"Зарплатные" налоги: прогрессия и регрессия
Н.З. Зотиков,
канд. экон. наук, доцент кафедры финансов,
кредита и экономической безопасности
А.Ф. Савдерова,
канд. экон. наук, доцент кафедры финансов, кредита и
экономической безопасности
Журнал "Вестник профессиональных бухгалтеров", N 2, март-апрель 2017 г., с. 39-47.
В настоящее время в соответствии с российским законодательством заработная плата работников облагается налогом на доходы физических лиц по плоской шкале (в размере 13% от заработной платы) и страховыми взносами, взимаемыми по регрессивной шкале. Применение плоской шкалы НДФЛ увеличивает дифференциацию регионов по уровню доходов проживающего в них населения. Применение регрессивной шкалы страховых взносов приводит к бюджетным проблемам внебюджетных фондов и не выполняет стимулирующую роль в увеличении заработной платы на предприятиях.
Большой интерес к налогу на доходы физических лиц и введению прогрессивной шкалы по данному налогу объясняется тем, что доля налога на доходы физических лиц в бюджетах субъектов РФ, особенно в местных бюджетах, значительна. Заработная плата в денежных доходах населения составляет более 60%. В статье обосновывается необходимость введения прогрессивной шкалы при обложении налогом доходов физических лиц и отмены регрессии по страховым взносам, что явится одной из мер по уменьшению дефицита бюджета.
Роль и место НДФЛ в бюджетной системе
Являясь федеральным, налог на доходы физических лиц в федеральный бюджет не поступает, а зачисляется в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по нормативам 85 и 15% соответственно (табл. 1).
Таблица 1. Динамика доходов консолидированного бюджета РФ и субъектов РФ в 2010-2015 годах, млрд руб. (данные приведены с учетом государственных внебюджетных фондов)*(1)
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Доходы консолидированного бюджета РФ - всего | 16031,9 | 20855,4 | 23435,1 | 24442,7 | 26766,1 | 26922,0 |
Доходы консолидированного бюджета субъектов РФ | 6357,3 | 7644,2 | 8064,5 | 8165,1 | 8905,7 | 9308,2 |
в том числе: | ||||||
страховые взносы | 2477,1 | 3528,3 | 4103,7 | 4694,2 | 5035,7 | 5636,3 |
удельный вес страховых взносов в доходах консолидированного бюджета РФ, % | 15,4 | 16,9 | 17,5 | 19,2 | 18,8 | 20,9 |
НДФЛ | 1790,5 | 1995,8 | 2261,5 | 2499,1 | 2702,6 | 2807,8 |
удельный вес НДФЛ в консолидированном бюджете РФ, % | 11,2 | 9,6 | 9,6 | 10,2 | 10,1 | 10,4 |
удельный вес НДФЛ в консолидированном бюджете субъектов РФ, % | 28,2 | 26,1 | 28,0 | 30,6 | 30,2 | 30,2 |
Данные табл. 1 свидетельствуют о следующем: в 2015 году по сравнению с 2010 годом доходы консолидированного бюджета РФ увеличились на 67,9%, а доходы консолидированного бюджета субъектов РФ - всего на 46,4%. Поступления НДФЛ за указанный период увеличились на 56,8%, в то же время доля НДФЛ в консолидированном бюджете РФ уменьшилась на 0,8 п.п., и, наоборот, его доля в консолидированном бюджете субъектов РФ увеличилась на 2 п.п.
Значение НДФЛ для бюджета регионов проиллюстрируем на фактических данных исполнения консолидированного бюджета Чувашской Республики за 2013-2015 годы (табл. 2).
