Новое в правовом регулировании института размещения заказов на
поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд по федеральным законам N 53-ФЗ и N 218-ФЗ
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(1) (далее - Закон) неоднократно подвергался кардинальным изменениям. В частности, серьезные поправки были внесены Федеральными законами от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ *(2) и от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ *(3). В настоящей статье мы перечислим и попытаемся проанализировать основные преобразования*(4).
1. Уточнены понятия государственных и муниципальных нужд. Указано, что в качестве таковых теперь могут выступать не только потребности публичных образований - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, но и потребности государственных и муниципальных заказчиков, а также потребности для обеспечения функций и полномочий заказчиков (ст. 3 Закона)).
Новые редакции понятий государственных и муниципальных нужд корреспондируют с понятиями государственных и муниципальных заказчиков, в роли которых выступают не только органы власти, действующие от имени и в интересах публичных образований и своими действиями приобретающие и осуществляющие имущественные и личные неимущественные права и обязанности (ст. 125 ГК РФ), но и внебюджетные фонды и бюджетные учреждения, которые по своей сути не являются органами власти и реализуют гражданскую правосубъектность публичных образований.
Кроме того, практика давно разграничила понятие внутренней потребности государственного и муниципального заказчика и понятие потребности публичного образования, реализуемой государственными и муниципальными заказчиками. Это отчетливо видно на примере бюджетных учреждений.
В частности, Пленум ВАС РФ в своем постановлении от 22 июня 2006 г. N 24, основываясь на действующей в тот момент редакции ст. 71 Бюджетного кодекса (БК) РФ, указал, что если бюджетные учреждения приобретают для собственных нужд товары, работы и услуги на сумму, не превышающую 200 000 руб., то эти сделки должны осуществляться на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, предусмотренными ГК РФ, и не подпадают под регулирование Закона*(5). В настоящий момент это расхождение между Законом и ст. 71 БК РФ устранено. Теперь бюджетные учреждения вправе закупать товары, работы, услуги на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами Центрального банка РФ, что соответствует принципу Закона.
2. Уточнено понятие государственных и муниципальных заказчиков - внебюджетных фондов. Государственный внебюджетный фонд представляет собой специальный имущественный комплекс, используемый для выполнения целевых расходных обязательств. Руководит им орган управления государственным внебюджетным фондом (управляющая компания), который и является государственным заказчиком (ч. 1 ст. 4 Закона).
3. Появилось прямое указание на форму торгов при выборе специализированной организации для размещения заказа путем проведения торгов. Торги должны проводиться в форме запроса котировок. Иными словами, законодатель установил ограничение максимальной цены контракта за подобные услуги, которые для запроса котировок ограничены 500 000 руб. (ч. 2 ст. 42 Закона).
4. Одним из принципов формирования комиссии, которой поручено размещение заказов, становится профессиональная подготовка или повышение квалификации ее членов. До октября 2006 г. требования к профессиональной подготовке членов конкурсной комиссии содержались в постановлении Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. N 1022 "О кадровом обеспечении торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд"*(6) (утратило силу с 3 октября 2006 г. согласно постановлению Правительства РФ от 13 сентября 2006 г. N 577 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам кадрового обеспечения в сфере размещения заказов"*(7)). Контроль за соответствием квалификации членов конкурсной комиссии установленным требованиям был возложен на Министерство экономического развития и торговли РФ*(8). Квалификационные требования в отношении членов комиссии и ее председателя несколько различались: председатель комиссии обязан был предварительно пройти соответствующую профессиональную переподготовку или повысить свою квалификацию, членам комиссии это было лишь рекомендовано.
Теперь подобное требование включено в ст. 7 Закона: "Заказчик, уполномоченный орган вправе включать в состав комиссии преимущественно лиц, осуществивших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд". С 1 января 2009 г. согласно тому же акту в состав комиссии в обязательном порядке будет включаться не менее чем одно лицо, осуществившее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд.
Еще одно требование к составу комиссий по торгам установлено для случаев проведения открытого конкурса на право заключения контракта на создание произведений литературы или искусства (за исключением программ для ЭВМ, баз данных), исполнения, финансирования проката или показа национального фильма. В конкурсную комиссию должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства - их должно быть не менее половины от общего числа членов комиссии (ч. 3.1 ст. 7 Закона).
5. В случае отказа государственного или муниципального заказчика от заключения государственного или муниципального контракта с победителем конкурса или аукциона комиссией в срок не позднее дня, следующего после дня установления фактов, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, о таком отказе составляется протокол. В протоколе должны содержаться сведения о месте, дате и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты.
Появилось новое основание для отказа заказчика от заключения контракта с победителем - "наличие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности" (п. 5 ч. 3 ст. 9 Закона).
Причем это основание полностью корреспондирует существующему аналогичному обязательному требованию к участникам размещения заказа (п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона) и является его логическим продолжением.
