Оптимизация технологии складской переработки грузов на базе экономических критериев
Ю.В. Пересветов,
канд. техн. наук, доцент
кафедры экономики и управления
на транспорте ФГБОУ ВО "Московский государственный
университет путей сообщения императора Николая II"
Д.М. Вдовин,
магистрант кафедры экономики и управления
на транспорте ФГБОУ ВО "Московский государственный
университет путей сообщения императора Николая II"
И.В. Качалин,
магистрант кафедры экономики и управления
на транспорте ФГБОУ ВО "Московский государственный
университет путей сообщения императора Николая II"
Журнал "Аудитор", N 5, май 2017 г., с. 56-59.
Экономически эффективная организация технологии складской переработки грузов требует детального учета всех операционных затрат, при этом объектом учета затрат являются отдельные технологические операции на грузопотоке. Для оценки удельной стоимости технологических операций идеально подходит метод ABC (Activity based costing), который был разработан как инструмент управления процессами предприятия на основе затратного подхода.
Согласно методу АВС, все текущие затраты, связанные с выполнением технологических операций, переносятся на объекты затрат. Однако объекты затрат могут участвовать в различных технологических операциях, поэтому вклад объектов затрат в различные технологические операции учитывается с помощью драйверов затрат.
При оптимизации технологии работы склада при заданных значениях удельных себестоимостей технологических операций и с учетом факторов влияния на затраты необходимо так организовать движение материальных складских потоков, чтобы при заданном складском грузообороте минимизировать общие складские затраты. Эта задачу предлагается решать с использованием методов линейного программирования.
Для оптимизации технологии складской переработки грузов необходимо:
- описать технологический процесс складской грузопереработки с выявлением всех технологических операций и их взаимосвязей;
- выявить объекты затрат по каждой технологической операции и оценить драйверы объектов затрат;
- оценить удельную себестоимость каждой технологической операции;
- формализовать оценку общих складских затрат в виде задачи линейного программирования, где переменными значениями являются факторы влияния;
- оценить оптимальные значения факторов влияния путем решения задачи линейного программирования стандартным симплекс-методом;
- выработать рекомендации по изменению технологии работы склада с целью сокращения общих складских затрат при заданном грузообороте.
Типовая схема движения грузопотока склада представлена на рис. 1.
/----------------------------------------------\
| Участок разгрузки |
\----------------------------------------------/
| |
| |
/----------+--------------------------------+------------\
| | | |
| | Зона хранения | |
| | | |
| | |
| /---------------------\ | |
| | Участок приемки | | |
| \---------------------/ | |
| |
| /---------------------------------------------\ |
| | Участок хранения | |
| \---------------------------------------------/ |
| | |
| /------------------------------\ | |
| | Участок комплектования | | |
| \------------------------------/ | |
| | | |
\--------+------------------------------------+----------/
/-------------------------------------------------\
| Участок погрузки |
\-------------------------------------------------/
Рис. 1. Схема движения грузопотока склада
Приведем перечень технологических операций по переработке грузопотока склада с выделением объектов затрат:
Операция 1: подача транспортного средства с грузом на участок разгрузки.
Объекты затрат операции 1: водитель транспортного средства, транспортное средство.
Операция 2: проверка исправности транспортного средства, наличия и состояния пломб, закруток.
Объекты затрат операции 2: заведующий складом, мастер участка.
Операция 3: проверка сопроводительных документов.
Объекты затрат операции 3: заведующий отдельным складом, товаровед.
Операция 4: механизированная разгрузка транспортных средств с укладкой груза в зоне хранения.
Объекты затрат операции 4: водитель автопогрузчика, автопогрузчик.
Операция 5: ручная разгрузка транспортных средств с укладкой на поддоны. Объекты затрат операции 5: грузчики.
Операция 6: перемещение поддонов с грузом автопогрузчиками из участка разгрузки в зону хранения склада с укладкой.
Объекты затрат операции 6: водитель автопогрузчика, автопогрузчик.
Операция 7: проверка поступившего товара по количеству и качеству.
Объекты затрат операции 7: заведующий складом, товаровед.
Операция 8: перемещение грузов автопогрузчиками в зоне хранения склада с укладкой.
Объекты затрат операции 8: водитель автопогрузчика, автопогрузчик.
Операция 9: перемещение грузов грузчиками в зоне хранения склада с укладкой.
Объекты затрат операции 9: грузчики.
Операция 10: хранение ТМЦ.
Объекты затрат операции 10: заведующий складом, кладовщик, площадь зоны хранения склада, освещение, отопление, водоснабжение, водоотведение.
Операция 11: комплектование грузовых единиц, содержащих ассортимент товаров, подобранный в соответствии с заказами.
Объекты затрат операции 11: кладовщик, грузчики.
Операция 12: подача транспортного средства под загрузку на участок погрузки.
