Комментарий к письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.03.2017 N ОГ-Д28-3105
А. Гусев,
к.п.н.,
редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 6, июнь 2017 г., с. 8-10.
Закон о контрактной системе*(1) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части планирования закупок товаров, работ, услуг, определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения гражданско-правового договора (контракта), предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, особенностей исполнения контрактов, мониторинга закупок, аудита и контроля.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в заключаемый по результатам проведения процедур размещения заказов контракт (договор) включается обязательное условие о порядке и сроках: оплаты товара, работы или услуги; осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям контракта; оформления результатов этой приемки.
Особенности проведения закупок бюджетными учреждениями установлены ст. 15 Закона о контрактной системе. В силу указанной статьи бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств согласно требованиям Закона о контрактной системе.
Бюджетные учреждения вправе не применять положения Закона о контрактной системе:
- в отношении грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в установленном Правительством РФ порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не предусмотрено иное;
- в случае, когда они выступают в качестве исполнителей по контракту при привлечении на основании договора в ходе исполнения названного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, которые необходимы для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
- в отношении средств, полученных от физических, юридических лиц при осуществлении иной приносящей доход деятельности (за исключением средств, полученных за оказание медицинской помощи по ОМС).
Чтобы бюджетные учреждения могли не применять Закон о контрактной системе в перечисленных выше случаях, им нужно:
- разработать положение о закупках в соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ);
- опубликовать его до начала года на официальном сайте РФ, на котором приводится информация о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В этом случае в отношении организации закупок за счет вышеперечисленных средств бюджетное учреждение будет руководствоваться поименованным положением.
Принятое решение об осуществлении закупок на основании разработанного и размещенного на официальном сайте положения о закупках или Закона о контрактной системе не может быть изменено в текущем году.
В силу п. 43 Постановления от 30.12.2016 N 1551 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Постановление N 1551) учредители федеральных бюджетных учреждений обязаны обеспечить включение указанными учреждениями при заключении ими контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг условий об авансовых платежах в объеме, не превышающем размеры авансовых платежей, установленные в соответствии с бюджетным законодательством РФ для получателя средств федерального бюджета. Таким образом, в 2017 году федеральные бюджетные учреждения при установлении авансовых платежей обязаны руководствоваться нормами Постановления N 1551.
При этом в силу п. 42 Постановления N 1551 бюджетные учреждения не вправе предусматривать авансовые платежи при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке отдельных товаров, оказании отдельных услуг, включенных в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 14.03.2017 N 455-р "Об утверждении перечня товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи".
Вместе с тем, по мнению Минэкономразвития, высказанному в комментируемом Письме от 20.03.2017 N ОГ-Д28-3105, предусмотренные Постановлением N 1551 для получателей бюджетных средств предельные размеры авансовых платежей, которые согласно п. 42 и 43 Постановления N 1551 распространяются на федеральные бюджетные учреждения, применяются при заключении такими учреждениями договоров (контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные требования не распространяются на случаи заключения федеральными бюджетными учреждениями договоров на закупку товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона N 223-ФЗ за счет средств от приносящей доход деятельности.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"