6. Одним из принципов заключения государственных и муниципальных контрактов является невозможность изменения их основных условий в процессе исполнения. Перечень исключений из этого правила, указанных в ст. 9 Закона, был расширен. Теперь в процессе исполнения контракта возможно изменение его цены также в следующих случаях:
а) при предоставлении услуг энергоснабжения или заключении соглашения о купле-продаже электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (ч. 4.1 ст. 9 Закона);
б) когда в конкурсной документации, документации об аукционе при размещении заказа на выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг указана цена конкретных запасных частей к технике, к оборудованию, цена единицы услуги и (или) работы, предложенные лицом, с которым заключается контракт. Такая цена (расценка) является твердой и не подлежит изменению в ходе исполнения контракта - в отличие от общей цены фактического исполненного контракта, которую спрогнозировать в подобных случаях невозможно: требуемое количество и номенклатура запасных частей, объем услуг зависят от потребностей. Поэтому в договоре указывается лишь максимальная цена контракта.
Оплата указанных услуг (работ) рассчитывается на основе цены единицы услуги (работы) исходя из объема фактически оказанных услуг (выполненных работ), а также на основе цены каждой запасной части к технике, к оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых осуществлялись в ходе исполнения контракта, причем общая сумма не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в конкурсной документации, документации об аукционе (ч. 4.2 ст. 9 Закона);
в) когда регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий, цен и тарифов в области газоснабжения, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса изменяются, то заказчик при исполнении государственного или муниципального контракта обязан изменить цену такого контракта с учетом новых тарифов.
В определенных случаях возможно изменение предмета контракта в части объемов поставки, выполнения работ, оказания услуг. Так, если это предусмотрено конкурсной документацией, предмет договора в пределах 10% по согласованию с контрагентом можно изменять в ходе исполнения контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, аварийно-спасательных работ, медицинских или аудиторских услуг, при реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов (ч. 6 ст. 9 Закона). Как видим, поставка товаров, выполнение строительных и иных работ в перечень не вошли.
В отношении поставки товаров теперь будет действовать правило, согласно которому при заключении государственного или муниципального контракта заказчик по согласованию с контрагентом вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или аукциона (ч. 6.5 ст. 9 Закона).
В то же время до 1 января 2009 г., если это ранее было предусмотрено документацией об аукционе, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительных работах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом. При выполнении дополнительных работ заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% цены контракта; при сокращении потребности в выполнении таких работ заказчик обязан соответственно изменить цену контракта (ч. 10 ст. 65 Закона).
7. Законом для обозначения замены заказчика как стороны в контракте вводится особый термин - "перемена". При перемене права и обязанности прежнего заказчика полностью переходят к новому (ч. 6.6 ст. 9 Закона). По своей сути перемена представляет собой специальный случай замены основного кредитора в обязательстве (ст. 382 ГК РФ) с одновременной заменой дополнительного должника (ст. 391 ГК РФ). В отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) перемена невозможна.
8. Проблема проверки качества поставляемых товаров при размещении заказов на поставки для государственных и муниципальных нужд может быть разрешена посредством экспертизы. Заказчик вправе привлекать экспертов в порядке, установленном Законом (ч. 12 ст. 9). Можно предположить, что, исходя из принципа полного возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ), в случае ненадлежащей поставки, ненадлежащего выполнения работ, оказания услуг расходы на проведение экспертизы будут возложены на поставщика (подрядчика, исполнителя).
9. Важнейшим принципом размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд была невозможность установления иных, нежели установленные законом (ст. 11 Закона), требований к участникам размещения заказа. Это правило способствует развитию конкуренции, препятствует введению незаконных ограничений, минимизирует возможные коррупционные действия.
Теперь законодателем предоставлена возможность установить дополнительное требование к лицам, желающим получить заказ на работы в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства путем участия в аукционе, если начальная (максимальная) цена контракта составляет 50 млн руб. и более. Критерием может стать выполнение участниками за последние пять лет заказов стоимостью не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, в отношении которого проводится аукцион (ч. 2.1 ст. 11 Закона).
10. Государственный или муниципальный контракт заключается всегда с одним лицом - победителем размещения заказа. Однако в случае размещения заказов на поставку технических средств реабилитации инвалидов, на оказание услуг в сфере образования или услуг, связанных с санаторно-курортным лечением и оздоровлением, для государственных или муниципальных нужд можно заключить контракт с несколькими поставщиками (исполнителями), если это предусмотрено условиями конкурсной документации.
В последнем случае для определения цены контракта важно указание не только начальной (максимальной) цены контракта, но и начальной (максимальной) цены единицы товара, услуги. При решении вопроса о несоответствии заявки на участие в конкурсе таким требованиям не может быть принято во внимание несоответствие количества товара, объема услуг, указанных в извещении о проведении конкурса, количеству товаров, объему услуг, указанным в заявке на участие в конкурсе (п. 4 ч. 1 ст. 12, п. 4.1 ч. 4 ст. 22 Закона).
