом Санкт-Петербурга и законами Санкт-Петербурга, по предметам совместного ведения РФ и СПб"*(8).
Иными словами, унитарные предприятия имеют целью своей деятельности не только и не столько получение прибыли, сколько достижение целей государства по поставке общественных благ и удовлетворению общественных потребностей. Причем эти цели достигаются, независимо от того, являются ли юридические лица коммерческими или некоммерческими организациями.
В частности, в литературе высказываются предположения о том, что государственные унитарные предприятия нельзя относить к коммерческим организациям, потому что они: 1) не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели; 2) не имеют права собственности на имущество; 3) действуют в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника; 4) их образование и ликвидация зависят от воли собственника*(9). Так, А.Н. Лякин пишет: "Прибыль не является целью деятельности государственных предприятий. Целью выступает безубыточная деятельность в интересах достижения общественного блага. Такой критерий трудно поддается количественной оценке"*(10).
В.К. Андреев отмечает, что "унитарное предприятие не сможет в полную силу заниматься предпринимательской деятельностью, если основные сделки по распоряжению имуществом оно будет совершать только с согласия органа государственной власти. Нарушен основной принцип предпринимательства - действовать самостоятельно, под свою полную имущественную ответственность"*(11). Деятельность унитарных предприятий направлена, скорее, не на извлечение прибыли, а на выполнение ими государственных задач в тех сферах деятельности, в которых получение прибыли вряд ли возможно (ввиду заведомой убыточности этих видов деятельности), поэтому унитарные предприятия следует считать некоммерческими организациями*(12).
Таким образом, целью деятельности государственных унитарных предприятий является не только и не столько получение прибыли, сколько достижение целей государства по удовлетворению общественных потребностей и поставке общественных благ.
Предмет деятельности - тот вещественный или идеальный продукт, ради которого осуществляется деятельность; то, на что направлена деятельность. По своей сути, предмет деятельности - это главный результат, продукт деятельности, ради которого она осуществляется. Предмет деятельности унитарного предприятия - это те работы и услуги, осуществляемые унитарным предприятиям и определяемые учредителем этого предприятия исходя из стоящих перед ним целей. Конкретные работы (услуги) составляют виды деятельности унитарного предприятия.
Таким образом, цели унитарного предприятия - поставка общественных благ, удовлетворение общественных потребностей в самом широком смысле.
Исходя из указанных целей, деятельности собственником имущества определяются предмет деятельности, т.е. те работы (услуги), которые будет выполнять унитарное предприятие. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия (п. 5 ст. 8 Закона N 161-ФЗ).
Закон N 161-ФЗ называет случаи, когда может быть создано государственное предприятие. Речь идет о тех видах деятельности, осуществление которых необходимо в силу стратегических причин (обеспечение безопасности государства), либо осуществление которых необходимо в силу социально-значимого характера (общественного интереса), но коммерческая составляющая таких видов деятельности незначительна, и частный капитал не может или не заинтересован их осуществлять.
Случаи, когда может быть создано государственное или муниципальное предприятие определены п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ. К ним относятся:
- необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
- необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
- необходимость осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
- необходимость осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
- необходимость разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
- необходимость производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
При этом п. 4 ст. 8 Закона определяет случаи создания ГУП и не ограничивает перечень видов его деятельности.
Поэтому цели и предмет деятельности унитарного предприятия должны соответствовать случаям создания унитарных предприятий, перечисленным в п. 4 ст. 8 Закона. В связи с этим в научной литературе предлагалось излагать п. 3 ст. 9 Закона N 161-ФЗ в следующей редакции: "устав унитарного предприятия должен содержать цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, соответствующие случаю его создания"*(13).
Вместе с тем термин "случай", используемый в п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ, не имеет правового содержания и значения. Представляется, что речь должна идти о целях, для достижения которых может быть создано унитарное предприятие. В частности, как следует из п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ, государственное предприятие создается в целях решения социальных задач, которые не сводятся только к реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам, а рассматриваются в широком смысле, охватывая сферу здравоохранения, образования, транспорта, культуры и спорта*(14). В связи с этим было бы целесообразным в п. 4 ст. 8 слово "в случае" заменить на слово "в целях".
