Юридическая природа предпринимательской деятельности
Попондопуло В.Ф.,
доктор юридических наук, профессор,
заведующий кафедрой коммерческого права,
Санкт-Петербургского государственного университета
Силина Е.В.,
доктор юридических наук, доцент,
заведующая кафедрой предпринимательского
права Ленинградского государственного
университета им. А.С. Пушкина
Осознанная деятельность любого человека, включая лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, характеризуется такими признаками как самостоятельность, направленность на достижение желаемой цели, использование имеющихся в распоряжении лица средств, осуществление деятельности лицом на свой риск. Деятельность органов публичной власти не является самостоятельной (свободной), поскольку не основана на их собственном интересе, на возможности выбора варианта поведения; она базируется на функциональной заданности цели (определена нормативно), средств ее достижения (нормативных полномочий органов публичной власти: законодательных, исполнительных, судебных) и процедур ее осуществления (нормативных процедур: нормотворческих, административных, судебных)*(1).
С учетом признаков человеческой деятельности ее можно определить, как совокупность самостоятельных волевых действий (бездействия) человека, осуществляемых им на свой риск и направленных на достижение желаемой цели с использованием имеющихся в его распоряжении средств. Это определение имеет прикладное значение при характеристике особенностей видов человеческой деятельности.
В реальной жизни люди осуществляют различные виды деятельности, соответственно возникают различные отношения. Все эти виды деятельности и отношений характеризуются рассмотренными выше родовыми признаками человеческой деятельности и отношений обмена, а каждый вид деятельности и отношений отличается своими видовыми признаками. Так, торговый оборот как совокупность сделок, направленных на получение прибыли, является частью экономического оборота, который состоит из совокупности сделок, направленных на взаимный обмен в целях не только получения прибыли, но и иного полезного для участника оборота эффекта. В свою очередь, экономический оборот (и торговый как его часть) входит в гражданский оборот, который представляет собой совокупность всех вообще сделок, совершаемых людьми. Понятие гражданского оборота является более широким, чем понятие экономического оборота, потому что включает в свое содержание действия безвозмездные (дарение, завещание и др.), по самой природе несовместимые с экономическим оборотом*(2). Однако это не исключает характеристики таких безвозмездных действий с точки зрения общей теории человеческой деятельности как обмена существующего состояния дел человека (менее удовлетворяющего его) на другое (более удовлетворяющего его)*(3).
Юридическая деятельность также характеризуется родовыми признаками человеческой деятельности и может быть с точки зрения ее видовой характеристики самостоятельной деятельностью или сопутствующим признаком других видов деятельности. Юридическая деятельность является самостоятельным видом деятельности, когда ее основная цель является юридической, например, деятельность по оказанию юридических услуг. Этот тезис вряд ли вызовет возражения. Другое дело, юридическая характеристика предпринимательской или иной человеческой деятельности, имеющих иные основные цели. Здесь ясности меньше*(4).
Обычно юридическая деятельность определяется только как публичная деятельность компетентных организаций, направленная на решение общественных задач, "ее осуществление составляет прерогативу государственных органов. Государство обладает монополией на нее"*(5). Иначе говоря, только деятельность органов публичной власти характеризуется как юридическая, т.е. имеющая юридическую цель.
На наш взгляд, не только деятельность органов публичной власти, но и осознанная деятельность частных лиц имеет юридическую цель, сопутствующую основной цели деятельности таких лиц*(6). Это следует из того, что деятельность частных лиц характеризуется такими юридическими признаками как свобода создания, изменения и прекращения прав и обязанностей, несение юридических рисков, юридическая направленность действий, использование правовых средств достижения цели. Из этого следует, что юридическая деятельность индивида может быть: а) правотворческой (выражаться в создании прав посредством заинтересованного поведения, признаваемого другими членами общества) и б) правоприменительной (выражаться в реализации прав посредством собственных действий, признаваемых другими членами общества). Так, совершая сделки (волевые акты), индивид создает для себя права, реализация которых также осуществляется его распорядительными действиями (волевыми актами). Юридические лица также совершают сделки и реализуют их содержание, принимают различные локальные акты (положения, регламенты и п.) и применяют их в ходе своей деятельности. Индивиды и юридические лица прибегают в необходимых случаях к самозащите своих прав (ст. 14 ГК РФ), либо к услугам третейских судов, не являющихся государственными судебными органами, но осуществляющих частную юридическую деятельность.