Если победитель конкурса не может исполнить заказ в полном объеме, а в конкурсной документации предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками, заказчик вправе подписать соглашение с теми участниками, чьим заявкам на участие в конкурсе присвоены следующие порядковые номера в порядке возрастания, в соответствии с предложенными в этих заявках условиями (цена и объем). Такие участники размещения заказа не могут отказаться от заключения государственного или муниципального контракта. При этом цена контракта не должна превышать сумму, пропорциональную цене такого контракта в зависимости от количества поставляемых товаров (объема услуг), на поставку (оказание) которых заключен контракт. Общая цена таких контрактов не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в конкурсной документации (ч. 3.1 ст. 29 Закона).
11. При размещении заказов определенными преференциями обладают субъекты малого предпринимательства, учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов (ст. 14-15 Закона).
Уточнены требования к организациям инвалидов: ранее таковыми считались организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%. Теперь под такими организациями понимаются лишь общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (ч. 2 ст. 14 Закона).
12. Отметим замену требования о публикации необходимой информации относительно размещения заказа в официальных печатных изданиях требованием поместить такие сведения в сети Интернет. Это решение отвечает основным направлениям Федеральной целевой программы "Электронная Россия" (2002-2010 годы), утвержденной постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65*(9), и позволяет сделать процесс размещения заказов более динамичным, прозрачным для всех заинтересованных лиц.
Планируется централизация информационных интернет-сайтов в сфере размещения заказов. С 1 января 2010 г. официальный сайт www.zakupki.gov.ru станет единым общефедеральным*(10) и будет содержать всю информацию о размещении заказов как для нужд Российской Федерации, так и для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (ч. 1 ст. 16 Закона).
С указанного момента из Закона будет исключена норма о том, что размещение информации о размещении заказов на официальном сайте не может заменить опубликования такой информации в официальном печатном издании, если опубликование такой информации обязательно. Подобные изменения вносятся и в другие нормы, связанные с необходимостью размещения информации в официальном печатном издании (см., напр., ст. 21 Закона).
Исключено указание на необходимость опубликования в официальном печатном издании всей информации о размещении заказов. Это изменение вступит в силу 1 января 2011 г. и будет означать полную замену опубликования информации в печатном издании размещением информации на официальном интернет-сайте.
Уже с 1 января 2008 г. при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд опубликование информации о размещении заказов в официальном печатном издании не производится (ч. 4 ст. 64 Закона), а информация размещается лишь на официальном сайте.
Для обслуживания и обеспечения функционирования официального сайта уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по результатам конкурса может привлекаться специализированная организация. Данный федеральный орган несет солидарную ответственность с такой организацией за вред, причиненный физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) этой организации в пределах полномочий, переданных ей указанным органом на основе контракта. Это правило вступает в силу с 1 января 2010 г.
13. Изменениям подверглись нормы о контроле за деятельностью, связанной с размещением заказов, и о защите участников размещения заказов.
По-новому изложена ст. 17 о контроле за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.
Сокращены меры реагирования уполномоченных органов по результатам проведения плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалоб на действия (бездействие) ответственных лиц. Теперь возможны либо выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении допущенных нарушений, либо обращение в суд с иском о признании размещенного заказа недействительным. Ранее уполномоченный орган также мог направить предложения об устранении допущенных нарушений или о замене члена комиссии.
Органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, наделяются новым правомочием - они могут истребовать необходимую информацию о размещении заказов от органов власти, заказчиков (ст. 17.1 Закона). Это требование распространяется на все виды информации, в том числе на информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну. Предоставление такой информации возможно при обязательном соблюдении требований специального законодательства: Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне"*(11), Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"*(12), постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти"*(13).
За разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну, органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и их работники несут гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность. В случае причинения вреда физическим или юридическим лицам в результате разглашения данных сведений возмещение осуществляется за счет соответствующей казны: Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (ст. 17.2 Закона).
Отметим, что обязанность предоставлять информацию не установлена в отношении участников размещения заказа.
Одним из инструментов контроля является ведение реестра государственных и муниципальных контрактов (ст. 18 Закона). В реестре должны быть отражены следующие сведения: наименование заказчика, источник финансирования и способ размещения заказа, дата проведения торгов, дата заключения контракта, предмет, цена и срок исполнения контракта, наименование, место нахождения, место жительства поставщика (исполнителя, подрядчика), идентификационный номер налогоплательщика - поставщика (исполнителя, подрядчика), данные об исполнении контракта.
Теперь в реестр государственных и муниципальных контрактов включаются сведения не только об указанных основных элементах контрактов, но и об изменении основных условий контрактов. Они должны направляться для включения в реестр в течение трех рабочих дней со дня их согласования сторонами (ч. 3 ст. 18 Закона).
Изменения затронули и порядок проведения отдельных видов торгов. Остановимся на наиболее значимых поправках.
14. Ужесточаются требования к содержанию конкурсной документации.
