О соглашениях, ограничивающих конкуренцию, и административной ответственности
С.А. Чернов,
эксперт журнала
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2017 г., с. 36-40.
Федеральным законом от 17.04.2017 N 74-ФЗ внесены изменения в ст. 14.32 "Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности" КоАП РФ. В частности, названным законом разграничена ответственность хозяйствующих субъектов за заключение ими соглашений, признаваемых картелями, недопустимых "вертикальных" соглашений, а также за совершение согласованных действий. Ранее за все эти нарушения предусматривалась единая мера ответственности.
Соглашение, признаваемое картелем
Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между организациями, осуществляющими продажу или приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к (п. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции*(1)):
установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
сокращению или прекращению производства товаров;
отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Заключение хозяйствующим субъектом картельного соглашения либо участие в нем влечет наложение административного штрафа (п. 1 ст. 14.32 КоАП РФ):
На должностных лиц | В размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет |
На юридических лиц | В размере от 3/100 до 15/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо в размере суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 000 руб. |
Недопустимые соглашения
Не допускается заключение между хозяйствующими субъектами (п. 2 ст. 14.32 КоАП РФ):
соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников.
Заключение либо участие в таких соглашениях влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 14.32 КоАП РФ):
На должностных лиц | В размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок до трех лет |
На юридических лиц | В размере от 1/10 до 1/2 начальной стоимости предмета торгов, но не более 1/25 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 000 руб. |
Кроме того, запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 Закона о защите конкуренции), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К подобным соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения (п. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции):
о навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
об экономически, технологически и иным образом необоснованном установлении хозяйствующим субъектом различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий к доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.
Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных п. 1-3 ст. 14.32 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа (п. 4 ст. 14.32 КоАП РФ):
На должностных лиц | В размере от 15 000 до 30 000 руб. |
На юридических лиц | - в размере от 1/100 до 5/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение; - в размере суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 000 руб.; - в случае если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), - в размере от 2/1 000 до 2/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 50 000 руб. |
"Вертикальные" соглашения
"Вертикальными" признаются любые соглашения, заключенные между хозяйствующими субъектами, один из которых приобретает товар, а другой предоставляет (продает) товар (п. 19 ст. 4 Закона о защите конкуренции). Запрещаются "вертикальные" соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со ст. 12 названного закона), если:
такие соглашения приводят или могут привести к установлению цены перепродажи товара, за исключением случая, если продавец определяет для покупателя максимальную цену перепродажи товара;
такими соглашениями предусмотрено обязательство покупателя не продавать товар хозяйствующего субъекта, который является конкурентом продавца. Данный запрет не распространяется на соглашения об организации покупателем продажи товаров под товарным знаком либо иным средством индивидуализации продавца или производителя.
Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого "вертикального" соглашения либо участие в нем влечет наложение административного штрафа (п. 3 ст. 14.32 КоАП РФ):
На должностных лиц | В размере от 15 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок до одного года |
На юридических лиц | - в размере от 1/100 до 5/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение; - в размере суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 100 000 руб.; - в случае если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), - в размере от 2/1 000 до 2/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 50 000 руб. |
Согласованные действия
Согласованными действиями являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий (п. 1 ст. 8 Закона о защите конкуренции):
результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.
Осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых согласованных действий влечет наложение административного штрафа (п. 6 ст. 14.32 КоАП РФ):
На должностных лиц | В размере от 10 000 до 20 000 руб. |
На юридических лиц | - от 1/100 до 3/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение; - в размере суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 50 000 руб.; - в случае если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75% совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), - от 1/1 000 до 1/100 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее 50 000 руб. |
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"