Налогоплательщик - физическое лицо не получал и не хочет получать свидетельство ИНН.
Сведения о застрахованном лице (у которого отсутствует документ, подтверждающий присвоение ИНН) были включены в расчет по страховым взносам. Налоговый орган отказал в приеме расчета, при этом также было сообщено, что в этом случае сотрудник должен обязательно письменно заявить о своем нежелании присвоить ИНН в налоговый орган.
Насколько правомерны требования налогового органа?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если организация, производящая выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, предоставила расчет по страховым взносам и не указала в нем ИНН застрахованного лица, то по формальным основаниям налоговые органы могут счесть его непредоставленным и направить уведомление об этом. Тем самым плательщик после получения уведомления обязан представить расчет с исправлением указанного несоответствия.
Вместе с тем Порядок заполнения Расчета допускает отсутствие ИНН плательщика физического лица.
Процедура постановки на учет в налоговом органе на основании сведений, полученных от органов, поименованных в ст. 85 НК РФ, происходит без участия физических лиц, в отношении которых поступили сведения. НК РФ не содержит упоминания о процедуре отказа физического лица от присвоения ИНН, аннулирования его, не утвержден в соответствующем порядке документ, регламентирующий подобную процедуру. Мы полагаем, что сообщение налогового органа о письменном заявлении физлица об отказе от получения ИНН не основано на норме закона.
Обоснование позиции:
Отсутствие ИНН в расчете
В соответствии с п. 7 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов - организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, - представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Этим же пунктом прямо предусмотрено: если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода в целом по плательщику страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, не превышающих предельной величины, не соответствуют сведениям о сумме исчисленных страховых взносов на обязательное страхование по каждому застрахованному лицу за указанный период и (или) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется соответствующее уведомление (утверждено приказом ФНС России от 27.08.2014 N ММВ-7-6/443@ в редакции приказа ФНС России от 26.12.2016 N ММВ-7-6/712@).
В пятидневный срок с даты направления в электронной форме указанного уведомления (десятидневный срок с даты направления такого уведомления на бумажном носителе) плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально не представленным (абз. 3 п. 7 ст. 431 НК РФ).
Форма расчета, порядок его заполнения, а также формат представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ (далее - Расчет, Порядок, Формат и Приказ, соответственно)*(1).
Перечень разделов (подразделов), входящих в Расчет и подлежащих заполнению, приведен в п. 2.1 Порядка; непосредственно персональные данные физического лица - получателя дохода указываются в разделе 3 "Персонифицированные сведения о застрахованных лицах" (включается в состав представляемого в налоговые органы Расчета лицами, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам) (п. 2.4, а также п.п. 22.1, 22.8 Порядка).
Как следует из п.п 22.8-22.19 и содержания раздела 3 Расчета, к таким данным относятся не только ИНН физического лица, присвоенный данному физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе в установленном порядке (при наличии) (указывается в строке 060), но и СНИЛС (строка 070) в соответствии с документом, удостоверяющим личность: фамилия (строка 080), имя (строка 090), отчество (строка 100), дата рождения (строка 110), код страны, гражданином которой является физическое лицо (строка 120), цифровой код пола согласно документу, удостоверяющего личность (строка 130), код вида документа, удостоверяющего личность физического лица, и его реквизиты (строки 140 и 150), а также признак застрахованного лица в системе обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования (строках 160-180).
С учетом применяемой в настоящее время формы уведомления по предусмотренным п. 7 ст. 431 НК РФ основаниям Расчёт считается непредставленным в случае указания в нем страхователем недостоверных персональных данных, идентифицирующих застрахованных физических лиц (СНИЛС, ИНН, Фамилия, имя, отчество (при наличии)). Налоговые органы рекомендует провести актуализацию персональных данных, идентифицирующих застрахованных физических лиц, в целях корректного приема Расчета ("Особенности представления расчета по страховым взносам в налоговый орган" (Сообщение УФНС России по Пензенской области от 17.03.2017)).
На наш взгляд, отсутствие только ИНН физического лица в предоставляемом Расчете (разделе 3) не может приравниваться к указанию недостоверных персональных данных, идентифицирующих застрахованное физическое лицо. Тем более что, например, такая категория страхователей, как физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать идентификационные номера налогоплательщиков в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ (п. 7 ст. 84 НК РФ). И при заполнении Расчета в его составе они формируют лист "Сведения о физическом лице, не являющемся индивидуальным предпринимателем" (п.п. 2.3, 2.13 Порядка).
Также возможность отсутствия ИНН предусмотрена в Приложении N 3 (формат представления расчета по страховым взносам в электронной форме) к Приказу (п. 1.3 Приказа).
Так, в Таблице 4.48 "Данные о физическом лице - получателе дохода (ДанФЛПолуч)" наименованию элемента ИНН присвоен признак обязательности элемента "Н".
В п. 4 Приложения N 3 сказано, что признак обязательности элемента определяет обязательность присутствия элемента (совокупности наименования элемента и его значения) в файле обмена. Признак обязательности элемента может принимать следующие значения: "О" - наличие элемента в файле обмена обязательно; "Н" - присутствие элемента в файле обмена необязательно, то есть элемент может отсутствовать.