Ранее в порядке исключения при невозможности установить четкие требования и показатели в отношении товара конкурсная документация могла содержать указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, знаки обслуживания, и необходимости обеспечить взаимодействие таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Теперь эта возможность для конкурса исключена (ч. 3 ст. 22 Закона).
Документация об аукционе и запросе котировок может содержать подобные указания на "эквивалентность" товаров, хотя в отношении них подобные нормы претерпели некоторые изменения.
Более четким стал порядок применения критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч. 4 ст. 28 Закона). Таким критерием в первую очередь традиционно является цена контракта. Кроме нее в этой роли могут выступать: функциональные или качественные характеристики товара; расходы на его эксплуатацию; расходы на его техническое обслуживание; сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; сроки предоставления гарантии качества товаров, работ, услуг; объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг. Самостоятельным квалификационным критерием становится качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса (п. 1.1 ч. 4 ст. 28 Закона).
Чтобы обеспечить правильное применение критериев оценки, законодатель уточнил, что совокупная значимость таких критериев должна составлять 100% (ч. 2 ст. 28 Закона). Это означает, что заказчик при принятии решения о размещении заказа изначально должен определить для себя значение (вес) критериев и их соотношение.
В законе устанавливается пороговое значение следующих критериев: функциональные или качественные характеристики товара, качество работ, услуг, квалификация участника конкурса - оно не может превышать 20%. В случаях выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, оказания медицинских услуг, услуг по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, услуг специализированной организации по размещению заказа его значение не может быть более 45%.
Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством РФ, при этом должно быть предусмотрено содержание критериев, их значимость в зависимости от видов товаров, работ, услуг (ч. 7 ст. 28 Закона). К сожалению, такой порядок пока не принят.
15. Появилось справедливое уточнение относительно порядка заключения контракта с победителем - физическим лицом. Цена контракта, которая уплачивается физическому лицу, является его доходом. Поэтому с выплачиваемой физическому лицу цены, как и с иного вида дохода, должны быть удержаны 13% подоходного налога (ст. 224 Налогового кодекса (НК) РФ). По общему правилу подоходный налог удерживается организацией по месту начисления дохода и в последующем перечисляется в налоговый орган.
В целях упорядочения процедуры уплаты налоговых платежей в случае с гражданином - физическим лицом, являющимся победителем конкурса либо аукциона на размещение заказа, цена контракта теперь подлежит уменьшению на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, которые должен осуществить гражданин (ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38 Закона), иными словами на 13% подоходного налога. С учетом сказанного следует дополнить список требований к заявке на участие в конкурсе или аукционе (ч. 3 ст. 25 и ч. 2 ст. 35 Закона) требованием о предоставлении физическим лицом свидетельства об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) (п. 7 ст. 84 НК).
Именно таким образом сформулировано требование к содержанию котировочной заявки: в числе прочего она должна содержать ИНН (п. 3 ст. 44 Закона). Кроме того, ИНН физического лица, являющегося поставщиком (подрядчиком, исполнителем), отражается в реестре государственных и муниципальных контрактов.
16. Дополнительной регламентации подверглась процедура проведения закрытого конкурса и закрытого аукциона, контроль за которыми осуществляет федеральный орган, уполномоченный осуществлять контроль в сфере размещения заказов (ч. 3.2, 4.1, 4.2 ст. 30, ч. 3.1, 4.1, 4.2 ст. 39 Закона).
Заказчик, уполномоченный федерального органа исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, размещающие заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд заказчиков должны направить в указанный контрольный орган:
а) все приглашения, адресованные участникам проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона, - не позднее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе либо не позднее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
б) один экземпляр протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе либо протокол рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе и протокол рассмотрения заявок на участие в закрытом конкурсе - не позднее дня, следующего за днем подписания соответствующих протоколов;
в) один экземпляр протокола оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом конкурсе либо протокола аукциона.
Копии указанных протоколов направляются также участникам размещения заказа, подавшим заявки. Это необходимо, поскольку данные протоколы не подлежат обнародованию ни в официальном печатном издании, ни через официальный сайт в сети Интернет.
Введен открытый конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма, проведение которого во многом отличается от обычного конкурса из-за специфики предмета контракта (ст. 31.1-31.7 Закона).
17. Ужесточены требования к содержанию документации об аукционе.
В частности, в случае проведения аукциона на право заключить контракт на поставку полиграфической продукции, геральдических знаков, официальных символов, знаков отличия и различия, наград, форменной одежды, жетонов и удостоверений, сувенирной продукции документация об аукционе может содержать требование о соответствии поставляемых товаров образцу или макету товара либо изображению товара, на поставку которого размещается заказ, в трехмерном измерении (ч. 2 ст. 34 Закона).
Если ранее документация об аукционе могла содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, которые должны сопровождаться словами "или эквивалент", то теперь эта возможность оставлена лишь в отношении товарных знаков (ч. 3 ст. 34 Закона).