Государственное унитарное предприятие является коммерческой организацией, создаваемой в определенных законом целях, может выступать в качестве субъекта права в гражданском обороте в соответствии с этими целями и предметом деятельности, определенными в уставе.
Устав унитарного предприятия может содержать любые не противоречащие Закону N 161-ФЗ и иным федеральным законам положения (п. 6 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Уставы государственных унитарных предприятий определяют цели их создания (удовлетворение общественных потребностей в результатах их деятельности и получение прибыли). Включение в их уставы деятельности по решению социальных задач (медицинская деятельность, услуги общественного питания, транспортные услуги и т.д.) соответствует случаям создания унитарного предприятия, установленным п. 4 ст. 8 ФЗ, а именно решению социальных задач.
Использование объектов социального назначения государственными унитарными предприятия ни в какой мере не нарушает правило о специальной правоспособности унитарных предприятий: они осуществляют ту деятельность, для которой они были созданы государством и в тех целях, которые собственник перед ним поставил, в том числе и в целях решения социальных задач.
Говоря о социально-значимых видах деятельности, необходимо отметить следующее. Во-первых, осуществление такой деятельности необходимо, прежде всего, для удовлетворения потребностей трудового коллектива унитарного предприятия в получении достойного медицинского обслуживания, организации досуга и отдыха работников и членов их семей. Только при предоставлении полного "социального пакета" может быть обеспечена стабильность трудового коллектива и его заинтересованность в деятельности организации. Во-вторых, имея социально-значимые объекты, унитарное предприятие может использовать их, оказывая услуги не только членам трудового коллектива, но и другим лицам, прежде всего населению, выполняя тем самым социально-значимую функцию по поставке общественных благ.
В-третьих, осуществляемые унитарными предприятиями виды социально-значимой деятельности не относятся к запрещенным, в связи с чем включение таких видов деятельности в уставы государственных унитарных предприятий не противоречит как Закону N 161-ФЗ, так и иным федеральным законам.
Среди таких законов следует назвать: ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.11 N 416-ФЗ (ред. с 01.01.17)*(15); Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"*(16); Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О связи"*(17); Федеральный закон от 17.07.1999 N 176-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О почтовой связи"*(18).
Данные законы имеют свой предмет регулирования - отношения по осуществлению деятельности в определенной сфере (в сфере водоснабжения и водоотведения, в области связи, при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом). Перечисленные законы не определяют правовое положение организаций, осуществляющих деятельность в данных сферах, в том числе не определяют и правовое положение унитарных предприятий, если они являются субъектами данной деятельности. Специальные законы устанавливают требования к таким организациям с точки зрения порядка осуществления соответствующей деятельности, а также определяют условия осуществления той или иной деятельности. Более того, специальные федеральные законы не прописывают виды деятельности унитарных предприятий исчерпывающим образом, а лишь определяют цели, принципы и способы государственного регулирования соответствующей деятельности.
Включение в уставы государственных унитарных предприятий социально-значимых видов деятельности ни в коей мере не нарушает положения специальных федеральных законов и не противоречит им, не затрагивает и не нарушает права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не ограничивает конкуренцию в этой сфере.
Вывод о том, что государственные унитарные предприятия вправе заниматься деятельностью, соответствующей случаю их создания, а именно: необходимости решения социальных задач (п. 4 ст. 8 Закона N 161-ФЗ), а также о том, что данные виды деятельности следует указать в уставах таких унитарных предприятий при внесении изменений в уставы, подкрепляется арбитражной практикой (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2009 года по делу N А69-98/09*(19)).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
*(2) Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" // Собрание законодательства РФ, 02.12.2002, N 48, ст. 4746.
*(3) http://docs.cntd.ru/document/822401506 Дата обращения: 25.02.2017.
*(4) Официальный сайт ГУП "Петербургский метрополитен" - http://www.metro.spb.ru/uslugi.html Дата обращения: 25.02.2017.
