Опыт борьбы с коррупцией в Республике Грузия
М.К. Джикия,
студент 2 курса факультета международных экономических отношений
Журнал "Вестник профессиональных бухгалтеров", N 2, март-апрель 2017 г., с. 36-38.
В статье рассматриваются вопросы борьбы с коррупцией на примере Республики Грузия, имеющей положительный опыт и достижения в этой сфере. Проанализированы факторы возникновения коррупции: фундаментальные, правовые, организационно-экономические. Выявлены и предложены для формирования системы борьбы с коррупцией в России принципы: упразднение неработающих институтов, создание системы недопустимости коррупции, улучшение материального положения государственных служащих.
Во времена Союза Советских Социалистических Республик, особенно в последний период его существования, Грузия считалась одной из самых коррумпированных республик. В постсоветский период Грузия по всем показателям занимала одно из первых мест в мире по уровню взяточничества в органах власти, что наглядно видно на рис. 1, который отображает рейтинг стран, сформированный по такому показателю, как доверие граждан к антикоррупционной политике государства.
В 2003 году доверие граждан к российскому правительству оценивалось в рейтинге Transparency International как 86-я позиция из 133 возможных, рейтинг Грузии достигал беспрецедентно низкого значения - 124-е место. Это свидетельствовало о том, что Грузия на тот момент не имела перспектив поступательного развития общества. Напротив, сложившаяся коррупционная система в стране стала представлять серьезную угрозу интересам национальной безопасности Грузии.
Существует несколько факторов возникновения коррупции в Грузии. В ряду фундаментальных факторов можно выявить такие, как низкий уровень развития гражданского общества, монополизация отдельных секторов экономики, чрезмерное государственное вмешательство в экономику (рис. 2).
Факторы |
/---------------------+-------------------------\
/--------------\ /--------------\ /----------------------------\
|Фундаменталь- | | Правовые | |Организационно-экономические|
| ные | | | | |
\--------------/ \--------------/ \----------------------------/
Рис. 2. Основные факторы возникновения коррупции
К правовым факторам относятся: слишком частое изменение экономического законодательства, возможность влияния на судебные решения, отсутствие ясной законодательной базы. Организационно-экономические факторы, способствующие развитию коррупции в Грузии, включают в себя слабость системы контроля над распределением государственных средств, громоздкий и не эффективный бюрократический аппарат.
Наиболее подверженными коррупции сферами в Грузии были судебная, налоговая, социальная и кадровая политика. По данным Государственного департамента США, в 2011 году Грузия резко отставала от ряда стран по степени независимости суда. Несмотря на реформы, система претерпевала политическое воздействие: влияние правительства на решения суда являлось очень сильным.
В результате исследования судебной практики в Республике Грузия было выявлено, что власти достаточно активно использовали для оказания давления на бизнес такие инструменты, как налоговые проверки. С целью "отъема" бизнеса налоговые органы по заказу фабриковали дела о налоговых преступлениях в отношении топ-менеджеров и собственников, арестовывали их и держали под стражей до тех пор, пока те не отказывались полностью или частично от своего бизнеса в пользу иных лиц.
Кроме того, назначение на руководящие посты в Грузии как в политической, так и в экономической сферах проводилось за определенную плату. Об этом свидетельствовали многочисленные публикации в средствах массовой информации.
После выборов 2004 года новые власти Грузии объявили политику "нулевой толерантности" к коррупции и активно начали реализовывать антикоррупционные реформы, которые быстро дали положительные результаты.
Главный принцип борьбы с коррупцией в Грузии - полное упразднение неработающих институтов. К примеру, в один день в Грузии были уволены все работники ГАИ, более 15 000 чел., взамен которых была создана патрульная служба численностью не более 3000 чел., ни один из которых никогда прежде не работал в органах правопорядка. Такой радикальный способ дал возможность начать построение в стране нового, не коррумпированного института.
Следующим важным принципом в борьбе с коррупцией считается создание системы, в том числе информационной, недопустимости и неприятия коррупции. Во время вступления в силу антикоррупционной реформы грузинские средства массовой информации были переполнены сюжетами о том, что даже за незначительную провинность, связанную с коррупцией, к нарушителям применялись существенные наказания вплоть до лишения свободы на длительный срок.
Улучшение материального положения государственных служащих также явилось действенным методом борьбы с коррупцией, практикуемым в стране. Сразу после начала реформы заработная плата полицейских и государственных служащих в Грузии повысилась примерно в 10 раз и достигла уровня 1200-2000 лари (примерно 600-900 долл. США). Кроме того, в Грузии была введена система льгот, боязнь потери которых при уличении во взяточничестве тоже оказывается очень действенным сдерживающим антикоррупционным фактором.