С 1 октября 2007 г. документация об аукционе не может содержать указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименования производителя, "если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа" (ч. 3.1 ст. 34 Закона). Если же размещается заказ на поставку печатного издания, то документация об аукционе может содержать указание на наименование печатного издания, имя автора, при этом слова "или эквивалент" не используются (ч. 3.2 ст. 34 Закона).
Как и конкурсная документация, документация об аукционе теперь может содержать в себе в числе прочего:
- общую начальную (максимальную) цену запасных частей к технике, к оборудованию в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на техническое обслуживание и (или) на ремонт техники, оборудования заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем услуг и (или) работ; начальная (максимальная) цена единицы услуги в случае, если при проведении аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт на оказание услуг связи, юридических услуг заказчик, уполномоченный орган не могут определить необходимый объем таких услуг (п. 4.1 ч. 4 ст. 22, п. 4.1 ч. 4 ст. 34 Закона);
- перечень запасных частей к технике, оборудованию с указанием начальной (максимальной) цены каждой запасной части к технике, к оборудованию в том случае, когда заранее невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию и необходимый объем работ или услуг (п. 5.1 ч. 4 ст. 22, п. 5.1 ч. 4 ст. 34 Закона);
- сведения о возможности заказчика увеличить количество поставляемого товара при заключении контракта в соответствии с возможностями, установленными законодательством (п. 8.2 ч. 4 ст. 22, п. 10 ч. 4 ст. 34 Закона).
Если документация об аукционе содержит требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, то они являются неотъемлемыми частями документации об аукционе (ч. 4.1 ст. 34 Закона). Осмотр образцов проводится через каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте, но не позднее чем за два рабочих дня до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе. Плата за осмотр образцов не взимается (ч. 5.1 ст. 34 Закона).
18. Некоторому изменению подверглась и процедура проведения аукциона.
Закреплен правовой статус аукциониста как лица, непосредственно проводящего аукцион. Аукционист выбирается из числа членов аукционной комиссии большинством голосов путем открытого голосования (ч. 5.1 ст. 37, ст. 34 Закона).
Процедура проведения аукциона включает в себя следующие этапы (ч. 5.2 ст. 37 Закона): 1) регистрация аукционной комиссией участников аукциона; 2) объявление аукциониста о начале аукциона и условиях его проведения; 3) непосредственное участие в аукционе заинтересованных лиц посредством поднятия карточек, выражающих намерение заключить контракт с учетом снижения цены контракта исходя из установленного "шага аукциона" - 5% от начальной цены контракта; 4) объявление аукционистом участника аукциона, который первым поднял карточку по предложенной цене контракта, и первого участника аукциона, который поднял карточку с учетом снижения контракта исходя из "шага аукциона"; 5) объявление аукционистом об окончании аукциона после троекратного объявления цены контракта, когда ни один из участников аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта.
Следует также учитывать, что 27 февраля 2008 г. Правительством РФ утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение которых осуществляется путем проведения аукциона*(14). Данный документ принят в развитие п. 4 ст. 10 Закона и пришел на смену прежнему Перечню от 15 мая 2007 г. Это означает, что организация размещения заказов в этих случаях в форме конкурса невозможна. Однако указанная норма не содержит запрета на иные способы размещения заказа: посредством запроса котировок, размещения заказа у единственного поставщика и др.*(15)
19. Возможна ситуация, когда при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг, связанных с открытием и ведением банковских счетов, осуществлением расчетов по этим счетам, цена контракта снижается до нуля. В этом случае проводится аукцион на продажу права заключить государственный или муниципальный контракт (продажа права на заключение договора является специфическим видом договора купли-продажи). Победителем признается лицо, которое предложило наиболее высокую цену (ч. 6.1 ст. 37 Закона). Интерес победителя в этом случае может быть продиктован возможностями аккумулирования и использования денежных средств заказчика.
20. С 1 января 2010 г. будут существенно изменены требования к порядку проведения открытого аукциона в электронной форме. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов (Министерство экономического развития и торговли РФ), отберет операторов электронных площадок - сайты в сети Интернет, на которых будут проходить электронные аукционы. Правительство РФ установит порядок отбора электронных площадок.
Оператор будет осуществлять аккредитацию участников размещения заказа, что позволит им участвовать в электронных торгах. Электронные аукционы характеризуются значительно большей оперативностью в вопросах проведения торгов, подведения итогов. Например, информация о цене контракта, информация о победителе должна размещаться на электронной площадке в течение 30 мин., аукцион будет признаваться несостоявшимся, если в течение 10 мин. с момента начала его проведения не представлено ни одного предложения о цене контракта, предусматривающего более низкую цену контракта (ст. 41 Закона, которая вступит в силу 1 января 2010 г.).
21. Корректировке подверглась процедура проведения запроса котировок.
В частности, изменено содержание котировочной заявки, из нее исключены некоторые позиции, которые уже содержатся в запросе котировки и по сути их дублируют (например, условие о месте и сроке поставки товара, выполнения работы, оказания услуги). При этом заявка дополнена некоторыми позициями, которые ранее в ней отсутствовали: теперь необходимо указать ИНН налогоплательщика и зафиксировать согласие участника исполнить контракт на условиях, указанных в извещении о проведении запроса котировок (ст. 44 Закона).
