Обязательно ли размещать единый лицевой счет, предназначенный для идентификации помещения и потребителя, на которого законодательством возложена обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, в платежном документе, на основании которого вносится плата за коммунальные услуги?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Нормативно-правовые акты не обязывают указывать в платежном документе, на основании которого вносится плата за коммунальные услуги, единый лицевой счет, предназначенный для идентификации помещения и потребителя, на которого законодательством возложена обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги, равно как и не содержат запрета для включения этого идентификатора в реквизиты плательщика.
Обоснование вывода:
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься либо на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, либо на основании информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в информационной системе. Такой информацией являются сведения о начислениях, размещенные в системе, а также содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе. При этом ч. 2.3 ст. 155 ЖК РФ определено, что информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенная в информационной системе, должна соответствовать сведениям, содержащимся в платежном документе, представленном потребителю. При несоответствии этих сведений достоверной считается информация, размещенная в информационной системе.
В п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 (далее - Правила), также указано, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Данному правилу корреспондирует ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, предусматривающая, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Из приведенных положений следует, что основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который исполнитель обязан представить потребителям в срок не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Одновременно с представлением платежного документа на бумажном носителе или в электронной форме обязательным является размещение информации о размере платы в ГИС ЖКХ. Но ч. 2.2 ст. 155 ЖК РФ, определяющая последствия неразмещения платежных документов и информации о размере платы в информационной системе, начнет действовать только с 1 января 2018 г. (на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя - с 1 января 2020 г.)*(1). И суть этих последствий заключается лишь в переносе срока внесения платы до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором в ГИС ЖКХ появилась соответствующая информация.
В связи с этим любая, в том числе и ресурсоснабжающая организация, являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана в соответствии с п. 67 Правил предоставить потребителям платежные документы до первого числа месяца, следующего за предыдущим, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Требования к содержанию платежного документа, на основании которого вносится плата за коммунальные услуги, установлены п. 69 Правил. Примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, а также Методические рекомендации по её заполнению утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2014 N 924/пр (далее - Приказ). При этом ни Правила, ни Приказ не упоминают о таком обязательном реквизите платежного документа, как единый лицевой счет плательщика. Однако, учитывая, что форма платежного документа является примерной, ничто не препятствует исполнителю включить его в реквизиты плательщика (п. 2 Методических рекомендаций).
Согласно п. 115 Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней, утвержденного приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 28.12.2015 N 589/944/пр (далее - Порядок), единый лицевой счет - это уникальный идентификатор, представляющий собой цифровой и (или) буквенный и (или) символьный код в системе помещения лица, которое пользуется на праве собственности или ином законном основании помещением и за которое данное лицо в соответствии с жилищным законодательством обязано вносить плату (далее - потребитель). Он формируется ГИС ЖКХ автоматически и идентифицирует в совокупности следующие сведения: информацию о помещении и информацию о потребителе, на которого законодательством возложена обязанность по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги. С 1 июля 2017 г. единый лицевой счёт входит в состав обязательной информации, необходимой для внесения платы за занимаемое потребителем помещение (пп. 2.1 п. 124 Порядка).
Платежный документ на бумажном носителе или в электронной форме выполняет иные функции. Он применяется для информирования потребителя о начисленной плате за коммунальные услуги, внесения потребителями платы за иные услуги и выполненные для них работы в соответствии с договором, заключенным между потребителем и исполнителем коммунальных услуг, доведения до потребителей уведомительной и справочной информации, указание которой предусмотрено Правилами, и т.п. (п.п. 3, 4 Методических рекомендаций).
Соответственно, внедрение ГИС ЖКХ, на наш взгляд, не освобождает исполнителей коммунальных услуг от предоставления потребителям платежных документов, являющихся основанием для оплаты этих услуг, на бумажном носителе или в электронной форме (по согласованию). Не имея платежного документа с указанием соответствующей суммы и реквизитов для оплаты, потребитель коммунальных услуг лишен возможности своевременно проверить выставленные счета, лишен права выбора способа оплаты, а также лишен возможности произвести оплату коммунальных услуг иным способом, чем нарушаются его права, как потребителя (ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей"). В этой связи обратите внимание на судебную практику: решение Арбитражного суда Самарской области от 21.11.2016 по делу N А55-9507/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 22.03.2017 по делу N 33-3065/2017, решение Железнодорожного районного суда г. Воронежа Воронежской области от 09.02.2016 по делу N 2-379/2016, апелляционное определение СК по гражданским делам Ростовского областного суда от 14.04.2015 по делу N 33-5481/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 05.03.2015 по делу N 33-1002/2015. К тому же не все потребители имеют возможность пользоваться электронными ресурсами. Так, например, Левобережный районный суд г. Воронежа, обязывая исполнителя направлять потребителям платежные документы, исходил из того, что исполнитель не подтвердил наличие у потребителя технической возможности использования платежного документов в электронной форме, размещенного в системе (решение Левобережного районного суда г. Воронежа Воронежской области от 11.03.2016 по делу N 2-94/2016).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
9 июня 2017 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.