Жертвы роста. Последний сытый день пенсионера
Н. Вардуль
Газета "Финансовая газета", N 21, июнь 2017 г., с. 3.
На ПМЭФ перспективы российской экономики выглядят захватывающе таинственными. Зовущими. Инновации, высокотехнологичный экспорт, цифровые технологии. Это витрина экономической политики. Но есть и кухня, там все совсем иначе. Дверь на кухню приоткрыло Минэкономразвития своим макропрогнозом-2035. Зовущего там гораздо меньше.
Минэкономразвития против Всемирного банка
Макропрогноз от Минэкономразвития - это больше, чем прогноз, это и есть попытка решить задачу выведения экономики на траекторию роста с темпами выше среднемировых. Главное - найти алгоритм решения задачи или определить локомотив роста.
Претендентов на эту роль совсем немного. Цены на нефть в прошлом. Потребительский спрос, как считают в Минэкономразвития, с этой задачей не справится. Хотя во Всемирном банке, например, придерживаются прямо противоположной позиции. В недавнем прогнозе российской экономики, подготовленном ВБ, говорится: "Ожидается, что улучшение динамики потребления станет источником роста в 2017-2019 гг. Мы ожидаем продолжение замедления потребительской инфляции до уровня несколько ниже 4% к концу 2017 г. и ее стабилизацию вблизи 4% в 2018-2019 гг. Более низкая инфляция поддержит реальный уровень зарплат, которые станут основным источником роста реальных доходов населения, поскольку пенсии будут индексироваться на уровень инфляции. По мере восстановления экономики улучшение потребительских настроений, рост зарплат в реальном выражении и улучшение условий кредитования обеспечат рост потребительских расходов населения на 1,8% в 2017 г. и 2,5% в 2018 и 2019 гг.".
По-моему, достаточно убедительно. По крайней мере, становится понятно, что титанические усилия ЦБ, поддержанные сильным рублем, по снижению уровня инфляции имеют самое прямое отношение к перспективам роста.
Минэкономразвития, вероятно, считает, что цепочка: снижение инфляции - рост реальных доходов и потребительского спроса оборвется в долгосрочной перспективе макропрогноза. Возможно. Но тогда, может быть, стоило раздробить макропрогноз на некие периоды, на каждом из которых в силу специфики этого периода был бы свой локомотив роста или их комбинация. Но Минэкономразвития ищет универсальный источник роста.
Бюджетные приоритеты
Такой универсальный источник роста найден в увеличении численности занятых, повышении инвестиционной активности и производительности труда. Другими словами, объединены все источники роста, кроме внешних и потребительского спроса. Здесь и экстенсивные (расширение числа занятых) и интенсивные факторы (рост производительности труда). Причем ключ - рост числа занятых.
Этот рост весьма странен. Он происходит за счет тех, кто сегодня считаются ограниченно трудоспособными, за счет людей, достигших пенсионного возраста. Этот возраст предлагается увеличить.
Сразу возникает вопрос: неужели именно эти "новые занятые" обеспечат рост производительности труда, что требует постоянного повышения уровня знаний, они привлекут новые инвестиции? Что-то здесь не сходится.
По сути, новые старые занятые - это ключ не столько к новому экономическому росту, сколько к решению бюджетных проблем. Что вовсе не одно и то же.
Почему в росте занятости выпячивается увеличение пенсионного возраста, а, скажем, не профессиональное обучение трудовых мигрантов, число которых явно не уменьшится? Ответ очевиден. На обучение нужны деньги, а на увеличение возраста выхода на пенсию от бюджета не требуется ничего, наоборот, сократится трансферт Пенсионному фонду. Помощи в трудоустройстве новых старых занятых Минэкономразвития не предлагает.
Логика понятна, только причем здесь экономический рост? И вообще, почему подобные предложения исходят из Минэкономразвития, а не из Минфина?
Сначала сбор социальных взносов от соответствующих фондов перешел к налоговикам. Потом случился фейерверк предложений по сокращению ставки социальных взносов при компенсирующем росте ставки НДС. Застрельщиком здесь, кстати, опять выступило Минэкономразвития, а не Минфин. Предложения правительством пока не приняты, но контроль за социальными фондами прямо предлагается передать Минфину. Бюджет практически поглощает эти фонды. И вот последняя инициатива: увеличение пенсионного возраста и использование высвобождающихся средств не на пенсии тем пенсионерам, которые свое выработали, а на совсем другие сугубо бюджетные цели. Логика прежних пенсионных реформ сломлена. Однако никакой уверенности в том, что увеличение возраста выхода на пенсию станет фактором экономического роста, нет.
Новое социальное расслоение
Логика Минэкономразвития может быть в том, что экономия на трансферте Пенсионному фонду развяжет руки бюджету для поддержки экономического роста. Она подкрепляется тем, что предлагается сократить долю средней пенсии к средней зарплате: с текущих 35% до 22%.
Последовательно. Но есть в этом что-то глубоко антигуманное. Получается, что источником роста (пока только обещанного) становится реальное сокращение и без того полунищенских доходов тех, кто отработал сколько мог, после чего оказался в состоянии едва оплачивать услуги ЖКХ, один на один со старостью и болезнями.
Я знаю аргументы о том, что даже нынешняя пенсионная система непосильна для экономики. Но еще я знаю, что есть большая разница между ситуацией, когда ресурсов на что-то не было и нет, и ситуацией, когда отнимается то немногое, что было. Если вспомнить политическую активность пенсионеров и то, что им нечего терять, что они доказали, протестуя против монетизации льгот, то предложения Минэкономразвития политически весьма рискованны.
Если же вернуться к сугубо экономической логике, то пока новые средства, которые получает бюджет, идут вовсе не на поддержку экономики. Последний пример: в конце мая Минфин предложил за счет дополнительных нефтяных доходов увеличить расходы бюджета на 361,8 млрд руб., приоритетными получателями дополнительных средств стали силовики, здравоохранение получит дополнительно всего 1,8 млрд руб., а программа социальной поддержки граждан и вовсе будет урезана почти на 400 млн руб. за счет снижения пособий по беременности и родам, а также выплат семьям погибших военнослужащих и "чернобыльцам".
Решив, что рост потребительского спроса не локомотив, власти устранились от его поддержки, переадресовав все работодателям. По сути, локомотив так и не нашли. Жертва пенсионерами рост вряд ли поддержит.
Примечание. Мнение
Н. Орлова, Альфа-банк
Согласно прогнозу Минэкономразвития до 2035 г. рост российской экономики будет происходить за счет увеличения численности занятых (в том числе за счет повышения пенсионного возраста), роста инвестиционной активности и повышения производительности труда. Тем не менее, восстановление инвестиционной активности пока проблематично, так как, во-первых, Россия все еще находится под действием санкций, что ограничивает доступ страны к новым технологиям, и, во-вторых, рост доходов населения и соответственно потенциальный спрос будут ограничены в этот период.
По прогнозу Минэкономразвития, только в 2022 г. реальные доходы населения достигнут уровня 2013 г., тогда как пенсии к 2035 г. все еще будут на 4% ниже уровня 2013 г. Таким образом, с учетом подобных ограничений и без структурных реформ в экономике, прогноз экономического роста на 3,5% может оказаться слишком оптимистичной оценкой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.