Введен новый случай заключения договора посредством котировок безотносительно к начальной (максимально возможной) цене котировки, что позволяет заключать ее на сумму более 500 000 руб.
Это возможно, во-первых, при вынесении судом определения об обеспечении иска о расторжении контракта на поставку продовольствия, средств для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения (ч. 8.2 ст. 9 Закона); во-вторых, в случае размещения заказа на поставку продовольствия, средств для оказания скорой или неотложной медицинской помощи, лекарственных средств, топлива, когда уполномоченным контрольным органом должно быть выдано предписание об отмене результатов торгов и принято решение о возможности размещения заказа на поставку таких товаров путем проведения запроса котировок (ч. 6 ст. 42 Закона). Контракт на поставку таких товаров заключается на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения торгов на право заключить контракт на поставку таких товаров. Поставляемое количество товаров не может превышать количество товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения граждан в течение этого срока.
22. Изменениям подверглись случаи заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (ст. 55 Закона), в которых разрешено не проводить торги.
В частности, при заключении контракта относительно работ или услуг, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, заказчик в обязательном порядке должен уведомить соответствующий уполномоченный контрольный орган в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта.
Необходимость срочного медицинского вмешательства приравнена к обстоятельствам непреодолимой силы, что позволяет заключить заказчику контракт с единственным источником. Срок уведомления уполномоченного контрольного органа в этом случае увеличен с одного рабочего дня до трех рабочих дней с момента заключения соответствующего контракта. В качестве обстоятельств непреодолимой силы расценивается, например, авария, акт обследования обстоятельств которой прикладывается к уведомлению.
Перечислим новые случаи заключения контракта с единственным источником:
- приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов, исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для публичных нужд в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы (п. 18 ч. 2 ст. 55 Закона);
- поставка печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если им принадлежат исключительные права на использование таких изданий (п. 19 ч. 2 ст. 55 Закона);
- посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия (п. 20 ч. 2 ст. 55 Закона);
- оказание нескольким государственным или муниципальным заказчикам услуг, связанных с участием в мероприятии, проводимом для государственных или муниципальных нужд, для чего заказчик выбрал поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с установленной законом процедурой (п. 21 ч. 2 ст. 55 Закона);
- оказание преподавательских услуг физическим лицам (п. 22 ч. 2 ст. 55 Закона);
Следует учитывать, что с 22 июля 2007 г. предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в рамках одного договора увеличен до 100 000 руб.*(16) (ранее было 60 000 руб.), что позволяет заказчикам заключать гражданско-правовые договоры или контракты с единственным источником.
23. Большие изменения произошли в вопросах административной ответственности в сфере размещения заказов. Соответствующие коррективы внесены в КоАП РФ.
В частности, значительно увеличилось количество составов административных правонарушений в сфере размещения заказов (в прежней редакции КоАП РФ их было шесть, в новой - двадцать). Увеличены размеры штрафов за административные правонарушения в сфере размещения заказов в среднем в 2-3 раза, по некоторым правонарушениям - в 5-12 раз.
Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях помимо руководителей федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, руководителей их структурных подразделений и территориальных органов, а также их заместителей теперь наделяются также руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, а также руководители их структурных подразделений и их заместители. Следует обратить внимание на то, что в этот перечень не вошли руководители органов местного самоуправления, уполномоченные осуществлять контроль в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд при размещении заказов для нужд муниципальных образований.
В таблице приводятся составы административных правонарушений в сфере размещения заказов, действующие с 1 октября 2007 г.