Допуская иную точку зрения налоговых органов, отметим: как следует из формы, значение ошибочного элемента (в рассматриваемом случае - ИНН) вместе со значением, указанным страхователем, сообщается в уведомлении (Перечень сведений к уведомлению об уточнении налоговой декларации (расчёта)).
Если спор с контролирующим органом по вопросу предоставления Расчета не входит в ближайшие планы плательщика страховых взносов, то он при устранении указанного несоответствия может использовать предоставленную в уведомлении информацию об ИНН (смотрите также материал "Отдельные вопросы представления формы СЗВ-М" (Е.П. Зобова, журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2016 г.)).
Также на сайте ФНС России в электронном сервисе "Узнай ИНН" организация может уточнить ИНН своего работника (https://service.nalog.ru/inn.do, письма Минфина России от 28.11.2016 N 03-02-07/1/70199, ФНС России от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@, письмо Ассоциации российских банков от 31.03.2017 N А-01/5-193).
Отказ физического лица от получения ИНН
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) присваивается каждому налогоплательщику и является единым по всем видам налогов и сборов на всей территории РФ (п. 7 ст. 84 НК РФ).
Обязанность состоять на учете в налоговом органе с присвоением ИНН установлена ст.ст. 83 и 84 НК РФ, в соответствии с которыми в целях проведения налогового контроля налогоплательщик - физическое лицо подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту жительства, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории РФ) на основании информации, представляемой органами, указанными в п.п. 1-6 и 8 ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору (п. 7 ст. 83 НК РФ).
Физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, предоставлено право не указывать ИНН в представляемых ими в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах (п. 7 ст. 84 НК РФ). Вместо ИНН в этом случае гражданин должен указать свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ, а именно:
- фамилия, имя, отчество;
- дата и место рождения;
- пол;
- место жительства;
- данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика;
- данные о гражданстве.
Для получения документа, подтверждающего присвоение ИНН, необходимо обратиться в любой налоговый орган, независимо от места жительства (места пребывания) лица, представив:
- заявление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2-2-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@;
- документ, удостоверяющий личность и подтверждающий регистрацию по месту жительства (п. 2 ст. 84 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ), информация ФНС России от 09.01.2017).
Пунктами 9, 10 Приказа ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика" установлены Порядок и условия присвоения физическим лицам ИНН в налоговом органе (Раздел IV). Им определено, что во избежание повторного присвоения ИНН физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, налоговый орган обязан использовать документально подтвержденные сведения, содержащиеся в ЕГРН, о наличии (отсутствии) ИНН у указанного физического лица.
При этом НК РФ не содержит упоминания о процедуре отказа физического лица от ИНН, аннулирования его, не утвержден в соответствующем порядке документ, регламентирующий подобную процедуру. На это указывается и в письме ФНС России от 13.12.2016 N БС-3-21/6186@, в котором помимо этого разъяснено следующее.
Процедура постановки на учет в налоговом органе на основании сведений, полученных от органов, поименованных в ст. 85 НК РФ, происходит без участия физических лиц, в отношении которых поступили сведения. ...ИНН фактически является номером записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков. ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных, применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков. Об этом же сказано в письме УФНС России по Московской области от 15.03.2016 N 09-12/15926@.
Как разъясняют представители налоговых органов, ликвидировать единственный присвоенный ИНН физического лица не представляется возможным, так как указанное действие не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (Вопрос: Вправе ли налоговый орган ликвидировать единственный присвоенный ИНН физического лица по причине религиозных мировоззрений этого лица?). Смотрите также материалы: Вопрос: По своим религиозным убеждениям я не хочу, чтобы налоговая инспекция присваивала мне ИНН, что мне нужно Вам предоставить? (официальный сайт УФНС РФ по Воронежской области, раздел "Помощь налогоплательщику", март 2012 г.); Вопрос: По своим религиозным убеждениям я не хочу, чтобы налоговая инспекция присваивала мне ИНН. Что мне нужно Вам предоставить? (Управление ФНС России по Краснодарскому краю, 6 декабря 2011 г.).
С учетом изложенного мы полагаем, что сообщение налогового органа о письменном заявлении физлица об отказе от получения ИНН не основано на норме закона.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Порядок сдачи отчетности плательщиками страховых взносов, производящими выплаты физическим лицам (с 1 января 2017 года);
- Энциклопедия решений. Раздел 3 Расчета по страховым взносам Персонифицированные сведения о застрахованных лицах;
- Энциклопедия решений. Постановка на учет в налоговом органе физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям;
- Энциклопедия решений. Постановка на учет в налоговом органе физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, на основании заявления;
- Энциклопедия решений. ИНН физического лица.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
29 мая 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Проверить правильность заполнения Расчета можно воспользовавшись контрольными соотношениями показателей, направленными ФНС России в письме от 13.03.2017 N БС-4-11/4371@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.