Таблица 2. Консолидированный бюджет Чувашской Республики за 2013-2015 годы., тыс. руб. (фактическое исполнение)*(2)
Показатель | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Бюджет ЧР в 2015 г. | Удельный вес бюджета ЧР в консолидированном бюджете ЧР в 2015 г. % |
Доходы бюджета - всего | 43079243,6 | 44382275,3 | 44363725,9 | 37122169,8 | 83,7 |
в т.ч. налоговые доходы | 25127052,5 | 25229246,3 | 26032664,6 | 20933940,2 | 80,4 |
из них НДФЛ | 10134799,6 | 10853325,8 | 10619062,1 | 7402001,9 | 69,7 |
доля НДФЛ в общей сумме налоговых доходов, % | 40,3 | 43,0 | 40,8 | 35,4 | - |
В 2015 году доходы консолидированного бюджета Чувашской Республики по сравнению с 2013 годом увеличились на 3%, в том числе налоговые доходы - на 3,6%, из них НДФЛ - на 4,8%. Таким образом, сумма НДФЛ растет более высокими темпами по сравнению с доходами бюджета, что соответственно привело к приросту удельного веса НДФЛ в общем объеме налоговых доходов на 0,5 п.п.
Как следует из приведенных данных, доля налоговых доходов в общем объеме доходов местных бюджетов уменьшается (с 30,7% в 2006 году до 27,6% в 2014 году), в то же время доля НДФЛ в общем объеме налоговых доходов увеличивается с 61,3% в 2006 году до 63,5% в 2014-м.
Роль и значимость НДФЛ обусловлена также тем, какую долю занимает оплата труда в денежных доходах населения.
Как видим, наибольшая часть доходов населения складывается из такого источника, как оплата труда. При этом за рассматриваемый период его доля увеличивается.
Минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум
Определяя уровень оплаты труда, работодатели исходят из того, что размер оплаты труда не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (МРОТ). Согласно части 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ*(3), МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. Однако сейчас это правило не действует, так как не принят федеральный закон, которым в силу статьи 421 Трудового кодекса РФ устанавливаются порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера прожиточного минимума.
Показатель МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Месячная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ либо минимальной заработной платы в субъекте РФ, если на работодателя распространяется соответствующее региональное соглашение.
Показатель МРОТ следует отличать от базовой суммы, применяемой для исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, размер которых определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда. Эта базовая сумма определена с 1 января 2001 года в сумме 100 руб.
МРОТ и прожиточный минимум на душу населения - это разные величины. Последняя определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Следует отметить, что величина МРОТ в России намного отстает от уровня прожиточного минимума. Так, величина прожиточного минимума*(4) в целом по РФ в расчете на душу населения за 3-й квартал 2016 года составляла 9 889 руб., в том числе трудоспособное население - 10 678 руб., в то же время минимальный размер оплаты труда за этот период - 7 500 руб.*(5), что составляет 70,2% к величине прожиточного минимума (данные за 2014-2015 гг. - в табл. 3).
Таблица 3. Динамика величины прожиточного минимума в целом по РФ в расчете на душу населения, руб. в месяц*(6)
Период | Все население | В том числе | Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума | МРОТ в % к прожиточному минимуму (трудоспособное население) | |||
трудоспособное население | пенсионеры | дети | млн. чел. | в % от общей численности населения | |||
2014 год | |||||||
1 квартал | 7688 | 8283 | 6308 | 7452 | 19,8 | 13,8 | 67,05 |
2 квартал | 8192 | 8834 | 6717 | 7920 | 17,4 | 12,1 | 62,87 |
3 квартал | 8086 | 8731 | 6656 | 7738 | 16,6 | 11,5 | 63,61 |
4 квартал | 8234 | 8885 | 6785 | 7899 | 13,1 | 9,1 | 62,51 |
2015 год | |||||||
1 квартал | 9662 | 10404 | 7916 | 9489 | 22,9 | 15,9 | 57,33 |
2 квартал | 10017 | 10792 | 8210 | 9806 | 20,1 | 14,0 | 55,27 |
3 квартал | 9673 | 10436 | 7951 | 9396 | 17,9 | 12,4 | 57,16 |
4 квартал | 9452 | 10187 | 7781 | 9197 | 14,5 | 10,0 | 58,56 |
2016 год | |||||||
1 квартал | 9776 | 10524 | 8025 | 9677 | 22,7 | 15,7 | 58,95 |
По данным Росстата, за 1-й квартал 2016 года величина прожиточного минимума по сравнению с предыдущим кварталом увеличилась немного, но достаточно, чтобы численность россиян с денежными доходами ниже данного минимума выросла почти на 60%.
Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России за 1-й квартал 2016 года составила 22,7 млн чел., что составляет 15,7% всего населения. При росте величины прожиточного минимума в 1-м квартале 2016 года относительно 4-го квартала 2015 года на 3,4% численность россиян с доходами ниже его величины подскочила на 57,6%.
По величине МРОТ и его отношению к уровню прожиточного минимума Россия отстает и от других стран мира (табл. 4).
Таблица 4. Соотношение величины МРОТ и уровня прожиточного минимума в 1-м квартале 2016 г.*(7)
Показатель | Россия | Беларусь | Казахстан | Люксембург |
Среднемесячная заработная плата, руб. | 32911 | 22113 | 31255 | 127560 |
Прожиточный минимум (ПМ), руб. | 9452 | 5535 | 4532 | 79800 |
Отношение зарплаты к ПМ, число раз | 3,5 | 4 | 6,9 | 1,6 |
МРОТ, руб. | 6204 | 7762 | 4532 | 68400 |
Отношение МРОТ к ПМ, % | 65,6 | 140,2 | 100,0 | 85,7 |
Отношение МРОТ к заработной плате, % | 18,9 | 35,1 | 14,5 | 53,6 |
Как следует из приведенных данных, прожиточный минимум в России выше, чем в Беларуси и Казахстане, но более чем в 8 раз отстает от Люксембурга.
Величина МРОТ в России периодически увеличивается. В 2012 году он составлял 4611 руб., в 2013 г. - 5205 руб., в 2014 г. - 5554 руб., в 2015 г. - 5965 руб., с 1 января 2016 г. - 6204 руб., с 1 июля 2016 г. - 7 500 руб. Однако Россия отстает от других стран по величине МРОТ.
Увеличение размера МРОТ до 5205 руб. в месяц с 2013 году на место России по уровню минимальных зарплат в Европе не повлияло.
Согласно исследованию РИА Рейтинг, Россия сохранила за собой невысокую 23-ю позицию из 27 возможных по абсолютному уровню МРОТ, отставая от Люксембурга, - 75 605 руб. В первой тройке рейтинга расположились также Бельгия и Нидерланды с минимумом на уровне 60,6 тыс. руб. и 59,3 тыс. руб.
Более 50 тыс. руб. МРОТ составляет в таких странах, как Ирландия, Франция, Великобритания.
Дифференциация населения по уровню доходов
Для России характерна дифференциация как регионов по уровню социально-экономического развития, так и населения по уровню доходов [2]. По данным Росстата, в 2010 году на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 30,5% общего объема денежных доходов, а на долю наименее обеспеченного населения - всего 1,9% объема денежных доходов. Доля граждан со среднедушевыми доходами в сумме до 10 000 руб. в месяц составляла 41,4%.
Ситуация не меняется и в настоящее время. Увеличивается дифференциация регионов по уровню среднемесячной номинальной начисленной зарплаты работников организаций, о чем свидетельствуют данные табл. 5.
Таблица 5. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по федеральным округам и республикам, руб.*(8)
Регион (округ, республика) | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
Российская Федерация | 20952 | 23369 | 26629 | 29792 | 32495 | 33981 |
Центральный | 25377 | 28449 | 32186 | 36213 | 39945 | 41848 |
Северо-Западный | 23532 | 25776 | 29058 | 32549 | 35468 | 37616 |
Южный | 15560 | 17237 | 19823 | 22497 | 24311 | 25279 |
Северо-Кавказский | 12569 | 13898 | 16725 | 19359 | 20930 | 21765 |
Приволжский | 15614 | 17544 | 20020 | 22481 | 24601 | 25717 |
Уральский | 25035 | 28055 | 31598 | 34735 | 37270 | 39257 |
Сибирский | 18658 | 20890 | 23789 | 26398 | 28347 | 29610 |
Дальневосточный | 25814 | 29320 | 33584 | 37579 | 40876 | 42877 |
Республика Калмыкия | 11601 | 12559 | 15041 | 17451 | 19341 | 20063 |
Республика Дагестан | 10244 | 11236 | 13660 | 16835 | 18194 | 18946 |
Ненецкий национальный округ | 47349 | 50036 | 57795 | 61765 | 65816 | 70984 |
Чукотский автономный округ | 46866 | 53369 | 60807 | 68261 | 76285 | 78893 |
Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что рейтинг федеральных округов в 2015 году по сравнению с 2010 годом по уровню среднемесячной номинальной заработной платы остается без изменения: по-прежнему 1-е место продолжает занимать Дальневосточный округ (в 2015 году - 42 877 руб., что в 1,26 раза больше, чем в среднем по РФ), последнее место - Северо-Кавказский округ (в 2015 году - 21 765 руб., что составляет 64% от уровня доходов в целом по РФ).
