Федеральный стандарт: представление бухгалтерской (финансовой) отчетности
М. Алексеева,
эксперт журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2017 г., с. 24-30.
Продолжаем серию статей, посвященных федеральным стандартам бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. В этой статье ознакомимся с положениями стандарта "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности", утвержденного Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 N 260н*(1) (далее - Стандарт N 260н).
Стандарт N 260н применяется при формировании как индивидуальной, так и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения, а также при публичном раскрытии показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Его положениями определены:
- единые требования к составлению бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений;
- методические основы формирования и порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения;
- обязательные общие требования к минимальному составу и порядку раскрытия публично раскрываемых показателей отчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством РФ.
Стандарт N 260н не подлежит применению при составлении и представлении отчетности:
- специального назначения, в том числе управленческой отчетности, а также налоговой отчетности и отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения;
- общего назначения субъектами, осуществляющими полномочия по ведению бюджетного учета и составлению, представлению бюджетной отчетности, за исключением казенных учреждений, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Стандарт N 260н применяется одновременно со Стандартом N 256н*(2) при составлении отчетности начиная с 2018 года.
Основные понятия
В разделе II Стандарта N 260н приведены следующие термины и их определения.
Отчетная дата - это дата, на которую составляется отчетность за отчетный период.
Пояснения к отчетности, а также к публично раскрываемым показателям - это систематизированная и по возможности формализованная унифицированным способом информация, дополняющая информацию, представленную в бухгалтерских (финансовых) отчетах, в виде словесного описания публично раскрываемых показателей и (или) детализации информации, раскрытой в указанных отчетах (далее - Пояснения).
Раскрытие информации - это отражение информации (в стоимостном, натуральном (числовом) выражении и (или) в виде словесных описаний) в отчетах, составляющих отчетность, в Пояснениях, а также публичное раскрытие показателей отчетности.
Также указано, что термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение учета и составление отчетности, используются в Стандарте N 260н в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.
Общие требования к отчетности
Общие требования к отчетности изложены в разд. III Стандарта N 260н. Выделим основные из них.
Отчетность формируется с целью представления пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности определенной информации, необходимой для принятия экономических решений. Это информация:
- об источниках, распределении и использовании финансовых ресурсов;
- о способах финансирования деятельности субъекта отчетности и удовлетворении его потребностей в финансовых ресурсах;
- о способности субъекта отчетности финансово обеспечивать свою деятельность и выполнять государственные (муниципальные) полномочия (функции), выполнять работы, оказывать услуги;
- о финансовом положении субъекта отчетности и его изменениях.
Отчетность общего назначения используется для прогнозирования объема ресурсов, необходимых для продолжения деятельности учреждения, в том числе прогнозных (оценочных) значений ресурсов, которые ожидается получить (создать) в процессе такой деятельности, а также прогнозирования объема сопутствующих такой деятельности рисков и неопределенностей.
Отчетность заполняется на основании данных бухгалтерского учета и содержит:
- сведения об активах, обязательствах, о доходах, расходах, движении денежных средств;
- дополнительную нефинансовую информацию, представляемую в качестве отдельных отчетов, формирующих отчетность, в том числе в виде пояснительной записки к отчетности или в составе Пояснений.
Показатели активов и обязательств, доходов и расходов отражаются в отчетности обособленно (развернуто) за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами, регулирующими ведение учета и составление отчетности, отражение таких показателей предусмотрено обобщенно - показатель активов за вычетом обязательств, доходов за вычетом расходов.
Активы, в отношении которых предусмотрено формирование резервов, отражаются в бухгалтерском балансе за вычетом указанных резервов.
Потоки денежных средств отражаются в отчете о движении денежных средств как поступления или выбытия денежных средств в соответствии с требованиями Стандарта N 260н и других нормативных правовых актов.
Положения Стандарта 260н по составлению и представлению отчетности в результате реорганизации не применяются при изменении:
- подведомственности субъекта отчетности;
- учредителя учреждения;
- типа учреждения.
Публичное раскрытие показателей отчетности
Состав и содержание показателей бухгалтерской отчетности, подлежащих публичному раскрытию, поименованы в разд. IV Стандарта N 260н. В нем говорится, что публичное раскрытие показателей отчетности должно производиться учреждением после представления ее пользователям.
Указано, что публикация бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронном виде в Интернете и публичное раскрытие показателей отчетности осуществляются на регулярной основе, позволяющей обеспечить пользователей отчетности необходимой информацией.