Деятельность органов публичной власти не является правовой в строгом смысле этого слова, поскольку она не свободна, осуществляется на основе предписанных правил поведения - норм законодательства. Такая деятельность нормативна. Соответственно, выделяются и виды нормативной деятельности публичных институтов общества: нормотворческая деятельность (разработка и принятие законодательных и иных нормативных актов), исполнительно-распорядительная деятельность (организация исполнения законов и иных нормативных актов) и процедурно-процессуальная деятельность (разрешение общественных конфликтов на основе законов и иных нормативных актов посредством административных процедур или судопроизводства).
Нельзя согласиться также с тем, что специфика правоприменительной деятельности "всегда связана с юридической профессией"*(7). Дело в том, что человеческая деятельность в обществе осуществляется в юридических формах независимо от того, используют ли люди познания юристов или не используют их. Например, предприниматели, исходя из своих интересов и учитывая требования норм законодательства, занимаются не только деятельностью по производству товаров (работ, услуг), но и правовой работой, т.е. юридической деятельностью, реализуемой в процессе предпринимательства и направленной на повышение ее эффективности (договорной работой, претензионно-исковой работой и т.д.). При этом предприниматель может осуществлять юридическую деятельность как с помощью юристов, привлекаемых по трудовому или гражданско-правовому договору, так и самостоятельно, т.е. без привлечения специалистов, обладающих юридическими знаниями. Это вполне законно и соответствует положению о том, что предпринимательская деятельность, как, впрочем, и любая иная свободная деятельность индивидов, осуществляется лицом самостоятельно и на свой риск (ст. 2 ГК РФ)*(8).
Таким образом, деятельность частных лиц имеет юридической характер, поскольку частные лица осуществляют юридически значимые действия (разумеется, учитывая требования норм законодательства), а деятельность публичных институтов общества (законодательных органов, административных органов, судебных органов) является нормативной деятельностью, поскольку должна соответствовать требованиям норм законодательства. Юридическая деятельность пронизывает повседневную жизнь частных лиц, которые совершая сделки и другие юридически значимые действия, самостоятельно формируют свои субъективные права и юридические обязанности, независимо от их нормативного опосредования. В этом смысле юридическая деятельность - это деятельность частного лица, поскольку она непосредственно влечет юридические последствия.
Как юридическая деятельность, так и нормативная деятельность, характеризуются своими содержанием и формами. Их содержание проявляется в совокупности свойств внутренних элементов и процессов, образующих эти виды деятельности. При этом юридическая деятельность - это совокупность заинтересованных действий индивидов, порождающих правовые последствия, т.е. их связанность правами и обязанностями. Нормативная деятельность публичных органов - это совокупность действий, предписанных им нормой и обеспечивающих нормальную реализацию прав и свобод индивидов, а также (с учетом иерархии политических институтов общества) - нормальную реализацию функций и полномочий органов публичной власти.
Формы и юридической, и нормативной деятельности выражаются во внешнем выражении содержания этих видов деятельности, соответственно в правовых актах, в которых проявляются согласованные действия индивидов (сделках, актах самозащиты, решениях третейских судов и т.п.), и нормативных и основанных на них индивидуальных актах органов публичной власти (нормативных, административных, судебных актах и пр.).
Содержание юридической и нормативной деятельности играет определяющую роль, оно порождает свойственную таким видам деятельности форму. Однако форма может весьма активно воздействовать на содержание. Например, нарушение согласованного индивидами порядка заключения договора может сорвать его заключение или даже повлечь ответственность того лица, которое нарушило порядок заключения договора, в форме возмещения им убытков другой стороне переговоров. Нарушение процедурно-процессуальных требований, предусмотренных нормативным актом, также может повлечь отмену вынесенного органом публичной власти решения.
В процессе развития общества происходит дифференциация и обособление определенных видов юридической и нормативной деятельности, что способствует упорядоченному описанию и объяснению существующего их разнообразия, позволяет глубже и обстоятельнее выявить природу, основные свойства, элементы содержания и формы, закономерности обособления, развития и функционирования конкретных их разновидностей.