Как в 2010 году, так и в 2015-м уровень среднемесячной заработной платы выше общероссийского значения в Центральном, Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном федеральном округах. В Северо-Кавказском округе среднемесячная заработная плата в 2015 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 73,2%, но к среднероссийскому уровню это составляет лишь 47,7% в 2010 году и 64,0% в 2015-м.
В Республике Калмыкия средняя заработная плата увеличилась в 2015 году на 72,9% по сравнению с 2010 годом. Однако она составляла в 2010 году 56,5% к среднероссийскому уровню и 59,0% в 2015 году. Аналогичная картина в Республике Дагестан (55,7% от среднероссийского уровня в 2010 году).
В Чукотском автономном округе в 2010 году средняя зарплата выше среднероссийского уровня в 2,28 раза, в 2015 году - в 2,33 раза.
По данным табл. 6 видно, что происходят изменения в структуре населения по величине среднедушевых доходов, а именно - наблюдается рост доли населения с более высокими доходам и соответственно, снижение доли наименее обеспеченных лиц. Однако динамика этих показателей реальную картину не отражает, поэтому целесообразно рассмотреть такой относительный показатель, как доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Удельный вес данных лиц за представленный в табл. 6 период увеличился на 1,4 п.п., что на самом деле говорит о снижении реальных доходов и уровня жизни населения.
Таблица 6. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, %*(9)
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 | Изменение в 2015 году по отношению г. к 2010 году |
Все население | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | - |
в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, руб.: | |||||||
до 5 000,0 | 9,4 | 7,3 | 5,7 | 4,2 | 3,3 | 2,4 | -7 |
от 5 000,1 до 7 000,0 | 9,4 | 8,1 | 6,8 | 5,6 | 4,8 | 3,8 | -5,6 |
от 7 000,1 до 9 000,0 | 9,8 | 8,9 | 7,9 | 6,8 | 6,1 | 5,1 | -4,7 |
от 9 000,1 до 12 000,0 | 13,6 | 12,9 | 12 | 10,8 | 10 | 8,9 | -4,7 |
от 12 000,1 до 15 000,0 | 11,3 | 11,3 | 10,8 | 10,3 | 9,9 | 9,2 | -2,1 |
от 15 000,1 до 20 000,0 | 14,1 | 14,6 | 14,6 | 14,5 | 14,4 | 14 | -0,1 |
от 20 000,1 до 25 000,0 | 9,5 | 10,2 | 10,7 | 11,2 | 11,4 | 11,6 | 2,1 |
от 25 000,1 до 30 000,0 | 6,4 | 1 | 8 | 8,4 | 8,8 | 9,2 | 2,8 |
от 30 000,1 до 35 000,0 | 4,4 | 5 | 5,7 | 6,3 | 6,7 | 7,2 | 2,8 |
от 35 000,1 до 40 000,0 | 3,1 | 3,6 | 4,1 | 4,7 | 5,1 | 5,6 | 2,5 |
свыше 40 000,1 | 9 | 11 | 13,9 | 17,2 | 19,5 | 23 | 14 |
с денежными доходами ниже прожиточного минимума | 17,7 | 17,9 | 15,4 | 15,5 | 16,7 | 19,1 | 1,4 |
Справочно: | |||||||
Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. | 20 952 | 23 369 | 26 629 | 29 792 | 32 495 | 34 029 | 162,41% |
Прожиточный минимум, руб. | 5 688 | 6 369 | 6 510 | 7 306 | 8 050 | 9 701 | 170,55% |
По данным выборочного обследования, проведенного Росстатом в апреле 2015 года, охватившего 28 949 207 человек, по размерам заработной платы работники распределились следующим образом (табл. 7).