*(5) Официальный сайт ГУП "ТЭК" - http://gptek.spb.ru/about/ Дата обращения: 25.02.2017.
*(6) Официальный сайт ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" - http://www.vodokanal.spb.ru/o_kompanii/cifry_i_fakty/ Дата обращения: 25.02.2017.
*(7) Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 18.10.1999, N 42, ст. 5005.
*(8) http://gov.spb.ru/law?d&nd=537951792&nh=6 Дата обращения: 25.02.2017.
*(9) Правовое положение коммерческой организации / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2001. - С. 102-103.
*(10) Лякин А.Н. Российская приватизация и формирование национальной модели корпоративного управления. СПб., 2003. - С. 94.
*(11) Андреев В.К. Право государственной собственности в России: Учеб. пособие. М., 2004. - С. 145.
*(12) Андреев Ю.Н. Участие государства в гражданско-правовых отношениях. СПб., 2005. - С. 234; См. также: Юридические лица в гражданском праве: Юридические лица в российском гражданском праве (коммерческие и некоммерческие организации) / Отв. ред. В.Н. Литовкин, О.В. Гутников. М., 2012. - С. 523.
*(13) Оболонкова Е.В. Перспективы сохранения унитарных предприятий в действующем российском законодательстве // Журнал российского права. 2010. N 6.
*(14) См.: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // Собрание законодательства РФ, 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
*(15) Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, N 50, ст. 7358.
*(16) Собрание законодательства РФ, 12.11.2007, N 46, ст. 5555.
*(17) Собрание законодательства РФ, 14.07.2003, N 28, ст. 2895.
*(18) Собрание законодательства РФ, 19.07.1999, N 29, ст. 3697.
*(19) http://docs.pravo.ru/document/view/3678973/1020014/. Дата обращения: 25.02.2017.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Макарова О.А. О целях и предмете деятельности государственных унитарных предприятий.
The aims and subject of activity of state unitary enterprises.
О.А. Макарова - доктор юридических наук, доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета
В статье делается вывод о соответствии наличия и использования объектов социального назначения целям деятельности унитарных предприятий. Данные виды деятельности, имеющие социальную направленность и осуществляемые государственными унитарными предприятиями, могут указываться в уставах таких унитарных предприятий. Целями деятельности унитарных предприятий является не только получение прибыли, но и решение социальных задач государства. В связи с этим предлагается внесение изменений в п. 4 ст. 8 Закона о государственных предприятиях.
Ключевые слова: унитарные предприятия, закон Санкт-Петербурга, социальные задачи, общественные потребности, цели и предмет деятельности.
Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (25 апреля 2017 года, г. Москва) (под ред. д.ю.н. С.Д. Могилевского и д.ю.н. М.А. Егоровой) // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности. - М.: "Юстицинформ", 2017. - 484 с.
В настоящем сборнике представлены научные статьи по актуальным вопросам предпринимательского и корпоративного права, подготовленные по материалам выступлений участников IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом", проведенной при поддержке Московского регионального отделения Ассоциации юристов России в РАНХиГС при Президенте РФ 25 апреля 2017 года в г. Москве. В конференции приняли участие руководители и представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессорско-преподавательский состав юридических вузов (факультетов), сотрудники научно-исследовательских учреждений, практические работники, представители бизнес-сообщества.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, государственных служащих профильных министерств и ведомств, научных и практических работников, интересующихся проблемами предпринимательского и корпоративного права.
Информация об авторах сборника
1. Ананьев Андрей Геннадьевич - исполняющий обязанности заведующего кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина", кандидат юридических наук, доцент.
2. Андреев Владимир Константинович - заведующий отделом гражданско-правовых и корпоративных исследований Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН.
3. Белицкая Анна Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
4. Белых Владимир Сергеевич - директор Института права и предпринимательства ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет", заведующий кафедрой предпринимательского права, Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
5. Богданов Евгений Владимирович - профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор.
6. Борисов Олег Игоревич - аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
7. Вайпан Виктор Алексеевич - заместитель декана Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского отделения Ассоциации юристов России, главный редактор издательства "Юстицинформ", почетный юрист города Москвы, кандидат юридических наук, доцент.