Норма КоАП РФ |
Субъект административной ответственности |
Административное правонарушение | Администра- тивное нака- зание |
ч. 1 ст. 7.29 |
Должностное лицо государственного или муниципаль- ного заказчика, должностное лицо уполномоченного органа* |
Принятие решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд |
Адм. штраф на должностных лиц в размере 30 000 руб. |
ч. 2 ст. 7.29 |
Должностное лицо государственного или муниципаль- ного заказчика, должностное лицо уполномоченного органа |
Принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона |
Адм. штраф на должностных лиц в размере 50 000 руб. |
ч. 3 ст. 7.30 |
Должностное лицо государственного или муниципаль- ного заказчика, должностное лицо уполномоченного органа, специа- лизированная ор- ганизация** |
Нарушение сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению; опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети Интернет такой информации с нарушением требования законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; нарушение сроков направления в уполномоченный федеральный контрольный орган*** приглашений на участие в закрытом конкурсе или аукционе, протоколов вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе, протоколов оценки и сопоставления заявок на участие в закрытом конкурсе, протоколов рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе, протоколов аукциона, а также нарушение указанными должностными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения такой документации, порядка приема заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе или заявок на участие в запросе котировок |
Адм. штраф на должностных лиц в размере 30 000 руб.; на юридичес- ких - в раз- мере 100 000 руб. |
ч. 2 ст. 7.30 |
Член конкурсной комиссии Член конкурсной или аукционной комиссии Член аукционной комиссии |
Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, порядка открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе Нарушение порядка отбора участников конкурса или участников аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт, в том числе отказ в допуске к участию в конкурсе или аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Нарушение порядка проведения аукциона. |
Адм. штраф в размере 30 000 руб. |
ч. 3 ст. 7.30 |
Должностное лицо государственного или муниципаль- ного заказчика, должностное лицо уполномоченного органа, специа- лизированная ор- ганизация, долж- ностное лицо ор- гана, уполномо- ченного на веде- ние официального сайта в сети Ин- тернет, редакция официального пе- чатного издания, оказывающая ус- луги по обслужи- ванию официаль- ного сайта в сети Интернет и обеспечению функционирования такого сайта |
Неопубликование или неразмещение на официальном сайте в сети Интернет информации о размещении заказов, подлежащей в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению |
Адм. штраф на должностных лиц в размере 50 000 руб.; на юридичес- ких - в раз- мере 500 000 руб. |
ч. 4 ст. 7.30 |
Должностное лицо государственного или муниципаль- ного заказчика, должностное лицо уполномоченного органа |
Установление не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд критериев оценки заявок на участие в конкурсе и (или) их значимости, требований к участникам размещения заказов, к размеру обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, представлению участниками размещения заказа в составе котировочной заявки, заявки на участие в конкурсе, заявки на участие в аукционе не предусмотренных законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд документов и сведений, а также включение в состав одного лота товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой |
Адм. штраф в размере 50 000 руб. |
ч. 5 ст. 7.30 |
Должностное лицо органа, уполно- моченного на ве- дение официаль- ного сайта в се- ти Интернет, ре- дакция официаль- ного печатного издания, оказы- вающая услуги по обслужива- нию официального сайта в сети Ин- тернет и обеспе- чению функциони- рования такого сайта |
Нарушение сроков опубликования в официальном печатном издании или сроков размещения на официальном сайте в сети "Интернет" информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, подлежащей в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд такому опубликованию или такому размещению, опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети "Интернет" указанной информации с нарушением требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд |
Адм. штраф на должностных лиц в размере 30 000 руб.; на юридичес- ких - в раз- мере 100 000 руб. |
ч. 6 ст. 7.30 |
Член котировоч- ной комиссии |
Отклонение котировочной заявки по основаниям, не предусмотренным законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, и (или) рассмотрение котировочной заявки, которая в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должна быть отклонена |
Адм. штраф в размере 30 000 руб. |
ч. 7 ст. 7.30 |
Член конкурсной, аукционной или котировочной ко- миссии |
Выбор победителя торгов, победителя в проведении запроса котировок с нарушением требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд |
Адм. штраф в размере 50 000 руб. |
ч. 8 ст. 7.30 |
Должностное лицо государственного или муниципаль- ного заказчика, должностное лицо уполномоченного органа |
Сокращение сроков подачи заявок на участие в конкурсе, заявок на участие в аукционе, котировочных заявок, за исключением случаев, если законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд допускается сокращение указанных сроков |
Адм. штраф в размере от 10 000 до 30 000 руб. |
ч. 9 ст. 7.30 |
Должностное лицо органа, уполно- моченного на ве- дение официаль- ного сайта в се- ти Интернет, ре- дакция официаль- ного печатного издания, оказы- вающая услуги по обслужива- нию официального сайта в сети Ин- тернет и обеспе- чению функциони- рования такого сайта |
Нарушение порядка пользования официальным сайтом в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым, организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом |
Адм. штраф в размере 10 000 руб. |
ч. 10 ст. 7.30 |
Заказчик, упол- номоченный ор- ган, оператор электронной пло- щадки Оператор элек- тронной площадки |
Нарушение порядка проведения открытого аукциона в электронной форме Нарушение порядка аккредитации участников размещения заказа |
Адм. штраф на должностных лиц в размере 50 000 руб.; на юридичес- ких - в раз- мере 300 000 руб. |
ч. 1 ст. 7.31 |