Таблица 7. Распределение численности работников по размерам заработной платы за апрель 2015 г.*(10)
Группы рабочих по размеру заработной платы | Численность работников, чел. | Удельный вес, % |
Всего | 28 949 207 | 100,0 |
до 9000 | 2 302 186 | 7,9 |
от 9000,1 до 21800 | 9 947 331 | 34,4 |
от 21800,1 до 30 000 | 5 332 786 | 18,4 |
от 30 000.1 до 40 000 | 1 857 504 | 14,6 |
от 40 000,1 до 75 000 | 5 270 003 | 18,2 |
от 75 000,1 до 100 000 | 947 762 | 3,3 |
от 100 000,1 до 250 000 | 822 800 | 2,8 |
от 250 000,1 до 500 000 | 81 869 | 0,3 |
от 500 000,1 до 1 000 000 | 15 698 | 0,1 |
свыше 1 000 000 | 5 099 | 0,0 |
Справочно: на уровне МРОТ (5 965 руб.) | 177 948 | 0,6 |
Приведенные данные свидетельствуют о сильной вариации работников по уровню заработной платы (с 9 000 до 1 000 000 руб. в месяц). При этом 42,3% работающих имеют заработную плату до 21 800 руб. в месяц, 18,4% работников - до 30 000 руб. На уровне действующего МРОТ имели заработную плату 177 948 чел., или 0,6% всех охваченных обследованием.
Общая налоговая ставка и ставка налогов на труд в налоговых системах отдельных стран
Под общей налоговой ставкой (TTR - The Total Tax Rate) понимается показатель, рассчитываемый как сумма всех налогов, уплачиваемых предприятием, выраженная в процентах к доходу до уплаты этих налогов. По сути, TTR показывает стоимость налогов для плательщика.
Показатель общей налоговой ставки является свидетельством улучшения налогового законодательства в стране. Меры, принимаемые государством в части уменьшения нагрузки на бизнес (снижение количества налогов, уменьшение времени, необходимого для выполнения налоговых обязательств, и т.п.), улучшили место России в рейтинге налоговых систем стран мира.
При этом показатель общей налоговой ставки в российской налоговой системе остается неизменным (46,5-47,0%, в том числе ставка по налогам на труд - 31,8-35,6%), этот показатель в России выше, чем в мире (40,6%) (по данным отчета "Уплата налогов в 2017 году", подготовленного группой Всемирного банка и компанией PwC*(11).
Из приведенных в табл. 8 стран наибольшую налоговую ставку имеют Республика Беларусь, Китай, наименьшую - Сингапур. Доля налогов на труд в 2015 году составляет более 70% от общей налоговой ставки во всех странах, кроме США.
Таблица 8. Общая налоговая ставка и ставка налогов на труд в налоговых системах отдельных стран, %*(12)
Показатель | Беларусь | Китай | Россия | США | Сингапур | |||||
2011 год | ||||||||||
Общая налоговая ставка | 80,4 | 63,5 | 46,5 | 46,8 | 25,4 | |||||
Ставка налогов на труд | 39,3 | 49,6 | 31,8 | 10,0 | 14,9 | |||||
Доля налогов на труд, % | 48,9 | 78,1 | 68,4 | 21,4 | 58,7 | |||||
2015 год | ||||||||||
Общая налоговая ставка | 51,8 | 67,8 | 47,0 | 43,9 | 18,4 | |||||
Ставка налогов на труд | 39,0 | 48,4 | 35,6 | 9,8 | 15,3 | |||||
Доля налогов на труд, % | 75,3 | 71,4 | 75,7 | 22,3 | 83,1 |
В России общая налоговая ставка составляет в 2015 году 47,0%, в том числе ставка налогов на труд - 35,6%. Эта ставка включает в себя ставку НДФЛ и страховых взносов. Как известно, по размеру плоской шкалы по НДФЛ (13%) Россия занимает 2-е место (после ОАЭ, где ставка - 5%).