Обычно, не разделяя деятельность, имеющую юридическое значение на собственно юридическую и нормативную деятельность, выделяют такие ее виды как правотворческая и правоприменительная деятельность*(9), которые характеризуются спецификой их субъектов, содержания, внутренних и внешних форм, функций и других аспектов.
Юридическая значимость действий людей, являясь свойством человеческой деятельности, предполагает, что деление на юридическую деятельность частных лиц и нормативную деятельность органов публичной власти необходимо проводить, основываясь на общих представлениях о понятии и характере человеческой деятельности. Как уже указывалось, деятельность частных лиц является свободной деятельностью, основанной на собственном интересе лица, а деятельность органов публичной власти - не является свободной деятельностью. Это деление является определяющим для характеристики общества и роли государства в нем. Это деление является также определяющим для характеристики юридической деятельности частных лиц и нормативной деятельности органов публичной власти.
Юридическая деятельность частного лица является свободной, поскольку она основана на собственном интересе лица, свободе его воли, возможности выбора цели, средств ее достижения и порядка ее осуществления. В п. 2 ст. 1 ГК РФ закреплено, что граждане (физические лица) и юридические лица, включая предпринимателей, приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. В ст. 2 ГК РФ также определено, что предпринимательская деятельность является самостоятельной деятельностью, осуществляемой предпринимателем на свой риск, который может выражаться не только в позитивных или негативных экономических, но и юридических последствиях деятельности предпринимателя.
Нормативная деятельность органов публичной власти не является свободной, поскольку не основана на собственном интересе органов публичной власти, на свободе их выбора; она базируется на функциональной заданности цели (определена нормативно), средств ее достижения (нормативных полномочий органов публичной власти: законодательных, исполнительных, судебных) и процедур ее осуществления (нормативных процедур: нормотворческих, административных, судебных). Нормативная деятельность публичных органов власти появляется как результат потребности общества в его защите*(10). Исходя из потребностей общества, создаются определенные органы публичной власти, осуществляющие определенные методы власти, и соответственно выделяются виды публичной деятельности: нормотворческая деятельность (законодательная) и нормоприменительная деятельность (административная и судебная).
Нормотворческая публичная деятельность составляет один из основных элементов механизма нормативного регулирования, выступает основой для нормоприменительной административной и судебной деятельности, поскольку качество нормотворческой деятельности в значительной мере предопределяет эффективность нормоприменительной деятельности.
По поводу понятия нормотворчества, обычно именуемого в российской литературе правотворчеством, существуют разные точки зрения. Так, С.С. Алексеев рассматривает его как объективно обусловленную, завершающую процесс формирования права государственную деятельность, в которой воля господствующего класса возводится в закон, в юридические нормы*(11). В приведенном определении речь идет не о правотворчестве, а о нормотворчестве различных органов публичной власти. Правотворчество - это деятельность частных лиц, направленная на создание, изменение или прекращение их прав и обязанностей, например, заключая договор стороны, создают для себя права и обязанности, которые затем исполняют. При этом, они учитывают требования, содержащиеся в нормах, издаваемых органами публичной власти. Нормотворческая же деятельность - это деятельность публичных органов власти, осуществляемая ими в рамках определенных процедур и направленная на создание, изменение и прекращение норм (правил поведения в обществе). Нормотворческую деятельность осуществляют органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти, если они наделены соответствующими полномочиями.
Нормоприменительная публичная деятельность проявляется в таких основных формах, как административная деятельность и судебная деятельность. Нормоприменительную публичную деятельность необходимо отличать от правоприменительной деятельности.
Так, в юридической литературе отмечается, что применение права присоединяется к процессу правового регулирования на заключительной стадии*(12); правоприменительная деятельность связана с правотворческой деятельностью, вытекает из нее, является ее продолжением*(13). Очевидно, в приведенных положениях речь идет не о правоприменительной деятельности частных лиц, а о нормоприменительной деятельности органов публичной власти. Правоприменение - это деятельность частных лиц, направленная на реализацию своих прав и обязанностей с учетом требований норм, издаваемых органами публичной власти. В необходимых случаях частные лица прибегают к защите своих прав к услугам государства, его административных и судебных органов.