Должностное лицо органа, уполно- моченного на ве- дение официаль- ного сайта в се- ти Интернет, ре- дакция официаль- ного печатного издания, оказы- вающая услуги по обслужива- нию официального сайта в сети Ин- тернет и обеспе- чению функциони- рования такого сайта Должностное лицо государственного или муниципаль- ного заказчика Должностное лицо федерального ор- гана исполни- тельной власти, органа исполни- тельной власти субъекта Россий- ской Федерации или органа мест- ного самоуправ- ления, уполномо- ченных на ве- дение реестров государственных или муниципаль- ных контрактов, заключенных по итогам размеще- ния заказов |
Предоставление, опубликование в официальном печатном издании или размещение на официальном сайте в сети Интернет недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд Направление недостоверных сведений в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и (или) в уполномоченный федеральный контрольный орган Внесение заведомо недостоверных сведений в указанные реестры государственных или муниципальных контрактов либо реестр недобросовестных поставщиков |
Адм. штраф на должностных лиц в размере 50 000 руб.; на юридичес- ких - в раз- мере 300 000 руб. |
ч. 2 ст. 7.31 |
Должностное лицо уполномоченного федерального контрольного ор- гана |
Внесение заведомо недостоверных сведений в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, или реестр недобросовестных поставщиков |
Адм. штраф в размере 50 000 руб. |
ч. 1 ст. 7.32 |
Должностное лицо государственного или муниципаль- ного заказчика |
Заключение государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по результатам проведения торгов или проведения запроса котировок цен на товары, работы, услуги с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен на товары, работы, услуги либо условий исполнения государственного или муниципального контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд заключается государственный или муниципальный контракт |
Адм. штраф в размере 50 000 руб. |
ч. 1.1 ст. 7.32 |
Должностное лицо государственного или муниципаль- ного заказчика |
Заключение государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по результатам проведения торгов или проведения запроса котировок цен на товары, работы, услуги с нарушением объявленных условий торгов или запроса котировок цен на товары, работы, услуги либо условий исполнения государственного или муниципального контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд заключается государственный или муниципальный контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд |
Адм. штраф в размере дву- кратного раз- мера допол- нительно из- расходованных средств со- ответствующих бюджетов бюд- жетной систе- мы Российской Федерации или стоимости то- варов, работ, услуг, коли- чество, объем которых уменьшены и которые яви- лись предме- тами адм. правонаруше- ния |
ч. 1.2 ст. 7.32 |
Должностное лицо государственного или муниципаль- ного заказчика |
Нарушение сроков заключения государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд |
Адм. штраф в размере 30 000 руб. |
ч. 2 ст. 7.32 |
Должностное лицо государственного или муниципаль- ного заказчика |
Изменение условий государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе увеличение цены товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного или муниципального контракта не предусмотрена федеральным законом и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для государственных или муниципальных нужд |
Адм. штраф в размере дву- кратного раз- мера допол- нительно из- расходованных средств со- ответствующих бюджетов бюд- жетной систе- мы Российской Федерации или стоимости то- варов, работ, услуг, коли- чество, объем которых уменьшены и которые яви- лись предме- тами адм. правонаруше- ния |
ч. 7 ст. 19.5 |
Должностное ли- цо, юридическое лицо |
Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа |
Адм. штраф на должностных лиц в размере 50 000 руб.; на юридичес- ких - в раз- мере 500 000 руб. |
ст. 19.7.2 | Должностное ли- цо, юридическое лицо |
Непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, либо представление заведомо недостоверных сведений |
Адм. штраф на должност- ных лиц в размере от 10 000 до 50 000 руб.; на юри- дических лиц - в размере от 100 000 до 500 000 руб. |
* Должностное лицо уполномоченного органа - должностное лицо федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченного в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд для государственных или муниципальных заказчиков. ** Специализированная организация - юридическое лицо, привлеченное на основе договора для осуществления функций по размещению заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения торгов. *** Уполномоченный федеральный контрольный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. |
П.В. Сокол,
кандидат юрид. наук
"Законодательство", N 6, июнь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
*(2) Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2007. 25 апреля.
*(3) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4015.
*(4) Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены небольшие уточнения в две нормы рассматриваемого Закона.
*(5) Вестн. ВАС РФ. 2006. N 8.
*(6) СЗ РФ. 1998. N 36. Ст. 4521.
*(7) Там же. 2006. N 39. Ст. 4085.
*(8) См.: приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 29 декабря 2000 г. N 130 "Об утверждении положения об осуществлении контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд" (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ от 14 февраля 2001 г. N 2575) // Российская газета. 2001. 21 февраля.
*(9) СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 531.
*(10) Распоряжение Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 229-р // СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1054.
*(11) Российская газета. 1993. 21 сентября.
*(12) Там же. 2004. 5 августа.
*(13) СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3165.
*(14) Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. N 236-р "О Перечне товаров (работ, услуг), размещение которых осуществляется путем проведения аукциона" // СЗ РФ. 2008. N 9. Ст. 884.
*(15) См. также: письмо ФАС РФ от 26 сентября 2007 г. N ИА/17413 // СПС "Гарант".
*(16) Указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" // Вестн. Банка России. 2007. 11 июля.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Что включает в себя понятие государственных и муниципальных нужд? Какие требования предъявляются к составу комиссии по торгам? Как изменился порядок проведения торгов? Каковы основания для отказа заказчика от заключения контракта с победителем? В каких случаях возможно изменение цены и предмета контракта?
Новое в правовом регулировании института размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по федеральным законам N 53-ФЗ и N 218-ФЗ
Автор
П.В. Сокол - кандидат юрид. наук
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2008, N 6