Если налоговые доходы бюджетной системы рассматривать как сумму поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов и прочих налоговых платежей в доле ВВП, то расчетный уровень налоговой нагрузки, по данным Минфина России, на протяжении последних 4-5 лет оставался примерно на одном уровне [3]. Этот уровень нагрузки на российскую экономику сопоставим с аналогичными показателями по странам - членам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). К примеру, в Австрии он составляет 43,0%; Бельгии - 44,6%; Венгрии - 38%, во Франции - 42,5%. В среднем по ОЭСр размер "налогового пресса" равняется 34,4%. В Российской Федерации расчетный уровень налоговой нагрузки составляет 31,9% ВВП (без учета нефтегазовых платежей - 21,7%)*(13).
Страховые взносы
С 2010 года единый социальный налог заменен страховыми взносами. Целью такой замены было создание социальных внебюджетных фондов и обеспечение их функционирования на основе самостоятельных доходов, формируемых за счет взносов работодателей, вносимых непосредственно в эти фонды, минуя бюджет. С 2010 года база для начисления страховых взносов устанавливалась в размере 415 000 руб., с превышения которой взносы вообще не уплачивались. В последующем была введена регрессивная шкала, целью которой было создание заинтересованности работодателя в повышении заработной платы, однако эта цель не была достигнута.
На 2016 год ставки страховых взносов установлены в следующих размерах:
- в части ПФР: 22% с зарплаты до 796 000 руб., сверх нее - 10%;
- в части ФСС - 2,9% с зарплаты до 718 000 руб.;
- в части ФОМС - 5,1% на всю зарплату без ограничения.
В большинстве случаев регрессивная шкала не действует из-за низкой базы для начисления страховых взносов. Чтобы регрессия сработала, нужно иметь заработную плату в месяц не менее 66,3 тыс. руб.
Страховые взносы, поступающие в Пенсионный фонд России (ПФР), недостаточны для решения стоящих перед ним задач по пенсионному обеспечению, о чем свидетельствуют данные, представленные в табл. 9.
Таблица 9. Доходы Пенсионного фонда РФ, млн руб.*(14)
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Поступило в ПФР - всего | 4 610 084 | 5 255 643 | 5 890 364 | 6 388 390 | 6 159 065 | 7 126 634 |
из них страховые взносы | 1 929 016 | 2 833 863 | 3 040 391 | 3 480 589 | 3 712 721 | 3 879 872 |
из федерального бюджета | 2 648 397 | 2 384 201 | 2 819 513 | 2 846 589 | 2 413 018 | 3 091 683 |
Доля средств из бюджета, % | 57,5 | 73,1 | 47,9 | 44,6 | 39,2 | 43,4 |
В 2015 году в ПФР поступили средства в сумме 7 126 634 млн. руб., что на 54,6% больше, чем в 2010 году. Это обеспечено за счет увеличения страховых взносов в 2 раза. При этом удельный вес средств, выделяемых Пенсионному фонду РФ из федерального бюджета, с каждым годом уменьшается, однако эта сумма остается значительной (в 2015 году - 43,4% доходов Фонда). Это связано не с тем, что Пенсионный фонд начал решать вопросы самостоятельно, а с тем, что сам федеральный бюджет стал испытывать большие трудности в связи со снижением доходов бюджета.
Как ранее исследовалось, денежные доходы в размере более 45 000 руб. в месяц имеет 15,6% населения страны (табл. 6), свыше 1,5 млн работников из 28 млн работников, охваченных выборочным обследованием, проведенным Росстатом в апреле 2015 года (табл. 8).
Отмена регрессивной шкалы, по расчетам Минфина России, дает Пенсионному фонду более 500 млрд. руб., что крайне важно в нынешней экономической ситуации.