Так, для приобретения права собственности на недвижимое имущество необходимы не только согласованные волевые акты частных лиц (например, договор купли-продажи), но и акт государственной регистрации права на недвижимое имущество, т.е. осуществление нормоприменительной деятельности органа публичной власти. В случае возникновения спора, он может быть разрешен как в частном порядке (например, посредством третейского разбирательства о признании права собственности на объект недвижимости), так и в публичном порядке государственным судом, который проверяет и устанавливает наличие или отсутствие конкретных фактов, имеющих юридическое значение; изымает вещь из чужого незаконного владения; применяет меры юридической ответственности и т.д. Такие нормативные возможности отражены в ст. 11 ГК РФ, предусматривающей, что защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной законодательством, судом, арбитражным судом или третейским судом. В случаях, предусмотренных законом, защита гражданских прав может осуществляться также в административном порядке. При этом решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Нормоприменительная же деятельность - это деятельность органов публичной власти, осуществляемая ими в рамках определенных процедур и направленная на обеспечение нормальной реализации права. В зависимости от общественных потребностей, системы органов публичной власти и других критериев классификации публичной нормоприменительной деятельности выделяется множество ее разнообразных видов и форм.
Важнейшими видами нормоприменительной деятельности являются административная и судебная деятельность, сходство которых как раз и проявляется в том, что административные органы и суды применяют нормы законодательства. Разрешая конкретные административные или судебные дела, административные органы и суды устанавливают наличие или отсутствие субъективных прав и юридических обязанностей участников спорных правоотношений, осуществляют защиту их прав.
Формами нормоприменительной деятельности выступают соответствующие административные (материальные) процедуры и судебные (процессуальные) процедуры, предусмотренные соответственно административным и процессуальным законодательством. В степени нормативной регламентации указанных процедур заключается существенное различие административной и судебной нормоприменительной деятельности. Кроме того, решения административных органов могут быть проверены с точки зрения их законности и обоснованности в судебном порядке.
Нормативная процедура (административная и судебная), являясь разновидностью социальных процедур, отличается тем, что она урегулирована нормами законодательства и направлена на достижение результата, имеющего юридическое значение. Решение юридического дела как заключительная стадия нормоприменительной деятельности имеет внешнюю форму выражения в виде письменного акта-документа - административного или судебного акта, обязательного для субъектов, в отношении которых он вынесен*(14).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб. 1994. - С. 3-7.
*(2) См.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. В 4 т. Т. 1. СПб. 1908. - С. 5.
*(3) В юридической литературе советского периода вопрос о соотношении понятий гражданского, экономического, торгового оборота был весьма запутанным, что явилось следствием смешения содержания этих явлений и опосредующих их социальных (в том числе юридических) форм (См.: Красавчиков О.А. Советский гражданский оборот (понятия и основные звенья) // опросы гражданского, трудового права и гражданского процесса / Под ред. О.А. Красавчикова. Т. 5. М., 1957. - С. 3-12; Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР. 2 ч. 4.1. П., 1975. - С. 66-67; Покровский Б.В. Сулейменов М.К., Наменгенов К.Н. Правоотношения производственных объединений и предприятий в сфере хозяйственного оборота. Алма-Ата. 1985. - С. 5-17).
*(4) В юридической литературе не без оснований отмечается, что "в правоведении по сути отсутствует общая теория юридической деятельности" (См.: Карташов В.Н. Юридическая деятельность: проблемы теории и методологии. Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 1990. - С. 1; Арзамасов Ю.Г. Природа юридической деятельности / Ленинградский юридический журнал. 2007. N 3. - С. 33), что деятельностный подход еще недостаточно востребован при исследовании юридической проблематики (См., напр.: Павлушина А.А. Теория юридического процесса: итоги, проблемы, перспективы развития. Самара. 2005. - С. 43, 54).
*(5) См. например: Чуфаровский Ю.В. Юридическая деятельность: понятие и структура, ее ценность и значимость // Юрист. 1999. N 4. - С. 13; Правоприменение в советском государстве / Отв. Ред. И.Н. Кузнецов, И.С. Самощенко. М., 1985. - С. 18.
*(6) Некоторые авторы отчасти учитывают такое различие, указывая, что классификация юридической деятельности по субъектам осуществления приводит к ее членению на две большие сферы: юридическая деятельность государства и юридическая деятельность граждан и иных членов гражданского общества (См.: Сырых В.М. Социология права. М., 2001. - С. 177-178).
