Методика психологического тестирования при профессиональном отборе специалистов
Б.С. Заяц,
доцент кафедры "Управление промышленной и
экологической безопасностью",
Тольяттинский государственный университет,
канд. техн. наук
Т.Ю. Фрезе,
доцент кафедры "Управление промышленной и
экологической безопасностью",
Тольяттинский государственный университет,
канд. экон. наук
Е.Н. Яговкина,
аспирант кафедры "Безопасность жизнедеятельности"
Самарский государственный технический университет
Журнал "Охрана и экономика труда", N 2, апрель-июнь 2017 г., с. 74-79.
Предложена методика психологического тестирования, которая позволяет оценить пригодность испытуемого выполняемой работе. Она может быть использована как при приеме на работу, так и работающих специалистов. Методика включает восемь видов тестов, которые позволяют оценить интеллектуальные качества испытуемого - аналитическое, пространственное и техническое мышление, кратковременную память, внимание, психологические - скорость мыслительных процессов и эмоциональную стабильность, личностные - ответственность, коммуникабельность, организаторские способности, поведение в конфликтной ситуации. Разработан порядок подачи разных видов тестов методом математического моделирования, учитывающий уровень подготовленности испытуемого и объем теста. Методика прошла апробацию в ООО "Газпром трансгаз Самара".
Профессиональный отбор (профотбор) предназначен для установления профессиональной пригодности человека выполняемой работе. При этом подлежит оценке физическое состояние человека и его психодиагностические характеристики. Физическое состояние оценивается на стадии обязательного медицинского освидетельствования, где основными оцениваемыми характеристиками являются затраты мышечной энергии, физическая и динамическая нагрузка, сила рук, острота и точность зрения, слух, координация и ряд других, необходимых для выполнения предполагаемой работы.
Интеллектуальные, психофизиологические, личностные и другие подобные характеристики оцениваются путем тестирования как при приеме на работу, так и на стадии профессиональной деятельности для установления уровня профессионально-значимых качеств [2, 3].
Оценка профессионально значимых качеств проводится в несколько этапов.
На первом с помощью метода экспертных оценок [4, 5] проводится анализ производственной деятельности. Он включает в себя следующие вопросы:
- Общие сведения о специальности.
- Основное содержание труда по специальности.
- Предметные и функциональные особенности труда по специальности.
- Условия деятельности.
- Социально-психологические факторы деятельности.
- Факторы, определяющие качество деятельности.
По результатам опроса экспертов составляются профессиографические характеристики (профессиограммы) работников рассматриваемых специальностей, а так же выявляются профессионально значимые качества, необходимые для их эффективной и безопасной производственной деятельности.
На втором этапе осуществляется выбор психодиагностических методик, позволяющих осуществить уровень развития у работающих профессионально значимых качеств.
Используемые психодиагностические методики должны отвечать следующим требованиям:
Валидность - мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам.
Надежность - мера стабильности (постоянства, устойчивости) результатов, полученных с помощью конкретной методики при повторных исследованиях, одного и того же испытуемого.
Дифференцированность - означает, что с помощью выбранного текста оценивается только определенное качество или совокупность качеств.
Были выбраны широко известные методики психологического тестирования [6].
Методика для проведения тестирования
1. "Установление закономерностей"
Методика предназначена для изучения некоторых особенностей процесса мышления (активности, сообразительности) и оперативной памяти.
Сущность задания состоит в поиске слов с определенным (заданным) порядком и количеством букв.
2. "Шкалы"
Эта методика тестирования применяется для изучения оперативной памяти. Задача обследуемых - складывать в уме по определенным схемам показания шкал приборов, рассчитывая одновременно цену деления каждой шкалы, показания стрелок на нужных приборах и сохраняя при этом в памяти сумму предыдущих шкал.
3. "Отыскивание чисел с переключением"
Эта методика тестирования предназначена для определения особенностей произвольного внимания: распределения, устойчивости, а также характеристик оперативной памяти. В методике использована таблица с числами красного (от 1 до 24) и черного (от 1 до 24) цветов, расположенными в случайном порядке. Рядом с каждым числом стоит буква. Сущность задания заключается в том, что обследуемый должен находить поочередно красные и черные числа и записывать буквы, стоящие рядом с ними, причем красные числа он отыскивает в возрастающем порядке, а черные в убывающем.
4. Оценка уровня развития технических способностей
"Тест Беннета"
Тест предназначен для того, чтобы оценивать техническое мышление человека - его умение читать чертежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать простейшие физико-технические задачи.