С 1 января 2017 года вступила в силу новая глава 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса РФ*(15). В соответствии со статьей 426 на 2017 - 2018 годы для лиц, производящих выплаты физическим лицам, оставлены тарифы страховых взносов:
- на обязательное пенсионное страхование - в пределах установленной предельной величины (876 000 руб.) - 22%, свыше нее - 10%;
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины для исчисления страховых взносов (755 000 руб.) - 2,9%;
- на обязательное медицинское страхование - 5,1%. Как видно из проведенного исследования, установленная главой 34 НК РФ регрессивная шкала страховых взносов в части обязательного пенсионного страхования, как и ранее, останется "на бумаге" и будет действовать лишь в отношении физических лиц, чей ежемесячный заработок составит более 73 000 руб.
Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Действующая величина МРОТ не соответствует прожиточному минимуму. По этому показателю Россия отстает от других стран. Значительная часть работников имеет заработную плату ниже прожиточного минимума, в связи с чем целесообразно установить необлагаемую базу для исчисления НДФЛ и страховых взносов на уровне прожиточного минимума в данном регионе.
2. В последнее время актуальность вопроса о введении прогрессивной шкалы ставок НДФЛ не снижается. Периодически на рассмотрение Госдумы вносятся законопроекты по этому вопросу. Например, законопроект N 550945-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц"*(16) предусматривал сохранение действующей ставки налога в размере 13% при совокупном годовом доходе до 5 млн. руб., увеличение ставки до 18% при величине дохода от 5 до 50 млн. руб.
Считаем, что введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, начиная с заработной платы сверх 5 млн. руб. в год, в большинстве случаев не будет действовать. С учетом резкой дифференциации населения по уровню заработной платы, в целях обеспечения справедливости в распределительных отношениях представляется целесообразным передать в ведение регионов решение вопроса об установлении прогрессивной шкалы налога исходя из реальной заработной платы, сложившейся в данном регионе.
3. В соответствии со статьями 56, 61 Бюджетного кодекса РФ*(17), налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджет субъектов РФ и местных бюджетов по нормативам 85 и 15% соответственно.
Доля НДФЛ составляет:
- в консолидированном бюджете РФ - около 10%;
- в консолидированном бюджете субъектов РФ - около 30%;
- в общем объеме налоговых доходов местных бюджетов - 65-70%.
Считаем, что НДФЛ из разряда федеральных налогов должен быть перемещен в разряд региональных, при этом существующий норматив распределения следует изменить в пользу местного бюджета. А с учетом того, что человек должен работать и жить в одном и том же месте, представляется целесообразным отнесение налога на доходы физических лиц к разряду местных, что повысит заинтересованность местных органов власти в увеличении налоговой базы на своих территориях.
Это становится особенно важным в ситуации, когда в местный бюджет не зачисляются налоги, исчисляемые с выручки от реализации продукции (НДС, налог на прибыль организаций). Доля налогов, уплачиваемых малым бизнесом в связи с применением специальных налоговых режимов, незначительна. Так, в доходах консолидированного бюджета Чувашской Республики за 2015 год доля УСН составила 6,0%, ЕНВД - 2,86%, ЕСХН - 0,09%.
4. Регрессивную шкалу по страховым взносам следует отменить, это даст бюджету Пенсионного фонда дополнительные финансовые средства.
5. С учетом зарубежного опыта в виде эксперимента рассмотреть вопрос об обложении налогом не индивидуального дохода, а семейного дохода. От введения предлагаемых мер поступления
в бюджет увеличатся. За счет этого становится возможным решение, например, таких социальных вопросов:
- отмена ограничения величины дохода, при достижении которого стандартные вычеты на детей не предоставляются (350 000 руб. в год);
- расширение сферы применения и упрощение условий применения инвестиционного налогового вычета по НДФЛ;
- увеличение размера социального налогового вычета за обучение в образовательных учреждениях, лечение, приобретение медикаментов (в настоящее время в силу статьи 219 НК РФ вычет предоставляется в размере, не превышающем 50 000 руб. в год);
- увеличение размера имущественного налогового вычета, предоставляемого при приобретении квартир, строительстве жилья (существующая сумма вычета в размере 2 000 000 руб. введена с 2008 года и не меняется);
- увеличение величины пособия, выплачиваемого женщинам по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет (в настоящее время размер пособия составляет 50 руб. в месяц).
