Комментарий к письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 21.03.2017 N Д28и-1222
А. Гусев,
к.п.н.,
редактор журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 6, июнь 2017 г., с. 12-15.
В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, а профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Профессионализм заказчика в ст. 9 Закона о контрактной системе*(1) указан как один из принципов контрактной системы.
В силу ч. 1 ст. 38 Закона о контрактной системе бюджетные учреждения, совокупный годовой объем закупок которых превышает 100 000 000 руб., создают контрактные службы. Согласно ч. 3 ст. 38 контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 29.10.2013 N 631. В силу данного приказа контрактная служба создается одним из следующих способов:
- путем создания отдельного структурного подразделения;
- путем утверждения учреждением постоянного состава работников, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.
В свою очередь, руководитель учреждения, совокупный годовой объем закупок которого не превышает 100 000 000 руб. и у которого отсутствует контрактная служба, обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, - контрактного управляющего. Надо учитывать, что Закон о контрактной системе не ограничивает количество должностных лиц, ответственных за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта, из чего следует, что в случае необходимости заказчик имеет право назначить нескольких контрактных управляющих с возложением на каждого из них определенных функций и полномочий. При этом возложение функций контрактного управляющего на работника заказчика должно осуществляться с соблюдением требований Трудового кодекса.
Напомним, что до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим могло быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе).
В свою очередь, начиная с указанной даты работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе).
При этом отсутствие у работника контрактной службы соответствующего образования в сфере закупок не является основанием для его освобождения от занимаемой должности.
Пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 01.07.2013 N 499, установлено, что формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации - 16 часов, а освоения программ профессиональной переподготовки - 250 часов.
С учетом изложенного работником контрактной службы может являться специалист, имеющий диплом о высшем образовании по любой специальности, или специалист, имеющий любое среднее профессиональное образование и прошедший дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок. При этом работниками контрактной службы могут быть только работники заказчика (государственного (муниципального) учреждения). В случае несоблюдения указанных обязательных требований законодательства к квалификации руководитель учреждения может быть привлечен к административной ответственности согласно ст. 5.27 КоАП РФ.
Вместе с тем необходимо отметить, что приказами Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625н и 626н утверждены профессиональные стандарты "Эксперт в сфере закупок" и "Специалист в сфере закупок", определяющие профессиональные требования к таким работникам. Стандарты разработаны во исполнение ст. 195.1 ТК РФ и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный Законом о контрактной системе. Например, согласно Приказу N 625н работник контрактной службы должен иметь среднее профессиональное образование, а также дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Напомним, что порядок применения профессиональных стандартов государственными (муниципальными) учреждениями определен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584 "Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности". Согласно указанному документу учреждения не позднее 01.01.2020 обязаны осуществить поэтапный переход на применение профстандартов на основе разработанных планов.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"