• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

О совершенствовании института мер пресечения, предусмотренного главой 13 УПК РФ (С.И. Вершинина, журнал "Журнал российского права", N 6, июнь 2017 г.)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вершинина С.И. О совершенствовании института мер пресечения, предусмотренного главой 13 УПК РФ


Vershinina S.I. Improvement of the Pre-trial Restrictions Institute Prescribed by Chapter 13 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation


С.И. Вершинина - заместитель ректора, директор Института права Тольяттинского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент


S.I. Vershinina - deputy rector - director of the Institute of Law of the Togliatti State University, candidate of legal sciences, associate professor


Изучив представленные в уголовно-процессуальной науке взгляды о сущности и целях применения мер пресечения и проанализировав уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие порядок применения мер пресечения (глава 13 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации), автор приходит к выводу о наличии явных дефектов в правовой регламентации данного института, вызванных несовершенством юридической техники и игнорированием специфики принудительных мер на различных стадиях уголовного судопроизводства и в отношении разных субъектов. Указанные дефекты приводят к неоднозначному пониманию сущности принудительной деятельности в уголовном процессе, к наличию пробелов и противоречий в правовом регулировании и в итоге - к неоправданному ограничению прав и свобод участников судопроизводства.

Решение этой проблемы связано с принятием ряда законодательных поправок, позволяющих четко и недвусмысленно обозначить цели применения мер пресечения, согласовав их с целями и задачами процессуальной деятельности на определенных этапах судопроизводства; сформулировать основания применения мер пресечения в отношении различных субъектов принуждения и с учетом специфики их процессуального статуса; закрепить причинно-следственные связи между возникновением оснований и принятием решений о применении мер принуждения.

Автор приходит к выводу о необходимости формирования на основе института мер пресечения трех институтов мер процессуального принуждения, различаемых по целям, основаниям, субъектам и порядку применения: 1) меры принуждения, применяемые к обвиняемым, подозреваемым в целях обеспечения их надлежащего поведения в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства; 2) меры принуждения, применяемые к осужденным, уклоняющимся от исполнения наказания, после вступления приговора в законную силу; 3) меры принуждения, применяемые к лицам, подлежащим выдаче по запросу иностранного государства о правовой помощи. На основе проведенного исследования предлагается авторская редакция ст. 97 УПК РФ.


Having examined the views, submitted in the criminal procedure science, about the nature and purpose of the application of preventive measures and analyzing the criminal procedure provisions regulating the order of application of preventive measures (Chapter 13 of the code), the author comes to the conclusion that there is the presence of apparent defects in the legal regulation of this institution, caused by the imperfection of legal technique and ignoring the specifics of the coercive measures at various stages of criminal proceedings and in relation to different subjects. These defects lead to ambiguous understanding of the essence of coercive action in the criminal process, the presence of gaps and contradictions in legal regulation, and ultimately, to unnecessary restriction of the rights and freedoms of participants in the proceedings.

The solution to this problem is the adoption of a number of legislative amendments that clearly and unambiguously articulate the purpose of the application of preventive measures in coordination with the goals and objectives of the remedial activities at certain stages of proceedings; identification of the basis of application of measures of restraint in respect of different subjects of coercion and with an understanding of their procedural status; securing a causal connection between the occurrence of the grounds and a decision on the application of coercive measures, etc.

As a result, the author comes to the conclusion that it is necessary to form the three institutions of the measures of procedural coercion in the criminal procedure legislation, which can be distinguished by goals, grounds, subjects and procedures for the application: 1) the coercive measure applied to the accused, the suspect in order to ensure their proper conduct during the preliminary investigation and the judicial proceedings; 2) the coercive measures applied to convicted persons, evading from execution of punishment, after the sentence comes into legal force; 3) the coercive measures applied to the persons subject to extradition at the request of a foreign state for legal assistance. On the basis of this study, the author suggests a revision of article the 97 of CPC of the RF.


Ключевые слова: уголовно-процессуальное принуждение, меры пресечения, меры принуждения, цели мер пресечения, предупреждение, пресечение, надлежащее поведение обвиняемого, исполнение приговора, выдача лица, экстрадиция.


Keywords: criminal-procedural coercion, restraint, coercion, the goals of preventive measures, prevention, suppression, proper conduct of the accused, the sentence, rendition, extradition.


О совершенствовании института мер пресечения, предусмотренного главой 13 УПК РФ


Автор


С.И. Вершинина - заместитель ректора, директор Института права Тольяттинского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент


"Журнал российского права", 2017, N 6