Библиографический список
1. Антоновская Е.А. Планирование доходной части федерального бюджета РФ // Вестник Чувашского университета. - 2014. - N 3. - С. 109-114.
2. Антоновская Е.А., Савдерова А.Ф. Сравнительная оценка уровня жизни населения Чувашской Республики и Республики Татарстан // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - N 2. - С. 277.
3. Зотиков Н.З. Прогрессивная система налогообложения доходов в мире, перспективы ее применения в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономической теории и региональной экономики. - 2015. - N 1 (17). - С. 49-60.
4. Хоружий Л.И., Турчаева И.Н., Кокарев Н.А. Учет, отчетность и анализ в условиях антикризисного управления: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 298 с.
5. Хоружий Л.И., Харчева И.В. Концептуальные основы учета вознаграждений работникам агросферы: монография. - М.: Издательство РГАУ-МСХА, 2013. - 140 с.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Таблица составлена по данным Федеральной службы государственной статистики: с 2010 года по 2014 год - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/fina nce/#; 2015 год - http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/fin21Mm (дата обращения 02.10.2016).
*(2) Таблица составлена по данным ТО Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике http://chuvash.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstatJs/chuvash/ru/statistics/fin ance/ (дата обращения: 02.10.2016).
*(3) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016). По данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popu lation/level/# (дата обращения: 02.10.2016).
*(4) По данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/tatistics/popul ation/level/# (дата обращения: 02.10.2016).
*(5) Статья 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "О минимальном размере оплаты труда".
*(6) Таблица составлена по данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popu lation/level/# (дата обращения: 02.10.2016).
*(7) Paying Taxes 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pwc.com/gx/en/services/tax/paying-taxes-2017.html (дата обращения: 02.10.2016).
*(8) Таблица составлена по данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_14p/Main.htm (дата обращения: 02.10.2016).
*(9) Таблица составлена по данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/popu lation/level/# (дата обращения: 02.10.2016).
*(10) Сведения о распределении численности работников по размерам заработной платы за апрель 2015 года (статистический бюллетень; опубликовано 17.07.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wage s/labour_costs/# (дата обращения: 02.10.2016).
*(11) Paying Taxes 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pwc.com/gx/en/services/tax/paying-taxes-2017.html (дата обращения: 02.10.2016).
*(12) Paying Taxes 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pwc.ru/en/tax-consulting-services/publications/paying-taxes-20 16.html (дата обращения: 02.10.2016).
*(13) Paying Taxes 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pwc.com/gx/en/services/tax/paying-taxes-2017.html (дата обращения: 02.10.2016).
*(14) Таблица составлена по данным Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/fina nce/# (дата обращения: 02.10.2016).
*(15) Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
*(16) http://www.duma.gov.ru/systems/law/?number=550945-6&sort=date.
*(17) Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2016).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "Вестник профессиональных бухгалтеров" издается НП "Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России". Журнал посвящен вопросам развития бухгалтерского и управленческого учета, финансового менеджмента и аудита.
Выпускается с 2007 года.
Включен в новый перечень ВАК.
Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
ISSN 2308-9407.
Периодичность - 1 раз в 2 месяца (6 раз в год).
В журнале предусмотрены следующие рубрики для публикации научных статей:
- экономическая теория;
- экономика и управление народным хозяйством. В этой рубрике публикуются статьи по отраслям и сферам деятельности, в том числе:
- экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами;
- управление инновациями;
- региональная экономика;
- логистика;
- экономика труда;
- экономика народонаселения и демография;
- экономика природопользования;
- экономика предпринимательства;
- маркетинг;
- менеджмент;
- ценообразование;
- экономическая безопасность;
- стандартизация и управление качеством продукции;
- землеустройство;
- рекреация и туризм.
- финансы, денежное обращение и кредит;
- бухгалтерский учет, статистика;
- математические и инструментальные методы экономики;
- мировая экономика.