На рис. 3 отражена тенденция изменения уровня коррупции в Грузии с 2003 по 2014 год. За единицу измерения взят составной индекс восприятия коррупции, ежегодно составляемый международной организацией Transparency International. На графике наглядно видно, что уровень доверия граждан Грузии к антикоррупционной политике, проводимой правительством, ежегодно повышается.
И если в 2003 году Грузия занимала одно из последних мест в рейтинге Transparency International по уровню доверия граждан (124-е), то уже в 2006 году уровень доверия граждан к правительству вырос на 18 пунктов, в 2010 году - на 38 пунктов, а к 2014-му - на рекордные 74 пункта по сравнению с 2003 годом.
Об этом же свидетельствуют данные, приведенные на рис. 4. График показывает изменение положения стран в ранжированном ряду, составленном Transparency International за период с 2003 по 2014. Нужно учесть, что в 2003 году исследования проводились в 133 странах, а в 2014 году ранжированный ряд включал уже 175 стран. Можно наблюдать, что в 2003 году Грузия была практически в самом конце списка исследуемых стран, однако в 2014-м, после 10 лет реформ, Грузия переместилась на 50-е место в списке из 175 стран.
Российская Федерация в этом рейтинге спустилась с 86-го места на 136-ю позицию. Вместе с тем страны с развитой рыночной экономикой практически не изменили своего положения в рейтинге Transparency International.
Опыт антикоррупционных реформ в Грузии заслуживает глубокого изучения и внедрения в Российской Федерации, поскольку за один и тот же период Россия снизила свое местоположение в рейтинге на 50 пунктов, в то время как Грузия поднялась вверх на 74 позиции (то есть улучшила свои позиции на 64%).
Особенно стоит отметить, что наиболее высокие результаты антикоррупционного реформирования были достигнуты в социальной сфере Грузии. Практически полностью было искоренено такое явление, как дача взятки на бытовом уровне: дорожным патрулям, медицинским работникам, работникам образования и др. Однако борьба с отдельными коррупционерами важна, но не может быть эффективной без изменения институциональной основы функционирования государства, порождающей коррупцию.
Из опыта борьбы с коррупцией грузинских властей Россия может извлечь для себя положительный опыт, используя уже апробированные Грузией и зарекомендовавшие себя как эффективные меры: упразднение неработающих институтов, создание системы недопустимости коррупции, принятие законов, ужесточающих наказание за коррупцию, улучшение материального положения государственных служащих.
Библиографический список
1. Джикия М.К. Угрозы дестабилизации отношений между Россией и Евросоюзом // Перспективы развития экономической безопасности, анализа и аудита в современной России: материалы Межд. науч.-практ. конф. студентов и преподавателей (15-19 ноября 2016 года, 6-8 декабря 2016 года). - М., 2016. - С. 62-65.
2. Папунина Д.О. Антикоррупционные меры: зарубежный опыт // Вестник Челябинского государственного университета. - 2012. - N 3(258). - С. 133-136.
3. Рогуленко Т.М., Шахматова Л.С. Основные направления совершенствования отчетности в России // Вестник ИПБ (Вестник профессиональных бухгалтеров). - 2016. - N 2. - С. 25-28.
4. Хоружий Л.И., Катков Ю.Н., Хоружий В.И. Обеспечение налоговой безопасности российских организаций // Вестник профессиональных бухгалтеров. - 2016. - N 6. - С. 34-41.
5. Хоружий Л.И., Катков Ю.Н. Учетно-аналитическое обеспечение экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Вестник профессиональных бухгалтеров. - 2016. - N 4. - С. 39-44.
6. Rogulenko T., Bodiaco A., Zelenov V, Ponomareva S., Mironenko V Budgeting-Based organization of internal control // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - Vol. 11. - N 11. - P. 4104-4117.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "Вестник профессиональных бухгалтеров" издается НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России". Журнал посвящен вопросам развития бухгалтерского и управленческого учета, финансового менеджмента и аудита.
Выпускается с 2007 года.
Включен в новый перечень ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
ISSN 2308-9407.
Периодичность - 1 раз в 2 месяца (6 раз в год).
В журнале предусмотрены следующие рубрики для публикации научных статей:
- экономическая теория;
- экономика и управление народным хозяйством. В этой рубрике публикуются статьи по отраслям и сферам деятельности, в том числе:
- экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами;
- управление инновациями;
- региональная экономика;
- логистика;
- экономика труда;
- экономика народонаселения и демография;
- экономика природопользования;
- экономика предпринимательства;
- маркетинг;
- менеджмент;
- ценообразование;
- экономическая безопасность;
- стандартизация и управление качеством продукции;
- землеустройство;
- рекреация и туризм.
- финансы, денежное обращение и кредит;
- бухгалтерский учет, статистика;
- математические и инструментальные методы экономики;
- мировая экономика.