Испытуемый получает 70 технических рисунков с заданиями и вариантами возможных ответов, из них только один является правильным. Испытуемому необходимо выбрать ответ и указать его номер на регистрационном бланке. На всю работу над тестом отводится 25 мин. Развитость технического мышления оценивается по количеству правильно решенных за это время задач.
5. "Краткий ориентировочный тест"
Краткий ориентировочный тест (КОТ) предназначен для исследования структуры познавательных способностей. Его помощью определяется интегральный показатель "общие познавательные способности", а также способности индивида к обучению.
КОТ позволяет дать обследуемому рекомендации по коррекции тех аспектов интеллекта, недостаточное развитие которых не дает возможности правильно и быстро выполнять соответствующие задания.
6. "Шестнадцатифакторный личностный опросник Кэттелла" (16 - ФЛО)
Эта методика тестирования предназначена для определения интеллектуальных особенностей, эмоционально-волевых, коммуникативных особенностей межличностного взаимодействия, объединенных в 16 функционально связанных факторов, обуславливающих поведение человека в разнообразных ситуациях. Она представляет собой личностный опросник, разработанный Р. Кэттеллом с соавторами. Сущность исследования 16-ФЛО состоит в том, что обследуемый должен из трех предложенных в опроснике ответов выбрать тот, который наиболее полно отражает его мнение и зафиксировать этот ответ в регистрационном бланке.
7. "КОС - 1"
С помощью методики тестирования "КОС - 1" выявляются и оцениваются коммуникативные и организаторские способности человека.
Она базируется на принципе отражения и оценки испытуемыми некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемыми своего реального поведения в прошлом.
Исходя из этого принципа, создан проективный опросник.
8. "Поведение в конфликтных ситуациях"
С помощью данной методики тестирования определяется преобладающий тип поведения человека в межличностном конфликте. Выявляется склонность его к соперничеству или сотрудничеству, избеганию или приспособлению, а также компромиссному решению спорного вопроса.
Методика позволяет выявить лиц, склонных к различного рода конфликтам, сделать предложение о поведении каждого из кандидатов в условиях конфликта, спрогнозировать направленность процесса адаптации конкретной личности в новом коллективе.
Она состоит из текста, каждый из 30-ти пунктов которого предлагает испытуемому сделать альтернативный выбор ("а" или "б") между двумя утверждениями и регистрационного бланка.
Виды профессионально значимых качеств, которые оценивают эти методики, приведены в таблице 1.
Таблица 1. Психодиагностические тесты для оценки профессионально значимых качеств
N пп | Профессионально значимое качество | N психодиагностического теста |
Интеллектуальные | ||
1. | Аналитическое мышление | 1, 5 |
2 | Пространственное мышление | 5 |
3. | Техническое мышление | 4 |
4. | Кратковременная память | 3 |
5. | Внимание (распределение, переключаемость, устойчивость). | 3,5 |
Психофизиологические | ||
6. | Скорость мыслительных процессов | 1, 2, 4, 5 |
7. | Эмоциональная стабильность | 6,5 |
Личностные | ||
8. | Ответственность | 6 |
9. | Коммуникабельность | 7 |
10. | Организаторские способности | 7 |
11. | Поведение в конфликтной ситуации | 8 |
На третьем этапе проводится психодиагностическое тестирование, которое требует длительного времени. Эффект тестирования во многом зависит от порядка предъявления тестов, который определяется по специальной методике.
Каждый конкретный вид тестов оценивается набором показателей Y = (Y1,...,Ym), который зависит от набора параметров Хс элементов z, составляющих с. Для каждого показателя , указывается направление желательного изменения и допустимые пределы изменения [6].
Если необходимо увеличение (уменьшение) показателя , то такой показатель называется максимизируемым (минимизируемым) [4]. Любой максимизируемый показатель
можно преобразовать в минимизируемый положительный, например, если взять
, где
- достаточно большое число, или
. В дальнейшем будем считать, что все показатели минимизируемые и положительные.
Обычно в задачах тестирования [7] вводят допустимые значения каждого показателя , причем
, i = 1,m.
Удобно ввести нормированные показатели . Тогда, поскольку
, ограничения на значения показателей можно записать в виде
Отношение предпочтения на множестве можно выразить с помощью целевой функции F(y), которая должна удовлетворять основному требованию: если набор у' лучше набора у", то F(y')<F(y"). В случае F(у')<F(у''), то наборы у' и у'' считаются равноценными. Таким образом, целевая функция позволяет создать совершенный квазипорядок на множестве допустимых вариантов.