*(7) Леушин В.И. Юридическая практика в системе социалистических общественных отношений. Красноярск. 1987. - С. 82-83.
*(8) Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. 4-е изд. М., 2008 надо 2015. - С. 64.
*(9) Выделяют и иные виды такой деятельности (См.: Теория юридического процесса / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков. 1985. - С. 7; Карташов В.Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов. 1989. - С. 80-101; Беляев В.П. О классификации юридической деятельности // Ленинградский юридический журнал. 2005. N 3. - С. 185.
*(10) См.: Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб. 1994. - С. 33-34; Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. - С. 55.
*(11) Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1981. Т. 1. - С. 308. См., также: Беляев В.П. О классификации юридической деятельности // Ленинградский юридический журнал. 2005. N 3. - С. 178-179; Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996. - С. 4; Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001. - С. 412.
*(12) Алексеев С.С. Теория права. Харьков. 1994. - С. 176. См. также: Сапун В.А. Правоприменительная деятельность: особенности и структура // Ленинградский юридический журнал. 2005. N 3. - С. 185-186.
*(13) Горшенев В.М., Дюрягин И.Я. Правоприменительная деятельность // Советское государство и право. 1969. N 5. - С. 26; Явич Л.С. Общая теория права. Л., 1971. - С. 201; Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск. 1973. - С. 8-10.
*(14) См., подробнее: Слепченко Е.В. Гражданское судопроизводство: проблемы единства и дифференциации. СПб, 2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Попондопуло В.Ф., Силина Е.В. Юридическая природа предпринимательской деятельности
В.Ф. Попондопуло - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права, Санкт-Петербургского государственного университета
Е.В. Силина - доктор юридических наук, доцент, заведующая кафедрой предпринимательского права Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина
Сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (25 апреля 2017 года, г. Москва) (под ред. д.ю.н. С.Д. Могилевского и д.ю.н. М.А. Егоровой) // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности. - М.: "Юстицинформ", 2017. - 484 с.
В настоящем сборнике представлены научные статьи по актуальным вопросам предпринимательского и корпоративного права, подготовленные по материалам выступлений участников IV Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом", проведенной при поддержке Московского регионального отделения Ассоциации юристов России в РАНХиГС при Президенте РФ 25 апреля 2017 года в г. Москве. В конференции приняли участие руководители и представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессорско-преподавательский состав юридических вузов (факультетов), сотрудники научно-исследовательских учреждений, практические работники, представители бизнес-сообщества.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, государственных служащих профильных министерств и ведомств, научных и практических работников, интересующихся проблемами предпринимательского и корпоративного права.
Информация об авторах сборника
1. Ананьев Андрей Геннадьевич - исполняющий обязанности заведующего кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина", кандидат юридических наук, доцент.
2. Андреев Владимир Константинович - заведующий отделом гражданско-правовых и корпоративных исследований Российского государственного университета правосудия, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права МГЮА имени О.Е. Кутафина, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАЕН.
3. Белицкая Анна Викторовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
4. Белых Владимир Сергеевич - директор Института права и предпринимательства ФГБОУ ВО "Уральский государственный юридический университет", заведующий кафедрой предпринимательского права, Заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
5. Богданов Евгений Владимирович - профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор.
6. Борисов Олег Игоревич - аспирант кафедры предпринимательского и корпоративного права Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
7. Вайпан Виктор Алексеевич - заместитель декана Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского отделения Ассоциации юристов России, главный редактор издательства "Юстицинформ", почетный юрист города Москвы, кандидат юридических наук, доцент.
8. Герасимов Олег Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права УрГЮУ
9. Городов Олег Александрович - профессор кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доктор юридических наук, профессор.
10. Гущин Василий Васильевич - доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
11. Добровинская Алла Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета Юстиции (РПА Минюста России).
12. Долгов Сергей Геннадьевич - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент.
13. Дятлова Наталья Александровна - аспирант кафедры коммерческого права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
14. Егорова Мария Александровна - исполняющая обязанности заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по безопасности предпринимательской деятельности, доктор юридических наук, доцент.