8. Герасимов Олег Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮУ
9. Городов Олег Александрович - профессор кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
10. Гущин Василий Васильевич - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
11. Добровинская Алла Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
12. Долгов Сергей Геннадьевич - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
13. Дятлова Наталья Александровна - аспирант кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
14. Егорова Мария Александровна - исполняющая обязанности заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, доктор юридических наук, доцент.
15. Емелькина Ирина Александровна - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
16. Ершова Инна Владимировна - заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации.
17. Жукова Юлия Дмитриевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
18. Кабанова Ирина Евгеньевна - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.
19. Карелина Светлана Александровна - доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
20. Касымов Расул Шамильевич - старший преподаватель кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
21. Кванина Валентина Вячеславовна - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет).
22. Козлова Марина Юрьевна - Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент, кандидат юридических наук.
23. Красильникова Татьяна Константиновна - декан юридического факультета Волжского гуманитарного института (филиал Волгоградского государственного университета), доцент, кандидат юридических наук.
24. Макарова Ольга Александровна - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доцент, доктор юридических наук.
25. Морозов Сергей Юрьевич - декан юридического факультета Ульяновского государственного университета, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, профессор, доктор юридических наук.
26. Мотылькова Алиса Вадимовна - Главный государственный таможенный инспектор (по правовому обеспечению) Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону, Россия, г. Ростов-на-Дону, Кандидат юридических наук.
27. Парашук Сергей Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Магистерской программы "Конкурентное право" Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
28. Петров Дмитрий Анатольевич - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета кандидат юридических наук, доцент.
29. Попондопуло Владимир Федорович - заведующий кафедрой коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
30. Потапов Николай Александрович - к.ю.н., доцент кафедры международного частного и гражданского права международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
31. Радченко Вера Сергеевна - аспирантка кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
32. Решетникова Стефания Борисовна - юрист, адвокатский кабинет И.В. Сальникова
33. Романова Ирина Николаевна - декан юридического факультета Филиала ЧОУВО "Московский университет имени С.Ю. Витте" в г. Рязани, кандидат юридических наук.
34. Садриева Резида Равиловна - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск.
35. Самолысов Павел Валерьевич - Заместитель начальника Контрольно-инспекционного управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, доцента кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России, кандидат педагогических наук, доцент.
36. Свит Юлия Павловна - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент, к.ю.н.
37. Серова Ольга Александровна - заведующая кафедрой гражданского права и процесса Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор юридических наук, профессор.
38. Севостьянов Вадим Владимирович - Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета, Россия, г. Волжский, ассистент кафедры гражданского и арбитражного процесса.
39. Сидорова Валентина Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Правовое бюро "ФЭЛИКС".
40. Силина Елена Владимировна - д.ю.н., доцент, заведующая кафедрой предпринимательского права Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
41. Токар Ефим Яковлевич - Председатель Коллегии адвокатов "LEX" (ЗАКОН) г. Самара, Россия Кандидат юридических наук, доцент.
42. Увакина Татьяна Владимировна - Директор Юридического департамента АО "Реестр", аспирант юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национально безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
43. Ушницкий Рум Румович - ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", кандидат юридических наук.
44. Фролов Игорь Валентинович - Новосибирский юридический факультет (филиал) Томского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
45. Хабаров Сергей Александрович - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
46. Челышева Наталия Юрьевна - доцент кафедры частного права Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
47. Шапсугова Мария Дамировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Оргкомитет конференции
Могилевский С.Д. - Директор Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, декан юридического факультета имени М.М. Сперанского, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист РФ
Егорова М.А. - и.о. заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, д.ю.н., доцент
Вайпан В.А. - заместитель декана и доцент кафедры предпринимательского права Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского регионального отделения Ассоциации юристов России, Почетный юрист города Москвы, к.ю.н.
Сборник издан при поддержке Московского регионального отделения Общероссийской Общественной Организации "АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ".
Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником или оригинал-макетом в электронной форме, предоставленным первоначальным печатным публикатором, литературным агентом или автором.