Объекты затрат операции 12: водитель транспортного средства, транспортное средство.
Операция 13: механизированная отборка груза из зоны хранения автопогрузчиками с последующей укладкой в транспортное средство.
Объекты затрат операции 13: заведующий складом, водитель автопогрузчика, автопогрузчик.
Операция 14: ручная отборка груза с укладкой на поддоны для последующей доставки на участок погрузки.
Объекты затрат операции 14: кладовщик, грузчики.
Операция 15: ручная укладка груза с поддонов в транспортное средство.
Объекты затрат операции 15: заведующий складом, грузчики.
Далее перечислим самостоятельные объекты затрат, которые имеют место в технологических операциях, связанных со складской переработкой грузов:
Объект затрат 1: водитель транспортного средства.
Объект затрат 2: транспортное средство.
Объект затрат 3: заведующий складом.
Объект затрат 4: мастер участка.
Объект затрат 5: товаровед.
Объект затрат 6: водитель автопогрузчика.
Объект затрат 7: автопогрузчик.
Объект затрат 8: грузчик.
Объект затрат 9: кладовщик.
Объект затрат 10: площадь зоны хранения склада.
Объект затрат 11: коммунальные услуги (освещение, отопление, водоснабжение, водоотведение).
Матрица драйверов объектов затрат представлена в табл. 1.
Таблица 1
Драйверы объектов затрат
Операции | Объекты затрат | ||||||||||
Объект затрат 1 | Объект затрат 2 | Объект затрат 3 | Объект затрат 4 | Объект затрат 5 | Объект затрат 6 | Объект затрат 7 | Объект затрат 8 | Объект затрат 9 | Объект затрат 10 | Объект затрат 11 | |
Операция 1 | |||||||||||
Операция 2 | |||||||||||
Операция 3 | |||||||||||
Операция 4 | |||||||||||
Операция 5 | |||||||||||
Операция 6 | |||||||||||
Операция 7 | |||||||||||
Операция 8 | |||||||||||
Операция 9 | |||||||||||
Операция 10 | |||||||||||
Операция 11 | |||||||||||
Операция 12 | |||||||||||
Операция 13 | |||||||||||
Операция 14 | |||||||||||
Операция 15 |
Эти драйверы отражают степень участия объектов затрат в различных операциях.
Для оценки удельных себестоимостей вышеперечисленных технологических операций используются следующие исходные данные:
- заработная плата участников операции;
- начисления на заработную плату (страховые вносы);
- затраты на топливо, ремонт и амортизацию транспортных средств - участников операции;
- затраты на топливо, ремонт и амортизацию автопогрузчиков - участников операции;
- затраты на коммунальные услуги;
- драйверы объектов затрат.
Факторами влияния на складские затраты являются:
- А1 - доля грузов (в процентах), подлежащих механизированной разгрузке с укладкой груза в зоне хранения склада;
- А2 - доля грузов (в процентах), подлежащих разгрузке с участием грузчиков;
- A3 - доля грузов (в процентах), отобранных при комплектации заказов механизированным способом;
- А4 - доля грузов (в процентах), отобранных при комплектации заказов с участием грузчиков;
- А5 - доля грузов (в процентах), хранимых в зоне хранения склада;
- А6 - доля грузов (в процентах), подлежащих механизированной отгрузке с укладкой груза в транспортное средство;
- А7 - доля грузов (в процентах), подлежащих отгрузке с участием грузчиков.
Суммарные годовые затраты на переработку грузов склада () могут быть оценены по формуле:
;
где: G - годовой грузооборот склада; ; (i =1, ..., 7) - значения удельных себестоимостей технологических операций.
Следовательно, для оценки численных значений факторов влияния, минимизирующих годовые затраты на переработку грузов склада, необходимо решить задачу линейного программирования вида:
А1 + А2 = 100
А3 + А4 = 100
А6 + А7 = 100
Данная задача относится к классу задач линейного программирования и решается стандартным симплекс-методом, реализованным в Microsoft Office Excel. Результатом решения задачи являются оптимальные значения факторов А1*, А2*, А3*, А4*, А5*, А6*, А7*, обеспечивающие минимально возможные затраты на организацию материальных потоков. Остается только изменить технологический процесс грузопереработки в соответствии с полученными оптимальными значениями факторов влияния.
Литература
1. Друри К. Управленческий и производственный учет. - М.: Юнити-Дана, 2002.
2. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - 2-е изд. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1999.
3. Пересветов Ю.В. Управление материальными ресурсами. Логистические принципы: учебник для вузов ж.-д. транспорта. - М.: ГОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2007.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "АУДИТОР"
Выпускается с 1994 года.
Издатель: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М"
Адрес: 127282, г. Москва, ул. Полярная, д. 31В, стр. 1
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-61681 от 07.05.2015