К сведению. На сегодняшний день все государственные (муниципальные) учреждения обязаны обеспечивать открытость и доступность информации о своей деятельности путем размещения ее на официальном сайте bus.gov.ru в порядке, предусмотренном Приказом Минфина РФ от 21.07.2011 N 86н (п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Согласно Стандарту N 260н к публично раскрываемым показателям отчетности относятся:
- показатели баланса;
- показатели отчета о финансовых результатах деятельности;
- показатели отчета о движении денежных средств;
- пояснительная записка к балансу;
- показатели отчетов, обеспечивающие сопоставление показателей, утвержденных законом (решением) о бюджете, и показателей исполнения бюджета;
- Пояснения.
Раскрытие показателей баланса. Показатели баланса характеризуют финансовое положение субъекта отчетности на отчетную дату, они отражаются на начало и конец отчетного года.
Показатели активов баланса раскрываются в нетто-оценке, то есть за вычетом любой накопленной амортизации амортизируемых активов, убытков от обесценения, резервов под снижение стоимости материальных запасов и резервов по сомнительным долгам.
В Пояснениях раскрывается детализированная, существенная информация об активах и обязательствах, необходимая для понимания пользователями отчетности финансового положения субъекта отчетности.
В Пояснениях субъектом отчетности раскрывается информация о чистых активах. В случаях, если чистые активы не превышают нижнюю границу допустимых лимитов, установленных действующим законодательством РФ, в Пояснениях дополнительно раскрываются причины отклонения от требований, а также план мероприятий по нормализации показателей.
В Стандарте N 260н также описан порядок формирования показателей баланса (активов и обязательств).
Раскрытие показателей отчета о финансовых результатах. При раскрытии показателей отчета допускается сальдированное отражение показателей (отражение доходов за вычетом расходов) только в случаях, прямо предусмотренных данным стандартом или нормативными актами, регулирующими учет и отчетность.
В составе Пояснений показателей отчета раскрывается детализированная информация о доходах и расходах за отчетный период и аналогичный период прошлого года, систематизированных по степени их существенности по отношению к финансовому результату отчетного периода.
Пояснительная записка. Кроме раскрытия показателей баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, субъект отчетности обязан составлять пояснительную записку к отчетности. Она должна представляться в упорядоченном виде и содержать:
а) сведения о месте нахождения и организационно-правовой форме субъекта отчетности;
б) сведения об изменениях наименования субъекта за отчетный период, если такие изменения производились;
в) перечень основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность субъекта отчетности;
г) наименование контролирующего субъекта;
д) информацию о сроках деятельности субъекта отчетности - если он создан на определенный срок;
е) сведения об основных направлениях деятельности субъекта отчетности, иную информацию о деятельности субъекта, существенную для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта;
ж) указание на то, что представленные показатели отчетности сформированы исходя из применяемых нормативных правовых актов, регулирующих учет и отчетность;
з) краткое описание основных положений учетной политики в соответствии с пп. "з" п. 37 Стандарта N 260н;
и) информацию, раскрытие которой в пояснительной записке к отчетности требуется в соответствии со Стандартом N 260н, а также иными применяемыми нормативными правовыми актами;
к) информацию об основных источниках неопределенностей в отношении учетных оценок, включая ключевые допущения, касающиеся будущих событий, и другие основные источники неопределенностей, в связи с которыми имеются риски существенных корректировок балансовой стоимости активов и обязательств в следующем отчетном году, а также наименование и балансовую стоимость таких активов и обязательств на отчетную дату. К учетным оценкам, например, относятся оценка возмещаемой стоимости определенных классов основных средств, оценка влияния технологического устаревания на стоимость запасов, оценка резервов в связи с будущими результатами текущих судебных разбирательств;
л) информацию о результатах исполнения субъектом отчетности плана его финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы) или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;
м) информацию о результатах исполнения субъектом отчетности государственного (муниципального) задания или указание на наименование и место публикации отчета, в котором содержится такая информация;
н) иную финансовую и нефинансовую информацию, существенную для понимания пользователями отчетности финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств субъекта отчетности.
* * *
Стандарт N 260н применяется при формировании как индивидуальной, так и консолидированной отчетности общего назначения. Этим документом установлены общие требования к отчетности, в нем перечислены состав и содержание показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащих публичному раскрытию. Стандарт N 260н применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений начиная с отчетности 2018 года.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.04.2017 N 46519.
*(2) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 N 256н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"