15. Емелькина Ирина Александровна - доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
16. Ершова Инна Владимировна - заведующая кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации.
17. Жукова Юлия Дмитриевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики".
18. Кабанова Ирина Евгеньевна - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Центра поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.
19. Карелина Светлана Александровна - доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского права Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
20. Касымов Расул Шамильевич - старший преподаватель кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
21. Кванина Валентина Вячеславовна - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет).
22. Козлова Марина Юрьевна - Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доцент, кандидат юридических наук.
23. Красильникова Татьяна Константиновна - декан юридического факультета Волжского гуманитарного института (филиал Волгоградского государственного университета), доцент, кандидат юридических наук.
24. Макарова Ольга Александровна - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, доцент, доктор юридических наук.
25. Морозов Сергей Юрьевич - декан юридического факультета Ульяновского государственного университета, заведующий кафедрой гражданского права и процесса, профессор, доктор юридических наук.
26. Мотылькова Алиса Вадимовна - Главный государственный таможенный инспектор (по правовому обеспечению) Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону, Россия, г. Ростов-на-Дону, Кандидат юридических наук.
27. Парашук Сергей Анатольевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, руководитель Магистерской программы "Конкурентное право" Юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
28. Петров Дмитрий Анатольевич - доцент кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета кандидат юридических наук, доцент.
29. Попондопуло Владимир Федорович - заведующий кафедрой коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета, заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор.
30. Потапов Николай Александрович - к.ю.н., доцент кафедры международного частного и гражданского права международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
31. Радченко Вера Сергеевна - аспирантка кафедры предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
32. Решетникова Стефания Борисовна - юрист, адвокатский кабинет И.В. Сальникова
33. Романова Ирина Николаевна - декан юридического факультета Филиала ЧОУВО "Московский университет имени С.Ю. Витте" в г. Рязани, кандидат юридических наук.
34. Садриева Резида Равиловна - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), г. Якутск.
35. Самолысов Павел Валерьевич - Заместитель начальника Контрольно-инспекционного управления в сфере государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы, доцента кафедры организации финансово-экономического, материально-технического и медицинского обеспечения Академии управления МВД России, кандидат педагогических наук, доцент.
36. Свит Юлия Павловна - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права, Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доцент, к.ю.н.
37. Серова Ольга Александровна - заведующая кафедрой гражданского права и процесса Балтийского федерального университета им. И. Канта, доктор юридических наук, профессор.
38. Севостьянов Вадим Владимирович - Волжский гуманитарный институт (филиал) Волгоградского государственного университета, Россия, г. Волжский, ассистент кафедры гражданского и арбитражного процесса.
39. Сидорова Валентина Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Правовое бюро "ФЭЛИКС".
40. Силина Елена Владимировна - д.ю.н., доцент, заведующая кафедрой предпринимательского права Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
41. Токар Ефим Яковлевич - Председатель Коллегии адвокатов "LEX" (ЗАКОН) г. Самара, Россия Кандидат юридических наук, доцент.
42. Увакина Татьяна Владимировна - Директор Юридического департамента АО "Реестр", аспирант юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национально безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
43. Ушницкий Рум Румович - ФГАОУ ВО "Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова", кандидат юридических наук.
44. Фролов Игорь Валентинович - Новосибирский юридический факультет (филиал) Томского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.
45. Хабаров Сергей Александрович - доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права Юридического факультета им. М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
46. Челышева Наталия Юрьевна - доцент кафедры частного права Уральского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, кандидат юридических наук.
47. Шапсугова Мария Дамировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и предпринимательского права, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Оргкомитет конференции
Могилевский С.Д. - Директор Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, декан юридического факультета имени М.М. Сперанского, д.ю.н., профессор, Заслуженный юрист РФ
Егорова М.А. - и.о. заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факультета имени М.М. Сперанского Института права и национальной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ, д.ю.н., доцент
Вайпан В.А. - заместитель декана и доцент кафедры предпринимательского права Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, заместитель Председателя Московского регионального отделения Ассоциации юристов России, Почетный юрист города Москвы, к.ю.н.
Сборник издан при поддержке Московского регионального отделения Общероссийской Общественной Организации "АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ".
Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником или оригинал-макетом в электронной форме, предоставленным первоначальным печатным публикатором, литературным агентом или автором.