Общую постановку задачи выбора оптимального порядка тестирования можно разделить на две части. В первую часть входит целевая функция F(y) совместно с множеством , т.е. пара
которая определяет отношение предпочтения для всех значений у, поскольку заведомо предпочтительней
.
Во второй части общей постановки должно быть задано множество альтернативных вариантов порядка тестирования, причем для каждого варианта должны быть определены:
1) функциональные зависимости
, (3)
где - вектор параметров элементов, составляющих тест с;
2) ограничения на , вытекающие из физических или других объективных законов и определяющие область
допустимых значений
, т.е.
, (4)
Совокупность данных формул можно рассматривать как задачу отыскания вектора , доставляющего экстремальное значение целевой функции
,
,
(5)
Тогда задачу оптимизации порядка тестирования можно сформулировать как задачу отыскания подмножества М* множества М
(6)
Для каждого вида тестирования необходимо определить и зафиксировать оптимальное значение набора параметров
, а затем выбрать вариант структуры с наименьшим значением целевой функции.
Показателями Y порядка тестирования являются объем тестового материала по отдельному виду, важность этих тестов для решения главной задачи обеспечения необходимых навыков для безопасности выполнения труда, а также уровень подготовленности по этой группе тестов, т.е. желательно было бы научить его в первую очередь тем вопросам, которые имеют наибольшую важность, характеризуются минимальным объемом тестового материала, а также уровень подготовки по которым минимален.
Элементы, входящие в состав тестовой системы можно разбить на две группы:
- элементы, имеющие один параметр - важность (задачи подготовки);
- элементы, имеющие три параметра - важность, объем информации и уровень подготовленности обучаемого.
Таким образом, наименования показателей и параметров совпадают, т.е. показатели и параметры являются одноименными [8], причем важность является мультипликативным показателем, а объем информации и уровень подготовки обучаемого - аддитивными показателями.
Данные показатели преобразуются в минимизируемые и удовлетворяющие условию , где
, следующим образом:
, (7)
, (8)
, (9)
где с - вариант тестового задания;
z - элемент;
,
,
- показатели, характеризующие важность, объем информации и уровень подготовленности обучаемого соответственно;
- важность элемента z;
- объем информации, соответствующий элементу z (измеряется в байтах);
- максимально возможный объем информации для всех возможных тестовых структур;
- уровень подготовленности испытуемого, соответствующий элементу z (измеряется в байтах).
В этом случае целевая функция задается следующим выражением [9]:
, (10)
где - вес показателя
;
- вес показателя
.
Значение величин ,
задаются экспертным путем и определяют, что предпочтительнее при тестировании: изучение вопросов с минимальным объемом тестов или изучение вопросов, по которым у обучаемого минимальная подготовка, т.е. формируют порядок тестирования.
На последнем этапе производится оценка результатов тестирования, которая является составной частью каждой методики [10]. Методика в течение ряда лет используется в ООО "Газпром трансгаз Самара" и позволяет на 10-15% снизить ошибочные действия.
Литература
1. Безопасное взаимодействие человека с техническими системами: Учебное пособие / В.Л. Лапин, В.М. Попов, Ф.Н. Рыжков, В.И. Токмаков. Курск, гос. техн. ун-т Курск, 1995. - 238 с.
2. Багрецов С.А. Методы профессионального отбора специалистов. - Тверь: Триада, 2005. - 183 с.
3. Купер Д. Отбор и найм персонала: Технологии тестирования и оценки. - М.: Вершина, 2005. - 332 с.
4. Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. - М.: Экономика, 1978. - 133 с.
5. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. - М.: Статистика, 1980. - 263 с.
6. Мурадов А.В., Волохина А.Т., Глебова Е.В., Иванова М.В. Аварийность магистральных газопроводов с учетом человеческого фактора // Безопасность жизнедеятельности. - 2009, - N 12. - С. 37-40.
7. Анкундинов Г.И. Синтез структуры сложных объектов. Логико-комбинаторный подход. Л., ЛГУ, 1986. - 258 с.
8. Сидоренко Е.Н. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО "Речь", 2002. - 350 с.
9. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. - Л., 1972. - 420 с.
10. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Охрана и экономика труда"
(ежеквартальный научно-профессиональный журнал)
Издатель: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт труда" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство ПИ N ФС77-38666 от 20.01.2010 г.
Журнал специализируется на освещении вопросов создания безопасных условий и высокой культуры труда на рабочих местах, снижения профессиональных рисков, повышения эффективности научных исследований, разработок и качества обучения специалистов в области охраны и экономики труда.